221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственное воспитание задачи методы и средства

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
консультация на тему

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennost.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Механизм нравственного воспитания.

ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность — отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

Задачи нравственного воспитания.

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

— воспитание гуманных чувств и отношений;

— воспитание начал патриотизма и интернационализма;

— воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

— воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

— Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА — художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ — игра, труд, учение, общение.

4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.

5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.

Методы нравственного воспитания.

— методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

— метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

— методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

— организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

— формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

— методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

— методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

— методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Условия эффективности методов:

— любой метод должен быть гуманным;

— метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;

— для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;

— метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;

— метод воспитания следует применять тактично;

— при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

— подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

— применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;

— преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;

— методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО «Омутнинский металлургический завод».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост.

Мини-музей: «Главная улица Росии — река Волга» создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной.

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас.

Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста.

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников&raquo.

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников&raquo.

ВОПРОС: Средства и методы нравственного воспитания

В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества : и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и другие.

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно , так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладываются азы нравственной культуры человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении , которые берут на себя функцию обратной связи и позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственного воспитания выглядит так: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное начало.

Этот механизм имеет объективный характер . Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания состоит в отсутствии принципа взаимозаменяемости : каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например . Можно представить, что произойдет, если мы решим воспитывать такое нравственное качество как доброта и станем воспитывать у ребенка только представления о том, что такое доброта. При этом не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым, то есть мотивацию. Или не создадим условия для проявления доброты.

Действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, понятно, что у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя опираться на осознание важности формирования того или другого качества личности. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственность? Конечно, нет. Можно изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний , а с формирования эмоциональной базы, практически поведения . Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В дошкольной педагогике выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

1. Ф ормирование нравственного поведения , то есть элементарных навыков организованного, дисциплинированного поведения, положительных взаимоотношений, самостоятельности;

2. Ф ормирование нравственных чувств и отношений , то есть воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность. Необходимо формировать такие качества, которые требуются в современном обществе. То есть эта группа задач подвижна , ее создание зависит от исторического этапа, конкретных условий жизни. Например, в советский период самым значимым было воспитание коллективизма, патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. Хотя и формирование умения жить в коллективе и начал патриотизма также важно.

3. Ф ормирование нравственного сознания , то есть первых нравственных убеждений, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.

2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

3. Собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Особое место занимает общение , которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

5. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственного воспитания можно объединить в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения : приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания : убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений : пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат любые методы дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должна быть гуманным , не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым , он требует логического завершения . Например, иногда родители и воспитатели используют прием обещания наград ы, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Конечно, реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что тоже плохо): «Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде; уведу в лес и оставлю волкам на съедение; сдам тебя в детский дом!».

С одной стороны, родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают . Вначале такие угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. С другой стороны (особенности психики ребенка), дети понимают все буквально , такой ребенок растет неуверенным, сомневающимся, с низкой самооценкой, он не отрицает своей ценности, с чувством постоянного страха (за любой поступок ð в детдом, появляется страх увертки, изворотливость, обман и т.д.) Обещанное всегда надо выполнять!

3. Метод не должен применяться однотипно , шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации . Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

4. Методы воспитания следует применять тактично . Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наилучший эффект дает опосредованное воздействие – это большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

5. Подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться.

6. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. В дошкольном возрасте нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Нужно с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той, форме, какой мы ожидаем. (Например, воспитание правильной речи у заикающихся дошкольников).

7. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы , которые предполагают обучение ребенка способам действия. Например, такой метод – пример взрослого как образец для подражания. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у детей. Очень важно организовать наблюдение за поступками взрослого, а также практику поведения.

8. Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формы, методы, средства нравственного воспитания

Формы нравственного воспитания

Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания.

Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • индивидуальная форма работы.

Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условий жизни индивида, позволяют использовать наиболее эффективные методы влияния на конкретного человека. Но при этом такая форма воспитания ограничена квалификацией воспитателя и может быть односторонней. Такая форма нравственного воспитания должна дополняться другими.

Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:

  • словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);
  • практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);
  • наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды).

В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методы воспитания – это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы. Самые популярные из них перечислены ниже.

  1. Метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ.
  2. Метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений — формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств.
  3. Метод поощрений для одобрения положительных поступков.
  4. Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
  5. Метод стимулирования и мотивации.
  6. Метод внушения.
  7. Метод коррекции.
  8. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.
  9. Метод дилемм и рефлексии.

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности.

На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

Средства нравственного воспитания

Существует много различных средств нравственного воспитания. Рассмотрим основные из этих средств.

  1. Художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств.
  2. Природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе.
  3. Повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
  4. Окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов.
  5. Окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка — средство воспитания чувств, представлений и поведения.

Василий Андреевич Сухомлинский предлагал в целях нравственного воспитания учить детей азбуке морали. Он очень четко изложил основные положения этой азбуки:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Доклад «Нравственное воспитание: средства, методы и приемы»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат VIII вида»

«Нравственное воспитание: средства, методы и приемы»

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Метод— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

Условия воспитания — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.

1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.

5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.

6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.

8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка школьного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.

9. Преобладающими в нравственном воспитании школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.

10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия.

Убеждение — один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности тex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.Основные инструменты метода убеждения — вербальные. Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников . Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Беседа должна носить проблемный характер. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление . Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

Диспут — метод формирования сознания личности . Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений- это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вос- питанием привычках.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки. Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика. Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов.

— Целевые прогулки и экскурсии.

— Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).

— Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

— Беседа о родном городе, поселке и т.п.

— Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).

— Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

— Ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т.п.).

— Обогащение и стимулирование детского творчества.

— Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

— Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать школьникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, героев труда.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Развитие ребенка с рождения методики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector