221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы развития воображения

Как развить воображение у взрослых и детей — рекомендации

Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.

Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира

Для чего нужно воображение

Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?

По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.

Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.

Способы развития воображения

Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.

Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.

При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

В психологии известны эффективные способы развития воображения:

  • Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
  • Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
  • Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
  • Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.

Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

У взрослых людей

Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:

    Друдлы (англ. doodle – каракули, r >

Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

У детей и подростков

Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цельфантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:

  • В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
  • Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
  • Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.

Простые упражнения помогут полету фантазии

Развитие воображения для творчества и рисования

Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?

Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

  • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
  • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
  • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Читать еще:  Концепция происхождения воспитания

Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

Видео

«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа) на тему

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_razvitiya_voobrazheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • креативность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графике

Понятия «воображение», «абстрактное мышление», особенности развития воображения и абстрактного мышления обучающихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики. Методы и приемы развития воображения и абстрактного мышления обучающихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики на примере конкретных заданий и упражнений.

Воображение – психическая функция, заключающаяся в преобразовании образов восприятия путем их перекомбинирования; это форма психической деятельности, обеспечивающая создание образов всевозможных ситуаций, в конечном счете образа такой ситуации, как весь мир в целом, включая его историю, – образов ситуаций, в которых действует субъект. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения – Фантазия. Воображение – одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л. Кондратьева и др). Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами воображение также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

Абстрактное мышление – это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни.·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако – это дракон.

Деятельность на занятиях по дизайну и компьютерной графики неразрывно связано с творчеством. Для реализации творческого потенциала учащегося необходимо развитие у него абстрактного мышления и воображения. Разный возраст характеризуется различными особенностями развития воображения и абстрактного мышления. Творческие задания, которые активно применяются на занятиях по ДиКГ, помогают развивать абстрактное мышление и воображение, так как исчезает «шаблонность» и сводится к минимуму репродуктивный характер занятия. Как правило, на занятии даётся определённая тема, в реализации которой учащийся может проявить свои творческие способности в полной мере. Подобные задания носят поисково-творческий характер. На подобных занятиях происходит параллельное развитие абстрактного мышления и воображения.

Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата. Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.

Приемы воображения:

Методы воображения:

1. Метод придумывания нового:

цель: придумать что-то новое, чего еще не было

метод: применение приема воображения до тех пор, пока в объекте или системе не появятся противоречия.

специфика: фантазирование.

2. Метод разрешения противоречий:

цель: выбрать противоречие в системе и избавиться от него.

метод: имеет 2 варианта:

· Разделить противоречивые свойства в пространстве.

· Разделить противоречивые свойства во времени.

специфика: общая.

3. Метод идеального конечного результата:

цель: определить, какого рода решения применимы для определенной задачи и оценить эффективность того или иного метода.

метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении.

специфика: изобретательство. Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться.

4. Метод предсказания противоречий:

цель: предвидеть проблемы в объекте или системе еще до их появления (это экономически целесообразно).

метод: выявить противоречия в объекте или системе. Работать над их разрешением. Для выявления противоречий можно использовать приемы «этапы развития систем» или «система, подсистема, надсистема», «этажи воображения»

специфика: общая. Предвидеть проблемы и предлагать пути их решения могут и фантасты, и изобретатели.

5. Метод универсализации:

цель: экономия.

метод: объединение технических систем, имеющих общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности.

специфика: изобретательская.

Стандартные методы решения творческих задач

1. Морфологический метод:

цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование.

метод: берется несколько ключевых шкал, имеющих значение в заданной системе. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал. Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но в науке и изобретательстве этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов.

2. Мозговой штурм:

цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи. Можно использовать и для поиска нового.

метод: проводится в 2 этапа.

· Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена.

· Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла.

специфика: общая. Мозговой штурм плох тем, что совсем не обязательно будет найдет лучший вариант.

цель: поиск решения творческой задачи.

метод:представить себя на месте объекта.

специфика: общая. Метод имеет недостаток – психологическую инертность, которую, как утверждает ТРИЗ, можно убрать, если использовать метод маленьких человечков.

4. Моделирование (научное):

цель:ускорение поиска решения задач.

метод: построить модель. Использовать модель для проведения мысленных экспериментов, вместо натурных. В науке смоделировать процесс – означает выделить его ключевые свойства, перевести его на язык математики и запрограммировать на компьютере.

специфика: инженерно-научная.

Методы развития воображения

1. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»:

цель: научиться находить противоречия в объектах или системах.

метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» – плохо потому что «В» и т.д.

2. Придумать фантастическое растение, животное, явление:

цель: научиться применять приемы фантазирования.

метод: дать подобное задание. Позже, в процессе освоения курса РТВ проанализировать его выполнение. После изучения приемов и методов фантазирования – дать подобное задание еще раз.

3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:

цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином приеме. Анализируя их, учишься обнаруживать приемы. В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Полезное задание на фантазирование – придумать анекдот самому.

3. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:

цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются 2 истории.

4. Игра «что изменилось»:

цель: развитие воображения, преодоление косности мышления.

метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10551 — | 7758 — или читать все.

Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Елена Николаевна Шайхулова
Семинар-практикум «Методы развития творческого воображения»

Тема: Методы развития творческого воображения

ТРИЗ–образование – является одной из моделей перспективного образования. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, возникшая в нашей стране в конце 40-х годов (1964г.) усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов) являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ —ТРТЛ:

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально. Суть Мозгового Штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия, расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Метод «Маленьких человечков» Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию и этот метод, научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.

Сущность используемого метода в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит всё, что нас окружает. Почему человечки, а не вещества, атомы, микробы? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по – разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ.

Автор рекомендует: «сообщите детям, что все окружающее состоит из маленьких человечков – даже они сами. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей» Использование этого метода позволяет педагогу не только объяснить ребенку окружающие его явления, но еще и наглядно показать их изменения.

Метод «Синектики»— предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

1. Развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

2. развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Выделим основные критерии,по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д.

Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер

Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый

Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный

Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик

Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак

и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Типовые приемы фантазирования Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображениятиповые приемы фантазирования:Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

— преобразование свойств времени,

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Метод «фокальных объектов» предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых,оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Метод Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

прошлое настоящее будущее

где С – система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения;

Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе,каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу.

Итог. Работа по ТРИЗ требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания. Применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе с детьми, потому что методы технологии ТРИЗ и РТВ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector