221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и приемы обучения продуктивной деятельности

Методы и приемы обучения продуктивной деятельности

Сетевое сообщество

Методы и приемы, используемые на занятиях

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

— распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

— за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

— репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

— ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

— планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

— учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

— высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

— Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

— Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

— Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

— Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

— предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

— после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

— через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

— после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития от 2 лет

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

— Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

— Метод моделирования и конструирования

— Решение логических задач

— Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

— Игровые и воображаемые ситуации

— Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

— Элементы творчества и новизны

— Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

— Эмоциональная насыщенность окружения

— Мотивирование детской деятельности

— Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

— Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее)

— Проблемные ситуации и задачи

— Неясные знания (догадки)

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Продуктивные и репродуктивные методы обучения

Начало ХХ века было периодом активного внедрения исследовательских методов обучения в массовую образовательную практику. Специалисты того времени максимально широко трактовали содержание понятие «исследовательский метод обучения» («метод исканий»). Они рассматривали его как главный и универсальный способ обучения. При этом толковали его очень широко. В итоге он растворял в себе репродуктивные методы обучения, необходимые в образовании, и терял свою специфичность. В настоящее время, решая проблему внедрения исследовательского метода в образовательную практику, необходимо более строго очерчивать его границы, а это можно сделать, только рассмотрев его в сопоставлении с методами противоположными – репродуктивными.

Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные и репродуктивные методы обучения. Подобные подходы к классификации существенно упрощают общую картину явления, а потому очень уязвимы и часто подвергаются критике, ведь они, по сути, рассматривают явление в черно-белом варианте, а жизнь, как известно, многократно богаче. Но нам на данном этапе рассмотрения необходимо это упрощение, оно позволит яснее понять суть проблемы.

Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:

· объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);

· частично поисковый (эвристический);

Эти методы авторы делили, в соответствии с вышеназванной дихотомией, на две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение – промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

Читать еще:  Методика художественно эстетического развития дошкольников

Репродуктивные методы

К группе репродуктивных можно отнести два метода: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог разными средствами сообщает детям готовую информацию. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Продуктивные методы

Их выделяют два – частично-поисковый и исследовательский.

Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод – что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.

Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны специалистов. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это – наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть столь развиты.

Система методов обучения продуктивным видам деятельности дошкольников

Методы (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.)

Информационно – рецептивные (объяснительно – иллюстративные)Репродуктивные (воспроизведение чего-либо)Частично поисковый. Исследовательский
беседы, наблюдение, обследование, обследование, образец и т.д. Это знаниевые компоненты.Упражнения и практические работы, рассказ по образцу Относятся к умениям и навыкамПроблемное изложение Это всё, что связано с творчеством (Красная Шапочка пришла и попросила сделать крепкую корзинку для пирожков)

8. Нетрадиционные приёмы рисования как средство развития творческого воображения.

Рисование- это вид деятельности, способствующий развитию творческой активности, воображения и других индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста. Нетрадиционные приемы рисования создают у детей ощущения творческой свободы, развивают не только творческие, но и изобретательские способности. Дети используют сочетание различных приемов иногда случайно, иногда умышленно. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д. ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

1. Рисование свечой (рисуется или контур или сплошь с лева на право).

2. Монотипия ( цветные пятна изображаются на одной половине листа, их количество может быть любым, при складывании листа пополам и посредством круговых разглаживаний пальцами руки на второй половине листа получается идентичное изображение).

3. Волшебные нитки.

4. Кубизм ( отображение мира в виде геометрических фигур).

5. Фроттаж (на картонные подкладки накладывается лист бумаги, насыпается крошка стержня от 2-3 цветных карандашей, затем крышкой или галькой рисуем круговыми движениями по крошке карандаша).

6. Графическая музыка ( закрыть глаза, включить музыку, проводить различные линии).

7. Пуантилизм ( пальцевая живопись).

9. Пластилиновая живопись.

10. Рисование на смятой бумаге.

11. Рисование смятой бумагой.

12. Граттаж ( процарапывание).

13. Линогравюра (оттиск, полученный приемом наложения листа бумаги на картонные фигурки, покрытые краской и приклеенные на другом листе).

14. Рисование на мокрой бумаге.

15. Коллаж (соединение различных картинок, иллюстраций, ткани, и др. в общую композицию).

9. Способы и приёмы обучения лепке

Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Задачи:

1.Вооружение детей изобразительными и техническими умениями

2.Формирование точности движений рук и глазомера, конструктивных способностей, способности к анализу, зрительных восприятий, воображения и памяти.

3.Создание интереса к данному виду деятельности и развитие детского творчества.

Ребёнок осознаёт различные свойства пластичного материала, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов.

Способы лепки:

Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей. Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь)

При изготовлении птиц, животных, людей используют приём рельефной лепки: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.

— разминание (обучение с первой младшей группы)

— раскатывание на плоскости ладонью

— раскатывания под углом и в вертикальном положении рук (обучение со второй младшей группы)

— оттягивание (обучение со средней группы)

— заострение шарика, колбаски

Вспомогательные материалы для лепки:

— дощечки для лепки

— стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

— каркасы (палочки разной длины и толщины, делающие фигуру устойчивой)

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

    Диана Малыгина 2 лет назад Просмотров:

1 Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности

Читать еще:  Методы семейного воспитания

2 Метод обучения система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

3 Система общедидактических методов обучения Информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Эвристический метод Исследовательский метод.

4 Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой готовой информации. Он состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а дети слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

5 В информационно рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя. беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово.

6 Репродуктивный метод направлен на закрепление, уточнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Неоднократное воспроизведение способов деятельности позволяет не только применять, но и углублять лежащие в их основе знания, отчасти расширять и тем самым обеспечивать их прочное усвоение.

7 Репродуктивный метод это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках, раскрасках; выполнение формообразующих движений рукой.

8 Эвристический метод направлен на проявление детьми самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Данный метод, по мнению специалистов, не может быть использован в обучении детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: он применим только лишь для учащихся старших классов.

9 Эвристический метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач, организация поисковой, творческой деятельности учащихся.

10 Метод проблемного изложения материала. Проблемный метод ставит своей целью развитие эвристических умений учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. Это организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить и творчески усваивать знания.

11 Методы обучения изобразительной деятельности Под методами обучения изобразительной деятельности и конструирования понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного учебной программой.

12 Дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (аппликация, конструирование, лепка, рисование и т.п.). В связи с этим, применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, практические методы.

13 Наглядные методы обучения Наглядные методы обучения это способы целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами. К ним относятся: натура, наблюдение, рассматривание предмета (обследование), показ картины, показ способов изображения и способов действия.

14 Рассматривание предмета (обследование) целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения, т.е. смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

15 Структура обследования Первый этап целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстетическое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. Второй этап аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

16 Примерная последовательность анализа предмета такова: выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение; определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (например, почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов); определяют положение этой части в пространстве (почему у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других стройный); выделяют другую (достаточно крупную) часть и выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной; выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой; обращается внимание на детали. По возможности особенности формы, строения, положения в пространстве, цвета объясняются функциональным назначением предмета или условий жизни, обитания животного.

17 Третий этап предполагает повторное целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

18 Требования к наблюдению, как ведущему наглядному методу обучения Целенаправленность наблюдения это восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности. Эмоциональность восприятия. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

19 Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним состоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную.

20 Повторность наблюдений. В процессе неоднократных наблюдений дети смогут увидеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

21 Приемы обучения Прием обучения это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются педагогом в ходе практической работы для привлечения внимания детей, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

22 Игровые приемы обучения определяются как ситуации, состоящие из игровых действий, разработанные педагогом с у чётом знаний и интересов воспитанников и способствующие решению дидактических и творческих задач путем создания игровых мотивов деятельности детей на занятии (Григорьева Г.Г., 1983).

23 Условно выделены две игровых приёмов: большие группы 1. сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр. Прием обыгрывания предметов и игрушек; Прием обыгрывания изображения; 2. сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector