221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы исследования развития ребенка

Основные методы изучения развития ребенка. Классификация и краткая характеристика.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализ В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3. Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;

— планирование хода эксперимента;

— проведение эксперимента (сбор данных);

— анализ полученных экспериментальных данных;

— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2. Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Читать еще:  Методика обучения рисованию детей 3 4 лет

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Методы исследования психического развития ребенка

1) Наблюдение — наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации.

2) Тестирование — воспроизведение и измерение психических способностей с помощью специальных заданий.

3) Лонгиттюдное исследование – длительное изучение одних и тех же детей в разных возрастах, измерение каких-то психических процессов через значительные промежутки времени и сравнение с данными предыдущего этапа. Это сравнение испытуемого с самим собой, анализ кардинальных скачков в индивидуальном развитии (напр., памяти, самооценки в 5-летнем и подростковом возрасте).

4) Комбинированный метод — неоднократное на протяжении времени когортное исследование 2-х и более групп индивидов, развивающихся в разное время.

5) Сравнительный метод — сравнение истории индивидуального развития с выявленными обще-возрастными закономерностями.

6) Стратегия срезов Гизелла — изучение развития психики методом специальных проб (корректурные пробы внимания, восприятия и т.д.). Суть: одновременное исследование испытуемых разного возраста, у которых замеряют определенные психические процессы в различных состояниях. Затем выделяют средние показатели для каждого возраста и строится идеальный график возрастного явления. Индивидуальные графики отражают соотношение идеального и реального развития.

7) Метод «стратегия сочетания наблюдения и эксперимента» (Эльконин). Напр., экспериментальное исследование детей в одном классе с помощью подготовленного наблюдателя, вхожего в детский коллектив.

8) Генетический метод — метод исследования развития психической функции (Л.С. Выготский). В лабораторных условиях моделируют развитие функции психики или способности ребенка, которой он до этого не обладал. Это стратегия экспериментального развития психических способностей как процесс формирования конкретной способности. Например, формирование способности к опосредованному запоминанию.

9) Проективные методики (рисуночные, словесные – описание картинок, задачи, ситуации с элементом неопределенности, а ребенок должен продолжить).

10) Анализ индивидуальных случаев — сочетание наблюдения и интервью.

3. Современное понятие развития. Терминологические проблемы: дифференциация понятий «развитие», «созревания», «рост»

Развитие (филос.) — всеобщее свойство материи и сознания, способность объекта к обязательным множественным и направленным качественным изменениям в результате прогрессивного накопления факторов, которые изменяют структуру изначально заданного, усложняя и усиливая функции.

Основные характеристики развития:

— качественные изменения есть суть развития;

— направленность изменений может быть разной (прогресс или регресс);

— преодоление накопившихся противоречий через кризис;

— кризисное разрешение противоречий может носить позитивный и негативный характер (дуализм).

Свойства процесса развития: необратимость; направленность; протяженность во времени; закономерность изменений, происходящих в развивающемся объекте; преодоление противоречий через кризис.

Развитие (психол.) — это процесс необходимо направленных, закономерных изменений в психике, необратимых и последовательных, приводящий к количественным, качественным и структурно-функциональным преобразованиям (А. Реан).

Понятие «развитие» дифференцируют от других понятий, обозначающих изменения.

Рост — процесс количественных изменений организма и психики, которые имеют конечный результат, оптимальную точку роста (высота роста, объем головы, груди, размер кисти руки и ступни ноги, пр.).

Созревание — процесс, зависящий от наследственных свойств индивида. Это последовательная программа изменений в строении и функций сенсорных органов и функциональных систем (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, иммунологической, эндокринной, половой и т. д.).

Рост и созревание — количественные процессы.

Развитие — качественное изменение, т.е. более высокоорганизованный процесс системных структурно-функциональных преобразований.

Принципиален вопрос о соотношении биологического роста и созревания со становлением психики — познавательной сферы и психологических свойств личности. Рост связан преимущественно с количественными изменениями (увеличение количества ткани ГМ и пр.). Развитие подразумевает качественные преобразования — изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Разделение роста и развития в психологии особенно сложно, т.к. становление психики тесно связано с ростом ее материального субстрата — ГМ.

Психическое развитие — это закономерное изменение психики во времени от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений к специфически дифференцированным, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Особенности развития психики — закономерная необратимость изменений и их направленность.

Основные признаки развития (Л.С. Выготский)

1. Дифференциация — расчленение на части ранее бывшего единым элемента (напр., разделение восприятия/внимания/памяти на непроизвольные и произвольные).

2. Появление новых сторон в самом развитии (напр., возникновение абстрактного, словесно-понятийного мышления).

3. Перестройка связей между сторонами объекта (напр., формирование зрительно-двигательной координации).

Общие закономерности психического развития в норме

1. Цикличность развития психики и поэтапность созревания психических функций:

а) сложная организация во времени;

б) наличие интенсивных (сензитивных, критических ) и относительно стабильных замедленных периодов формирования.

2. Гетерохропность — неравномерный темп психического развития:

а) активное созревание мозга в отдельные периоды жизни ребенка, т.е. изменение функций;

б) развитие отдельных функций психики на базе ранее сформированных (так, в раннем возрасте активно развивается восприятие и речь, где речь сопровождает восприятие, позже — речь перестраивает восприятие в произвольное);

в) психическое развитие сочетает процессы эволюции и инволюции (преобразование/отмирание).

г) объединение отдельных компонентов психики в системы межфункциональных связей (соотношение речи и мышления);

д) возрастная перестройка связей между психическими функциями и степень развития каждой функции через включение в систему межфункциональных связей.

3. Пластичность НС и способность к компенсации (чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его НС обладает высокими резервами пластичности и возможностями к компенсации).

4. Качественные и структурные преобразования психики (а не количественные изменения), которые зависят от обучения, воспитания и общения со взрослым.

5. Формирование и развитие психики проходит в различных видах деятельности.

6. Соотношение и взаимосвязь биологических и социальных факторов в процессе психического развития

Закономерно возникающий вопрос о границах и особенностях динамики психического развития ставит проблему типов развития.

4. Типы развития психики. Факторы развития психики

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2641 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Читать еще:  Традиционные концепции воспитания

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Методы изучения психического развития ребенка. 1 страница

1. Метод наблюдения (наиболее эффективный метод т.к. собираются факты реального поведения ребенка, ребенок предстает как целостная личность, можно последить характер взаимоотношений с окружающими)Для повышения эффективности данного метода желательна хорошая организация (н-р составление карточек развития ребенка).

2. Беседа (рекомендовано при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Темами для беседы могут быть: семья, родители, участие в домашней работе, свободное время, самооценка, школа, страхи и опасения, состояние здоровья. По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера.

3. Эксперимент (наиболее приемлемая форма — исследование с помощью тестов). Тест — стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. Тестирование дает возможность определить норму развития, провести повторно, т. е сравнительное испытание, одномоментного сбора большого объема информации, отсутствие длительной спец. подготовки.

Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте психодиагностики, имеем в виду произвольность, волевой внутренний контроль и опосредованность речью познавательных основных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, т. к. Когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается с 3-4 летнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому, осуществляя диагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка произвольного высокоразвитого управления своими познавательными процессами. Лучше, если тестовые задания одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить степень произвольности познавательных процессов и реальный уровень их развития. У детей старшего дошкольного возраста уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Психодиагностика детей этого возраста, должна быть направленной как на детальное изучение развитие природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4 лет не должны включать в себя задания и вопросы, ориентированные на самосознание ребенка и предполагающие с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Лучше всего обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка. Дошкольники лишь тогда будут показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес. Следует так же учитывать непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста (время выполнения тестовых заданий 1-5 минут).

Особенности психодиагностики младших школьников. К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития (интеллектуальное, моральное, межперсональное развитие) следовательно, они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначены для диагностики взрослых людей, другим — менее развитым – только методики, рассчитанные на дошкольников 4-6 лет. Это особенно касается методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, которое в младшем школьном возрасте находится еще в начале своего развития. Словесно-логическое мышление уступает таким, видам детского мышления как наглядно-действенное и образное мышление. Следовательно, необходима серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение. Данная система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу. Для учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков:

Читать еще:  Концепции формирования содержания воспитания

1) общая ориентация детей в окружающем мире; 2)отношение ребенка к обучению в школе; 3) внимание; 4)память; 5) мышление; 6) речь; 7) художественно-изобразительные способности; 8)трудовые умения и навыки; 9) мотивация достижения успехов; 10) личностные качества; 11) межличностные отношения.

Особенности психодиагностики подростков и старших школьников. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты (если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с др.). В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специально-научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы. По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть более обобщенной и абстрактной, а по форме – конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут проиллюстрированы примерами из жизни. Важно чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемого, но также и в роли экспериментаторов (поочередно). Подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности (стремление к углубленному самопознанию, самосовершенствованию, анализу своих чувств и взаимоотношений). Некоторые ограничения могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности, вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений, использованы тесты и методики для взрослых. Оценивая психодиагностику юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые. Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для детей условиях (занятия на уроках в школе).

Диагностика особенностей личности в зрелом возрасте. Поводы для проведения психодиагностики: обращение взрослого человека к профессиональному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие должности, определение профпригодности и просто психологическое самопознание. Методы психодиагностики в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, т.к. Интеллектуальное развитие к началу взрослости уже практически завершено, а личностное и межличностное еще долгое время продолжаются. Что касается интеллектуального потенциала в период взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальнейшем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познавательных процессов, должно давать полезную информацию о том, сохраняются ли с возрастом и в какой степени те природные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве. Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии (при профотборе). Взрослые люди с меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Поэтому тесты должны быть жизненно значимыми для них и не отнимать много времени. Взрослые чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотестирование. Следовательно, тесты составляться таким образом. Чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно. Тестирование студентов может быть психологически более открытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как выбора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.

Варианты лекции (подростки, юноши)+ методики диагностики

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция9

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ(ОТ11 ДО15 ЛЕТ)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка— половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие—позже, пубертатный кризис может возникнуть и в11, и в13 лет. Начинаясь скризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких емувзрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимсякризисом.

Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Физическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик«скачка роста» приходится на13 лет, а заканчивается после15 лет, иногда продолжаясь до17. У девочек«скачок роста» обычно бначинается и кончается на два года раньше. Дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до«взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности— удлиняются руки и нога— и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки— внешние признаки полового созревания— и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. Физиологические перестройки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю».

Половая идентификация. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство— более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей(в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского опросника для подростков:

Представления подростков о мужественности и женственности Мужские качества Женские качества

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×