221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы развития моторики у детей

Классические и современные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Классические и современные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Воспитатель старшей группы Калугина Ю. З.

Актуальность Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

тренировки пальцев стимулируют определенные зоны головного мозга, способствующие развитию речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание.

Методы развития моторики Классические и современные: Классические: — самомассаж кистей и пальцев рук; — пальчиковые игры и упражнения; — пальчиковая гимнастика; — пальчиковый театр;

— игры с предметами (мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка); -продуктивная деятельность.

Современные методы Существует большое количество нетрадиционных техник для развития мелкой моторики, которые привлекут внимание и очень понравятся детям. Выполнение ребенком упражнений и сопровождение их стихотворными строчками делает его речь более ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями. Одновременно с этим у ребенка развивается воображение. Для пальчиковых игр подойдут:

— мячи; — кистевые эспандеры – которые развивает мышечную силу кисти; — прищепки; — щётки для волос; — бус разного диаметра; — платочки; — зубные щетки; — бигуди; — грецкие орехи; — счётные палочки; — резиночки для волос.

Занятия оригами (работа с бумагой) позволяет задействовать кисти рук и пальцы. Бисероплетение, плетение из резиночек и веревочек, оказывают огромное влияние на развитие пальцев рук.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным скоординированным действиям. Результаты исследований показывают, что развитие мелкой моторики является хорошим толчком к развитию речи у дошкольника.

Спасибо за внимание!

  • Калугина Юлия ЗахаровнаНаписать 595 19.12.2017

Номер материала: ДБ-974671

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    19.12.2017 184
    19.12.2017 431
    19.12.2017 300
    19.12.2017 310
    19.12.2017 535
    19.12.2017 982
    19.12.2017 199
    19.12.2017 717

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

Читать еще:  Современные концепции целей воспитания

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Портал педагога

Автор: Хаванева Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №141″Пилеш»комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Приемы и методы развития мелкой моторики у дошкольников»
Дата публикации: 20.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №141 «ПИЛЕШ» комбинированного вида»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для педагогов

Консультация для педагогов

«Приемы и методы развития мелкой моторики у дошкольников»

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и

дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Двигательные и речевые центры в

мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем

успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. В жизни человека

существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский

мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период

жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с

самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка

необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные

импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно

действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками,

пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития

ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Исходя из значимости развития моторики пальцев рук, работу следует начинать

с самого раннего возраста. Начать ее можно с наиболее простых, доступных

даже для малышей упражнений.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики младших

1)«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки

поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух

2) «Человечек» — указательный и средний пальцы правой (затем и левой)

руки — «бегает» по столу;

3) «Слоненок» — (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный

и безымянный – ноги) «идет» по столу;

4) «Оса» — выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же

движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно

указательными пальцами обеих рук («осы»);

5) «Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы

опущены вниз. «Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко

6) «Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев

обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают

затруднения. Но если зарядку для пальчиков проводить регулярно и

использовать разнообразные приемы, то это становится мощным средством

повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим

развитие мышления и речи ребенка. Все упражнения проводятся в игровой

форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития

тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать и

упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей

среднего дошкольного возраста:

1) Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не

надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а

именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие

возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и

настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности,

которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и

большие листы бумаги, лучше обои;

2) “Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой

прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль

высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне»

способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений

пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают

эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат

вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать

внимание и правильно его распределять;

3) Щетка «ежик”- рабочую поверхность «ежика» можно изготовить из

массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна

соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая

резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки

(большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух

положениях: а) зубцами к ладонной поверхности руки; б) зубцами к наружной

поверхности руки. С помощью многочисленных точечных раздражителей

мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные

ощущения.. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях

логопедической лечебной физкультурой;

4) Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между

речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений

тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности

речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до

7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного

произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и

ускорит запоминание стихотворного текста. Гимнастика для пальцев рук

делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как

предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем

развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной

пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой

моторики рук ребенка;

5) Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с

этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью

манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что

Читать еще:  Концепция воспитания селевко

можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться,

если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания,

6) Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложить ребенку

заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать

между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми

пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные

движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких

ореха (камешка, шарика, мяч Су-Джок), – совсем не трудно, для начала

предложите покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это

оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот

простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным

окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные

импульсы в головной мозг.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей

старшего дошкольного возраста

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой

(это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребенка. Каждый

ребенок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный.

Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение,

активизируем внимание детей. Следующий этап — самомассаж кистей и пальцев

рук: а) растирание ладоней, руки становятся теплыми; б) массаж ладонных

поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки

на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется; в)

растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий; г)

растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Третий этап – массаж

лица. Массируем лоб, щеки, ушки, носик. Четвертый этап — артикуляционная

гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного

произношения звуков. Данные упражнения понятны ребенку и доступны.

Выполнять упражнения с детьми нужно в комплексе. Комплекс называется

«испеки пирожок»: насыпаем муку – работаем язычком; размешиваем –

болтушка; раскатываем тесто — кусаем язычок; мнем пирожки — укол

язычком в щеку; поставим в печь — греем пирожок; поставили стынуть —

дуем на пирожок; съели пирожок – круговые движения губами. Пятый этап –

идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной

форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными. Все этапы

проходят постепенно. Сначала дети учатся делать самомассаж пальцев и кистей

рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки

пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме. Эти упражнения

развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции:

развлекательную — создавать благоприятную атмосферу; релаксационную –

снимать напряжение; коммуникативную – объединять детей в группы,

способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие

проблемы ребенка; профилактическую – предупреждать появление

психосоматических заболеваний; лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут. Помимо

этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм: «Золушка»

(дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки); «Угадай на ощупь»

(различные овощи и фрукты в мешочке);

«Из чего предмет» (определи материал предмета); «Найди такой же»;

«Строим забор» (игры со счетными палочками); «Покатай, покатай» —

катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками; «Шнуровки»;

«Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с

контурными изображениями); рисование на песке. Выполняя пальчиками

различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики

рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но

и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно

происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в

работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в

группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к

выполнению задания каждым ребенком. Необходимым условием работы

является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера

совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать

взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого

материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций,

картинок из детских книг. Пальчиковые игры и упражнения не только

совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание,

память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это

прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей,

Как развивать мелкую моторику ребенка дошкольного возраста, превратив упражнения в игру?

Многие родители слышали о важности развития мелкой моторики у детей, но не все понимают, что это такое и как достичь данной цели. Познакомимся с самим термином, ролью такой моторики в развитии речи малыша, а также с наиболее эффективными упражнениями и играми, которые не требуют какой-либо сложной предварительной подготовки.

Что такое моторика у детей

Под мелкой моторикой принято понимать элемент двигательной сферы, тонкие точные движения кистями рук и пальцами. В этот тип моторики включается огромное количество всевозможных движений – как несложные жесты, так и сложные движения для рисования или письма. Развивается она постепенно, у каждого ребенка своими темпами, однако родителям важно помочь малышу своевременно овладеть необходимыми навыками.

Зачем развивать мелкую моторику у детей

Делать это крайне важно из-за специфики строения человеческого мозга. Дело в том, что центры речи и моторики находятся рядом и теснейшим образом взаимодействуют, поэтому, чем лучше развиты пальчики крохи, тем лучше он говорит. Некоторые родители допускают серьезную ошибку, предлагая ребенку сидеть за компьютером, играя в развивающие игры на мониторе. На первый взгляд, все хорошо – малыш не шумит, занят полезным делом, получает необходимые умения и навыки. Однако исследователи выявили, что подобное отсутствие работы руками и пальцами приводит к тому, что дети не могут нормально разговаривать.

Хорошо развитая моторика помогает улучшению внимания, памяти, наблюдательности, координации и воображения. Кроме того, полученные на домашних занятиях навыки помогут ребенку подготовиться к более взрослой, школьной жизни:

  • держать ручку, карандаш, кисть – это важно для процесса обучения;
  • самостоятельно завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы.

Вот почему с раннего детства следует проводить занятия по моторике, используя игры, пособия, которые можно изготовить буквально из подручных средств, а также делая с крохой пальчиковую гимнастику. А чтобы ребенку не стало скучно, нужно активно проговаривать с ним потешки, веселые стишки.

Многообразие игр

Есть множество способов развития моторики для малышей, познакомимся с самыми интересными.

Пальчиковая гимнастика

Такие занятия мама может проводить с крохой до года, однако и детям более старшего возраста они нравятся, поскольку предполагают тактильный контакт и тесное общение. Можно прочить ребенку стишок про «Сороку-ворону», поглаживая каждый из называемый пальчиков. А еще интереснее – придумать что-то свое. Например, это может быть веселый стишок про конфетки:

Вот ладошка нашей детки.

Пальчики хотят конфетки.

Большой любит шоколад.

Средний хочет леденец,

Вот такой он молодец!

Безымянный – ждет ирис,

Без него совсем он скис.

А мизинец – крошка,

Ждет карамели немножко.

Если малышу уже исполнилось 5 лет, можно предложить ему настоящую театральную постановку, «актерами» которой будут его собственные пальцы. Предварительно вместе с мамой он делает необходимые костюмы и реквизит, что также поможет потренировать моторику.

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка:

  • для младшего возраста (от года до 2 лет) – 3-5 минут ежедневно;
  • для среднего и старшего дошкольного возраста – 10-15 минут.

Для достижения необходимого эффекта при пальчиковой гимнастике очень важно уделить внимание каждому пальцу.

Еще одно упражнение – игра «Ладушки», которая и настроит малыша на позитивный лад, и поможет ему научиться хлопать в ладони и распрямлять пальцы.

Для самых маленьких

Подбирать игры для развития моторики необходимо с учетом возрастных особенностей малышей. Детям до 3 лет лучше всего предложить такие простые варианты:

  • Перелистывание страниц. Подходит для крох от года, использовать лучше всего книжку с картонными или пластиковыми страницами.
  • Игры с крупами. В небольшую мисочку насыпается гречка, рис, ребенку не составит труда выводить пальцем узор или же просто пересыпать крупу. В мешочек с крупой можно зарыть небольшой предмет и попросить ребенка его найти.
  • Закручивание крышек. Подойдет обычная пластиковая бутылка с крышкой. Мама показывает, как закрыть ее при помощи пробки, после чего предлагает ребенку повторить.
  • Шагаем пальчиками. Мама рассказывает стишок, ребенок же перемещает пальцы, имитируя ходьбу. «Идти» можно как одной, так и двумя руками, использовать только указательный и средний палец (идет человечек) или же все пальцы (идет фантастическое существо).
Читать еще:  Методы художественно эстетического развития детей дошкольного возраста

Стишок для игры в «Шагаем» может быть, например, такой:

Прыгать и скакать,

Кроме того, можно использовать бусины, перекатывая их по поверхности стола, горошины (попросить малыша разложить на кучки), гальку (построить из нее дорожку) и другие подручные предметы. Главное – ребенку не должно быть скучно.

Игры с мелкими предметами

Бусинки, пуговицы, камешки небольшого размера – отличный материал, доступный каждому. Вариантов занятий с ним множество:

  • Предложить малышу разложить пуговицы по кучкам в зависимости от цвета или размера.
  • Катать между ладоней граненый карандаш.
  • Делать необычные бусы, нанизывать на леску либо нитку пуговицы, макароны, которые можно предварительно окрасить во все цвета радуги.
  • Выкладывать из мелких предметов фигурки. Сначала можно использовать контур (предварительно нарисовать на листе бумаги, например, сердечко или домик и попросить малыша выложить бусинки или камешки по контуру), затем – дать ребенку полную свободу действий.

Очень важно проводить подобные занятия под присмотром родителей, чтобы малыш не проглотил «пособие» или не засунул его в рот или ухо.

Поделки, аппликация

Заниматься с малышами развитием мелкой моторикой следует различными методами, в частности, предложить ребенку вырезать ножницами, это простое, но эффективное упражнение. Использовать надо различные формы:

Перед Новым годом вместе с ребенком можно вырезать снежники, перед 8 марта – цветы.

Следующий этап – из вырезанных фигурок, которые можно разукрасить в различные цвета или сразу делать из цветной бумаги, следует выполнить аппликацию, используя лист-основу и клей-карандаш. Темы для детского творчества могут быть самыми разными: мальчикам понравится клеить машинки, девочкам – создавать одежду.

Малыши в 1-2 года еще не обладают необходимыми навыками, им можно предложить порвать бумагу на мелкие части, сделав «салют».

Любят дети и поделки, в частности из природных материалов, поэтому вместе с ними родителям несложно смастерить, например, осеннюю композицию из шишек, сухих листьев, ягод, мха. Главное не ограничивать фантазию юного творца, не навязывать свои правила. Изготовление аппликация из круп – отличная забава для ребенка 4-5 лет, при необходимости родитель может сделать шаблон, если же малыш хочет пофантазировать, стоит дать ему такую возможность.

Каждый родитель может заниматься самообразованием, изучая все новые формы и способы развития моторики и предлагая их крохе.

Лепка

Для лепки используют не только пластилин, но и слоеное тесто, глину. Форм работы множество:

  • Ребенок сам лепит интересующие его предметы или целую композицию.
  • Мама делает мелкие детали (колбаски, круги), из которых малыш создает «произведение».
  • Украшение банки при помощи пластилина (ребенку предлагают сделать необычную вазу).

Упражнения с пластилином просты в исполнении, интересны и полезны. Кроха с восторгом будет лепить еду для своих игрушек, потом – предметы быта, живых существ. Не обязательно ограничиваться всего одним материалом, можно сочетать пластилин с камешками, ракушками, пуговицами, бусинками, кусочками ткани или бумаги.

Игры с песком

Для раннего дошкольного возраста очень интересны и забавы с песком, например, рисование на нем пальцами. Сделать домашнюю песочницу совсем не сложно, достаточно найти плоскую коробку, насыпать в нее крупного речного песка и предложить малышу. Вариантов игр множество:

  • Зарыть в песок небольшую игрушку и попросить кроху найти ее. Постепенно число таких «кладов» следует увеличить.
  • Предложить нарисовать на песке домик, населить его жителями (вновь помогут небольшие игрушки), оформить пространство при помощи пуговиц, ракушек, камешков.

Интересно и инсценировать сказку, используя декорации из песка. Родителям важно не навязывать малышу свои правила, а помочь ему при возникновении трудностей, подсказать и, конечно, следить за безопасностью.

Другие формы работы

В развитии ребенка необходимо использовать буквально каждую свободную минуту, особенно если речь идет о моторике. Упражнений множество:

  • Собирание пазлов и мозаик будет интересно дошкольникам с 3 лет. Если в наборе имеются мелкие детали, игра должна проводиться строго под контролем мамы или папы.
  • Игры с конструкторами.
  • Плетение веревочных косичек.
  • Рисование. Не обязательно это должно быть привычное всем использование красок или карандашей. Рисовать можно мелками, цветным льдом, губкой для мытья посуды, пальцами на листе ватмана или старой родительской футболке. Не ограничивая фантазию ребенка, можно добиться неплохих результатов – его кисть и пальцы будут хорошо развиваться.
  • Шнуровки Марии Монтессори помогают развитию моторики рук, а также развивают умение пространственной ориентации.
  • Забава с помпонами. Доказательство того, что веселую и полезную игру можно сделать буквально из ничего. Потребуется лоток для яиц и несколько разноцветных помпонов (их можно сделать или отрезать от старых шапок). Задание для ребенка – разложить их по ячейкам.

Использовать сложные дорогие пособия, чтобы заинтересовать ребенка, как правило, не требуется. Практика показывает, что наиболее увлекательны для них самые простые развлечения, которые есть в каждом доме. Так, мама может сделать чудо-коврик, нашив на одну его сторону пуговицы разного размера, а в другой – сделав петли. Задача ребенка проста – застегивать и расстегивать пуговицы.

При желании можно сделать шнуровки своими руками, используя предметы, которые найдутся в быту у каждого – плотный картон и обычные шнурки для ботинок. Кроме того, малыш с удовольствием потренируется на старом ботинке. Полезным будет и организация в квартире особого пространства, куда входит уголок мелкой моторики. Здесь можно разместить различные предметы, например, вышеописанные коврик, старый ботинок для ребенка, веревки, из которых он сможет заплетать косы и другие безопасные для крохи пособия. Мелкие предметы там присутствовать не должны, как уже говорили, с ним занимаемся только под присмотром взрослых.

Ошибки родителей

Когда мы развиваем мелкую моторику малышей, очень важно не допустить таких ошибок:

  1. Скучное выполнение упражнений, отказ от игровой формы, потешек и стишков. Ребенок быстро утрачивает интерес к таким занятиям, в лучшем случае из вежливости будет делать то, что просит мама, в худшем – закапризничает и откажется. Чтобы избежать такого результата, важно использовать разнообразные формы, каждый раз предлагая крохе что-то новое, непривычное.
  2. Занятия в те дни, когда малыш болен или плохо себя чувствует. Некоторые родители, поняв важность пальчиковых упражнений, начинают заставлять дошкольника тренироваться каждый день. Однако если ребенок не настроен на занятия, вполне допустимо пропустить пару дней.
  3. Однообразие. Об этом уже говорили, коротко повторим – есть огромное количество пособий, игр, упражнений, поэтому нет необходимости «мучить» ребенка чем-то одним изо дня в день.
  4. Нетерпение. Иногда родители срываются на своего «неловкого» ребенка, которому не удается простое, на первый взгляд, действие. Однако важно помнить о том, что все умения приходят постепенно, малыш еще не научился как следует управлять своими руками, ему надо помочь, но ни в коем случае не ругать.

Избежать этих ошибок в работе с дошкольниками просто – необходимо проводить занятия в легкой игровой форме, быть терпеливым и использовать различные упражнения.

Таковы основные упражнения для тренировки мелкой моторики малыша, их актуальность не ослабевает, поскольку такие задания направлены не только на выполнение своей прямой цели, но и помогают развитию речи, памяти, веселому времяпрепровождению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector