221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Назовите автора теории естественного воспитания

Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.

Cреди французского Просвещения особенно ярко выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.).

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей.

Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса — стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию — средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) — незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь». В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

I. От рождения до 2 лет — здоровое физическое развитие ребенка.

Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

//. От 2 лет до 12 лет — создание условий для приобретения ребенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг — ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук. Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка.

III. От 12 лет до 15 лет — дети подготовлены к систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика.

IV. С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) — заканчивается формирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значение: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.

Дополнительная профессия, приобретаемая юношами при обучении грамоте в Киевской Руси

Одно из устных средств трудового и нравственного воспитания у восточных славян

Место средоточия культуры, книжности и образованности в XIII — первой половине XV вв. в Древней Руси

Читать еще:  Изложите основные положения современной теории воспитания

Одной из вершин педагогической мысли XVII века в Русском государстве был «Домострой». Кто его написал?

Где впервые на Руси появилось высшее учебное заведение?

Какой из подходов к воспитанию и обучению в Русском государстве призывал придерживаться достоинств русской педагогической традиции?

Кто автор первого «кодекса семейного права» в Киевской Руси?

В каком веке прошло крещение Руси?

в XII в.
Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПОДНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Назовите крупнейшего педагога-демократа, выдающегося общественного деятеля XVII века, основоположника педагогики Нового времени, автора трудов по вопросам обучения и воспитания детей – «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа».

+Ян Амос Коменский

Кто автор произведений “материнская школа” и “великая дидактика”?

Тома зо Компонелла

В каком веке началось “новое время” в эпохе просвещения?

Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию?

По мнению Коменского существуют 3 задачи воспитания, какое из перечисленных неправильное?

На сколько периодов по мнению Ж.Ж. Руссо делятся воспитание?

Кто написал знаменитый роман «Гаргантюа и Понтагрюэль»?

Кем был Я.А. Коменский?

Какая система школ была предложена Я.А.Коменским?

+Материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия, академия.

Назовите автора теории «естественного воспитания»

Платон (428-347 до н.э.)

Ян Амос Коменский (1592-1670)

+Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Фридрих Фребель (1782-1852)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Кто из педагогов прошлого сформулировал «золотое правило» дидактики?

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

+Ян Амос Коменский (1592-1670)

Фридрих Дистенверг (1790-1866)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Назовите автора иллюстрированного учебника «Мир чувственных вещей в картинках»:

Назовите автора книги «Мысли о воспитании»:

Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

Назовите автора теории «естественного воспитания»:

Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном воспитании и обучении ребенка?

Кто является основателем теории и практики дошкольного воспитания?

Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?

Кто из педагогов – основоположник классно-урочной системы?

Фридрих Дистенверг (1790-1866)

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

+Ян Амос Коменский (1592-1670)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Какие части воспитания выделял Я.А. Коменский?

+Добродетель, или нравственность, религиозность, или благочестие, научное образование.

Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А. Коменского?

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Теория воспитания

Воспитание – основные понятия

Воспитание в педагогической науке рассматривают в двух ракурсах:

  • в социальном, как передачу накопленного опыта между поколениями;
  • в педагогическом, как процесс целенаправленного формирования личности, основанный на системе организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание подчиняется требованиям общества. В человеке надо воспитывать гражданственность, уважение к законам и нормам поведения, формировать общечеловеческие ценности.

Современное воспитание носит гуманистический характер, и придерживается социокультурных, индивидуальных и сопричастных направлений в развитии индивида. Современное воспитание отличается технологичностью, эмоциональностью, диалогичностью, ситуативностью и перспективностью.

Основное определение понятия воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Основные компоненты воспитания, основываясь на определении:

  • процесс целенаправленного формирования личности означает (т.е. процесс имеет цель);
  • специально организованная воспитательная система (эффективность воспитания зависит от системности применяемых методов, способов);
  • взаимодействие воспитателя и воспитуемых (обязательное наличие обратной связи);
  • отождествление воспитания с воспитательным процессом.

В современной педагогике получил развитие личностно-деятельностный подход к воспитанию. В основу этого подхода входят:

  • общение, как основа межличностных отношений;
  • управление развитием личности в процессе жизнедеятельности;
  • развитие и социализация личности.

Гуманистическая педагогика рассматривает процесс воспитания, как эффективное сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, приводящее к заданной цели. А цель воспитания – это формирование всесторонне гармонично развитой личности.

Основные характерные особенности воспитательного процесса:

  • целенаправленность (наличие правильной цели обеспечивает эффективное достижение результатов);
  • единство цели (наличие общей цели у всех участников воспитательного процесса);
  • длительность (отложенность результата);
  • многофакторность (множество положительных и отрицательных факторов воздействующих на личность);
  • подвижность (воздействующие факторы могут носить стихийный и целенаправленный характер);
  • непрерывность (воспитание – это длительный, системный и непрерывный процесс);
  • комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей личности);
  • двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
  • противоречивость (противоречия – есть движущая сила воспитания).

Важным фактором, влияющим на результат воспитания, является личность воспитателя. Он является носителем мастерства и ценностных ориентации.

Читать еще:  Современная концепция саморазвития в воспитании

Роль самовоспитания в воспитательном процессе достаточно велика. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и искоренение отрицательных личностных качеств.

Основные компоненты самовоспитания:

  • самопознание,
  • самоанализ,
  • самооценка,
  • самоотчет,
  • самоконтроль.
  • самоприказ,
  • самоободрение,
  • самовнушение,
  • самоодобрение,
  • самопоощрение,
  • самонаказание.

Уровень самовоспитания определяет уровень воспитанности личности. Самовоспитание подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Все категории педагогики: обучение, воспитание и самовоспитание, взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Результативность процесса зависит от их единства.

Говоря о воспитании нельзя не отметить его производную – перевоспитание. Это вид воспитания, направленный на устранение сформировавшихся отрицательных и развитие положительных качеств личности. Процесс перевоспитания нелегкий, длительный, предполагающий большие затраты сил и терпения. Перевоспитывать человека гораздо сложнее, чем воспитывать. Особенно трудно перевоспитывать, если отрицательные черты носят устойчивый характер. Макаренко писал: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать». Перевоспитание как правило дает положительные результаты, если у человека появляется потребность и желание в самоисправлении, он осознает необходимость изменить образ жизни, привычки, поведение.

Для перевоспитания необходимо:

  • расположение человека к воспитателю;
  • выявить причины, породившие проблемы;
  • создать систему целевых ориентации, перспектив;
  • изменить обстановку;
  • воздействовать на личность, сознание, чувства и волю воспитанника.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цель современного воспитания заключается в том, чтобы сделать ребят высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Назовите автора теории естественного воспитания

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 221
  • КНИГИ 592 965
  • СЕРИИ 22 150
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 438

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Читать еще:  Методика николая зайцева обучение чтению

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector