221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные концепции воспитания родителей

Основные концепции проблемы воспитания родителей

Адлеровская модель к истории вопроса

Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии, которыми специалисты пользуются и поныне. А. Адлер считал, что задачей психологии и психиатрии является влияние на семью общества, именно поэтому в его концепции так выделен общественно-политический аспект.

Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. А. Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества — как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Последователем А. Адлера был Рудольф Дрейкурс, который много сделал для пропаганды концепции Адлера, довел ее до сознания врачей, педагогов, работников социальной сферы и, конечно, родителей. Р. Дрейкурс, пожалуй, наиболее яркая фигура среди последователей Адлера. Дрейкурс утвердил практику консультаций и лекций для родителей и подготовил почву для мысли о возможности демократического пути разрешения этой проблемы в семье, школе, на предприятиях и в других сообществах людей.

Философское развитие модели А. Адлера идет от идеи личности, согласно которой человек по природе существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого я (его мотивов, черт характера и ценностей).

Теория личности А. Адлера решительно отличается от теорий, разработанных 3. Фрейдом или К- Г. Юнгом. По А. Адлеру, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений.

Естественно, что эти мысли составляют и ядро теории воспитания родителей, предложенной А. Адлером. В центре внимания здесь оказывается отношение ребенка к остальным членам семьи, особенно к родителям. А. Адлер писал о проблемах воспитания, но практику применения его теории разработали его ученики. Особенно большой вклад они внесли в развитие проблемы воспитания родителей.

Адлер считал, что чувство единения, т. е. связи человека с окружающими его людьми и членами сообщества, делает человека способным к сотрудничеству с этими людьми. Ощущение себя равноправным членом данного сообщества позволяет человеку найти свое место в жизни. Трудности же и проблемы чаще всего связаны с тем, что люди не могут найти своего места в обществе, обрести чувство единения. Если человек не лишен его и ощущает себя равноправным членом сообщества, он социально активен и стремится к конструктивному сотрудничеству.

Анализ основных положений адлеровского воспитания родителей сводится к следующему:

человек — социальное существо, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;

социальные интересы людей — основной мотив их деятельности;

поведение человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять поведение человека и смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им цели;

каждый индивидуум сам создает свой образ жизни, ее стиль, являющийся сгустком установок, целей и верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность;

принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем членам общества;

сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности; свобода тесно связана с ответственностью;

человек ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и формирует свое понимание места в семье согласно естественным и логическим результатам, связанным с этими ожиданиями.

По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует идеалы и цели своей личной системы ценностей и в которой он как человек учится жизни.

Поскольку поведение человека преследует определенные социальные цели, то и для понимания поведения ребенка также надо знать его устремления. По Р. Дрейкурсу, плохое поведение ребенка может объясняться тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, отомстить или показать собственное несовершенство. Плохое поведение ребенка — чаще всего попытка достичь чувства безопасности в семье.

Принципы, лежащие в основе адлеровского воспитания и касающиеся прежде всего семейной жизни и воспитания детей, можно сформулировать так семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;

чувства следуют за мыслью и поведением Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой;

люди могут сотрудничать только будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;

разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя Только так можно достичь теплой, дружеской, основанной на взаимном уважении семейной атмосферы;

в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребенку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так ребенок поймет, как устроен мир. Используйте естественные последствия, а не контролируйте действия детей с позиции силы.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Эта модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности, — равенство, но не тождественность. Здесь речь идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, и при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей.

По данной модели, помощь родителям должна носить скорее воспитательный, чем терапевтический характер. Родители ведут себя по отношению к детям неправильно потому, что не знают, как надо поступать в тех или иных случаях. Отсюда необходимость помочь родителям в осознании своих задач в семье, чтобы они в свою очередь смогли помочь детям адаптироваться в современном демократическом обществе.

Задачи воспитания родителей по адлеровской модели, связанные с углублением родителями своих педагогических знании. Упрощенно две основные задачи адлеровской модели выглядят следующим образом:

помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;

помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.

Действуя в этих направлениях, адлеровская теория воспитания стремится создать предпосылки для плодотворного взаимовлияния родителей и детей.

Читать еще:  Методика обучения ребенка чтению дома

Переходя от основных задач к более детальным, конкретным, ближайшим задачам, мы накладываем общую теорию на отдельные ситуации, характерные для различных семей. При этом должны соблюдаться следующие принципы:

1) невмешательство родителей в конфликты между детьми Это приводит к их уменьшению;

2) понимание каждым членом семьи того, что он сам ответствен за порядок в своей комнате и своих вещах;

3) равное участие всех членов семьи в домашних делах. Эти принципы, выработанные в процессе воспитания в

духе равенства, сотрудничества и с опорой на естественные результаты, воспитывают в человеке чувство ответственности.

Равенство в воспитании детей означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Речь идет не о полной тождественности между родителями и детьми, а о признании индивидуальных различий и разных способностей, прав каждого на критику и уважение. Отказ от действий с позиции силы — это отказ от диктата по отношению к детям; руководить детьми нужно, стимулируя их на те или иные поступки. Уважать ребенка — значит верить в его способности, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельные решения. Это не означает, конечно, что ребенку позволено все. Каждый член семьи играет свою роль, каждый имеет право пользоваться уважением именно в этой роли.

Естественные логические рассуждения — основной принцип адлеровской модели воспитания — позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результат своих действий. Постоянное следование этому принципу намного уменьшает трения в семье и способствует развитию гармоничных отношений. Логика рассуждений приводит к тому, что ребенок быстро осознает недостатки собственного поведения.

По теории А. Адлера, родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.

Сотрудничество — естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи. Так появляется чувство, что все в семье стремятся общими усилиями и без всякого принуждения добиваться поставленных целей. Однако здесь необходимы и определенные ограничения, определение обязанностей каждого, его ответственности. Безграничная свобода не есть демократия. В воспитании детей такая свобода превращает их в тиранов, а взрослых — в рабов, или наоборот. Ограничения в сотрудничестве создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности своих действий.

Р. Дрейкурс в своих статьях особо подчеркивает общественные цели воспитания родителей. По его мнению, воспитание родителей — это общественно-политическая деятельность, целью которой является создание демократического общества, основанного на равенстве. Л. К. Франк, один из основоположников теории воспитания родителей, еще в 20-х годах рассматривал воспитание родителей как средство реформирования общества. Адлеровская концепция также признает воспитание родителей неотъемлемой частью и условием функционирования демократического общества. Работа с родителями во имя сотрудничества всех членов семьи в духе равенства и взаимоуважения служит демократизации всего общества и его отдельных структур.

По Р. Дрейкурсу, предпосылки демократического общества закладываются в семье, строящей жизнь на основе демократии и уважения прав и мнений всех ее членов.

Равенство тем не менее не означает полного освобождения от всего и вся, так как вседозволенность ведет к анархии. Под демократией надо понимать свободу, в которой есть порядок, тогда как авторитаризм означает порядок без свободы. Дети должны воспитываться в духе демократии, в которой существует ограниченная свобода, а ответственность каждого — существенная часть всей системы. Поэтому родителям, вместо того чтобы подчеркивать свой авторитет, следует больше надеяться на более корректные методы, например на поощрение.

Идеалом демократического воспитания, предложенного Р. Дрейкурсом, является человек, способный к самоконтролю. Воспитать его можно, еще в семье приучив отвечать за самого себя, за свои поступки и их последствия. Как существо социальное, ребенок нуждается в доверии к себе и в отведенном ему месте в семье. Самостоятельные, уверенные в себе и внутренне управляемые люди создают демократичное, организованное общество и сами в свою очередь воспитывают детей в духе разумной, демократической свободы.

Основные концепции и модели воспитания в семье.
статья (1 класс) по теме

О моделях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_kontseptsii_i_modeli_vospitaniya_v_seme.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Основные концепции и модели воспитания в семье.

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль семьи в этом процессе. Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Существует несколько моделей семейного воспитания. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

«Воспитание по типу Золушки»:родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания. Многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле. «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность. «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения. «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям. «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам. При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в.

Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от.

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве.

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений че.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» — ст.7 «Федеральные государственные образовательные ст.

Что значит для меня моя семья?Конечно, счастье и уют домашний,Семь правил обязательных храня,Лишь только семь, но очень-очень важныхВо-первых, это главное – любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом.

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу.

6.2.3. Основные концепции воспитания родителей

Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.
Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозных, социальных, эстетических, нравственных и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и моделях воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Адлеровская модель (автор — А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.494
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.
Учебно-теоретическая модель (автор — Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.
Способами формирования поведения являются позитивное подкрепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблюдению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.
Модель чувственной коммуникации (автор — Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые должны усвоить три основных умения:
• активного слушания;
• доступного для ребенка выражения собственных чувств;
6. СЕМЬЯ И ШКОЛА
495
• практического использования в семейном общении принципа «оба правы».
С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на трансактном анализе (авторы — М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «я». Восприятие действительности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуума на действительность могут осуществляться по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.
Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими Взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Модель групповой терапии (автор — Х.Дж. Джинотт). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.496
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психология семейной жизни».

Основные психологические концепции и модели воспитания родителей

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные психологические концепции и модели воспитания родителей

Существуют различные модели помощи семье : педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская, психологическая.

1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Педагог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

2.Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети с нарушениями отклонениями в поведении.

3.Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

4. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни.

5. Психологическая (психотерапевтическая модель) используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предлагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении трудностей общения и причин его нарушений. Учителю начальных классов необходимо спланировать свою работу по оказанию диагностической, психологической и педагогической помощи семье.

Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, проблемы ребенка и причины их появления — один из важнейших этапов работы учителя. Главная особенность внутреннего мира младшего школьника в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, поскольку они не в полной мере оформлены. Ребенок 6 – 9 лет еще не способен соотнести свои реакции с причинами, их вызывающими. Нужна специальная работа, чтобы родители вместе с педагогом вникли в проблемы ребенка, его переживания.

Следующий шаг учителя — диагностика трудностей детско-родительских отношений. Этот процесс требует включения в диагностическое исследование и ребенка, и его родителей, причем требуется активность и заинтересованность самих испытуемых. Естественно, что от взрослых требуются целенаправленные и осознанные усилия. Все диагностические процедуры должны превращаться в самодиагностику, когда родители ставят перед собой задачу самоизучения, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, путей самосовершенствования. Диагностическая работа проводится для определения задач и планирования работы педагога по родительскому воспитанию.

Следующим шагом по улучшению взаимоотношений «ребенок-родитель» является работа по воспитанию родителей — это просветительская работа, целью которой является накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Воспитание родителей предусматривает значительное повышение уровня их педагогической культуры. Важный компонент педагогической культуры родителей – их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Взаимодействие всех видов педагогической деятельности обуславливает педагогическое мастерство . Им может и должен обладать каждый родитель. Важным компонентом педагогического мастерства родителей является педагогический такт , характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но требовательным. «Высокий уровень педагогической культуры родителей немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой и разумной требовательностью к ним».

Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному психолого-педагогическому просвещению. Но оно не может дать родителям всю совокупность необходимых знаний. Важный путь пополнения, расширения и углубления полученных ими знаний – педагогическое самообразование .

Прежде всего родителям необходимы психологические знания . Психологическое просвещение – самое первое приобщение родителей к психологическим знаниям. Также педагог в свою работу включает психологическую профилактику. Это постоянная работа, направленная на предупреждение возникновения неблагополучия в детско-родительских отношениях. Однако психологические знания окажутся мертвым грузом, если они не подкреплены педагогическими знаниями – о путях, формах, способах и средствах эффективного воздействия на ребенка.

Повышение психолого — педагогической культуры родителей требует активизации форм и методов. Широко практикуются беседы, консультации, письменные обращения, педагогические поручения, посещение семьи (только в исключительных случаях), наглядная пропаганда, родительские собрания, родительский клуб, семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, приобщение к чтению популярной педагогической литературы,. Также разработаны разнообразные нетрадиционные формы взаимодействия: интервью, анкетирование, практикумы и психологические тренинги, памятки для родителей, дни открытых дверей, родительские вечера вопросов и ответов, родительские ринги. Такая работа должна проводится планомерно и систематически.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector