221madou.ru

Мама и Я
45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы воспитания и обучения детей раннего возраста

Вопрос № 14. Формы, методы и средства воспитания детей раннего возраста.

Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Цель воспитания и образования детей раннего возраста. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста по ФГОС ДО. Педагогические правила организации воспитательной работы с детьми раннего возраста. Учет возрастных возможностей детей раннего возраста при подборе форм, методов и средств воспитания и обучения. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет). В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционально благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно не возможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психологического развития. Это и определяет основную генетическую задачу данного этапа развития – формирование у малыша способов и средств общения со взрослым человеком. Именно в этом возрасте ребенок вступает в разнообразные отношения со взрослыми.

Особенности развития детей от 1 года до 3 лет:

— анатомо-физиологическая (рост, вес увеличивается, появление изгибов позвоночника, прорезывание зубов, энергично проходит мислинизация нервных волокон, более устойчивы становятся процессы возбуждения и торможения);

— быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними;

— складывается предметная деятельность;

— возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие;

— осваиваются наглядные формы мышления;

— переход к активной речи;

— возникновение личных действий и личного желания;

— складывается предметное отношение к действительности;

— развивается общение, выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Важный шаг к развитию, который готовит ребенка к тому, чтобы стать личностью – это осознание себя как отдельного человека.

— негативизм (поведение ребенка дите вразрез с тем, что ему предлагает);

— упрямство (настаивает не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он сам потребовал);

— строптивость (против норм воспитания, образа жизни);

— своеволие, своенравие (стремление делать все самому – Я сам!).

Можно смягчить этот период при правильном воспитании (новые формы деятельности и взаимоотношений со взрослыми).

Ведущим видом деятельности является предметная деятельность.

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и его генетическая задача. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым человеком. Содержание совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов использования предметов (ребенок учится есть ложкой, рисовать карандашом, садиться на стульчик), освоение начал игры и развитие в ней символической функции мышления.

Продолжает интенсивно развиваться общение, т.к. без общения без взрослого невозможна предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. В общение связанное с предметными действиями, включается речь. Главным в содержании жизни ребенка в раннем возрасте становится усвоение человеческих способов использования предметов и развития речи.

В раннем детстве ребенок становится более самостоятельным. Он начинает ходить, прояв­лять активность по отношению к различным предметам, употреблять односложные слова. Происходит отделение ребенка от взрослого. Процесс его социализации характеризуется становлением предметной деятельности, сов­местной с взрослым. Он обучает ребенка нормативным способам действия с предметами, в том числе со специфически детскими: ведер­ком, лопаткой, совочком и т.п. Общение ребен­ка и взрослого осуществляется прежде всего по поводу предметных действий. На развитие ребенка большое влияние ока­зывает прямохождение. Сначала оно выступа­ет как самостоятельный процесс, затем вклю­чается в различные виды деятельности. Пове­дение ребенка раннего возраста ситуативно, обусловлено окружающей обстановкой. Ранний возраст характе­ризуется развитием предмет­ной деятельности, эмоционально-практического общения ребенка и взросло­го, а также развитием вос­приятия и речи; проявлени­ем начальных форм произ­вольного поведения, игры, наглядно-действенного мы­шления; возникновением об­щения со сверстниками.

Становление личностихарактеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональными со­стояниями других детей. Однако в этот период начинает складываться и произвольность. Она обусловлена развитием предметных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы са­мосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдель­ного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением обще­ния с взрослыми и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

Физическое развитие:

1. Охранять и укреплять здоровье ребенка, закаливать его организм, повышать работоспособность нервной системы.

2. Формировать сенсомоторную и двигательную активность ребенка, основные жизненно важные движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки), умение сохранять устойчивое положение тела.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами.

5. Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.

Читать еще:  Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания

Методики воспитания детей

Современные методики воспитания детей направлены на максимальное раскрытие потенциальных способностей ребенка с раннего возраста. Научно-технический прогресс меняет окружающий нас мир с невероятной скоростью и воспитывать детей необходимо таким образом, чтобы они адекватно воспринимали окружающую реальность и без затруднений могли усваивать колоссальную информационную нагрузку. Поэтому необходимо отказываться от устаревших методик воспитания детей, так как они не позволяют раскрыться в полной мере заложенному в детях потенциалу. Способности ребенка, которые в недалеком прошлом считались бы феноменальными, в нынешней реальности являются абсолютной нормой. Еще 10 лет тому назад умение трехлетнего ребенка включить кнопкой телевизор, было для родителей поводом гордиться ранним развитием своего малыша, а сейчас не редкость, когда 2-3 летние дети осваивающие ноутбуки и планшеты.

Методика воспитания детей дошкольного возраста

В раннем детстве формируются основные способности человека, поэтому необходимо практически с рождения заниматься с малышом, постоянно обучая его новым знаниям и умениям. Первостепенная миссия родителей – верное воспитание ребенка, для чего необходимо избрать правильную методику воспитания детей дошкольного возраста. От этого выбора будет зависеть, каким вырастет ребенок, его характер, отношение к окружающим, способность к адаптации в социуме и многое другое.

Рассмотрим основные принципы взаимодействия родитель-ребенок, на которых базируются многие методики воспитания детей:

  • Убеждение или общение – спокойным благожелательным тоном ребенку разъясняется ситуация и способы ее решения, подразумевается совместная работа над задачей или проблемой;
  • Позитивное подкрепление – последовательность ответных действий родителей после поступков или действий ребенка, заключающаяся в поощрении, поддержке, похвале. Положительные эмоции, вызванные такой реакцией родителей, формируют в малыше жизнерадостность, позитивное отношение к жизни;
  • Негативное подкрепление – наказание или запрет, как следствие плохого поступка или поведения ребенка. Использовать следует в исключительных случаях, предварительно разъяснив малышу, за что он наказан и показав, что наказывая его, родители также очень огорчены. Частые наказания могут стать причиной развития у малыша агрессии и склонности к неповиновению;
  • «Кнут и пряник» – принцип взаимодействия понятен из названия. За хороший поступок ребенка поощряют, а за плохой его наказывают. Важно строго придерживаться правила, не забывая о поощрении, но и наказывать в таком случае за проступки следует безоговорочно;
  • «Раз-два-три» – простая считалочка, помогающая справиться с проявлением немотивированной детской непокорности. Сделать замечание малышу и ровным спокойным тоном, при этом медленно, давая ему время обдумать свое поведение, считать до трех. Если ребенок не останавливается, следует оговоренное ранее наказание. Применять такой способ можно к детям старше двух лет, подробно объясняя, за что наказан, как может исправить положение;
  • «Наоборот» – в определенном возрасте некоторые дети противятся любым просьбам и наставлениям взрослых. Зная такую особенность характера своего ребенка можно добиться от него желаемых действий методом запрета. Способ спорный, но в некоторых случаях действенный. Важно после события разъяснить ребенку, что произошло и в чем он не прав, можно в шуточной форме;
  • Физическое наказание – практикуется некоторыми родителями, но может привести к негативным последствиям, ломает психику ребенка и отражается на его дальнейшей социальной адаптации.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному способу, разные методики воспитания детей используют комплекс из нескольких методов сразу, кроме того, разработчики привносят дополнительные элементы в воспитательный процесс. Все дети очень разные и что принесет пользу одному ребенку, другому может навредить. Выбирая методику воспитания детей необходимо обязательно учитывать характерные особенности своего ребенка, социальные и бытовые условия, свои личные возможности и много других важных факторов.

Методики воспитания и развития детей

Воспитание и развитие детей – два взаимосвязанных процесса, а особенно в детстве. В результате научных исследований было доказано, что процесс обучения наиболее эффективен в период интенсивного роста мозга, т.е. фактически с рождения. Поэтому большинство методик воспитания и развития детей базируется на раннем обучении.

Наиболее популярные методики воспитания и развития детей дошкольного возраста, на которые чаще всего ориентируются современные родители в воспитании своих малышей:

  • Раннее развитие по Глену Доману. Ученый нейрофизиолог, открывший и доказавший закон, на основе которого разработал методику развития детей – мозг развивается и растет, только когда работает;
  • Вальдорфская методика раннего развития. Основоположник антропософии Рудольф Штайнер основное внимание в воспитании уделяет формированию эстетического взгляда на мир;
  • Раннее развитие детей по методике семьи Никитиных. Природное развитие детей без принуждения, основанное на сотрудничестве с родителями в комфортных условиях, где желания и самочувствие детей приоритетны;
  • Методика раннего развития Марии Монтессори. Создание развивающей среды, в которой учитываются индивидуальные интересы каждого ребенка, побуждающей его к обучению и развитию.

Выбор методики воспитания детей остается за родителями, поэтому важно еще до рождения малыша ознакомиться с основными, выбрать для себя наиболее адаптированную или попытаться объединить лучшее из разных.

Макаренко о воспитании детей

На трудах советского педагога А.С. Макаренко о воспитании детей долгое время базировались основные методики воспитания в бывшем Советском Союзе.

Читать еще:  Концепция воспитания определение

Макаренко считается основоположником Марксистско-ленинской педагогики, целью которой было коммунистическое воспитание развитых всесторонне строителей коммунизма. По мнению Макаренко, необходимо воспитывать патриотов, преданных социалистической Родине, людей образованных, квалифицированных, обладающих чувством чести и долга, дисциплинированных, бодрых, стойких, жизнерадостных, обладающих организационными навыками, с чувством собственного достоинства.

Основные положения Макаренко о воспитании детей в семье:

  • Семья обязательно должна быть полной;
  • Отношения между отцом, матерью и детьми должны быть дружные, основанные на уважении и любви;
  • Обязательно наличие четкого режима и трудовой деятельности;
  • Участие детей в семейном хозяйстве с целью формирования у них коллективизма, честности, бережливости, заботливости, ответственности;
  • Необходимо уделять внимание образованию и эстетическому воспитанию детей для формирования всесторонне развитой личности;
  • Родители должны осознавать свою ответственность перед государством за воспитание детей.

Несмотря на спорность методики, при изучении трудов Макаренко можно извлечь много полезных уроков, важных в процессе современного воспитания детей.

Обучение и воспитание детей – методики развития детей дошкольного возраста

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Читать еще:  Японский счет соробан методика обучения

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целенаправленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обучения и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ребенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструкции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

— вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в сочетании с предоставлением возможности ребенку действовать с игрушками и предметами;

— с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;

— первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;

— с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со словесными пояснениями.

Обучение детей раннего возраста осуществляется на основе следующих принципов:

• дидактические игры-занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

• распределение программного материала по занятиям осуществляете на основе принципа последовательности от простого к сложному;

• принцип активности подразумевает включение ребенка в разнообразную деятельность;

• продуктивность занятия с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения, эмоциональные формы общения вызывают у малыша положительные эмоции;

• успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторном их предъявлении либо занятия в целом либо с усложнением или изменением;

• принцип наглядности в сочетании со словом обеспечивает связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами;

• при организации занятий важен учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также соответствующий возрасту объем знаний.

Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста. От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные занятия, игры и развлечения. От 2 до 3 лет: физкультурные занятия, занятия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, конструирование из строительного материала, музыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.

Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на занятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуманный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение знаний детьми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×