221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы обучения продуктивным видам деятельности дошкольников

Методы и приёмы обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста.

План:

1.Классификация методов и приёмов.

2. Содержание различных методов в обучении детей продуктивной деятельности. 3.Дифференцированный выбор методов и приёмов обучения с учетом возрастных

4.Использование игровых приёмов обучения и развития в разных возрастных группах.

1. Методы обучения изобразительной деятельности и конструированию — это система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определённого программой воспитания и обучения в детском саду.

Приёмы обучения — это составные части

по характеру познавательной деятельности

(Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

-метод проблемного изложения.

2. Информационно-рецептивный метод — заключается в том, что воспитатель разными средствами сообщает готовую информацию, а дети её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

-показ способов действия;

-объяснение, рассказ педагога.

А) Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определённой последовательности выделяет стороны и свойства предмета, необходимые для его изображения.

1. целостное восприятие предмета;

2. анализ воспринимаемого предмета;

3. повторное восприятие предмета.

Б) Готовые образцы — как метод обучения применяется в тех видах изодеятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоит задача по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах).

В) Показ способов действия — наглядно-действенный метод, направленный на обучение детей сознательному созданию изображения предмета на основе их конкретного опыта.

Г) Объяснение, рассказ, пояснения, указания — словесные методы обучения, направленные на уточнение представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приёмами изображения.

Репродуктивный метод — заключается в деятельности педагога, направленной на закрепление знаний, выработку умений и навыков.

Эвристический и исследовательский методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод предполагает выполнение детьми творческого задания: передача сюжета литературного произведения, реализация собственного замысла.

3. Выбор методов и приёмов организации и проведения продуктивной деятельности дошкольников зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего определяются цели и задачи конкретного занятия. Отбор методов требует учёта специфики вида деятельности, а также знаний возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

4. Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог может применять следующие виды игровых приемов:

— обыгрывание предметов, игрушек, картин;

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания предметов, игрушек, картин)

— обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется в корце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания готового изображения). Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

— обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения:

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

— игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Система методов обучения продуктивным видам деятельности дошкольников

Методы (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.)

Информационно – рецептивные (объяснительно – иллюстративные)Репродуктивные (воспроизведение чего-либо)Частично поисковый. Исследовательский
беседы, наблюдение, обследование, обследование, образец и т.д. Это знаниевые компоненты.Упражнения и практические работы, рассказ по образцу Относятся к умениям и навыкамПроблемное изложение Это всё, что связано с творчеством (Красная Шапочка пришла и попросила сделать крепкую корзинку для пирожков)

8. Нетрадиционные приёмы рисования как средство развития творческого воображения.

Рисование- это вид деятельности, способствующий развитию творческой активности, воображения и других индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста. Нетрадиционные приемы рисования создают у детей ощущения творческой свободы, развивают не только творческие, но и изобретательские способности. Дети используют сочетание различных приемов иногда случайно, иногда умышленно. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д. ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

1. Рисование свечой (рисуется или контур или сплошь с лева на право).

2. Монотипия ( цветные пятна изображаются на одной половине листа, их количество может быть любым, при складывании листа пополам и посредством круговых разглаживаний пальцами руки на второй половине листа получается идентичное изображение).

3. Волшебные нитки.

4. Кубизм ( отображение мира в виде геометрических фигур).

5. Фроттаж (на картонные подкладки накладывается лист бумаги, насыпается крошка стержня от 2-3 цветных карандашей, затем крышкой или галькой рисуем круговыми движениями по крошке карандаша).

Читать еще:  Методы гуманистического воспитания

6. Графическая музыка ( закрыть глаза, включить музыку, проводить различные линии).

7. Пуантилизм ( пальцевая живопись).

9. Пластилиновая живопись.

10. Рисование на смятой бумаге.

11. Рисование смятой бумагой.

12. Граттаж ( процарапывание).

13. Линогравюра (оттиск, полученный приемом наложения листа бумаги на картонные фигурки, покрытые краской и приклеенные на другом листе).

14. Рисование на мокрой бумаге.

15. Коллаж (соединение различных картинок, иллюстраций, ткани, и др. в общую композицию).

9. Способы и приёмы обучения лепке

Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Задачи:

1.Вооружение детей изобразительными и техническими умениями

2.Формирование точности движений рук и глазомера, конструктивных способностей, способности к анализу, зрительных восприятий, воображения и памяти.

3.Создание интереса к данному виду деятельности и развитие детского творчества.

Ребёнок осознаёт различные свойства пластичного материала, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов.

Способы лепки:

Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей. Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь)

При изготовлении птиц, животных, людей используют приём рельефной лепки: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.

— разминание (обучение с первой младшей группы)

— раскатывание на плоскости ладонью

— раскатывания под углом и в вертикальном положении рук (обучение со второй младшей группы)

— оттягивание (обучение со средней группы)

— заострение шарика, колбаски

Вспомогательные материалы для лепки:

— дощечки для лепки

— стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

— каркасы (палочки разной длины и толщины, делающие фигуру устойчивой)

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Дата публикации: 16.03.2016 2016-03-16

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Фомичева Ю. Ю., Зеленина Н. В. Продуктивное обучение в практике современного детского сада // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/archive/109/27032/ (дата обращения: 23.03.2020).

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Фомичева Юлия Юрьевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 321» г.о. Самара

Зеленина Наталья Владимировна, воспитатель

СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова (Самарская обл.)

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, продуктивная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) ориентируют на активное использование воспитателями и педагогами продуктивных методов обучения детей. Они обеспечивают решение задачи развития творческого начала в ребенке, его самостоятельности в осуществлении всех видов деятельности, определяемых возрастными особенностями.

Под продуктивными методами обучения исследователи и педагоги-практики понимают методы, которые помогают организовать деятельность ребенка не на простом усвоении знаний и их воспроизведении на репродуктивной основе, а на основе творческого подхода, помогающего «добывать» новые знания и получать определенный продукт деятельности. Это – известная классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, которая строится на учете характера учебно-познавательной деятельности детей по усвоению учебного материала. Продуктивная деятельность, указывает О.В. Литвинова, «предстает результатом осмысления и переживания культурного смысла» [2, с. 498].

Качественные характеристики образовательного процесса, особенно его продуктивная часть, зависят от готовности не только детей, но и педагогов к творческой активности, что проявляется в «желании развиваться и искать собственные пути решения образовательных задач», в способности генерировать новые способы и моделировать их на практике [5, с. 163]. Особенно роль педагога возрастает в ситуациях организации совместной деятельности детей для решения конкретных задач продуктивного характера [6, с. 60]. И именно этому моменту, как отмечает А.Ф. Шмидт, в научных работах современных исследователей уделяется недостаточное внимание – поиску ответов на запросы практики [7, с. 90].

В ежедневном общении детей кроме усвоения необходимого и определенного возрастом набора социальных норм должно быть место проблемным ситуациям и задачам, решение которых пробуждает инициативу детей и самостоятельность. Безусловно, взрослый на первом этапе должен показать ребенку алгоритм выхода из проблемной ситуации, обеспечить соответствующими навыками и умениями в ходе анализа, многократного повтора типовых действий (прежде всего связанных с безопасностью). Следующий этап – понимание ситуации и попытка поиска выхода из нее в совместной деятельности. Под совместной продуктивной деятельностью подразумевается деятельность нескольких субъектов, цель которой – производство конкретного продукта (например, рисунка, аппликации, модели из конструктора, спектакля и т.д.).

Характерным для будней детского сада является стремление педагога взять инициативу в решении задачи на себя, попытка мотивировать ребенка оборачивается пошаговым показом (подсказкой) и контролем действий ребенка. В этом случае тщательно продуманная и подготовленная педагогом проблемная задача теряет всякий смысл, превращаясь в «тренинг» с заботливо протянутой ребенку рукой помощи. Опрос в детских садах, в которых работают авторы статьи, показал более 79% «признаний» воспитателей и педагогов в таких вынужденных «уклонениях» от изначально задуманных проблемных ситуаций. Понимание педагогами значимости продуктивного обучения не исключает на определенном этапе отказа от него в массовой практике.

Для обеспечения образовательного результата на первый план выступают субъективные характеристики педагогического состава ДОО: наличие у педагога терпения, готовности «идти за ребенком» (по А.Ф. Шмидт) в познавательном процессе, желания понять и принять логику действий воспитанника. Продуктивная деятельность в силу своего творческого характера требует от педагогов готовности к быстрому переключению в условиях незапланированных ситуаций и определенной непредсказуемости в поведении детей при решении ими проблемной задачи. Обязателен для педагога и хороший словарный запас, поставленная речь (понятная ребенку), запас знаний, умений и навыков, позволяющих адекватно реагировать на вопросы воспитанников, уверенность в положительном результате и настойчивость в стремлении к нему. Именно эти качества педагоги определили как необходимые для эффективного развития ребенка в продуктивной деятельности (68%). Также педагоги отмечали длительность процесса решения проблемной задачи и, соответственно, необходимость временных ресурсов для этого.

Целенаправленная продуктивная деятельность обеспечивает формирование «основ творческой самостоятельности дошкольников», уверена Н.В. Бутенко, что предполагает «развитие продуктивного воображения, повышение уровня творческой фантазии, улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам, улучшение пространственного представления и воображения, развитие творческих сторон интеллекта» [1, с. 76–77].

Читать еще:  Методы художественно эстетического воспитания дошкольников

Формы совместной деятельности, предполагающей использование продуктивных методов, могут быть разными. При обращении к традиционным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) принималось во внимание воздействие средовых факторов на развитие творческих способностей детей. Как подчеркивают исследователи, создание определенной предметно-развивающей среды требует особого внимания, она должна предоставлять ребенку возможности для творческого развития [3, с. 103–104]. Среда использовалась как «набор эталонов», позволяющих показать разнообразие вариантов решения творческой задачи и изучение элементов, с помощью которых это происходит. Ярким примером может служить конструирование (Лего или любого другого набора). С учетом возрастных особенностей на первом этапе идет знакомство детей с фрагментами конструктора, затем с основными (базовыми) способами соединения частей, затем в тренировочном режиме собираются простейшие объекты из деталей, затем ребенок получает задание на выполнение конкретной задачи. При этом из набора элементов и соединений убираются те, которые предусматривают простейшие уже известные действия ребенка. Ему приходится осуществлять поиск недостающей детали самостоятельно, найти ей замену или «создать» новый элемент, функционально близкий отсутствующему. В завершении этой цепочки действий ребенок создает самостоятельную композицию.

Полезным опытом является «интерактивный праздник». Его отличительной чертой в контексте продуктивного обучения является (в отличие от традиционного праздника-концерта), как указывает Е.Г. Тимошенко, решение технологических проблем: «самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, поиски вариантов решения проблем, таким образом, воспитывается умение преодолевать трудности и радоваться достигнутым успехам» [4, с. 103–104].

Таким образом, продуктивное обучение в условиях ДОО обеспечивает решение взаимосвязанных задач по формированию познавательной мотивации детей, «проживание» радости творчества, развитие вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания и строить умозаключения, развитие творческих способностей, воспитание самостоятельности, инициативы и упорства в решении поставленных задач. И еще одна особенность: в период дошкольного детства процесс достижения запланированного результата в условиях продуктивной деятельности требует грамотно организованного взаимодействия взрослого и ребенка.

Методы обучения продуктивным видам деятельности дошкольников

Сетевое сообщество

Методы и приемы, используемые на занятиях

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

— распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

— за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

— репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

— ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

— планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

— учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

— высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

— Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

— Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

— Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

— Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

— предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

— после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

— через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

— после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Читать еще:  Современные концепции и системы воспитания

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

— Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

— Метод моделирования и конструирования

— Решение логических задач

— Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

— Игровые и воображаемые ситуации

— Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

— Элементы творчества и новизны

— Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

— Эмоциональная насыщенность окружения

— Мотивирование детской деятельности

— Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

— Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее)

— Проблемные ситуации и задачи

— Неясные знания (догадки)

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector