221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы умственного воспитания дошкольников

Цель, содержание, организационные формы и методы умственного воспитания

Ум — функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Умственное воспитание — процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

Развитие мыслительной деятельности;

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора. Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.
Методами называют способы достижения целей умственного воспитания. Их делят на игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления. Девочки и мальчики всегда легче воспринимают информацию в форме картинки. То есть наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Рассматривая того же слона, воспитатель или мама объясняют ребенку словами, для чего служит зверю хобот, информируют о месте его проживания, питания.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте.

Задача детского дошкольного учреждения — подготовить ребенка к школе. Часть этой задачи состоит в вооружении малыша знаниями и умениями.

Читать еще:  Методика глена домана обучение чтению

Изучением темы десятки лет занимался руководитель лаборатории умственного воспитания НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук Николай Поддьяков. Суть работы заключалась в исследования внутреннего противоречия как рычага саморазвития ребенка.

Ученый сформулировал принцип оптимального соотношения умственного воспитания и саморазвития. Согласно исследованиям Николая Поддьякова, детское экспериментирование положительно влияет на развитие конструирования, игр, труда в природе, изобразительной деятельности. Оно способствует также и общему психическому развитию детей. Главные задачи умственного воспитания дошкольников — это:

1. Сенсорное развитие (органов чувств и восприятия) .

2. Мыслительная деятельность (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных способностей) .

3. Становление речи.

4. Воспитание любознательности.

5. Формирование системы знаний об окружающей среде.

Все вышеуказанные задачи взаимосвязаны. Их специфика определяется возрастными возможностями детей, и в детском дошкольном учреждении четко сформулированы в Программе дошкольного воспитания, которой и руководствуются воспитатели.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень умений, знаний, навыков, овладеть которыми ребенок должен к концу года. Задачи умственного воспитания достигаются в процессе ежедневных занятий. Это математика, рисование, физкультура, трудовая деятельность, лепка, конструирование.

Развитие игр, общения, формирование отношения детей к окружающему связано со знаниями о жизни общества и деятельности взрослых, о явлениях природы.

Содержание умственного воспитания в детском саду — это и усвоение правил и норм поведения, например, отношений детей и взрослых, использования вещей, правил поведения на дороге, в лесу, парке, общественных местах.

27. Система эстетического воспитания характеристика ее структурных компонентов.Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1819 ;

Методы умственного воспитания

Методы умственного воспитания рассматриваются как способы, с помощью которых педагог организует мыслительную деятельность детей, формирует их познавательные интересы, развивает интеллектуальные способности.

Читать еще:  Основы теории и методики воспитания

Применение того или иного метода определяется возрастными особенностями ребенка и, прежде всего, основной формой и уровнем развития мышления, особенностями его мотивационной сферы.

Основными формами мышления детей-дошкольников являются наглядно-действенное и наглядно-образное, и лишь к старшему дошкольному возрасту формируется логическое мышление. В связи с этим в педагогике выделяются следующие основные методы умственного воспитания: практические, наглядные, игровые и словесные.

Следует отметить, что эти методы крайне редко используются изолировано. Чаще они применяются в комплексе друг с другом.

Практические методы это такие методы, при которых познавательная деятельность ребенка носит практический характер. Эта деятельность предполагает реальное преобразование вещей, в результате которых получается реальный продукт.

Наглядные методы это методы, основанные на использовании реальных предметов и явлений или их изображений, моделей, схем.

В дидактике разработано много различных форм наглядного обучения. Основные из них — демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), работа с раздаточным материалом, демонстрация наглядных пособий и моделей.

Игровые методы. Их достоинство заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка- дошкольника. В ней он действует с эмоциональным подъемом, значительно меньше устает, чем на занятии. Основной формой игровых методов выступают дидактические игры. А.П. Усовой были выделены две функции дидактических игр: совершенствование и закрепление знаний и усвоение новых знаний.

Существенное значение для умственного воспитания имеют ролевые игры. В них у ребенка формируется умение управлять своим поведением, развивается произвольность психических процессов, возникает и формируется план мыслительных действий.

Словесные методы это методы, позволяющие ребенку осознавать учебный материал, излагаемый в словесной форме. Такое осознание возникает не сразу. На 4-м и 5-м году жизни ребенок усваивает словесные объяснения, сопровождающиеся показом соответствующих объектов. Затем объем наглядного материала специально сокращается и ребенок может усвоить достаточно сложное для его возраста содержание на основе словесных методов. Эффективными и доступными формами изложения знаний являются рассказ и беседа.

Известными отечественными дидактами М.Н. Скаткиным и И.Я.Лернером предложена иная классификация методов как способов познавательной деятельности ребенка:

объяснительно-иллюстративный или репродуктивный. Ребенок усваивает

проблемный. Педагог выдвигает проблему, а затем последовательно при

активном участии ребенка решает ее;

исследовательский. Поставленную задачу ребенок решает сам, а педагог в

случае необходимости лишь корректирует его действия;

частично-поисковый. Решение познавательной задачи ребенок осуществляет

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992.

2. Виноградова Н.Ф., Кудикова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. — М., 1980

5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка, // Вопросы
психологии. 1969, № 1.

6. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. — М.,1983.

7. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.,
1984.

8. Поддяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

9. Усова А.П. Обучение в детском саду. -М.,1970.

10. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. — М.,1966.

Контрольные задания по теме:

Умственное воспитание детей: развиваем возможности

Многие родители боятся нагружать своего малыша лишней информацией, предлагая ему новые занятия лишь в возрасте 5-7 лет. Но этот страх безоснователен, так как те данные, которые малышу не будут интересны, просто не задержатся в его памяти.

Умственное воспитание детей базируется именно на любопытстве. Но при этом всегда нужно помнить, что надолго внимание к одному и тому же предмету ни один малыш не удержит.

В таком возрасте дети быстро переключаются, им все интересно. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка, нужно реагировать своевременно: увидев интерес у малыша, постараться удержать его и развить.

Что подразумевает всестороннее умственное воспитание детей?

Все родители говорят о необходимости всестороннего развития своего ребенка – умственного, физического, духовного. Но далеко не все поступают согласно этому правилу. В качестве примера возьмем детскую комнату.

Большинство родителей склонны выкрасить стены в белый цвет. А вот психологи утверждают, что лучшее умственное воспитание детей проходит в более ярком, и даже пестром помещении. Где веселые обои стимулируют мозговую деятельность малыша лишь тем, что заставляют рассматривать интересные картинки!

Окружающее ребенка пространство тоже должно быть достаточно насыщенным различными элементами. Это могут быть самые разные мячи (различного цвета и размера), кресла-качалки и просто картинки.

Было проведено исследование, в результате которого стало очевидно, что отсутствие подобных «мелочей» негативно сказывается на развитии ребенка. Он просто отстает от своих сверстников.

Базис умственного воспитания детей заложен в древности и не меняется до сих пор. Есть притча, что продавец антиквариата, набирая учеников, окружал их только шедеврами искусства, чтобы потом они не ошибались и умели отличать настоящие произведения от подделок.

Такой метод воспитания применим и сегодня: если окружать ребенка настоящим искусством, вы с детства выработаете у него чувство вкуса, понимание прекрасного. При этом чем раньше вы начнете умственное воспитание детей именно таким способом, тем эффективнее оно окажется.

Другие методы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Обеспечьте возможность самовыражаться малышу как можно раньше. Для этого можно давать карандаш и лист бумаги — как только ребенок сможет удержать в руке пишущий предмет. Как правило, это происходит около восьми месяцев. Не удивляйтесь, если он начнет в этом время рвать книги и ломать игрушки намеренно. Не ругайте: это очередной этап развития малыша.

Читать еще:  Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста

Объясняйте спокойно, что так делать нельзя и найдите занятие, которое будет вызывать у ребенка те же эмоции, но не будет таким разрушительным. Позвольте ему рвать бумагу, а потом вместе наклейте из нее аппликацию.

Чем меньше запретов в это время вы озвучиваете, тем больший творческий потенциал вы закладываете и развиваете. Так как именно запреты закрывают возможности развития творчества, а как известно, именно оно дает возможность самореализоваться в жизни, даже не в искусстве — нестандартный подход ценится в любой отрасли.

Но помните, что умственное воспитание детей идет рука об руку с физическим развитием. Без адекватных тренировок мышц ни один малыш не возьмет правильно ручку и не сможет выводить буквы в будущем, мелкая моторика активизирует развитие головного мозга — в организме все взаимосвязано, развивая ум и мышцы, вы заставляете работать их вместе, стимулируя друг друга.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста стремительно формирует свою речь, накапливает определенный опыт и получает необходимые знания. Все это целенаправленное воздействие взрослого человека на малыша с целью вооружения его знаниями для развития и полной социальной адаптации в обществе. Умственное воспитание начинается практически с самого рождения, к трем годам мозг ребенка это 80% веса взрослого мозга. Именно это говорит о том, что дошкольный возраст самое время для воспитания умственных способностей малыша.

Но, воспитание ума заключается не только в получение ребенком максимального количества нужной информации о мире. Не менее важно выработать познавательную деятельность, включающую в себя умение обобщать, анализировать, оценивать и сравнивать.

Особенности умственного воспитания детей

Прогрессивный педагог считает оптимальным периодом воспитания умственных способностей возраст от 1 года и до 5 лет. Это говорят и многочисленные исследования. Особенность этого возраста в том, что в это время сознание ребенка работает определяющим образом. Восприятие, воображение, образное мышление, любознательность, стремление к познанию выполняет функцию умственного воспитания.

Задачи умственного развития и воспитания

Основная задача умственного воспитания и общего развития, это создание условий перехода к абстрактно-логическим формам мышления малыша с наглядных. Самым действенным способом считается предметно-практическая деятельность. Эта форма умственного воспитания основывается на осознание каждого отдельного предмета как вида. Например, дуб это не просто дерево, дуб это все то, что изготавливается из него. Ребенок должен построить ту линию, на которой будет переселяться все то, что может быть применимо к дубу. Как понятно в этом играют не последнюю роль родители, ведь от объяснения взрослых зависит, сможет ли малыш построить логическую цепочку.

Методы и формы умственного воспитания дошкольников

Методами умственного развития и воспитания называют способы достижения поставленной цели. Существует три способа — метода игровая, словесная и наглядная.

Наглядный метод. Это форма воспитания с помощью различных картинок, предметов и всего того что видит ребенок. Не случайно некоторые игровые наборы в виде кубиков имеют на себе наглядную информацию иногда совсем не подходящую для развития ребенка по возрасту, например кубики с английскими буквами для детей от 2 лет. Но такие кубики составят хорошую службу в задачи умственного развития и воспитания.

Как правило, для такой формы рекомендуется использовать материалы, которые ребенку не знакомы, например картинки с бегемотом, малыш получит нужную информацию, и когда он увидит бегемота живым в зоопарке, его мозг сработает, восстанавливая уже известную информацию о животном.

Словесные методы. Эта форма развития умственных способностей ребенка всегда применяется только с наглядной формой. Задача родителей объяснять каждую картинку, каждый предмет ребенку, причем объяснение должно быть полным включающим в себя мелкие подробности. Например, показывая машинку на картинке, нужно объяснить из чего состоит автомобиль. Конечно, необходимости в сложных словах нет, но о том, что машина имеет двери, капот, двигатель рассказать стоит. Так малыш получает максимальную информацию, и уже потом безошибочно сможет сказать, что двигатель автомобиля находится под капотом и показать где именно.

Педагоги настаивают на том, что на данный момент это самый действенный способ умственного воспитания дошкольника. Как вариант во время использования данного метода можно использовать различные настольные игры, которые не только помогут развить умственные способности, но и научат ребенка думать, умственный труд относится к самой важной по своей сути форме развития ума.

Практический метод. Данная форма воспитания ума, это формирование его знаний. Обычно практический метод используется перед поступлением ребенка в школу либо на первом году обучения. Эта форма воспитания основывается на понятиях малышом основных моментов всего того что его окружает. Так, например растения, он должен узнать, что с ними происходит зимой, весной — летом и осенью. Все это объясняется словесно без наглядных пособий.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя оценивать и рассматривать от психического развития малыша и его состояния в целом. От того, что интересно малышу, чем он увлечен от того что ребенку близко и следует отталкиваться подходя к этому вопросу. Цель воспитания и развития умственных способностей не только основы того что малыш видит, главное, чтобы ребенок научился анализировать свои действия, сравнивать необходимое, оценивать, обобщать.

Стоит также учитывать факт того, что упущенное время родителей в умственном развитие и воспитании может быть впоследствии невосполнимо. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, помогут ему впоследствии с легкостью проходить этапы обучения в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector