221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и средства нравственного воспитания дошкольников

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

Читать еще:  Методы и формы нравственного воспитания дошкольников

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Средства нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.

Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.

Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.

Система средств воспитания нравственности

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.

Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.

Основными средствами являются:

  • художественные средства;
  • окружающая живая и неживая природа;
  • собственная деятельность;
  • общение;
  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.

Методы нравственного воспитания

Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:

  1. методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
  2. методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
  3. Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.
Читать еще:  Методика обучения обратному счету

Возрастные особенности

При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.

  • Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
  • В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
  • Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.

Семья – основа воспитания нравственности

Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.

В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.

Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.

Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.

Игра – универсальная форма воспитания

Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.

Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.

Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.

Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Важная особенность сказок – образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.

Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.

Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Портал педагога

Автор: Ильина Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ,Детский сад№38
Населённый пункт: город Белово,Кемеровской области
Наименование материала: Доклад
Тема: «Основные средства духовно–нравственного воспитания дошкольников»
Дата публикации: 22.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№38 Беловского городского округа

«Основные средства духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Основные средства духовно-нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение

нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного

воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное

отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям,

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать

отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые

препятствуют формированию личности ребенка. Важную роль играет

воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе

общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь,

учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от

отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он

испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не

получает одобрения. Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость

являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников.

Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита. Наглядным

примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны

помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать,

подбадривать и радовать. В процессе нравственного воспитания

дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и

Читать еще:  Зоны развития по методике марии монтессори

справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр,

познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает

патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям

различных вероисповеданий и национальностей. При нравственном

воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание

осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и

стремиться к нравственному содержанию действий. Нравственное

дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои

поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к

справедливости, дружбе, состраданию и добру. Эффективное нравственное

воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс

получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Нравственное

воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций,

развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. С

нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда,

в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к

окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при

воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных

оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и

положительными поступками. Эффективного нравственного воспитания

дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны

действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность,

можно использовать примеры из художественных произведений и реальной

жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие,

развитие способности к эмпатии. При нравственном воспитании можно

использовать различные средства, в том числе художественные, природные,

музыкальные и т.д.

К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино

и т.д.), которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и

событий; природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание

помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность

личности ребенка; трудовые и игровые средства, которые являются основой

практики нравственного поведения; социальная и семейная атмосферы,

которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью,

поддержкой и заботой.

Основные средства духовно- нравственного воспитания дошкольников

Художественные средства- художественная литература,

изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств

очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к.

способствует эмоциональной окраски познаваемых моральных

Природа- она даёт возможность вызвать у детей гуманные чувства

,желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи, защите,

способствует формированию у ребёнка уверенности в себе.

Собственная деятельность детей- это игра, труд, учение, общение.

Повседневная деятельность дошкольников – это обучение, игра,

детское творчество, труд- имеет свои особенности как функция

нравственного воспитания. У неё большое практическое значение ,так

как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на

ребёнка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми .

Атмосфера в которой воспитывается ребёнок . Только в условиях

атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания,

человечности можно вырастить полноценную личность, дать

возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребёнке

способностей и талантов.

Окружающая ребёнка обстановка . Окружение(семья, педагоги,

воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на

формирование его моральных установок. Окружающая ребёнка

обстановка становится средством воспитания чувств, представлений,

Вся работа по данной теме строилась по принципу от простого к сложному. В

начале года работа велась по теме «Семья»,согласно календарно-

Родителям предложили оформить своё генеалогическое дерево, по которому

дети с удовольствием рассказывали о том ,кто на нём изображён. Все люди

рано или поздно начинают задумываться о своих корнях. Потому что

сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших

родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают

ощущение единства у детей, учат их понимать гордиться Родиной и

собственной семьёй. Родители проявили творчество и оформили его в самых

разных видах: «Кораблик», «Дерево жизни», «Клумба цветов».

Ромы С, Ксюши К, Тимофея П. изготовили кормушки в виде деревянного

домика, из коробок и пластиковых бутылок. В течении всего года кормили

птиц, дети приносили, семечки, зерно, прививалось заботливое отношение к

На протяжении многих лет налажен тесный контакт с библиотекой .

Ежемесячно ведётся замена детской литературы, которую читаем вместе с

детьми в свободное время и перед сном как традиция.

По приглашению работников детской библиотеки на 6 апреля запланирована

экскурсия в библиотеку.

Ряд мероприятий прошёл по теме «Мой родной город». 16 февраля прошла

викторина «Расскажи о своём городе». Викторина показала хорошие знания

детей о том , что наш город Белово, почему его так назвали. А также название

посёлка и его улиц, достопримечательностей. Дети знают, что город славен

углём и угольной промышленностью. Через беседы, рассматривание картин,

открыток, иллюстраций , просмотор видеофильмов дети хорошо запомнили,

что наша страна Россия и столица нашей родины Москва.,что это город-

Через средства художественной литературы знакомили с творчеством

писателя К.Чуковского, С.Я. Маршака, а используя аудио и видео записи

знакомили с композитором П.И. Чайковским и его произведением «Времена

года». Свои знания о художественных произведениях дети отражали в

драматизациях, показывая сказки детям младшей группы «Репка», Маша и

К празднику « День защитника Отечества» подготовили и провели

спортивное развлечение «Смелые, сильные, ловкие»,с приглашением и

участием пап. А к 8 Марта мамы подготовили чаепитие, а дети для них

изготовили своими руками подарки и поздравления, открытки сотрудникам

детского сада. Наши дети знают название профессий сотрудников детского

сада и какую работу они выполняют, и уважительно относятся к труду

взрослых. Свои знания дети используют в игровой деятельности: в сюжетно-

ролевых играх «Дом», Семья», «Детский сад», «Библиотека», в

дидактических играх «Кому, что нужно для работы» , «Я и мой город»,

В результате средствами проведённой работы у детей сформировано:

доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к

старшим, взаимовыручка и взаимопомощь, любовь к родному краю, стране,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector