221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание цели задачи условия методы

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Читать еще:  Теория воспитания книги

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

«Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 «Ладушки»

140304, Московская область, г. Егорьевск , 4 микрорайон, дом 23,

тел./факс: 8(49640) 3-26-95, ИНН/КПП: 5011019877/501101001

Выступление на Педагогическом совете

«Организация целенаправленного систематического процесса включающую в себя воспитательную деятельность нацеленную на реализацию задач по выработке нравственных категорий у дошкольников»

Тема выступления: « Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»

воспитатель Ширяева О.Н.

В . А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества, это комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям этого общества. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности, тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом

Воспитание гуманных чувств и отношений, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.

Воспитание коллективизма — основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.

Формирование основ патриотизма и гражданственности — это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям, сохранение и приумножение богатства Родины.

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться — подразумевает желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов , выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;

метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;

для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;

метод не должен быть шаблонным;

применение метода должно быть тактично и опосредованно;

при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;

важно предвидеть ожидаемые результаты;

все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Средства нравственного воспитания

литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и т.д.

Формируют у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Вызывают у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствуют формированию у ребенка уверенности в себе.

Совместная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Воспитание практики нравственного поведения.

Выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

Активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем)

В нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитательную работу необходимо строить на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Помогать родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает « желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».

Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях. Задача педагогов –охватить всех родителей воспитанников ДОУ просветительской работой.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .

О некоторых категориях и правилах нравственного воспитания детей

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Читать еще:  Методы трудового воспитания детей дошкольного возраста

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание – определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания “что такое хорошо, и что такое плохо”, создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Читать еще:  Теория и практика воспитания

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

Нравственное воспитание – цели, особенности, методы

Понятие нравственного воспитания

Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.

Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.

Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:

  • сложный интегрированный процесс;
  • процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
  • общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
  • целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
  • целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
  • процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
  • стержень гармоничного развития личности;
  • форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
  • выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели и задачи нравственного воспитания

Главной целью нравственного воспитания является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.

В целом ученые выделяют такие нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие, мудрость, ответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдоподобие, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпеливость, усердие, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость и др.

Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач:

  1. Расширение, углубление и систематизация знаний человека о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе.
  2. Формирование навыков культурного поведения, соблюдение существующих правил, морально — этических норм, выработка негативного отношения к антиобщественным проявлениям в окружающей жизни.
  3. Формирование практических умений и навыков, привычек культурного поведения, заботливого отношения к людям, природе, общественного имущества.
  4. Развитие умения справедливо оценивать свои и чужие поступки, обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.

Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность – способность личности сознательно воспроизводить собственное поведение на основе общепринятых моральных качеств, норм и правил, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания – это пути и способы формирова¬ния духовно-нравственного сознания, развития мораль¬ных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся мето¬ды формирования сознания личности. К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.

Также к методам нравственного воспита¬ния относятся методы акцен-тирования ценности, про¬буждения адекватных эмоций, ценностных сопос-тавлений. Последователь¬ность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональ¬ное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида.

Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, ко¬торый стимулирует человека в развитии его духовной жизни. Совме¬стный поиск содержит проблемную ситуацию (па¬радокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, пред¬положения, кото¬рые могут помочь разрешить эту ситу¬ацию.

Одной из эффективной форм воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.

Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).

Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения. К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector