221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы исследования психического развития

Методы исследования психического развития человека

Наблюдение— преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время. Разновидностью наблюдения -самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.).
Биографический метод— использования его в отношении младенцев и не говорящих детей раннего возраста.
Экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.
эксперимента — естественный и лабораторный. В констатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующего психического качества или свойства. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Тренинги, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов.В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование (с целью диагностики или прогноза).
тестирование— краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.

Понятие и сущность процесса развития.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого к новому.

Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к изменению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Свойства псих.развития:
1. необратимость-способность к накапливанию изменений,надстраиванию новых над старыми.
2. Направленность- способность системы к проведению единой , внутренне взаимосвязанной линии развития.
3. Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Развитие как рост.понитие роста охватывает вес, объём, рост, длину, ширину.

Развитие как созревание – проц.внутреннего биологического развёртывания генетической программы.

Развитие как совершенствование- наличае цели и её достижение.

Развитие как универсальное изменение- все изменения особенно в личностной сфере, не могут быть универсальны (как у всех)

Развитие как качественное структурное изменение- между 2 качественными есть масса количественных изменений.

Развитие как изменение влекущее за собой новые изменения-лавинообразный характер.

Изменения в ходе развития:

Основные виды и сферы психического развития

Виды ПР:

1. Филогенез – от момента рождения до сегоднешнего состояния и другого развития человека

2. Антропогенез – от момента развития человека как вида и до сегодняшнего др развития

3. Онтогенез – начальная точка зачатия до смерти

4. Микрогенез – самая небольшая дистанция

5. Функционогенез – развитие какой-либо функции

Сферы ПР:

1. Психофизическая – развитие человека как индивида
Цель – достижение биологической зрелости

2. Когнитивная – развитие человека как субъекта практической и умственной деятельности
Цель – достижение им трудовой и умственной деятельно

3. Психосоциальная(личностная)
включает развитие: самосознание, эмоциональные, мотивационные потребности

Факторы развития.

Наследственность (Гегель) – происходит развёртывание генетической программы

Активность — человеку присуще изночально , способность человека к самополаганию ( Маслоу, Роджерс)

Обучение (Занков, Давыдов , Ольховский)

Принципы развития.

Принципы развития:

1) принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы;

2) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы;

3) принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры;

4) принцип цельности, как критерий развития функции.

первый принцип — без неустойчивости нет развития. Устойчивая — развиваться не

может, это ведёт к тупику.

Второй принцип — об условиях развития — приспособления к среде обитания. Генотип почти не изменился за сорок тысяч лет.

Третий принцип — развитие системы идёт от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции. Результат дифференциации — формирование новой автономной системы либо становление новых взаимоотношений . Интеграция — формирование новых связей между отдифференцировавшимися системами — централизация и иерархизация.

Показатели уровня системы:

1) количество входящих элементов (степень разнообразия);

2) количество уровней (степень иерархизации);

3) количество и разнообразие связей между элементами и уровнями.

Четвёртый принцип — цельность — интегральная, функциональная характеристика, связанная с единством цели и средств достижения. Цельность показывает меру связанности элементов целого (взрослый может подчинить своё поведение определённой цели (в отличие от ребёнка)).

Закономерности развития.

1.неравномерность и гетерохронность

3.сенсетивность (сенсетивные периоды развития чувств)

4.комулятивность(человк развивается и каждый слой результат предыдущего)

5.дивергентность / конвергентность (по мере развития усиливается избирательность развития)

Первая закономерность — неравномерность — это неодинаковость,непостоянство в развитии психических функций.

Гетерохромность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени физического развития отдельных функций и органов.

Каждая функция имеет фазу развития и спада. Развитие психических функций имеет колебательный характер. Показатели: темп, направленность, длительность происходящих изменений. Экспериментально установлено, что максимальная интенсивность колебаний падает в момент максимальных достижений. В хорошо развитых функциях — колебания чаще. За счёт этих колебаний система становится саморегулирующейся.

Гетерохромность связана с особенностями структуры. Чем нужнее та или иная функция для выживания организма, тем она быстрее созревает (пример, раньше у ребёнка созревает ориентация в пространстве, чем во времени; после двадцати пяти лет падает чувствительность к синему цвету, а жёлтый и зелёный – одинаков всю жизнь). Установлено, что максимальное развитие функций попадает на момент максимальных достижений. За счёт частых спадов и подъёмов система становится саморегулирующейся. Гетерохромность связана со сложностью структуры человека.

Вторая закономерность — развитие всегда проходит через кризис. Развитие характеризуется:

Третья закономерность — сенситивный период — наиболее благоприятный для развития психических функций. Ограничен во времени. Если сенситивный период упущен в дальнейшем психические функции, развиваются трудно. Сенситивный период хорошо изучен на животных.

Читать еще:  Методика обучения детей английскому языку

Четвёртая закономерность — чтобы результат развития каждой предшествующей стадии, включался в последующие определённым образом, трансформируется подготовка и качественное преобразование психики.

Пятая закономерность — дивергентность развития — многообразие, проявляющееся в ходе развития признаков и свойств действительности и способов развития на основе их дальнейшего постоянного расхождения.

Конвергенция развития — сходство, сближение, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов. Процесс развития включает две эти противоречивые тенденции.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1301 ;

Методы исследования психического развития человека

Выделяют две группы методов: неэкспериментальные и экспериментальные.

К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа (интервью), изучение индивидуальных случаев, анкетирование, тестирование, проективные методики, психофизиологические методы, метод контент-анализа.

Наблюдениепреднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системноанализировать психику развивающегося человека.

Наблюдение можно проводить в естественной обстановке и в лабораторных условиях. В первом случае выделяют естественное (включенное) наблюдение, во втором – структурированное. При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение (посредством скрытой камеры или зеркала Гезелла), что позволяет увидеть, демонстрирует ли он определенное поведение.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как, в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы исследования психического развития ребенка

1) Наблюдение — наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации.

2) Тестирование — воспроизведение и измерение психических способностей с помощью специальных заданий.

3) Лонгиттюдное исследование – длительное изучение одних и тех же детей в разных возрастах, измерение каких-то психических процессов через значительные промежутки времени и сравнение с данными предыдущего этапа. Это сравнение испытуемого с самим собой, анализ кардинальных скачков в индивидуальном развитии (напр., памяти, самооценки в 5-летнем и подростковом возрасте).

4) Комбинированный метод — неоднократное на протяжении времени когортное исследование 2-х и более групп индивидов, развивающихся в разное время.

5) Сравнительный метод — сравнение истории индивидуального развития с выявленными обще-возрастными закономерностями.

6) Стратегия срезов Гизелла — изучение развития психики методом специальных проб (корректурные пробы внимания, восприятия и т.д.). Суть: одновременное исследование испытуемых разного возраста, у которых замеряют определенные психические процессы в различных состояниях. Затем выделяют средние показатели для каждого возраста и строится идеальный график возрастного явления. Индивидуальные графики отражают соотношение идеального и реального развития.

7) Метод «стратегия сочетания наблюдения и эксперимента» (Эльконин). Напр., экспериментальное исследование детей в одном классе с помощью подготовленного наблюдателя, вхожего в детский коллектив.

Читать еще:  Развивающие игры по методике монтессори

8) Генетический метод — метод исследования развития психической функции (Л.С. Выготский). В лабораторных условиях моделируют развитие функции психики или способности ребенка, которой он до этого не обладал. Это стратегия экспериментального развития психических способностей как процесс формирования конкретной способности. Например, формирование способности к опосредованному запоминанию.

9) Проективные методики (рисуночные, словесные – описание картинок, задачи, ситуации с элементом неопределенности, а ребенок должен продолжить).

10) Анализ индивидуальных случаев — сочетание наблюдения и интервью.

3. Современное понятие развития. Терминологические проблемы: дифференциация понятий «развитие», «созревания», «рост»

Развитие (филос.) — всеобщее свойство материи и сознания, способность объекта к обязательным множественным и направленным качественным изменениям в результате прогрессивного накопления факторов, которые изменяют структуру изначально заданного, усложняя и усиливая функции.

Основные характеристики развития:

— качественные изменения есть суть развития;

— направленность изменений может быть разной (прогресс или регресс);

— преодоление накопившихся противоречий через кризис;

— кризисное разрешение противоречий может носить позитивный и негативный характер (дуализм).

Свойства процесса развития: необратимость; направленность; протяженность во времени; закономерность изменений, происходящих в развивающемся объекте; преодоление противоречий через кризис.

Развитие (психол.) — это процесс необходимо направленных, закономерных изменений в психике, необратимых и последовательных, приводящий к количественным, качественным и структурно-функциональным преобразованиям (А. Реан).

Понятие «развитие» дифференцируют от других понятий, обозначающих изменения.

Рост — процесс количественных изменений организма и психики, которые имеют конечный результат, оптимальную точку роста (высота роста, объем головы, груди, размер кисти руки и ступни ноги, пр.).

Созревание — процесс, зависящий от наследственных свойств индивида. Это последовательная программа изменений в строении и функций сенсорных органов и функциональных систем (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, иммунологической, эндокринной, половой и т. д.).

Рост и созревание — количественные процессы.

Развитие — качественное изменение, т.е. более высокоорганизованный процесс системных структурно-функциональных преобразований.

Принципиален вопрос о соотношении биологического роста и созревания со становлением психики — познавательной сферы и психологических свойств личности. Рост связан преимущественно с количественными изменениями (увеличение количества ткани ГМ и пр.). Развитие подразумевает качественные преобразования — изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Разделение роста и развития в психологии особенно сложно, т.к. становление психики тесно связано с ростом ее материального субстрата — ГМ.

Психическое развитие — это закономерное изменение психики во времени от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений к специфически дифференцированным, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Особенности развития психики — закономерная необратимость изменений и их направленность.

Основные признаки развития (Л.С. Выготский)

1. Дифференциация — расчленение на части ранее бывшего единым элемента (напр., разделение восприятия/внимания/памяти на непроизвольные и произвольные).

2. Появление новых сторон в самом развитии (напр., возникновение абстрактного, словесно-понятийного мышления).

3. Перестройка связей между сторонами объекта (напр., формирование зрительно-двигательной координации).

Общие закономерности психического развития в норме

1. Цикличность развития психики и поэтапность созревания психических функций:

а) сложная организация во времени;

б) наличие интенсивных (сензитивных, критических ) и относительно стабильных замедленных периодов формирования.

2. Гетерохропность — неравномерный темп психического развития:

а) активное созревание мозга в отдельные периоды жизни ребенка, т.е. изменение функций;

б) развитие отдельных функций психики на базе ранее сформированных (так, в раннем возрасте активно развивается восприятие и речь, где речь сопровождает восприятие, позже — речь перестраивает восприятие в произвольное);

в) психическое развитие сочетает процессы эволюции и инволюции (преобразование/отмирание).

г) объединение отдельных компонентов психики в системы межфункциональных связей (соотношение речи и мышления);

д) возрастная перестройка связей между психическими функциями и степень развития каждой функции через включение в систему межфункциональных связей.

3. Пластичность НС и способность к компенсации (чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его НС обладает высокими резервами пластичности и возможностями к компенсации).

4. Качественные и структурные преобразования психики (а не количественные изменения), которые зависят от обучения, воспитания и общения со взрослым.

5. Формирование и развитие психики проходит в различных видах деятельности.

6. Соотношение и взаимосвязь биологических и социальных факторов в процессе психического развития

Закономерно возникающий вопрос о границах и особенностях динамики психического развития ставит проблему типов развития.

4. Типы развития психики. Факторы развития психики

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2639 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

№ 4. Методы исследования психического развития человека

Наблюдениепреднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психику развивающегося человека.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как, в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Читать еще:  Концепция воспитания в современной россии

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.). Часто психологи пользуются методом обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано и форме биографического метода. В качестве самостоятельного метода наблюдение особой ценности не представляет, за исключением редких случаев использования его в отношении младенцев и не говорящих детей раннего возраста.

Уже более 100 лет в психологии действуют экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Напомним, что первые экспериментальные методики были разработаны именно для детей.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента — естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. В констатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий характер). Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются в тренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование (с целью диагностики или прогноза).

Большинство перечисленных методов является исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, деятельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нормативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диагностике, в которой широко используется тестирование — краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.

Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позволяет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-РF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее н плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector