221madou.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественно ориентированные концепции коллективного воспитания

Материалы к педсовету: Современные концепции воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современные концепции воспитания.

1) Концепции, ориентированные на коллективное воспитание

И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.

Основаны на общественных ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования систем воспитания. Воспитание здесь рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе. При этом смысл изменений заключается в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

2) Концепции социального воспитания

Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.

Основаны на идеях системно-социального проектирования. Воспитание при этом рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека и всех воспитательных институтов общества. Цель воспитания заключается в социализации, усвоении личностного социального опыта, а смысл изменений состоит в создании эффективной воспитательной среды, в обеспечении единства воспитательного влияния различных социальных субъектов воспитания.

3) Личностно-ориентированные культуроло-гические концепции

Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.

Осонованы на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, а так же идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания. Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности. Предполагаемые изменения состоят в переориентации воспитания на жизненные проблемы учащихся, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.

4) Личностно-ориентированные концепции самоорганизуе-мого воспитания

С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др.

Основаны на идеях синергетического подхода. В этих концепциях воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания учащимися и педагогами, осознанного выбора и ответственности. Сущность предполагаемых изменений связывается с переориентацией педагогов на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору и самоорганизации.

1. Системное построение процесса воспитания

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.

2. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Воспитание – процесс человековедения (ведения к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

3. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.

Воспитание – педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении и практической деятельности).

4. Формирование образа жизни, достойной Человека

Воспитание – целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

5. Воспитание на основе потребностей человека

Воспитание трактуется как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении.

6. Воспитание ребенка как человека культуры

Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

7. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, В.М. Лизинский

Воспитание – специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Обучение – передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

8. Самовоспитание школьников

Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Вопрос 4. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Теории и концепции воспитания. Цели и ценности воспитания в переходный период развития общества

Вос­питание — процесс целенаправленного формирования лич­ности. Это специально организованное, управляемое и контро­лируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу.

В современном понима­нии процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде все­го это процесс целенаправленный.Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспита­ния превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный,в нем проявляют­ся многочисленные объективные и субъективные факторы, обу­словливающие своим совокупным действием невообразимую сложностьпроцесса. Сложность воспитательного процесса состо­ит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процес­су присущи значительная вариативность(неоднозначность) и неопределенностьрезультатов.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от вос­питателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

В современной отечественной школе процесс воспитания пре­дусматривает решение следующих задач:

• целостное формирование личности с учетом цели всесторон­него, гармонического развития;

• формирование нравственных качеств личности на основе об­щечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотива­ции, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и воле­вой сфер развития личности;

• приобщение школьников к общественным ценностям в об­ласти науки, культуры, искусства;

• воспитание жизненной позиции, соответствующей демокра­тическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требо­ваний;

• организацию познавательной деятельности школьников, раз­вивающей индивидуальное и общественное сознание;

• организацию личностной и социально ценной, многообраз­ной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

• развитие важнейшей социальной функции личности — об­щения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и по­вышения социальной напряженности.

Под содержанием процесса воспитания понимают систему зна­ний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в со­ответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эсте­тическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного про­цесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный пе­риод перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспита­ния.

К настоящему времени накоплен богатыйнаучный фонд концепций воспитания. К ним относятся:

Читать еще:  Методика развития творческих способностей

1.Концепции социального воспитания(Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования.

2.Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.

3.Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. А. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.

4.Концепции самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.

5.Системное построение процесса воспитания.

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе»(А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)

Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание . Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).

В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитание — часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные понятия:

— в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

— развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

— самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания.

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) — всестороннее гармоничное развитие личности.

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.

Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая задача — формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Третья задачаприобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

Тема 4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о социальном воспитании в широком и узком смыслах.

2. Цель, задачи и содержание социального воспитания.

3. Субъекты социального воспитания. Понятие о социальном взаимодействии.

4. Принципы социального воспитания.

5. Методики социального воспитания.

Социальное воспитание – ведущая категория социальной педагогики, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

Социальное воспитание – это сложная комплексная система мер, взаимодействий, воздействий, отношений, в которой интегрируются все воспитательные силы и средства. Оно аккумулирует в себе влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурные, природные, экологические, географо-климатические, социально-бытовые, национальные), рассматривая индивида в контексте его ближайшего окружения.

Термин «социальное воспитание» употребляется в нескольких значениях. В широком социально-педагогическом смысле социальное воспитание – это:

а) педагогически ориентированная система общественно-государственной помощи и поддержки, необходимой подрастающему поколению для его вхождения в жизнь и нормального функционирования на всем ее протяжении;

б) процесс целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие подрастающего поколения всех общественных и государственных образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительно-спортивных, медико-психологических, правоохранительных, благотворительных и других организаций и учреждений, цель которых – обеспечить нормальное функционирование в обществе.

Определяя социальное воспитание в широком смысле слова мы отмечаем, что речь идет о поддержке всего подрастающего поколения всем государством и обществом.

В узком смысле под социальным воспитанием понимается:

а) помощь человеку в усвоении социальных норм поведения и отношений в обществе, в результате которой человек становится его полноправным членом;

б) целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека (ребенка), необходимых ему для успешной социализации.

Различные определения социального воспитания как ведущей категории социальной педагогики объединяет одно – акцент на социальной составляющей воспитания как многогранного общественного явления. Это воспитание всем обществом, его институтами.

Социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер, т.к. нацелено на развитие качеств личности, которые характеризуют индивида как члена общества.

Цель социального воспитания – формирование социально зрелой личности, т.е. личности, не просто усвоившей социальные нормы, ценности, но и реализующей их в социально одобряемых моделях поведения, успешно выполняющей социальные роли и функционирующей в обществе.

Задачи социального воспитания:

— передать позитивный социальный опыт подрастающему поколению;

— создать благоприятные условия для овладения молодым поколением позитивными социальными, духовными ценностями и установками;

— организовать позитивный социальный опыт самого подрастающего поколения.

Ценности социального воспитания находятся в прямой зависимости от социально-политической системы и идеологии того или иного общества. Социальное воспитание призвано опираться на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Отечество, Мир, Земля, Семья, Труд, Знания. В демократическом обществе базовыми являются следующие ценности:

— вера в ценность, достоинство каждого человека;

— права и свобода человека;

— толерантность во взаимодействии с окружающими;

— ответственность за себя, близких, общество и мир.

Содержание социального воспитания – это совокупность элементов социального опыта, которая передается молодому поколению в процессе социального воспитания, а также комплекс социально значимых качеств, формируемых у молодежи. Элементами социального опыта являются: социальные нормы, правила, традиции, ценности, стандартные в данном обществе модели поведения, навыки правомерного поведения. Качества личности: образованность, нравственность, ответственность, гражданственность, сознательность, созидательность, толерантность, мобильность, социальная активность.

Субъекты социального воспитания – агенты позитивной социализации молодого поколения (и конкретного ребенка), создающие условия для становления социального субъекта.

А) индивидуальные субъекты социального воспитания – конкретные люди, которые занимаются социальным воспитанием;

Б) групповые субъекты социального воспитания – коллективы (формальные или неформальные);

В) институциональные субъекты – институты социального воспитания и органы управления социальным воспитанием.

Все субъекты социального воспитания должны сотрудничать в процессе взаимодействия. Социальное взаимодействие – организация совместных действий индивидов, групп и организаций. Формами их взаимодействия являются сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего – от взаимодействия семьи, учебно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Читать еще:  Классические концепции воспитания

Принципы социального воспитания – общие руководящие идеи, положения, требующие последовательности действий; основные требования к содержанию, методам, организации социального воспитания.

Принципы социального воспитания:

1. Гуманистической направленности социального воспитания.

2. Природосообразности социального воспитания.

3. Культуросообразности социального воспитания.

4. Вариативности социального воспитания.

5. Центрации социального воспитания на развитии личности.

6. Коллективности социального воспитания.

7. Диалогичности социального воспитания.

8. Дополнительности социального воспитания.

9. Незавершимости социального воспитания.

Методики социального воспитания детей направлены на создание условий для их развития и духовно-нравственной ориентации в воспитательных организациях. Выделяются три из них:

1) организация социального опыта детей;

2) образование (систематическое обучение; просвещение; стимулирование самообразования);

3) индивидуальная помощь.

Тема 5. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

1. Семья как первичный институт социализации ребенка.

2. Функции семьи.

3. Цель, задачи и принципы семейного воспитания.

4. Социально-педагогическая типология семей.

5. Понятие о благополучной и неблагополучной семье.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.

Семья – первичный институт социализации ребенка, важнейший микрофактор его социализации, так как она являет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка от рождения. В семье ребенок овладевает первыми социальными нормами, моделями поведения, понятиями, представлениями, ценностными ориентациями в основных сферах социальных отношений.

Социализация ребенка в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, социального контроля, экономическая, хозяйственно-бытовая, физического, умственного и физического развития.

Цель семейного воспитания – воспитать достойную человеческую личность. Задачи семейного воспитания: а) создать максимально благоприятные условия для личностного развития ребенка; б) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; в) осуществлять разностороннее воспитание ребенка; г) передать жизненный опыт и др.

Семейное воспитание должно осуществляться согласно следующим принципам:

— любовь к ребенку;

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— открытость и доверительность отношений с ребенком;

— вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи как ее равноправного члена;

— оптимистичность взаимоотношений с детьми;

— последовательность в своих требованиях;

— оказание посильной помощи ребенку.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность условий и факторов семьи, определяющих ее педагогические (воспитательные) возможности. Его характеризуют характер нравственно-психологической атмосферы и внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей; уровень образованности и общей культуры родителей; уровень заботы и заинтересованности родителей в воспитании детей; наличие семейных традиций и др.

Социально-педагогическая типология семей основана на следующих критериях:

1) по количеству детей: бездетная; малодетная; многодетная

2) по составу: полная; неполная; отдельная; простая; сложная; семья повторного брака

3) по структуре: с одной брачной парой; с одним из родителей супруга или другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них

4) по семейному стажу: молодожены; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилая супружеская пара

5) по географическому признаку: городская; сельская

6) по характеру лидерства в семье: демократическая; авторитарная

7) по семейному укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место здоровье (порядок, комфорт, материальный достаток и др.)

8) по однородности состава (национальность, уровень образования, профессия, социальный статус): социально-гомогенная (однородная); гетерогенная (неоднородная)

9) по качеству отношений и атмосферы в семье: благополучная; неблагополучная; конфликтная; проблемная; нестабильная; с деформированными отношениями между родителями; с деформированными отношениями между родителями и детьми; дезорганизованная

10) по характеру проведения досуга: открытая; закрытая

11) по состоянию психического здоровья: здоровая; невротическая; виктимогенная; психически отягощенная

12) по особым условиям семейной жизни: внебрачная; материнская; дистантная

13) по характеру воспитательного потенциала: воспитательно сильная; воспитательно слабая; с алкогольной зависимостью; аморальная; асоциальная .

Благополучная семья – семья, в которой отмечается постоянный положительный эмоционально-психологический климат, родители успешно справляются с родительскими функциями, решают задачи воспитания и развития ребенка.

Неблагополучная семья – семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрыты дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Для педагогов душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия (неблагополучия).

К семьям с явной (открытой) формой неблагополучия относятся конфликтные, проблемные, воспитательно слабые, семьи с алкогольной зависимостью, асоциальные, аморальные, виктимогенные, психически отягощенные семьи.

|следующая лекция ==>
Тема 3. ВИКТИМОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДЯАГОГИКИ|ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 5478 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные концепции воспитания коллектива.

Существует множество определений «группы» и «коллектива», которые изменялись по мере развития общества. На современном этапе коллектив (от лат. Kollectivus – собирательный) можно определить как организованную группу людей, объединенных общими усилиями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив определяется как социальная группа; одно из значений слова «группа» в ряде европейских и русском языке – «круг» (В. Даль – «кружок»). Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве.

Итак, группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия, удовлетворяющих личные запросы и интересы.

Коллектив для человека – это:

· Сфера его жизнедеятельности, так как значительную часть жизни он проводит в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций, ассоциаций – трудно представить себе полнокровную жизнь современного человека, не вступающего в разветвленную систему производств, интеллекта, социальной политики, художественного творчества и иных взаимодействий с другими людьми;

· Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации. Только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставлять самоуважение с тем, как его оценивают другие, выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности;

· Сфера общения. Здесь реализуются естественные потребности человека в диалоге, выполнение перцептивной, коммуникативной, интерактивной функции;

· Гарант защиты и поддержки;

· Модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоение социальных ролей;

· Носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;

· Духовное, ценностно-ориентированное единство людей, организационная структура коллектива людей является средством достижения общих, а следовательно личностных целей.

2. Роль коллектива в социализации личности.

Человек — существо социальное, его развитие не возможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремиться к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделиться, осознает себя не составной частью общей массы, а неповторимой яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту неповторимость видели и ценили окружающие его люди. Эти желания составляют три группы задач его социальной деятельности:

1. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям среды, общества в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и мотивами.

2. Социальная автономизация (индивидуализация) – реализация совокупных установок на себя, выделение себя из группы различными средствами, осознание себя как личности.

3. Интеграция (в сочетании некоторых групп задач) – достижение взаимодействия между личностью и группой (обществом), соотнесение личностных интересов с интересами общества.

Социализация начинается практически с рождения ребенка. Главную роль в этом процессе играет детский коллектив, который является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретает ребенок в семье, через общение со сверстниками, в неформальных внешкольных условиях, через СМИ, чтение книг. В ученическом коллективе его освоение планируется и направляется педагогом. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), а членом других становится в силу, определенных условий. Будучи членом коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые присущи этому коллективу. Коллектив открывает возможность накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Проявление социальной активности каждый воспитанник осознает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Благодаря коллективу формируются: самооценка и самоуважение, интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Незаменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей, так как она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, проявляя взаимопомощь. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения, узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Различные виды деятельности в коллективе способствуют развитию воспитанников, вызывая чувства сопереживания, сочувствия.

Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятную возможность для формирования социально ценностной сущности личности и проявление ее индивидуальности. Детский коллектив – важный фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаются его членами и воспринимаются как свои личные.

3. Типологии коллективов, основные признаки ученического коллектива.

Существуют различные типологии коллективов:

1. По содержанию объединяющей их членов деятельности. Виды:

· Учебные. Членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединений – образовательное учреждение, учебные классы, учебная группа;

· Трудовые, объединены совместной трудовой деятельностью, основные формы объединений – предприятия, организации, учреждения, кооператив и т.п., их структурные подразделения (цех, отдел, бригада и т.д.);

· Научные, объединены общей программой научного исследования деятельности; основные формы – исследовательские группы, кафедры, лаборатории; НИИ, ВННК и др.;

· Общественно-политические, объединены духовными и общественными идеалами и устремлениями, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; формы объединений – общественные организации, движения, союзы, ассоциации, партии;

· Художественно-творческие, объединены деятельностью в определенной области искусства и культуры; основные формы – творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля;

· Клубные, непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребности в организации досуга; клубы, кружки ит.д.;

· Спортивные, совместная спортивная деятельность; команды, секции, спортивные школы, общества.

2. По внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):

· Производственная, для решения конкретного социально производственной задачи: коллектив предприятий, воинской части, педагогический коллектив и т.д.;

· Воспитательная, с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоит из двух взаимосвязанных относительно самостоятельных – детского и педагогического коллективов.

3. По степени сложенной структуры и опосредовательности межличностных отношений:

· Первичные, небольшие, обеспечение непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады;

· Вторичные, более сложные по составу, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержания их деятельности могу быть различными, отсутствие или ограничены прямые межличностные контакты;

4. По юридическому (социальному) фиксированному статусу:

· Формальные, юридически фиксированный статус, осуществление социально заданной деятельности;

· Неформальные, добровольно объединяются на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

5. По длительности функционирования:

4. Концепции воспитания коллектива А.С. Макаренко.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко широко известно в России. По его рекомендациям работают колонии для малолетних преступников за рубежом. Его опыт и теория является фундаментом теории и практики социальной педагогики.

Концепция социального воспитания была основана на формировании личности в новых социальных условиях. Огромен вклад в поиски путей социального воспитания. По его мнению, трудовая колония – наиболее подходящее социальное учебно-воспитательное учреждение для воспитания нового человека, советского гражданина, общественника, коллективиста. Макаренко утверждал, что в едином педагогическом процессе «объединяется как воспитательные деятели и государство и новая семья и совершено уже новый деятель – ребячий – производственный, образовательный и коммунистический первичный коллектив». В его учебно-воспитательном учреждении создавался такой коллектив, где решались педагогические, хозяйственные, производственные проблемы. В нем все решали одни задачи, работали на свое благо и дети, и взрослые, и заведующий и педагогический совет.

А.С. Макаренко утверждал, что счастливый человек существует только в счастливом обществе. И говоря о воспитании личности в коллективе, сформировал основные принципы коллективистской педагогики как уважение к человеку; «как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

А.С. Макаренко считал, что можно «исправить» человека, необходимо воспитать его так, чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. А для этого требуется организация воспитательного процесса направленного на совершенствование личности ребенка. Без такого подхода к детям невозможен истинный гуманизм, уважение к достоинству человека, его творческим возможностям и перспективам. Индивидуальную работу А.С.Макаренко видел не в «возне» с ребенком, а в поиске и использовании таких его особенностей, которые способствуют активному включению в жизнедеятельность коллектива. В статье «Цель воспитания» Макаренко пишет: »Каким бы цельным не представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разным материалом для воспитания и выпускаемый нами «продукт» тоже будет разнообразным. Общие и индивидуальные качества личности в нашем проекте образуют очень запутанные узлы. Самым опасным моментом является страх перед этой сложностью и этим разнообразием».

Макаренко предупреждал, что недопустимо стремление стричь всех под одну гребенку, недопустима и другая крайность:

Пассивное следование за каждым индивидуумом. Поэтому наряду с общей программой воспитания личности в коллективе необходим «индивидуальный корректив».

Основной путь методики индивидуального воздействия А.С. Макаренко видел в четком определении целей воспитания, в проектировании личности каждого воспитанника.

5. Роль социально педагога в формировании ученического коллектива.

Социальному педагогу необходимо знать, что может являться более эффективным в социализации класса, поэтому он должен иметь максимальную информированность о других факторах социализации, влияющих на развитие каждого воспитанника, наиболее важным среди них может быть – семья, школа, социум. Необходимо использовать их воспитательный потенциал, компенсировать недостатки, не допускать их отрицательного воздействия на школьника. Конечно, социальному педагогу не в силах изменить окружающую среду (социокультуру), но возможно создание условий для успешной социализации учащихся в своем классе.

Приступая к работе необходимо четко представлять возрастные особенности воспитанников, уровень их обучения, успеваемости, традиции и неформальное общение в классе. Классный руководитель является самым авторитетным педагогом в школе, поэтому именно он является источником гуманных отношений, которые необходимо установить между ребятами, а также носитель культурных норм и ценностей. Классный руководитель при совместной деятельности с социальным педагогом должен помочь в формировании сплоченного ученического коллектива. Безопасный диалог с классом – необходимое условие очеловечивания отношений и между самими ребятами.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. I. Основные термины курса
  2. S: Перечислите основные направления в исламе.
  3. S: Перечислите основные направления в исламе.
  4. S: Перечислите основные направления протестантизма.
  5. S: Перечислите основные причины возникновения религии.
  6. V2:2 Основные мировые религии.
  7. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  8. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  9. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  10. Анализ финансовой деятельности банка: цели, направления и основные показатели.