221madou.ru

Мама и Я
41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы развития детей раннего возраста

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Развивающие методики для детей

Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику? Итак, развивающие методики для детей.

Читать еще:  Концепция системного построения процесса воспитания

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании»

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы. «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
  10. Песенки-подпевки самого автора. (скачать)

Методика развития Монтессори

Развивающие методики для детей. Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.

Автор методики, Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач, работала с «особыми» детьми.

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы развивать мелкую моторику пальчиков для плохо говорящих детей. Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики М.Монтессори

Девизом работы М.Монтессори было: помоги ребенку сделать всё самостоятельно

  1. Да-да, именно самостоятельно! Не за него, не вместе с ним, а самостоятельно. Только самостоятельное действие продвигает развитие ребенка на шаг вперед и формирует интерес. Формирование интереса – это первый принцип методики Монтессори.
  2. Учитывайте сенситивные периоды развития ребенка. В своем раннем развитии, дети переживают несколько сенситивных (чувствительных к развитию) периодов восприятия окружающего мира. Во взрослом состоянии они не повторяются. В раннем детстве происходит развитие определенного участка мозга. Поэтому очень важно создать вокруг ребенка развивающую среду, которая будет стимулировать развитие тех умений и навыков. Нужно внимательно следить за появляющимися у детей возможностями. У всех они проявляются в разное время. Но если их вовремя не заметить, ребенок потеряет интерес к этому на всю жизнь. Второй принцип методики Монтессори — индивидуальный подход.
  3. Развитие умственных способностей через развитие тонкой моторики на пальцах рук и ног. На кончиках пальцев ребенка находятся нервные окончания, которые нужно стимулировать для лучшего развития мозговых процессов. Разработанные М.Монтессори игры, упражнения по развитию сенсорных ощущений ребенка легли в основу ее развивающей методики или даже системы воспитания по Монтессори.
  4. Все пособия для игр по методике Монтессори очень легко сделать из того, что есть под рукой!

Методика Монтессори. Видео

Мария Монтессори. Книги

  • Мария Монтессори. Мой метод.
    Это первая публикация на русском языке фундаментального труда уникального итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори. Идеи автора о свободном саморазвитии ребенка в специально обустроенной развивающей среде остаются актуальными спустя 100 лет.
  • Марии Монтессори. Методика раннего развития От 6 месяцев до 6 лет
    В этой книге подробно описаны способы создания развивающей среды для ребенка, упражнения, которые не только обучают, но и радуют.

Методика Никитиных

Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Для каждого ребенка существует определенное время для развития конкретных способностей, если вовремя их не развить, они будут навсегда утеряны.

Методика Никитиных: видео

Методика Никитиных. Книги

  • Б.П.Никитин. Детство без болезней.
  • Л.А.Никитина. Я учусь быть мамой
  • Л.А. и Б.П.Никитины. Мы, наши дети и внуки
  • Б.П.Никитин. Способный ребенок не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей
  • Л.А.Никитина. Ж.С.Соколова, Л.А.Блудова. Родителям XXI века
  • Б.П.Никитин. Интеллектуальные игры

Буквограмма. Развивающая методика

Автор: кандидат психологических наук, нейропсихолог Светлана Юлиановна Шишкова.

Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены игры развивающие речь и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Заниматься можно дома или в любом другом удобном вам месте.
  • Для обучения понадобится компьютер или ноутбук с дисководом (требуется для установки и работы с приложением). Можно заниматься по книге.
  • Ребенку для обучения потребуется только пишущие принадлежности и место для записи – тетрадь или блокнот.
  • Время одного занятия -30минут.
  • Собраны в комплекс только интересные для детей упражнения и развивающие игры.
  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.
Читать еще:  Монтессори методика раннего развития 0 6

Буквограмма. Видео

Буквограмма: отзывы

Увлекательная программа. Занимаемся с ребенком ежедневно и добились уже неплохих результатов. Начали читать по слогам. Собираемся поступать в следующем году в школу, а в сад не ходили. В центр развития ходить далековато и дорого. Рискнула 6 месяцев назад купить буквограмму. Цена диска 2300р. Пришел по почте. Но остерегайтесь подделок. Я в отзывах читала – их много! И диски пустые приходят и не качественно записаны. Мне повезло. Все работает. Главное уделять время ребенку и под моим руководством занятия проходят успешно.

До трех лет мой сын практически не говорил. Когда начали заниматься по методу Буквограмма появился прогресс, ребенок заговорил. Сама игра выполнена очень яркая, запоминающаяся для ребенка. Но не нужно ждать, что ребенок самостоятельно будет заниматься. Обязательно участвуйте в этом процессе. Я определила время после утреннего сна, чтобы сын был в настроении. Занимаемся каждый день около 30-40 минут. И все. Мне нравится программа. Главное нравится ребенку и эффект есть.

Моей дочке 3 года, но с Буквограммой мы познакомились намного раньше. За это время познакомились и с игрой, и с книгой, и с расширенной программой на диске. Каждый из этих вариантов по-своему хорош. Для малявок — красочная игра, для родителей в качестве пособия незаменима именно книга, ну а с программой мы сейчас не расстаёмся. Ежедневно проводим 15-20-минутные занятия, несмотря на то, что ещё и до 4-х лет не доросли (автор предлагает заниматься именно с этого возраста). Нас это не останавливает, в своём возрасте благодаря такой познавательно-обучающей методике мы знаем весь алфавит и с лёгкостью читаем несложные слова!

Читайте наши статьи, в которых описаны развивающие игры:

Для эффективного развития ребенка дошкольного возраста представлены самые популярные и апробированные развивающие методики. С их помощью ребенок приобретет все необходимые знания и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Методики обучения направлены, как правило, на развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, мелкой моторики, получение математических знаний, навыков чтения, письма. Каждая методика уникальна и хороша по-своему. Родители должны осознанно выбрать – какая методика больше всего подходит вашему ребенку и условиям проведения занятий. В домашних условиях вполне возможно комбинировать задания для развития ребенка по разным методикам.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова.

Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Светлана Фаткина
Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.

Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности — один из основных принципов «Программы воспитания в детском саду» осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.

Метод — способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)

г) Сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) Интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3) Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

-Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

-Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)«, «Катя, ешь суп (с хлебом)«).

-Повторение слова за воспитателем.

-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи).

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

Приемы:

-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

-Показ с называнием (это кролик).

-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

-Многократное повторение слова.

-Активное действие детей.

-Приближение объекта к детям.

-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

-Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).

-Выполнение игровых действий.

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста» Борисова Елена Леонидовна Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы) Сообщение «Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста. Из опыта работы.» Подготовила воспитатель МДОУ детского.

Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Климова С. П. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Османкина.

Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста Правильное формирование словаря детей дошкольного возраста служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика имеет огромное.

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

В области раннего развития наиболее известны и востребованы методики, разработанные иностранными авторами: Гленном Доманом, Марией Монтессори, Масару Ибука и др. О них мы уже рассказывали в статье Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет. Однако и российские педагоги создали множество интересных программ по обучению самых маленьких детей. Кубики Зайцева, физическое развитие по методу семьи Никитиных, музыкальные разминки Железновых знакомы, хотя бы по названию, многим родителям. Об этих и других российских методиках мы поговорим в сегодняшней статье.

Методика раннего развития Зайцева

Николай Зайцев – педагог, филолог, автор методики обучения чтению по складам. О кубиках Зайцева слышали, наверно, все мамы. Кроме того, автор разработал также собственные программы по изучению русского, английского, французского, украинского, белорусского и других языков, пособия по счету и письму.

Читать еще:  Теория воспитания в доу

Основные принципы методики:

  1. Основой для обучения чтению считается не буква или слог, а склад. Склад – это сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), одна гласная, составляющая слог (я-ма), согласный звук в закрытом слоге (до-м), согласный звук с мягким или твердым знаком (да-ть). Зайцев считал обучение чтению по складам более органичным и естественным, чем по традиционному способу.
  2. В учебный комплект входят кубики со складами и таблицы-тренажеры, помогающие закрепить навык чтения.
  3. Занятия проводятся в движении, в игровой форме, дети в процессе обучения много поют.

Методика раннего развития Никитиных

Борис и Лена Никитины – увлеченные педагоги и родители семерых детей, создавшие собственную новаторскую методику (особенно с учетом консервативных взглядов советского времени). Целью Никитиных было воспитать своих детей самостоятельными, способными отстоять свои взгляды, творческими и физически крепкими.

Основные принципы методики:

  1. Борис Никитин провозгласил принцип НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Согласно мнению Никитиных, каждый ребенок при рождении обладает максимальным интеллектуальным и физическим потенциалом. Задачей родителей является организация такой среды, в которой заложенные способности проявятся в полной мере, а не будут постепенно угасать.
  2. Дети должны воспринимать спортивные снаряды, находящиеся дома, как норму, как часть повседневной жизни. Нельзя кутать детей, как можно больше времени они должны проводить в легкой одежде, ходить босиком.
  3. Дети свободны в занятиях, принуждение недопустимо.
  4. Родителям нужно избегать крайностей – «сверхорганизованности» детских занятий и «заброшенности» ребенка. Важно проявлять интерес к делам малыша, радоваться его успехам.
  5. Взрослые играют с детьми в интеллектуальные игры: «Уникуб», «Сложи узор» (с кубиками Никитина), «Точечки», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Таблица Пифагора», «Термометр», «Узелки», «Дроби» и др.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович – инженер-физик, разработавший ряд развивающих пособий и игр. Он придумывал их для собственных детей, пытаясь найти альтернативу скудному ассортименту постсоветских игрушек. Развивающие игры Воскобовича предназначены для детей от 2 до 10 лет, их особенностью является многофункциональность и универсальность.

Основные принципы методики:

  1. Занятия с пособиями Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а в дальнейшем усложняются за счет разнообразных заданий и упражнений методики.
  2. Многие игры сопровождаются методическими пособиями со специально разработанными сказками, где задания и вопросы переплетаются с интересным сюжетом, увлекающим ребенка.
  3. Самые популярные игры Воскобовича – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик «Брызг-брызг»», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Каждая из игр оказывает комплексное развивающее действие: ребенок знакомится с цветами, формами, счетом, цифрами, буквами, проявляет творческие и сенсорные способности, учится мыслить и тренирует мелкую моторику.

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская – доктор медицинских наук, разработавшая свою интересную развивающую методику для малышей. Она называется «Художники в памперсах», или методика грудничкового рисования. Согласно ей, уже с полугода стоит заниматься с малышом совместной творческой деятельностью.

Основные принципы методики:

  1. С полугода до года дети рисуют пальчиками и ладошками, после года постепенно обучаются пользоваться кисточкой.
  2. Начинать стоит с оранжевых и желтых цветов. Красные и темные оттенки лучше отложить на потом.
  3. Первые занятия лучше проводить с утра, а длиться они должны не более 2-3 минут.
  4. В течение недели можно устраивать не более двух занятий живописью, в другие дни лучше заняться лепкой или рисованием восковыми мелками.
  5. Рисование должно быть в радость и ребенку, и взрослому. Именно тогда оно принесет желаемый эффект.

Методика Китаева и Трунова

Леонид Китаев и Михаил Трунов – авторы современной методики физического развития малышей. Упражнения, выполняемые с ребенком, помогают укрепить его здоровье и психику, сделать сильным, способствуют тесному эмоциональному контакту с взрослым.

Основные принципы методики:

  1. Базой методики Китаева и Трунова является динамическая гимнастика. Несмотря на противоречивость взглядов на нее, авторы считают свою методику продолжением древних традиций, ведь младенцев и раньше подбрасывали, кружили за ручки и ножки, учили плавать. Несомненно, важно учитывать отсутствие противопоказаний. Начинать гимнастику необходимо с нежных прикосновений и установления контакта с малышом. Сложность упражнений нарастает постепенно.
  2. С грудничками проводят водные упражнения. Они снимают стресс, поскольку ребенку привычна водная среда; закаляют ребенка и делают его сильнее; учат задерживать дыхание в воде и нырять. Водные упражнения желательно осваивать с поддержкой опытного инструктора.
  3. Специальная гимнастика с позами, напоминающими йоговские асаны, получила название «Бэби-йога». Упражнения Бэби-йоги эффективны для расслабления мышц малыша, коррекции мышечного тонуса и лечения родовых травм. Однако проводиться занятия Бэби-йогой должны только специалистом.

Методика Чаплыгина

Евгений Чаплыгин, педагог и отец троих детей, разработал собственные уникальные пособия для обучения чтению и счету – кубики и домино Чаплыгина. Они подходят детям от 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. В отличие от кубиков Зайцева, Чаплыгин сделал упор на игровую составляющую обучения чтению. Ребенку интересно крутить в руках так называемые динамические кубики (это два кубика, соединенных вместе специальной платформой), и он самостоятельно собирает склады и слова. Автор целенаправленно не дополнял буквы картинками, не акцентировал внимание на глухих и звонких, твердых и мягких звуках, поскольку считал, что лишняя информация только запутывает ребенка.
  2. На плашках математического домино изображены черные и красные точки, от 0 до 20 на одной плашке, причем их расположение ни разу не повторяется, а также знаки математических операций. С помощью домино ребенок знакомится с счетом, понятиями «больше-меньше», учится складывать и вычитать.

Методика раннего развития Железновых

Авторами методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» являются отец и дочь Железновы – Сергей и Екатерина. Оба они являются педагогами-музыкантами. Железновы выпустили большое количество аудио- и видеодисков с веселыми песенками и красивыми мелодиями, помогающими развивать музыкальные способности детей с самого их рождения.

Основные принципы методики:

  1. Учебный материал подается в игровой форме, что превращает музыкальные уроки в веселую игру.
  2. Родители должны участвовать в процессе обучения.
  3. Жесты и движения делают музыку более понятной для детей, поэтому танец и подвижные игры являются основой музыкальных занятий с детьми старше года.
  4. Музыка должна быть классической или качественной танцевальной, и при этом обязательно должна нравиться ребенку.

Методика Тюленева

Павел Тюленев – педагог, социолог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработавший «Метод интеллектуального развития ребенка», или МИРР. Автор, как и другие специалисты в области раннего развития, считает важным создать вокруг ребенка благоприятную для его развития развивающую среду. Соблюдение принципов МИРР, по мнению Тюленева, способно ускорить обучение детей в 5,10 и даже 20 раз. Обучение четко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками развития.

Основные принципы методики:

  1. Необходимо соблюдать строгие правила создания максимально полезной для развития ребенка среды: выбора игрушек, книг и пособий.
  2. Младенческий возраст слишком важен, чтобы тратить его «впустую», поэтому важно использовать каждую минуту с пользой.
  3. Окружающие ребенка предметы должны быть безопасными. Младенца нужно отучить пробовать всё на вкус.
  4. Главное – это интеллектуальное развитие ребенка. Всё, что отвлекает его, должно быть устранено (реклама и передачи, вызывающие эмоциональную реакцию, музыка – как минимум, до обеда).
  5. Ребенка должны окружать «опорные образы», разработанные в системе МИРР: геометрические фигуры, изображения животных, цветов, символов и т.д. Разглядывая и запоминая их в раннем возрасте, в будущем он встретит их, «как старых знакомых».

Как видите, российские специалисты предлагают массу интересных и разносторонних методик раннего развития, каждая из которых находит своих последователей. Заниматься по конкретной программе, выбрать из некоторых отдельные элементы или же вовсе отказаться от идеи раннего развития – решать вам, родителям.

Желаем вашим детям радостного детства и гармоничного развития!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×