221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы обучения скорочтению детей

Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

    Учим читать правильно

    Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

    Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

    Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

    Занятия в первом классе

    Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

    Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

    Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

    Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

    Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

    Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

    Упражнения

    Слоговая таблица скоростного чтения

    В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

    Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

    Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

    Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

    Хоровое произнесение текста

    Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

    Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

    Комплексная программа для чтения

    • многократное повторение написанного;
    • чтение в быстром ритме скороговорки;
    • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

    Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

    Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

    Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

    В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

    Варианты упражнений

    1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
    2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
    3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
    Ва – каре – гасолн – царь
    Ком – гонкни – летры – тух
    Редь – пасби – папе – це

    Обучение детей скорочтению

    Многие родители спрашивают, как научить ребенка быстро читать. В действительности это несложно, но из-за скорости возникают другие проблемы: неправильное произношение и отсутствие понимания смысла текста. Чтобы развивать ребенка гармонично, нужно внимательно отнестись к составлению программы.

    В каком возрасте браться за обучение

    Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте дети готовы освоить технику скорочтения. Большинство авторов методик считают, что обучение нужно начинать в среднем с 5 лет. Некоторые специалисты утверждают, что приступать к занятиям следует не ранее 10-12 лет. Связано это с тем, что детям проще воспринимать информацию в среднем темпе. К 10 годам они учатся предугадывать, что им хотят сказать, поэтому легко переходят на скорочтение.

    Перед началом тренировок ребенок должен научиться хорошо читать. Если навыки находятся на низком или среднем уровне, попытки ускорить восприятие информации лишь усилят искажение.

    Важные особенности и первые шаги

    При обучении ребенка требуется учитывать следующие особенности:

    1. Степень развития антиципации (предугадывания). Взрослый человек хорошо понимает, о чем дальше будет идти речь в предложении. Он может не сосредотачиваться на тексте, но улавливать смысл. Это обусловлено жизненным опытом, скоростью мышления и эрудированностью. Детям сложнее. В лучшем случае они сосредотачиваются на каждом слове, в худшем — на буквах или слогах. Им пока не хватает опыта, чтобы легко предугадывать дальнейший ход мыслей.
    2. Присутствие интереса. Если ребенку скучно заниматься, он будет плохо запоминать новую информацию. В будущем это может привести к полному нежеланию познавать что-либо и ходить в школу. Чтобы детям было легче, занятия должны быть интересными для них. Сначала их подают в игровой форме. Первоклассники уже должны уметь концентрироваться, поэтому с ними допускается проведение полноценных уроков. Однако читать нужно на их любимые темы.
    3. Необходимость развития внимания, памяти и скорости восприятия. Эти навыки сами по себе не прогрессируют, однако от них в большей степени зависят способности быстро считать, читать, писать и принимать решения. Во время подготовки родителям следует как можно чаще заниматься с детьми развивающими играми. В период совершенствования техники чтения половину уроков продолжают отводить развитию общих навыков.
    4. Уровень физической подготовки и навыка мелкой моторики. Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, его сначала нужно обучить красивому письму. Если дети плохо пишут, они не успевают за учителем, сокращают, пропускают часть информации и т.д. В результате становится трудно понять собственные записи, возникают ошибки. Это замедляет скорость восприятия и мыслительных процессов. В дальнейшем ребенок начинает отставать от программы.
    5. Низкий объем поля оперативного зрения. С этой проблемой сталкиваются и взрослые. Дети из-за этого даже при хорошей эрудированности и опыте читают медленно, т.к. не могут охватить слово целиком. Для расширения поля оперативного зрения можно играть в поиск предметов, составление рядов из одинаковых объектов и т.д.

    Главной проблемой при обучении быстрому чтению становится плохое понимание текста. Этот навык трудно улучшить простым ускорением произношения, вы можете добиться противоположного эффекта. Если вы планируете заниматься с ребенком младше 10 лет, сначала его нужно подготовить. В большинстве случаев для этого в программу включают занятия, которые на первый взгляд слабо связаны с чтением: лепку, шитье, прогулки, подвижные и логические игры и т.д.

    Возможность бегло читать напрямую зависит от уровня общего развития человека. Сторонние навыки повышают скорость его мышления, помогают создавать ассоциативные ряды и позволяют предугадывать ход повествования.

    Чего допускать не стоит

    При обучении в домашних условиях родители часто допускают следующие ошибки:

    1. Произносят буквы, а не звуки. Эту ошибку допускают на этапе обучения чтению. В результате ребенок неправильно произносит слова, запоминая призвук. Например, если букву «п» родители называют как «пэ», дети позднее будут говорить не «па-па», а «пэа-пэа».
    2. Заставляют читать слишком много. При составлении программы нужно учитывать, насколько тяжело ребенку дается длительная концентрация на задаче. Маленькие дети чаще всего не могут долго сохранять внимательность, поэтому с ними занимаются по 5-10 минут, но до 3-4 раз в день. Если ребенок способен хорошо удерживать концентрацию в течение получаса, хватит 1-2 уроков в сутки.
    3. Складывают слова из слогов, а их — из букв. Ребенку проще переходить от простых конструкций к сложным, но при чрезмерном упрощении дети утрачивают навык восприятия целостности. В результате они медленно читают по буквам. Даже при правильном произношении дети сосредотачиваются на маленьких фрагментах, что снижает скорость. Чтобы предотвратить это, нужно произносить слоги целиком, а не по буквам.
    4. Читают текст слишком долго. Детям проще усваивать информацию, когда она подается медленно, но тогда занятия становятся для них скучными. Старайтесь перейти на нормальный темп. Это будет совершенствовать скорость восприятия.

    Примерный вариант тренировок

    Существуют универсальные упражнения, которые можно включить в программу. Желательно совмещать несколько методик, чтобы разнообразить занятия и повысить эффективность.

    Работа с отрывками

    Данный способ помогает механически повысить скорость чтения. Для этого нужно замерить количество слов, с которым ребенок справляется за минуту. К полученному результату прибавляют еще 30. Для занятий подбирают отрывки, которые состоят из этого количества конструкций.

    Отрывки дают ребенку до 3 раз в день. Главная задача — справиться с текстом за 1 минуту. В первый раз дети чаще всего демонстрируют результат ниже среднего, т.к. чувствуют себя неуверенно. Постепенно скорость повышается. Когда ребенок начинает читать отрывок за минуту, ему подбирают другой текст, прибавляя к объему еще 30 слов.

    Упражнение помогает получить быстрый результат, однако общая скорость чтения возрастает незначительно. Ребенок учится работать только с одним отрывком.

    Чтение волной

    Упражнение хорошо развивает способность предугадывать и увеличивает объем краткосрочной памяти. Способ подходит детям, скорость чтения которых составляет минимум 50-60 слов в минуту.

    Ребенку предлагают прочитать текст. После этого книгу поворачивают на 90° и повторяют. На третий раз текст дают вниз головой. Сначала ограничиваются несколькими предложениями, затем объем постепенно доводят до страницы.

    Чтение с пересказом устным или письменным

    Упражнение подходит даже тем детям, которые пока плохо читают. Способ помогает улучшить восприятие текста и развивает мышление.

    Дети или родители читают абзац вслух. После этого ребенок должен пересказать смысл текста. Описание не должно быть подробным, нужно охватить основные события. Хорошо, если ребенок умеет отделять незначительные детали от важных. По мере улучшения навыков объем увеличивают до полного произведения.

    Задачу можно усложнить, если попросить ребенка написать пересказ. Дополнительно это улучшит мелкую моторику. Также детей можно попросить порассуждать на тему прочитанного, дав 5-10 минут на подготовку.

    Программа для первоклассников

    В программу для первоклассников включают следующие занятия:

    1. Упражнения на развитие внимания, логики, памяти и предугадывания.
    2. Работа с отрывками. Можно совмещать с домашним заданием, если ребенок уже ходит в школу.
    3. Чтение вверх ногами и боком.
    4. Пересказ текстов.
    5. Развитие мелкой моторики.

    Желательно развесить по дому слоговые таблицы. Они выпускаются в разных вариантах: полные, упрощенные, с иллюстрациями или без и т.д. Сокращенный пример для нескольких букв:

    АЕИОУЫЮЯ
    ББаБеБиБоБуБыБюБя
    ВВаВеВиВоВуВыВюВя
    ГГаГеГиГоГуГыГюГя

    Такие плакаты помогут ребенку научиться быстро читать слоги, что повысит общую скорость и улучшит произношение.

    Обучение детей скорочтению

    Многие родители спрашивают, как научить ребенка быстро читать. В действительности это несложно, но из-за скорости возникают другие проблемы: неправильное произношение и отсутствие понимания смысла текста. Чтобы развивать ребенка гармонично, нужно внимательно отнестись к составлению программы.

    В каком возрасте браться за обучение

    Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте дети готовы освоить технику скорочтения. Большинство авторов методик считают, что обучение нужно начинать в среднем с 5 лет. Некоторые специалисты утверждают, что приступать к занятиям следует не ранее 10-12 лет. Связано это с тем, что детям проще воспринимать информацию в среднем темпе. К 10 годам они учатся предугадывать, что им хотят сказать, поэтому легко переходят на скорочтение.

    Перед началом тренировок ребенок должен научиться хорошо читать. Если навыки находятся на низком или среднем уровне, попытки ускорить восприятие информации лишь усилят искажение.

    Важные особенности и первые шаги

    При обучении ребенка требуется учитывать следующие особенности:

    1. Степень развития антиципации (предугадывания). Взрослый человек хорошо понимает, о чем дальше будет идти речь в предложении. Он может не сосредотачиваться на тексте, но улавливать смысл. Это обусловлено жизненным опытом, скоростью мышления и эрудированностью. Детям сложнее. В лучшем случае они сосредотачиваются на каждом слове, в худшем — на буквах или слогах. Им пока не хватает опыта, чтобы легко предугадывать дальнейший ход мыслей.
    2. Присутствие интереса. Если ребенку скучно заниматься, он будет плохо запоминать новую информацию. В будущем это может привести к полному нежеланию познавать что-либо и ходить в школу. Чтобы детям было легче, занятия должны быть интересными для них. Сначала их подают в игровой форме. Первоклассники уже должны уметь концентрироваться, поэтому с ними допускается проведение полноценных уроков. Однако читать нужно на их любимые темы.
    3. Необходимость развития внимания, памяти и скорости восприятия. Эти навыки сами по себе не прогрессируют, однако от них в большей степени зависят способности быстро считать, читать, писать и принимать решения. Во время подготовки родителям следует как можно чаще заниматься с детьми развивающими играми. В период совершенствования техники чтения половину уроков продолжают отводить развитию общих навыков.
    4. Уровень физической подготовки и навыка мелкой моторики. Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, его сначала нужно обучить красивому письму. Если дети плохо пишут, они не успевают за учителем, сокращают, пропускают часть информации и т.д. В результате становится трудно понять собственные записи, возникают ошибки. Это замедляет скорость восприятия и мыслительных процессов. В дальнейшем ребенок начинает отставать от программы.
    5. Низкий объем поля оперативного зрения. С этой проблемой сталкиваются и взрослые. Дети из-за этого даже при хорошей эрудированности и опыте читают медленно, т.к. не могут охватить слово целиком. Для расширения поля оперативного зрения можно играть в поиск предметов, составление рядов из одинаковых объектов и т.д.

    Главной проблемой при обучении быстрому чтению становится плохое понимание текста. Этот навык трудно улучшить простым ускорением произношения, вы можете добиться противоположного эффекта. Если вы планируете заниматься с ребенком младше 10 лет, сначала его нужно подготовить. В большинстве случаев для этого в программу включают занятия, которые на первый взгляд слабо связаны с чтением: лепку, шитье, прогулки, подвижные и логические игры и т.д.

    Возможность бегло читать напрямую зависит от уровня общего развития человека. Сторонние навыки повышают скорость его мышления, помогают создавать ассоциативные ряды и позволяют предугадывать ход повествования.

    Чего допускать не стоит

    При обучении в домашних условиях родители часто допускают следующие ошибки:

    1. Произносят буквы, а не звуки. Эту ошибку допускают на этапе обучения чтению. В результате ребенок неправильно произносит слова, запоминая призвук. Например, если букву «п» родители называют как «пэ», дети позднее будут говорить не «па-па», а «пэа-пэа».
    2. Заставляют читать слишком много. При составлении программы нужно учитывать, насколько тяжело ребенку дается длительная концентрация на задаче. Маленькие дети чаще всего не могут долго сохранять внимательность, поэтому с ними занимаются по 5-10 минут, но до 3-4 раз в день. Если ребенок способен хорошо удерживать концентрацию в течение получаса, хватит 1-2 уроков в сутки.
    3. Складывают слова из слогов, а их — из букв. Ребенку проще переходить от простых конструкций к сложным, но при чрезмерном упрощении дети утрачивают навык восприятия целостности. В результате они медленно читают по буквам. Даже при правильном произношении дети сосредотачиваются на маленьких фрагментах, что снижает скорость. Чтобы предотвратить это, нужно произносить слоги целиком, а не по буквам.
    4. Читают текст слишком долго. Детям проще усваивать информацию, когда она подается медленно, но тогда занятия становятся для них скучными. Старайтесь перейти на нормальный темп. Это будет совершенствовать скорость восприятия.

    Примерный вариант тренировок

    Существуют универсальные упражнения, которые можно включить в программу. Желательно совмещать несколько методик, чтобы разнообразить занятия и повысить эффективность.

    Работа с отрывками

    Данный способ помогает механически повысить скорость чтения. Для этого нужно замерить количество слов, с которым ребенок справляется за минуту. К полученному результату прибавляют еще 30. Для занятий подбирают отрывки, которые состоят из этого количества конструкций.

    Отрывки дают ребенку до 3 раз в день. Главная задача — справиться с текстом за 1 минуту. В первый раз дети чаще всего демонстрируют результат ниже среднего, т.к. чувствуют себя неуверенно. Постепенно скорость повышается. Когда ребенок начинает читать отрывок за минуту, ему подбирают другой текст, прибавляя к объему еще 30 слов.

    Упражнение помогает получить быстрый результат, однако общая скорость чтения возрастает незначительно. Ребенок учится работать только с одним отрывком.

    Чтение волной

    Упражнение хорошо развивает способность предугадывать и увеличивает объем краткосрочной памяти. Способ подходит детям, скорость чтения которых составляет минимум 50-60 слов в минуту.

    Ребенку предлагают прочитать текст. После этого книгу поворачивают на 90° и повторяют. На третий раз текст дают вниз головой. Сначала ограничиваются несколькими предложениями, затем объем постепенно доводят до страницы.

    Чтение с пересказом устным или письменным

    Упражнение подходит даже тем детям, которые пока плохо читают. Способ помогает улучшить восприятие текста и развивает мышление.

    Дети или родители читают абзац вслух. После этого ребенок должен пересказать смысл текста. Описание не должно быть подробным, нужно охватить основные события. Хорошо, если ребенок умеет отделять незначительные детали от важных. По мере улучшения навыков объем увеличивают до полного произведения.

    Задачу можно усложнить, если попросить ребенка написать пересказ. Дополнительно это улучшит мелкую моторику. Также детей можно попросить порассуждать на тему прочитанного, дав 5-10 минут на подготовку.

    Программа для первоклассников

    В программу для первоклассников включают следующие занятия:

    1. Упражнения на развитие внимания, логики, памяти и предугадывания.
    2. Работа с отрывками. Можно совмещать с домашним заданием, если ребенок уже ходит в школу.
    3. Чтение вверх ногами и боком.
    4. Пересказ текстов.
    5. Развитие мелкой моторики.

    Желательно развесить по дому слоговые таблицы. Они выпускаются в разных вариантах: полные, упрощенные, с иллюстрациями или без и т.д. Сокращенный пример для нескольких букв:

    АЕИОУЫЮЯ
    ББаБеБиБоБуБыБюБя
    ВВаВеВиВоВуВыВюВя
    ГГаГеГиГоГуГыГюГя

    Такие плакаты помогут ребенку научиться быстро читать слоги, что повысит общую скорость и улучшит произношение.

    Скорочтение упражнения для детей: как помочь ребенку стать успешным?

    Автор: Юрий Окунев

    Школа Юрия Окунева

    Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

    Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

    Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

    Причины потери скорости при чтении

    Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

    • Неразвитое внимание;
    • Слабая артикуляция (дикция);
    • Регрессия глаз;
    • Довольно узкое поле зрения.

    В предыдущей статье как увеличить скорость чтения у первоклассника мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

    Над чем будем работать

    1. Развитие артикуляции;
    2. Улучшение внимания;
    3. Подавление регрессивных движений глаз;
    4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
    5. Расширение поля зрения;
    6. Развитие анципации.

    Методика проведения занятий

    Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

    Урок будет выглядеть примерно так:

    • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
    • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
    • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
    • Упражнения для корректировки внимания;
    • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
    • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
    • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

    Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

    Артикуляционная разминка (упражнения)

    1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
    2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
    3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

    Развитие поля зрения

    Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

    Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

    Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
    Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
    Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

    Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

    Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

    Подавление регрессии

    Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

    Упражнение.

    Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

    Подавление артикуляции

    Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

    Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

    1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
    2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
    3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
    4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

    Упражнения на корректировку внимания

    Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

    1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
    2. Дается длинное слово, например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
    3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
    4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

    Развитие анципации

    Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

    1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
    2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
    3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

    Чтение в паре с взрослым

    Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

    1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
    2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
    3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

    Заключение

    На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

    Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

    Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

    Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

    Читать еще:  Методы и формы нравственного воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector