221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы умственного развития дошкольников

Методы умственного воспитания

Методы умственного воспитания рассматриваются как способы, с помощью которых педагог организует мыслительную деятельность детей, формирует их познавательные интересы, развивает интеллектуальные способности.

Применение того или иного метода определяется возрастными особенностями ребенка и, прежде всего, основной формой и уровнем развития мышления, особенностями его мотивационной сферы.

Основными формами мышления детей-дошкольников являются наглядно-действенное и наглядно-образное, и лишь к старшему дошкольному возрасту формируется логическое мышление. В связи с этим в педагогике выделяются следующие основные методы умственного воспитания: практические, наглядные, игровые и словесные.

Следует отметить, что эти методы крайне редко используются изолировано. Чаще они применяются в комплексе друг с другом.

Практические методы это такие методы, при которых познавательная деятельность ребенка носит практический характер. Эта деятельность предполагает реальное преобразование вещей, в результате которых получается реальный продукт.

Наглядные методы это методы, основанные на использовании реальных предметов и явлений или их изображений, моделей, схем.

В дидактике разработано много различных форм наглядного обучения. Основные из них — демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), работа с раздаточным материалом, демонстрация наглядных пособий и моделей.

Игровые методы. Их достоинство заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка- дошкольника. В ней он действует с эмоциональным подъемом, значительно меньше устает, чем на занятии. Основной формой игровых методов выступают дидактические игры. А.П. Усовой были выделены две функции дидактических игр: совершенствование и закрепление знаний и усвоение новых знаний.

Существенное значение для умственного воспитания имеют ролевые игры. В них у ребенка формируется умение управлять своим поведением, развивается произвольность психических процессов, возникает и формируется план мыслительных действий.

Словесные методы это методы, позволяющие ребенку осознавать учебный материал, излагаемый в словесной форме. Такое осознание возникает не сразу. На 4-м и 5-м году жизни ребенок усваивает словесные объяснения, сопровождающиеся показом соответствующих объектов. Затем объем наглядного материала специально сокращается и ребенок может усвоить достаточно сложное для его возраста содержание на основе словесных методов. Эффективными и доступными формами изложения знаний являются рассказ и беседа.

Известными отечественными дидактами М.Н. Скаткиным и И.Я.Лернером предложена иная классификация методов как способов познавательной деятельности ребенка:

объяснительно-иллюстративный или репродуктивный. Ребенок усваивает

проблемный. Педагог выдвигает проблему, а затем последовательно при

активном участии ребенка решает ее;

исследовательский. Поставленную задачу ребенок решает сам, а педагог в

случае необходимости лишь корректирует его действия;

частично-поисковый. Решение познавательной задачи ребенок осуществляет

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992.

2. Виноградова Н.Ф., Кудикова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. — М., 1980

5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка, // Вопросы
психологии. 1969, № 1.

6. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. — М.,1983.

7. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.,
1984.

8. Поддяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

9. Усова А.П. Обучение в детском саду. -М.,1970.

10. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. — М.,1966.

Контрольные задания по теме:

Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»

Анна Маркина
Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста»

Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Занятия являются основной формой обучения в детском саду. На занятиях создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей.

Из года в год усложняется задачи воспитатель-образовательной работы в дошкольном учреждении, совершенствуются содержание и методы обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника. В настоящее время значительно усовершенствовано содержание всех разделов программы воспитания в детском саду. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний дошкольников. На основе этих принципов определен примерный объем знаний, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей. Детей надо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей дошкольного возраста, а именно наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В этот период формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Читать еще:  Концептуальные основы современных технологий воспитания

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. Она может быть представлена следующими основнымиотношениями действительности: «часть-целое»; «предмет-предмет»; «предмет-система предметов». Овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основныхформ детского мышления: наглядно-образного; наглядно-действенного; логического. Формирование у детей 2-3 летнего возраста обобщенных представлений, отражающих отношение «часть-целое» становится основой развития особых умений воспроизводить мысленно скрытые части предмета на основе видимых его частей. Приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умение рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов. Объектом познавательной деятельности ребенка становиться фундаментальное отношение «предмет-система предметов» Овладение детьми отношением «предмет-система предметов» значительно расширяет возможности в познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисковой-исследовательской деятельности.

Знания-это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработаны методы обучения дошкольников. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми, для получения детьми новых умений и навыков, для формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Практические действия позволяют им обнаружить новые свойства объекта, т. е усвоенные знания являются продуктом деятельности детей а не педагога. Решающее значение в усвоении знаний имеет деятельность самого ребенка, его особенности, характер. Поэтому при характеристике метода необходимо исходить не только из характера педагога, сколько из характера познавательной и практической деятельности детей.

Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии у них произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

В связи с этим особую роль в процессе обучения детей дошкольного возраста приобретает первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых важную место занимают методы направленные на формирование интереса к учению. Сам же интерес к учению в значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения осмысливать новые факты и события. Формирование интереса к учению- это важнейший момент подготовки детей к школе.

Вторая группа методов делиться на три подгруппы. Первая подгруппа- методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Вторая подгруппа- методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие в известной мере словесным методам. Третья подгруппа-это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, умений, навыков.

Третья группа методов- методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.

Следует подчеркнуть, что в процессе обучения все названные выше методы тесно взаимосвязаны, и способствуют всестороннему развитию детей. Дошкольный возраст-это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у детей дошкольного возраста творческого отношения к окружающему миру.

Методы воспитания детей дошкольного возраста Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко.

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.

Методическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возраста .

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

Читать еще:  Игры на развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания». Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним.

Методическая разработка по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста ОО Речевое развитие. Тема «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов» Для детей 5-6 л ЦЕЛЬ:Научить различать звуки, отрабатывать умение.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Все слова делятся на однозначные и многозначные.

Методическая разработка подвижной игры для детей дошкольного возраста «Снежный ком» Аннотация. Подвижная игра «Снежный ком» разработана с целью профилактики гиподинамии, формирования потребности детей старшего дошкольного.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

Читать еще:  Зайцев методика раннего развития

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Умственное воспитание детей

Дети дошкольного возраста достаточно быстро формируют свою речь, накапливают необходимые знания и опыт, овладевают способами умственной деятельности. Однако умственное воспитание детей заключается не только в предоставлении ребенку максимального количества информации об окружающем его мире, а также огромную роль играют выработка и закрепление способов познавательной деятельности, среди которых умение оценивать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Особенности умственного воспитания детей

Все прогрессивные педагоги считают оптимальным периодом для умственного воспитания и развития дошкольный период. Это подтверждается множеством проведенных исследований, согласно которым, данное время необходимо максимально использовать для разностороннего развития и адаптации к окружающей жизни.

Основной особенностью этого периода является преобладание в сознании ребенка образных форм, а именно:

  • Восприятия;
  • Образного мышления;
  • Воображения.

Дети дошкольного возраста характеризуются пытливостью, любознательностью, стремлением к познанию неизвестного и пополнению имеющихся знаний. Поэтому очень важно, основываясь на знаниях современной психологии, подготовить ребенка к обучению в школе.

Задачи умственного воспитания и развития детей

К основным задачам умственного воспитания и развития детей относится создание необходимых условий для перехода с наглядных к абстрактно-логическим формам мышления. Для этого сначала необходимо активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, чему способствует предметно-практическая деятельность. Умение решать умственные задачи с помощью экспериментирования в процессе предметно-практической деятельности является основной характеристикой наглядно-действенного мышления.

В задачи умственного воспитания детей входит не только овладение способностями к мыслительной деятельности и системой знаний, но и формирование личностных качеств. Это происходит в результате игровой предметной деятельности, направленной на ознакомление с окружающей действительностью, формирование речевой деятельности и математических понятий.

Кроме того, в задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста входит не только научить ребенка понимать поставленное перед ним задание, но и выбирать методы и средства для его решения с последующей проверкой результата.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

  • Развитие мыслительной деятельности;
  • Сенсорное воспитание;
  • Становление речи.

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора.

Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector