221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтессори методика раннего развития от 1 года

Методика раннего развития ребенка до 1 года Марии Монтессори

С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.

Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.

Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Читать еще:  Методы нравственного воспитания детей

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и « Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

Читать еще:  Методика обучения чтению зайцева таблицы скачать

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

Раннее развитие ребенка 1-3 года. Методика Монтессори

21 Августа 2013

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907 году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори. Так с помощью ряда заданий, в основе которых лежал принцип саморазвития, умственно отсталые детки начали активно догонять и даже перегонять сверстников. Это так поразило Марию Монтессори, что она написала свою известнубю фразу: «. что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?»

Методика раннего развития Монтессори – принципы

Основа методики Монтессори – свобода. Основные принципы – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Родителям предлагается помогать, не мешая. Подход к ребёнку во время обучения – индивидуален. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

В настоящее время во многих городах существуют детские сады, работающие по методике Монтессори (Монтессори-садики). По Монтессори каждый ребенок развивается по индивидуальному (личному) плану в специально подготовленной среде. Пособия, которыми оснащаются группы, занимают не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Также Мотессори-среду можно создать и дома. Её особенностью является то, что именно в ней ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
С помощью методики Монтессори ребёнок развивает мышление (творческое и логическое), внимание, память, воображение, моторику и т.д.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Монтессори-материалы

Дидактические Монтессори-материалы, с помощью которых проходит обучение – это некий симбиоз учебных пособий и развивающих игр. Причём они должны быть изготовлены из натуральных материалов, а их дизайн не меняется вот уже более 100 лет.

Монтессори-класс не предполагает, что дети сидят за партами, а воспитатель (учитель) находится перед ними.

В монтессори-классе каждый занят своей работой. Такой класс содержит разные зоны:

  • зона реальной жизни: тут малыш учится самостоятельно одеваться, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать и т.п. Чему учатся дети: концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: дети изучают окружающий мир (различать вес, цвет, высоту, длину предметов и др.). Чему учатся дети: понимать и отличать размер, форму и цвет, учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.
  • упражнения на движение — в основном на линии (на ковре или на полу) нарисована линия в виде круга, она необходима для упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. А учитель помогает ребёнку организовать свою деятельность, раскрыть потенциал. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. И лишь тогда, когда это необходимо, учитель подходит и помогает ребёнку. Именно поэтому метод Монтессори исключает скуку у детей в классе.

Дорогие родители, если у Вы пробовали использовать данную методику, пожалуйста, поделитесь своим мнением с остальными. Для этого оставьте свой комментарий под статьёй.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Сегодня существует множество методик раннего развития детей, в том числе авторских. Но одной из самых популярных и востребованных – конечно, с поправками на новейшие педагогические достижения и разработки – уже долгое время во многих странах мира остается методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори. В чем ее суть?

Помоги сделать самому

Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития. Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде. Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

  • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
  • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
  • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
  • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.

В методике Монтессори недопустимо:

  • сравнивать разных детей между собой;
  • устраивать между ними соревнования;
  • применять как поощрения, так и наказания
  • устанавливать точную программу занятий;
  • оценивать результаты работы малыша;
  • принуждать его к чему-то.
Читать еще:  Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  1. 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  2. 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  3. 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.

Не обращайте внимания на обещания современных детских центров сделать из вашего ребенка вундеркинда по системе Монтессори в возрасте 1–2 лет или еще раньше. Да, это система раннего развития, но сама Мария строила свой метод для деток 3 лет и старше. Все остальное – это уже переработка методики ее последователями (и не обязательно правильная).

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха. Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться. При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Организация уроков

Методика Монтессори предполагает 3 разновидности занятий.

  1. Индивидуальные. Одному или 2–3 детям педагог предлагает учебный материал, демонстрирует без долгих объяснений возможности его применения. Такой материал должен вызывать интерес у малыша, иметь какое-то яркое отличительное свойство, давать возможность проверить, правильно ли он произвел действие. Затем ребенок или дети работают с материалом самостоятельно. При проведении такого урока другие дети воспитателя ни о чем не просят.
  2. Групповые. В них задействованы дети, достигшие примерно одинакового уровня развития. Схема занятия похожа на предыдущую. Остальные дети класса при этом занимаются без воспитателя.
  3. Общие. В таких уроках участвует весь класс. Это занятия по общим предметам – истории, музыке, гимнастике. Такие уроки обычно короткие, а далее дети снова сами решают, чем и где им заниматься.

Занимаясь по этой системе, дети переходят из одного класса в другой. Но когда им это делать – определяется возможностями конкретного ребенка. То есть это методика, применимая как к младшему возрасту, так и к старшему. В таких классах нет конкретных целей на каждый год, дети занимаются в индивидуальном темпе. Одно из главных правил здесь – не мешать другим. То есть вести себя тихо, не отбирать пособия, не мешать тому, кто занимается в какой-то зоне один, уметь правильно строить отношения с остальными детьми.

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Монтессори у вас дома

С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях. Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома. Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

Например:

  • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
  • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
  • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
  • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
  • вытирание воды с помощью губки;
  • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
  • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
  • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector