221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение быстрому чтению младших школьников методы

Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

    Учим читать правильно

    Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

    Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

    Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

    Занятия в первом классе

    Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

    Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

    Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

    Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

    Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

    Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

    Упражнения

    Слоговая таблица скоростного чтения

    В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

    Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

    Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

    Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

    Хоровое произнесение текста

    Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

    Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

    Комплексная программа для чтения

    • многократное повторение написанного;
    • чтение в быстром ритме скороговорки;
    • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

    Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

    Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

    Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

    В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

    Варианты упражнений

    1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
    2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
    3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
    Ва – каре – гасолн – царь
    Ком – гонкни – летры – тух
    Редь – пасби – папе – це

    Мастер-класс «Обучение динамическому чтению младших школьников»

    Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

    Помогает проект «Инфоурок»

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Тимирязевская основная общеобразовательная школа

    Каменского муниципального района»

    Тема: «Обучение динамическому чтению

    Подготовила: учитель начальных классов

    Лукина Светлана Николаевна

    ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА

    Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося субъекта. Основная мысль моей работы предусматривает вариативность форм осмысленного, вдумчивого чтения, которое способствует интеллектуальному развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению.

    Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня волнуют:

    — как учить без принуждения;

    — как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске

    через самостоятельное чтение;

    — как сформировать желание пополнять знания, умения и навыки.

    Тема мастер – класса «Обучение динамическому чтению младщих школьников»

    Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков через динамическое чтение.

    Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие задачи:

    Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.

    Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

    Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.

    Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.

    «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

    Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие личности, способной к творчеству. Тема чтения на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Подобные тенденции в современном информационном обществе приводят к тому, что к человеку нашего времени выдвигаются повышенные требования, касающиеся его способности работать с информацией, немалая часть которой поступает к нам путем чтения. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации, ее переработки. Умение быстро и, главное, эффективно читать, постепенно превращается в одно из требований, необходимых в современном мире. Но мы всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

    П еред нами, учителями начальных классов, стоит задача — научить детей читать в темпе разговорной речи к концу IV класса. Плохое чтение влечёт за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивости, удовольствие от чтения книг.

    Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

    Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного по сравнению с медленным чтением.

    Одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком и является скорочтение или динамическое чтение.

    По словарю «динамический — это богатый движением, действием, внутренней силой». Название методики овладения техникой быстрого чтения действительно оправдывает себя, так как она предполагает то самое «богатое движение» — движение глаз, мысли читателя, его внутреннюю силу – целеустремленность, способность сосредоточиться, умение использовать собственные возможности.

    Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. Динамическое чтение — это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

    Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий.

    Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.

    В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения.

    Для того чтобы учащиеся читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали навыками чтения, работа должна вестись поэтапно (от простого к сложному).

    Я расскажу о некоторых методических приемах и средствах обучения динамическому чтению. Не все дети приходят в школу читающими. Поэтому при обучению чтению использую в своей работе слоговые таблицы. Не читающие дети читают слоги, читающие составляют слова и печатают их в тетради. Каждый урок начинаю с пятиминутки «жужжащего чтения». (В день за 3урока читают 15 минут).

    Прием №1. Фотографирование.

    Начинать работу над динамическим чтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование – это восприятие за ограниченное время (1 секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем». Динамика нарастания сложности в упражнении следующая: « фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. В 1 классе и предлагаю учащимся следующие задания.

    Найди лишнею букву (фотографируем):

    2. Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.

    3. Найти лишнее слово:

    ручка тигр мила

    4. Лестница слов.

    Составьте лестницу слов на заданную букву. Слова каждой последующей ступеньки начинаются с заданной буквы и увеличиваются на одну букву.

    Кто первым составит лестницу из 5 ступенек?

    Прием №2. Работа по таблицам Шульте.

    Для расширения центрального поля зрения и выработки навыков использования периферического зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте . Они хорошо развивают поле зрения. Таблицы Шульте – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка.

    В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.

    Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты. Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

    Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно не более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. Упражнение с таблицами Шульте обеспечивает выработку не только навыков использования периферического поля зрения, но и навыков опережающего логического поиска и системного восприятия.

    Прием №3. «Чтение – спринт»

    «Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:

    Плотно сожми губы и зубы.

    Читай только глазами.

    Читай как можно быстрей.

    Ответь на вопросы к тексту.

    Прием №4. «Чтение – разведка»

    В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное.

    Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

    Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение я рекомендую родителям для занятий дома. Также на первом родительском собрание порекомендовала родителям каждый день час вечернего чтения, время чтения записывается в тетрадь.

    Такие упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, делают меньше ошибок в диктантах и изложениях.

    Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, стараюсь заметить и отметить, чтобы превратить учёбу в удовольствие и создать атмосферу успешности у всех учащихся. Конечно, великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является система поощрения:

    1. Дипломы по окончанию Азбуки.

    2. Медаль «Лучший читатель».

    3. Подарок – книга.

    Все данные о технике чтения учащихся передаю учителю литературы в 5-ом классе. Очень важно, чтобы была преемственность в работе учителя начальных классов и учителя литературы в 5-ом классе.

    Самая большая моя радость – мои ребята, любящие читать, радующиеся каждой встрече с новой книгой. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения моих учеников.

    Обучение быстрому чтению младших школьников методы

    А вы знаете, что скорочтение для детей младших классов вредно? Начинать обучению быстрому чтению следует с возраста, когда у ребенка появляется воля.

    Чтобы овладеть скорочтением нужна психологическая настройка при чтении. Одна из главных проблем обучения младших школьников – формирование полноценного навыка чтения. Занятия по скорочтению смогут повысить интерес к учебе и значительно улучшить качество подготовки к экзаменам.

    Можно ли обучать скорочтению малышей?

    Один из самых спорных вопросов с скорочтении — это обучение скорочтению детей. Многие преподаватели скорочтения утверждают, что главное для ребенка — это научиться правильно читать, а не быстро читать . Вот когда маленький человек повзрослеет — вот тогда методики скорочтения будут как раз к делу. Скорочтение побуждает школьника спешить, торопиться, быть не внимательным. Нужно ли это родителям?

    О приемах скорочтения и детях

    Приемы скорочтения бывают разными. Некоторые можно назвать «серьезными». Они работают на стыке психологии с само-убеждением. Другие – подобны игре. Эти приемы скорочтения не требуют особого напряжения и напоминают игру.

    Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

    Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 . ),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

    Чтение задом наперед. Для начала произносим слова обыкновенно, а потом наоборот: пианино – онинаип; потолок – колотоп (не глядя в текст, в уме!). Тренироваться желательно до тех пор, пока не появится ощутимый результат. Это упражнение увеличивает скорость угадывания, прочтения слова. Школа быстрого чтения

    Найди слово. Нужно попросить кого-то приметить слово в статье. Вам же предстоит это слово найти как можно быстрее, на время!

    Почти в каждом предложении, тексте есть лишние слова. Ваша скорость чтения увеличится в несколько раз, если вы научитесь не видеть их. Это означает «отжимать воду».

    Удовольствие от текста —
    это праведный мятеж против изоляции текста.
    (Ролан Барт)

    Как обучают чтению детей в школе?

    В первом классе у детей, как правило, плохо поставлено слоговое чтение, и они не могут понять смысла прочитанного. Последующее обучение детей только закрепляет эти недостатки, а не формирует правильные навыки чтения. В результате они не могут полюбить сам процесс чтения.

    К 10–11 годам это вырастает в острую проблему. Именно в этот период обучение детей наиболее эффективно. Они интенсивно осваивают новые знания, знакомятся с новыми науками: физикой, химией, биологией, историей, что требует резкого повышения интеллектуальной активности.

    Зона ясного видения и чтение — обучение быстрому чтению детей

    На следующем этапе обучения детей мы тренируем их расширять поле своего зрения: чем большая часть текста отражается на сетчатке глаза, тем эффективнее и быстрее читает человек. В программе «Спринт» для обучения детей в возрасте 10–11 лет используются и специальные упражнения для того, чтобы развить у ребенка боковое и бинокулярное зрение.

    Обучение детей по программе «Спринт» включает в себя ряд упражнений для глаз, таких как рассматривание стереоизображений.

    У многих людей наблюдается нарушение бинокулярного зрения. Обучение детей по нашим методикам приводит к восстановлению бинокулярного восприятия и помогает исправить начинающееся детское косоглазие.

    Изучающему тему «Скорочтение для детей и школьников» следует иметь в виду

    Принципы быстрого чтения:

    • Думайе над тем, что прочитали. Читайте с карандашом.
    • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Прочитал — продумал — решил что можно испольозвать в будущем. Продумал — решил для себя как можно использовать.
    • Если нет реализации прочитанного — значит, напрасно читал.
    • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать найти какой либо факт,запомнить на изустьпросмотреть,внимательно прочитать, .
    • Устали? — Отвлекитесь. Меняйте периодически виды работ.
    • Работайте на пике своих сил. Читать неинтересные тексты неудастся.
    • Гибко определяйте скорость восприятия информации. На мусор не обращайте внимания.
    • Главные мысли читайте вдумчиво. Перечитывайте важные моменты книги до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
    • Формулируйте вопросы автору книги. Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.

    Зачем нужно быстрое чтение?

    Всем, кто зарабатывает на жизнь интеллектуальным трудом — юристам, журналистам, редакторам, работникам ИТ-сферы и т.д. — знакома ситуация, когда растущие объемы информации превышают лимит свободного времени. Нужно прочитать много важного материала в кратчайшие сроки, держать его целиком в памяти и быстро принимать решения.

    Выпускникам Школы быстрого чтения Олега Андреева это под силу. Программы быстрого чтения основаны на уникальных авторских методиках ученого Олега Андреева и дают высокий эффект за короткие сроки обучения. Результат после прохождения первого курса «Доминанта» — большая (до 5000 знаков в минуту) скорость чтения и полное запоминание и понимание прочитанного. Этот навык остается с вами на всю жизнь. Конечно, если вы не усовершенствуете свое чтение по программам «Сатори» и «Ультра-рапид».

    Секреты эффективного чтения

    На самом деле люди зря сетуют на переизбыток информации и нехватку времени. Нужно всего лишь научиться быстро и эффективно читать тексты.

    Школа быстрого чтения предлагает обучиться этим несложным методикам: первая ступень «Доминанта» и вторая ступень «Сатори». В их основе лежат научные алгоритмы и правила быстрого чтения.

    Один из алгоритмов быстрого чтения — дифференциальный — позволяет быстро воспринимать текст. Обычно текст содержит до 90% избыточной информации. Но это не означает, что вы читаете одну «воду».

    Алгоритм помогает во время чтения в первую очередь находить ключевые слова, смысловые опорные пункты. Их анализ выделяет доминанту текста, что позволяет быстро выявить его смысл при чтении. Только от 10% до 25% текста несут смысловую нагрузку, быстро считывать которую позволяет данный алгоритм чтения.

    В интегральном алгоритме быстрого чтения используются семь основных блоков. Первые три из них — это элементы библиографического описания (название статьи или книги, автор, выходные данные). Следующий блок — проблемы. Далее факты: различные названия, тонны, километры, особенности излагаемых в тексте процессов, конструкций, явлений, критическое отношение читателя к тому, о чем пишет автор. Чтение индивидуально: читатель сам решает, как относиться к прочитанному. Критичность повышает коэффициент понимания текста в процессе чтения. Наконец, седьмой блок — новизна. Это означает, что надо не просто читать текст — надо искать в нем ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма.

    Грамотное применение этих алгоритмов дает отличный результат: ни один факт не остается без внимания, суть текста быстро становится ясна во время чтения, формируется индивидуальное мнение и отношение к прочитанному.

    Научившись навыкам чтения, вы будете моментально видеть всю необходимую вам информацию, листая страницу одну за другой. Освоенные алгоритмы чтения помогут вам сразу увидеть суть материала, разложить «по полочкам» всю принятую информацию и в дальнейшем быстро найти ее в памяти.

    Результаты правильного чтения

    Ошибочно думать, что чтение — это всего лишь прием информации. Однако скорость чтения — это, как ни странно, не самый яркий результат от обучения по нашим программам. Расширенное поле зрения развивает бинокулярное и боковое зрение, способствует снижению нагрузки на глаза. Расширенное зрительное восприятие углубляет внимание, а анализ информации во время чтения увеличивает интеллектуальную активность.

    Обладая навыками быстрого чтения, вы будете развивать свое мышление, интеллект, память и внимание с каждой прочитанной страницей.

    Трудовой кодекс, договоры, своды правил, инструкции, длинные статьи и публикации — любую информацию вы сможете не просто прочитать, но и запомнить до единой детали за считанные минуты.

    Некоторые думают, что приемы скорочтения нужны только школьникам и студентам… Доказано, что самая читающая страна в мире – Россия. Достаточно зайти в метро и увидеть, как люди читают газеты, журналы, книги. Читают все или почти все (думающие люди)! дет идти речь дальше), необходимы каждому любителю книг. Ведь как хорошо прочесть книгу всего лишь раз и все запомнить! Конечно, в стрессовой ситуации учащиеся «проглатывают» огромное количество материала. Однако, если вы освоите технику быстрого чтения, то сможете читать быстро и запоминать прочитанное не только перед экзаменом!

    Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

    Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

    Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

    На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

    Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

    С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

    Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

    Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

    Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

    5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

    Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

    • концентрация внимания;
    • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
    • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
    • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
    • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
    • повышение скорости мышления.

    • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
    • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
    • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

    Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

    Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

    Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

    Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

    • проблемы с концентрацией внимания;
    • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

    Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

    Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

    Расширяем поле зрения

    Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

    «Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

    Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

    «Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

    Улучшаем концентрацию внимания

    «Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

    «Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

    «Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

    Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

    Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

    Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

    «Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

    • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
    • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

    Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

    Избавляемся от регрессии

    «Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

    «Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

    «Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

    Подавляем артикуляцию

    «Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

    «С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

    «Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

    «Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

    Развиваем память

    «Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

    «Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

    Развитие скорости мышления

    Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

    Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

    Читать еще:  Стили и методы воспитания ребенка в семье
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×