221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные положения теории воспитания

основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_polozheniya_sovremennoy_teorii_obucheniya_i_vospitaniyaitogovaya.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Обучение — это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

Закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

Характеристика классических принципов обучения: систематичности и последовательности ,наглядности обучения,сознательности и активности,самостоятельности,доступности,научности, связи теории с практикой,прочности(прочно то, что значимо, интересно для личности).

Совокупность обобщенных положений или система взглядов и понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которых лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. Показателен также опыт педагогов-новаторов:(П. М. Эрдниев, Б.П.Эрдниев),(В.Ф.Шаталов, С. Д. Шевченко и др.);

-Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход,

-Теория поэтапного формирования умственных действий .

Основные теории воспитания

Основные направления педагогической теории о развитии,

Роли воспитания и обучения

Основные ориентации человекознания

Проблема соотношения обучения и развития является производной от общенаучной и общепсихологической проблемы, т.е. проблемы генотипической и средовой обусловленности развития человека.
В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влиянии генотипических и средовых факторов на развитие человека. В качестве основы рассматривается концепция А.Г. Асмолова [2]. Как подчеркивает ученый, от образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности [2]. Преобладание в психологии личности образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения понятий индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и т.д.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы организма, которые изучаются в таких научных областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, нейропсихология и др.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или — в широком смысле — социальной адаптации человека, разрабатываются главным образом в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений личности связана общая психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов — среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода, развиваемого А.Г. Асмоловым [2], разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Основные теории воспитания

Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания [10]. В качестве научной базы таких теорий выступают психологические теории развития личности, социальная и возрастная психология.
Среди основных психологических подходов к воспитанию и развитию личности еще с XVIII в. выделяются два противоположных: биологизаторский и социологизаторский.

Согласно биологизаторскому подходу личностные качества человека в основном передаются по механизмам наследственности и мало изменяются под влиянием условий жизни. Наследственность определяет весь ход развития человека: его темп и предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития. Сторонники данного подхода перенесли в психологию из эмбриологии основной биогенетический закон, сформулированный в XIX в. немецким биологом Э. Геккелем: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой краткое повторение филогенеза (исторического развития вида). Изначально этот закон касался только периода внутриутробного развития, но теория рекапитуляции распространила его на последующую жизнь ребенка, этапы которой сопоставлялись с эпохами культурно-исторического развития человечества. Согласно этой теории ребенок в первом полугодии своей жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, в раннем детстве пребывает на уровне развития древнейших и древних людей, в дошкольном – в первобытно-общинном состоянии. Начиная с поступления в школу, он усваивает человеческую культуру. Таким образом, согласно рассматриваемой теории уровень развития ребенка фактически зависит только от скорости развертывания врожденных программ созревания и не сочетается с воспитательным воздействием на его личность.

Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. На основе этого подхода впоследствии сформировались убеждения об изначальном превосходстве одних наций, классов, рас над другими и, соответственно, о необходимости применения к детям из «высших» слоев более прогрессивных и сложных методов обучения и воспитания, чем к детям из «низших». В наши дни эта теория имеет мало сторонников.

Противоположный подход к воспитанию и развитию психики проявляется в социологизаторском направлении. Его истоки лежат в воззрениях английского философа XVII в. Джона Локка, считавшего, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска – tabula rasa. На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким хотят его видеть близкие взрослые. Согласно этим взглядам путем обучения и воспитания можно сформировать любые психические функции и развить их до любого уровня независимо от биологических особенностей [10].

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. В целом, сторонники социологизаторского подхода все же ближе к истине, но против него также можно выдвинуть ряд контраргументов. Во-первых, некоторые свойства личности, например темперамент, не могут быть воспитаны, поскольку напрямую зависят от генотипа и определяются им: в частности, темперамент обусловлен врожденными свойствами нервной системы человека. Во-вторых, из психиатрии и патопсихологии известны факты, свидетельствующие о передаче по механизмам наследственности если не самих психических заболеваний, то, по крайней мере, предрасположенности к ним. Не все в личности зависит только от воспитания: многое определяется состоянием организма.

Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты этих двух крайностей. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную роль. Есть группа теорий, предметом исследований которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка.

Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и воспитания выступают черты личности. Они в основном выходят из общепсихологической теории личности, называемой теорией черт и представляющей личность как набор определенных черт, связанных друг с другом более или менее тесно. Среди этих черт выделяются базисные и вторичные. Базисные черты возникают и формируются у ребенка в период раннего детства, и вопрос о возможности их воспитания ставится только применительно к данному периоду жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем практически не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт. Если же речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более – о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются более основательные надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика. Все относящееся к собственно личностным чертам: мировоззрение человека, нравственные и этические ценности, наследственностью прямо не определяется. Эти качества являются итогом развития личности во времени и пространстве ее бытия.

Однако ни один из двух основных подходов в чистом виде, ни теории, выстроенные путем их комбинирования и нахождения компромиссов, не учитывают такой фактор, как активность самой личности по самовоспитанию. Чем старше и опытнее человек, тем более он становится способен сам принимать решения о путях своего развития и следовать этим решениям. Роль активности самого индивида ставится во главу угла вопроса о воспитании при обращении к функциональному подходу. Этот подход провозглашает, что формирование каждой психической функции определяется тем, как часто и насколько интенсивно она используется в жизни индивида, т. е. согласно ему основную роль в развитии психики играет образ жизни развивающегося человека. Особенно ярко это проявляется на примере способностей: способности к определенной деятельности могут развиваться лишь при условии регулярных систематических занятий ею. Если такие занятия проводятся от случая к случаю, способности не разовьются даже до того уровня, до которого могли бы развиться благодаря природным задаткам. То же самое наблюдается и при формировании нравственных качеств: доброты, щедрости, готовности помочь, принципиальности, смелости. Эти черты могут развиваться только в том случае, когда человек регулярно попадает в ситуации, требующие их проявления, лишь тогда названные качества войдут у него в привычку.

Таким образом, существуют три основных фактора развития психики, которым придается разное значение в различных теориях воспитания: 1) генотип (наследственность); 2) внешняя среда; 3) собственная активность личности по саморазвитию и самовоспитанию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7692 — или читать все.

Теория воспитания

Воспитание – основные понятия

Воспитание в педагогической науке рассматривают в двух ракурсах:

  • в социальном, как передачу накопленного опыта между поколениями;
  • в педагогическом, как процесс целенаправленного формирования личности, основанный на системе организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание подчиняется требованиям общества. В человеке надо воспитывать гражданственность, уважение к законам и нормам поведения, формировать общечеловеческие ценности.

Современное воспитание носит гуманистический характер, и придерживается социокультурных, индивидуальных и сопричастных направлений в развитии индивида. Современное воспитание отличается технологичностью, эмоциональностью, диалогичностью, ситуативностью и перспективностью.

Основное определение понятия воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Основные компоненты воспитания, основываясь на определении:

  • процесс целенаправленного формирования личности означает (т.е. процесс имеет цель);
  • специально организованная воспитательная система (эффективность воспитания зависит от системности применяемых методов, способов);
  • взаимодействие воспитателя и воспитуемых (обязательное наличие обратной связи);
  • отождествление воспитания с воспитательным процессом.

В современной педагогике получил развитие личностно-деятельностный подход к воспитанию. В основу этого подхода входят:

  • общение, как основа межличностных отношений;
  • управление развитием личности в процессе жизнедеятельности;
  • развитие и социализация личности.

Гуманистическая педагогика рассматривает процесс воспитания, как эффективное сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, приводящее к заданной цели. А цель воспитания – это формирование всесторонне гармонично развитой личности.

Основные характерные особенности воспитательного процесса:

  • целенаправленность (наличие правильной цели обеспечивает эффективное достижение результатов);
  • единство цели (наличие общей цели у всех участников воспитательного процесса);
  • длительность (отложенность результата);
  • многофакторность (множество положительных и отрицательных факторов воздействующих на личность);
  • подвижность (воздействующие факторы могут носить стихийный и целенаправленный характер);
  • непрерывность (воспитание – это длительный, системный и непрерывный процесс);
  • комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей личности);
  • двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
  • противоречивость (противоречия – есть движущая сила воспитания).

Важным фактором, влияющим на результат воспитания, является личность воспитателя. Он является носителем мастерства и ценностных ориентации.

Роль самовоспитания в воспитательном процессе достаточно велика. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и искоренение отрицательных личностных качеств.

Основные компоненты самовоспитания:

  • самопознание,
  • самоанализ,
  • самооценка,
  • самоотчет,
  • самоконтроль.
  • самоприказ,
  • самоободрение,
  • самовнушение,
  • самоодобрение,
  • самопоощрение,
  • самонаказание.

Уровень самовоспитания определяет уровень воспитанности личности. Самовоспитание подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Все категории педагогики: обучение, воспитание и самовоспитание, взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Результативность процесса зависит от их единства.

Говоря о воспитании нельзя не отметить его производную – перевоспитание. Это вид воспитания, направленный на устранение сформировавшихся отрицательных и развитие положительных качеств личности. Процесс перевоспитания нелегкий, длительный, предполагающий большие затраты сил и терпения. Перевоспитывать человека гораздо сложнее, чем воспитывать. Особенно трудно перевоспитывать, если отрицательные черты носят устойчивый характер. Макаренко писал: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать». Перевоспитание как правило дает положительные результаты, если у человека появляется потребность и желание в самоисправлении, он осознает необходимость изменить образ жизни, привычки, поведение.

Для перевоспитания необходимо:

  • расположение человека к воспитателю;
  • выявить причины, породившие проблемы;
  • создать систему целевых ориентации, перспектив;
  • изменить обстановку;
  • воздействовать на личность, сознание, чувства и волю воспитанника.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цель современного воспитания заключается в том, чтобы сделать ребят высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. В условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии.

Объектом исследования является процесс обучения, а предметом организация процесса обучения. Выделяют закономерности и принципы, цель и задачи, содержание и методы, приемы и технологии, средства, организационные формы обучения.

Цель дидактики: описать, объяснить, моделировать процесс современного обучения и образования. Общая задача направлена на приобщение подрастающее поколение общечеловеческим ценностям. Специфические задачи определение объема и содержания научного знания, создать оптимальные условия в организации учебного процесса и пути их коррекции.

Дидактиктические знания носят системный, универсальный и нормативный характер.

Дидактика ставит три главных вопроса и отвечает на них.

Для чего обучать, чему обучать и каким образом (как) обучать.

Процесс обучения это последовательные действия учителя с учащимися, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний. Он имеет двухсторонний характер, единство деятельности преподавания и учения. Основной движущей силой является противоречия между возможностями и потребностями человека, а также между задачами, выдвигаемыми учащимся и наличным уровнем его развития и социального опыта.

И.Я.Лернер и В.В.Краевский выделили структурные элементы процесса обучения, такие как цель, содержание, единство преподавания и учения, мотивы субъекта обучения, механизмы процесса усвоения и результат обучения.

В обучении выделяют закономерности проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения проявление должного в образовательном процессе, правила это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному, стать реальностью. Кроме закономерностей обучение она имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

От социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе зависят внешние закономерности.

С целями, методами и формами обучения связаны внутренние закономерности.

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы — гуманизации, гуманитаризации, демократизации и др.

2. Общепедагогические принципы-: природосообразность, культуросообразность, личностной направленности педагогического процесса, учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:

принцип преемственности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, самостоятельности, доступности и научности, связи теории с практикой, прочности.

Основные теории обучения:

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения оформилась в XVII в. Дж. Локк предложил термин «ассоциация», а окончательно оформил в классно-урочной системе Я. А. Коменский.

Основные принципы этой теории, что механизмом любого акта учения является ассоциация, ее главный метод упражнение.

Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», характеризует деятельностный подход.

Проблемная ситуация это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями предъявляемые требованием образования.

Теория поэтапного формирования умственных действий касается структуры процесса усвоения знаний. Возможности учения повышаются, если учащиеся выполняет умственные действия поэтапно.

Теория учебной деятельности исходит из учения Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, через содержание усваиваемых знаний.

Метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Отдельная сторона метода является прием обучения, они могут входить в состав различных методов.

Существуют также различные классификации методов обучения, ориентируются на «золотое правило» дидактики (слово, наглядность, практика). Исходя из этого были выделены три группы методов: словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.); практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.).

Выбор методов , зависит от тех целей и задач обучения который ставит в своей деятельности преподаватель , от степени сложности, новизны и содержательности учебного материала . В работе с учащимися педагог учитывает возрастны е и индивидуальны е особенностей учащихся, услови я обучения в школе и свои профессиональны е возможност и .

К с овременным методам обучения относится:

деловые игры это создание ситуации выбора и принятия решения, близкие к реальным;

А.Эллисон и д.Фоутсон предложили метод погружения, их идея в том, что все знания конструируется субъектом познания и поэтому является сугубо личным явлением;

метод опережающего обучения, разработанный С.Н.Лысенко, его компонентом является комментируемое управление «Учить детей мыслить вслух», один из принципов уроков и элементов обратной связи;

в его основе метода микрооткрытий разработанного Е.С.Синицыном лежит эвристическая беседа;

метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения.

Под организационной формой обучения понимают совместную деятельность педагога и ученика в процессе обучения.

Выделяют организационные формы обучения:

по количеству и составу учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные);

по месту проведения (школьные, внешкольные);

по продолжительности учебной работы( классные – урок, внеклассные).

Например, Дальтон-план и м етод проектов форма индивидуального обучения, приспособленная к возможностям и способностям каж дого ученика, преобладает самостоятельная учебная деятельность.

Коллективная система обучения это работа в парах и в микрогруппах.

Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе.

В этой системе предусмотрены и другие формы организации учебной работы такие как, экскурсии, консультации, семинары, различные формы внеклассной работы. Обучение в классном коллективе способствует формированию у учащихся опыта коллективной работы и общения, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Классно-урочная система остается самой массовой и устойчивой в современной школе.

Модель обучения отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. Выделяют модель компьютерного, дистанционного , концентрированного и проектного обучения.

Цель технологии — обеспечить достижение высоких результатов (уровней обученности) каждым учеником.

Технология полного усвоения предполагает четкое фиксирование результатов, которые должны достигать ученики и понимание учителем и самими учащимися, что такое «полное усвоение».

Технология разноуровневого обучения (ТРО) создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального порога.

ТРИЗ — технология на основе теории решения изобретательских задач,

формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), анализ и поиск решения проблем.

Технологию модульного обучения, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули, построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Наиболее инновационные технологии, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении, метод проектов, дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ и другие.

Для обучения важно проводить диагностику процесса и результата. Диагностика включает контроль и проверку, оценивание и накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики развития. Таким образом, выявляется степень подготовки учащихся и реализации требований содержания образования.

Технические средства обучения, это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией. К ним относятся: персональные компьютеры, кинопроекторы, телевизионные комплексы и т. д. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Образование тесно связано с воспитанием подрастающего поколения. От него зависит успешность освоения новых знания и накопления жизненного опыта. Основные типы воспитательных систем:

Гуманистическая сиcreма базируется на развитие его природных задатков и способноcтeй, создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.

Авторитарная система базируется на воспитание послушания, дисциплина ее главное педагогическое средство.

Результат деятельности в работе зависит от профессиональной компетентности педагога. В основе педагогического процесса находится единство обучения, воспитания и развития, а воспитательной системе базируется на диалоге культур. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Воспитание и обучение детей зависит от многих факторов, и они должны быть обязательно учтены в результате выстраивания воспитательного процесса.

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий на уроке. В нормативном компоненте они отражают образ действий для достижения поставленных задач. Опирается на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей.

Читать еще:  Оценка психомоторного развития ребенка табличным методом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector