221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы развития творческого воображения

Приемы и методы РТВ (Развития Творческого Воображения)

Это доТРИЗовские приемы и методы, но они могут стать ступенькой в успешном освоении ТРИЗ.

Есть разные способы придумывать веселые истории. Например, можно сидеть и чесать в затылке — мысли вычесывать. Или ходить по улицам с открытым ртом: может быть, что-нибудь интересное влетит. А можно познакомиться с приемами РТВ — Развития Творческого Воображения. Использование таких приемов поможет сделать твою фантазию «организованной». А фантазия поможет тебе в выполнении творческих работ по разным предметам, а также при решении изобретательских задач.

Бином фантазии.

Его автор — итальянский писатель Джанни Родари. Берутся две на первый взгляд несовместимые системы, и придумывается история.

Бином: стол — жираф.

Жил – был жираф, он ел все подряд. Однажды шел он и увидел стол. Подошел к нему жираф, смотрел на стол, смотрел да и проглотил его. А когда проглотил, то стал похож на стол с головой жирафа. Так его и назвали: Жирафостол. Все смотрят на него и думают: стол это или жираф?

Ученица 4 класса школы №347
Вознесенская Полина (рисунок автора сказки)

Попробуй пофантазировать сам.

Бином: бульон — телефон,

— Фантастический префикс (приставка)

Его автор — итальянский писатель Джанни Родари.

Соедини префиксы: АНТИ -, СУПЕР -, МАКСИ -, МИНИ-, НЕ-, АРХИ-, МИКРО-, ПОЛУ-, СВЕРХ- с существительным зеркало и подумай, что за системы получились, какие у них новые свойства и функции, что стало хорошо, а что плохо. Потом соедини по очереди префиксы со словами: сосед, обогреватель, замок.

У Джанни Родари есть фантастический рассказ «Страна, где все слова начинаются с «НЕ». В этой стране есть очень интересные предметы:

НЕножик- служит для того, чтобы огрызки превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьника.

НЕвешалка- на нее ничего вешать не надо – уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если тебе нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к НЕвешалке и снять его. Есть НЕвешалки зимние и летние, есть для женщин и для мужчин. НЕвешалка сберегает много денег.

НЕпушка- это совсем не то, что пушка. Она служит того, чтобы прекращать войну. Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в НЕтрубу, стреляем из НЕпушек, и война прекращается.

— Метод «Кит и кот»

Все помнят сказку Бориса Заходера о том, как Кит и Кот поменялись средой обитания, и что из этого получилось. Можно сочинить свою сказку, используя следующий алгоритм:

· Нужно придумать пару слов, отличающихся одной буквой. Это будут герои сказки.

· Вспомнить, где они встречаются в настоящей жизни.

· Чем занимаются, для чего нужны.

· А теперь превращаем несказку в сказку (меняем героев местами).

· Подумаем, какая и кому от этого может быть польза, какой вред.

· Что подумают люди (животные, предметы), оказавшиеся рядом.

Пара слов: рак-лак.

Как рак и лак решили местами поменяться

Однажды рак и лак решили местами поменяться. Рак теперь на полке стоит с другой косметикой, а лак под камнями прячется. Модница решила ногти покрасить, достала рака и начала клешнями по ногтям мазать. А рак цапнул девушку за палец. Его взяли и выбросили.

А в это время мужики пошли на рыбалку, сунули руку под камень и вытащили лак. Кинули в кастрюлю, он нагрелся и лопнул. Кастрюля стала вся красная. Лак взяли и выбросили.

Встретились опять рак и лак, рассказали друг другу о своих приключениях и вернулись каждый на свое место. Теперь лак на полке стоит, а рак под камнями прячется.

Ученик 3 класса школы №347 Подоляк Артем

Попробуйте пофантазировать сами.

Пары слов: лёд-мёд, кошка- мошка.

— Метод мозгового штурма

Этим методом пользовались еще древние викинги.

А во время второй Мировой войны американец Алекс Осборн использовал этот метод для спасения своего корабля. Когда капитан получил радиограмму о том, что на корабль несется торпеда, он собрал весь экипаж на палубе и предложил каждому высказать свою идею по спасению корабля. Была выдвинута даже такая идея — всем экипажем дуть на воду, чтобы отклонить курс торпеды. А дальше как в передаче «Что? Где? Когда?» — выбор решения был за капитаном.

К счастью, торпеда в тот раз прошла другим курсом. В 1957 году инженер Алекс Осборн усовершенствовал этот метод. Метод этот используется и сегодня, он может помочь и вам, например, придумать веселый праздник в классе или найти способ достижения поставленной цели.

— Метод Робинзона Крузо

Название этого метода пошло от имени главного героя книги Даниэля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» Книга вышла в 1719 году в Англии, но до сих пор популярна среди читателей.

Главный герой — 25-летний Робинзон Крузо. После кораблекрушения он оказывается один на необитаемом острове. Но он не погиб, прожил там 28 лет, обустроил свой быт, добывал пищу. У Робинзона не было ничего кроме разбившегося корабля, природы острова и океана вокруг. Но герой книги смог придумать необходимые для выживания вещи, сам сумел их изготовить, а, главное, заставил себя не отчаиваться и сохранять бодрость духа.

Теперь представь себе, что это ты Робинзон Крузо. Ты плыл на корабле, который перевозил множество бус. Бусы были крупные и мелкие, стеклянные и пластмассовые, цветные и бесцветные, круглые и ребристые. Они собраны на нитки и леску. И вот твой корабль потерпел крушение около необитаемого острова. Для того, чтобы остаться живым, нужно найти ресурсы, которые прячутся в окружающих тебя предметах, чтобы они стали твоими помощниками. Один из ресурсов — это бусы. Откинем их главную функцию (украшение) и поищем дополнительные функции. Как бусы и природа, которая нас окружает, помогут нам выжить?

1) Постройка жилья, изготовление средств защиты от врагов и животных.

2) Добыча пищи и ее приготовление.

3) Сигналы о помощи.

4) Постройка плавательного средства.

А если корабль вёз всевозможные расчески? Теперь пофантазируй на эту тему.

— Метод фокальных объектов (метод каталога)

«Метод каталога» разработан в 20-е годы прошлого века профессором Берлинского университета Ф. Кунце, усовершенствован в 50-е годы Ч. Вайтингом и назван «Метод фокальных объектов». С помощью этого метода можно создавать предметы с новыми свойствами.

Выбираем объект изменения и как фотографы фокусируем на нем внимание.

Теперь из любой книги выбираем 3 случайных слова (поэтому метод и называется «метод каталога») или называем слова наугад. Определяем свойства этих трех объектов, а затем переносим их на выбранный нами объект, получаем объект с новыми свойствами.

Например, пусть в фокус попадет ШКОЛЬНАЯ ДОСКА.

А случайными словами будут: КНИГА, ОЧКИ, ЧАСЫ.

Книга — интересная, листаем страницы, умная, раскраска.

Очки — прозрачные, чтобы хорошо видеть, солнечные.

Часы — отмеряют время, тикают, настольные, настенные, ручные.

Теперь рассмотрим школьную доску с новыми свойствами.

Читать еще:  Методы развития творчества у дошкольников

Школьная доска — книга: меняет информацию («листает») как в книге, периодически меняет фон, это удерживает внимание учеников, учителю не нужно каждый раз говорить «Посмотрите на доску», можно показывать рисунки и раскрашивать их по мере необходимости.

Школьная доска — очки: увеличивает или уменьшает размер букв в тексте, становится прозрачной на время изменения информации, работает от солнечной энергии.

Школьная доска — часы: через определенное время стирает задание, читает текст, подает звуковые сигналы, если на ней допущена ошибка, на столе у учителя мини-доска, настенная доска работает от прикосновения руки (сенсорная).

А если создать школьную доску со всеми этими качествами, то учителю легче будет на ней работать, а детям интереснее будет учиться.

Давай придумаем пенал с новыми свойствами.

— Морфоанализ (морфоящик)

Автор этого метода — швейцарский астроном Ф. Цвики, год рождения метода — 1942. Благодаря этому методу Ф. Цвики удалось за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для работы с этим методом нужно начертить таблицу, которую называют «ЯЩИК». Поэтому метод называют «Морфоящик».

Для примера возьмем систему «наручные часы». По вертикали рассмотрим форму корпуса (А), цифры-символы (Б), ремешок (В), стрелки (Г) и вид энергии, благодаря которой часы работают (Д). По горизонтали распишем разные виды этих элементов.

Часы наручные
А — формакругквадратпрямоугольникромбовал
Б — цифрыарабскиеримскиечерточкистразыфигурки
В — ремешоккожаныйпластиковыйматерчатыйметаллическийкаучуковый
Г — стрелкияркиефосфорныефигурныепрозрачныебез стрелок
Д — движительмеханическиесолнечная энергиятемпература тела человекабатарейкимысли человека

А теперь вспомним игру «Морской бой». Выберем случайные клетки. Сделаем любой набор букв и цифр. Например: А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5.

Получается, что наши часы должны быть круглыми, с римскими цифрами, с матерчатым ремешком, с прозрачными стрелками и работать от мыслей человека. Интересно, кому нужны часы с прозрачными стрелками? И как по ним определить время? Часы, работающие от мыслей человека? Скорее всего, это часы будущего! Пофантазируй на эту тему!

Попробуй сделать другой набор букв и цифр. Ведь эта таблица дает множество вариантов!

Составь сам таблицу для системы «ДОМ». По вертикали рассмотри основные части дома: крыша, основание, окна, дверь. По горизонтали рассмотри различные формы этих частей. Затем сделай набор разных элементов и зарисуй результат.

— Синектика

Этот прием предложен американским исследователем Уильямом Гордоном. Как в методе «Мозгового штурма» набираем много вариантов, затем выбираем самые интересные. Для примера возьмем объект — микстура.

Определим ее свойства (какая?): жидкая, горькая, детская, взрослая, лечебная.

Определим ее функции (что делает?): убивает микробы, лечит.

Прямая аналогия — сравниваем с похожим (аналогичным) предметом в природе или технике. Например, что еще горькое — полынь. Микстура- полынь.

Символическая аналогия — кратко и образно буквально в двух словах (существительное и прилагательное) сформулировать фразу.

Микстура горькая, лечит. Микстура — лечебная горечь.

Микстура — детская, противоположное свойство — взрослая. Микстура- детская взрослость.

Фантастическая аналогия — представим фантастические средства или персонажей, выполняющих то, что требуется по условию. Пусть «по щучьему велению, по моему хотению» исполнится желание. Пусть вместо микстуры будет живая вода.

Личностная аналогия — эмпатия, человек представляет себя предметом, о котором идет речь, вживается в образ этого предмета. Взгляд глазами данного предмета может помочь решить задачу.

Расскажите о себе –

1)Какая у вас одежда.

3)Кто или что вас окружает.

4)Чем вы можете помочь окружающим.

5)Что для вас праздник.

6)Что бы вы хотели сказать людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11219 — | 7550 — или читать все.

Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Елена Николаевна Шайхулова
Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Тема: Методы развития творческого воображения

ТРИЗ–образование – является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (1964г.) усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов) являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ —ТРТЛ:

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально. Суть Мозгового Штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия, расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Метод «Маленьких человечков» Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию и этот метод, научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.

Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит всё, что нас окружает. Почему человечки, а не вещества, атомы, микробы? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по – разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ.

Автор рекомендует: «сообщите детям, что все окружающее состоит из маленьких человечков – даже они сами. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей» Использование этого метода позволяет педагогу не только объяснить ребенку окружающие его явления, но еще и наглядно показать их изменения.

Метод «Синектики»— предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

Читать еще:  Методы трудового воспитания детей

1. Развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

2. развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Выделим основные критерии,по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д.

Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер

Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый

Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный

Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик

Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Типовые приемы фантазирования Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображениятиповые приемы фантазирования:Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

— преобразование свойств времени,

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Метод «фокальных объектов» предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых,оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Метод Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

прошлое настоящее будущее

где С – система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения;

Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе,каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу.

Итог. Работа по ТРИЗ требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания. Применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе с детьми, потому что методы технологии ТРИЗ и РТВ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Как развить творческое воображение?

Оно имеет свойство развиваться под влиянием расширения кругозора, накопления опыта, образов и информации. Развитию воображения уделяется внимание с самого детства, на него направлены многие детские игры, упражнения в дошкольных и средних учебных заведениях.

Еще одно свойство воображения – оно не постоянно, периоды спада чередуются с подъемом, так называемым вдохновением, но научно доказано, что вдохновение и свежие идеи чаще приходят к нам именно в процессе работы, после определенного количества усилий.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).
  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Приемы творческого воображения

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

Читать еще:  Базовые теории воспитания

Это интересно

Методы развития творческого воображения

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Упражнения на развитие воображения

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Методы развития творческого воображения

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения разработана Г.Альтшуллером и П.Амнуэлем [43][44][45][46], и представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов.

Назовем основные из них:

  1. Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Методика работы с НФЛ. Прогностические функции научно-фантастической литературы [47][48][49].
  2. Оператор РВС (параметрический оператор)[50].
  3. Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ)[51][52].
  4. Фантограммы.
  5. Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей)[53].
  6. Ступенчатое конструирование.
  7. Метод ассоциаций .
  8. Метод тенденций .
  9. Метод скрытых свойств объекта .
  10. Взгляд со стороны .
  11. Изменение системы ценностей .
  12. Ситуационные задания .
  13. Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей) .
  14. Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2».
  15. Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее с методами развития творческого воображения можно ознакомиться у казанной литературе [81] , а также полезно посмотреть работы указаныые в [54][55][56][57].

Теория развития творческой личности

Теория развития творческой личности включает качества творческой личности, основные концепции ее развития, жизненная стратегия развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловая игра: «внешние обстоятельства творческая личность», идеальная творческая стратегия (концепция «максимального движения вверх»), задачник по курсу ТРТЛ, сводная картотека к ЖСТЛ-3 [82] [83] [84] [58][59][60][61][62][63][64][65][66][67][68][69][70]. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин.

Теория развития творческих коллективов

Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусманом и Л. Капланом [85] . Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Использование ТРИЗ

При прогнозировании развития техники, поиске и выборе задач и оценке полученного решения используются система законов развития техники и система стандартов на решение изобретательских задач, вепольный анализ.

Для развития творческого воображения могут использоваться все элементы ТРИЗ, но основной упор делается на методы развития творческого воображения.

Решение изобретательских задач осуществляется с помощью законов развития технических систем, информационного фонда, вепольного анализа, АРИЗ и, частично, с помощью методов развития творческого воображения.

Блок-схему ТРИЗ для функции решения задач приведена на рис. 2.

С помощью ТРИЗ решаются известные и неизвестные типы задач. Под стандартным (известным) для ТРИЗ типом задач понимается задача с известным типом противоречия, а нестандартным (неизвестным) — задачи с неизвестным типом противоречия.

Известные (стандартные) типы изобретательских задач решаются с использованием информационного фонда, а неизвестные (нестандартные) — применением АРИЗ. По мере накопления опыта решения класс известных типов задач пополняется и структурируется.

Рис. 3. Классификация задач (стандартные и нестандартные)

Классификация задач, прежде всего, осуществляется с помощью вепольного анализа. Это своего рода призма (рис. 3), с помощью которой мы разлагаем задачу на известные (стандартные) задачи. Для каждого класса стандартных задач имеются свои соответствующие стандартные решения. Стандартное решение приспособляется под конкретные условия. Для классификации и выявления задач могут использоваться и другие элементы ТИРЗ, например, основная линия решения задачвыявление причинно-следственных связей.

Таким образом, использование информационного фонда и, прежде всего, системы стандартов на решение изобретательских задач без использования АРИЗ разрешить противоречия, имеющиеся в задаче и получить решения высокого уровня. Это своего рода стандартные пути решения задач, направленным способом, без перебора вариантов, который характерен для метода проб и ошибок.

Для выявления существующих и прогнозирования будущих аварийных ситуаций и нежелательных явлений в ТРИЗ используется «диверсионный анализ».

Разработаны компьютерные программы, основанные на ТРИЗ, обеспечивающих интеллектуальную помощь инженерам и изобретателям при решении технических задач, а также выявлению и прогнозированию аварийных ситуаций и нежелательных явлений.

Использование различных элементов ТРИЗ для конкретных функций показано в таблице 1: «Функции и структура ТРИЗ».

Таблица 1. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТРИЗ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector