221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основой современной теории воспитания можно считать

Теория воспитания

Воспитание – основные понятия

Воспитание в педагогической науке рассматривают в двух ракурсах:

  • в социальном, как передачу накопленного опыта между поколениями;
  • в педагогическом, как процесс целенаправленного формирования личности, основанный на системе организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание подчиняется требованиям общества. В человеке надо воспитывать гражданственность, уважение к законам и нормам поведения, формировать общечеловеческие ценности.

Современное воспитание носит гуманистический характер, и придерживается социокультурных, индивидуальных и сопричастных направлений в развитии индивида. Современное воспитание отличается технологичностью, эмоциональностью, диалогичностью, ситуативностью и перспективностью.

Основное определение понятия воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Основные компоненты воспитания, основываясь на определении:

  • процесс целенаправленного формирования личности означает (т.е. процесс имеет цель);
  • специально организованная воспитательная система (эффективность воспитания зависит от системности применяемых методов, способов);
  • взаимодействие воспитателя и воспитуемых (обязательное наличие обратной связи);
  • отождествление воспитания с воспитательным процессом.

В современной педагогике получил развитие личностно-деятельностный подход к воспитанию. В основу этого подхода входят:

  • общение, как основа межличностных отношений;
  • управление развитием личности в процессе жизнедеятельности;
  • развитие и социализация личности.

Гуманистическая педагогика рассматривает процесс воспитания, как эффективное сотрудничество между воспитателями и воспитанниками, приводящее к заданной цели. А цель воспитания – это формирование всесторонне гармонично развитой личности.

Основные характерные особенности воспитательного процесса:

  • целенаправленность (наличие правильной цели обеспечивает эффективное достижение результатов);
  • единство цели (наличие общей цели у всех участников воспитательного процесса);
  • длительность (отложенность результата);
  • многофакторность (множество положительных и отрицательных факторов воздействующих на личность);
  • подвижность (воздействующие факторы могут носить стихийный и целенаправленный характер);
  • непрерывность (воспитание – это длительный, системный и непрерывный процесс);
  • комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей личности);
  • двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
  • противоречивость (противоречия – есть движущая сила воспитания).

Важным фактором, влияющим на результат воспитания, является личность воспитателя. Он является носителем мастерства и ценностных ориентации.

Роль самовоспитания в воспитательном процессе достаточно велика. Это осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и искоренение отрицательных личностных качеств.

Основные компоненты самовоспитания:

  • самопознание,
  • самоанализ,
  • самооценка,
  • самоотчет,
  • самоконтроль.
  • самоприказ,
  • самоободрение,
  • самовнушение,
  • самоодобрение,
  • самопоощрение,
  • самонаказание.

Уровень самовоспитания определяет уровень воспитанности личности. Самовоспитание подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Все категории педагогики: обучение, воспитание и самовоспитание, взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Результативность процесса зависит от их единства.

Говоря о воспитании нельзя не отметить его производную – перевоспитание. Это вид воспитания, направленный на устранение сформировавшихся отрицательных и развитие положительных качеств личности. Процесс перевоспитания нелегкий, длительный, предполагающий большие затраты сил и терпения. Перевоспитывать человека гораздо сложнее, чем воспитывать. Особенно трудно перевоспитывать, если отрицательные черты носят устойчивый характер. Макаренко писал: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать». Перевоспитание как правило дает положительные результаты, если у человека появляется потребность и желание в самоисправлении, он осознает необходимость изменить образ жизни, привычки, поведение.

Для перевоспитания необходимо:

  • расположение человека к воспитателю;
  • выявить причины, породившие проблемы;
  • создать систему целевых ориентации, перспектив;
  • изменить обстановку;
  • воздействовать на личность, сознание, чувства и волю воспитанника.

Современные теории воспитания

В теории воспитания раскрывается сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В отечественной педагогике основы теории воспитания заложены К. Д. Ушинским еще в конце XIX века. В двадцатые-тридцатые годы XX в. Над теорией воспитания работал А. С. Макаренко.

В современной педагогической науке существуют многочисленные теории и концепции воспитания. Основой современных концепций воспитания служат философские учения или психологические теории:

  • психоаналитическая теория;
  • когнитивная теория;
  • поведенческая (бихевиористская) теория;
  • биологическая (генетическая) теория;
  • социоэнергетическая (культурно-родовая) теория;
  • гуманистическая психология.

Социоцентрический подход определяет цель развития личности, как социализацию. В данном случае гармоничное и всестороннее развитие личности обусловлено внешними заданными нормативами. Фактор саморазвития личности при этом не учитывается.

Другое направление в педагогике в центр научной картины мира выдвигает человека. Развитие таких гуманистических идей способствовало рождению гуманистической теории воспитания. Целью воспитания в гуманистической педагогике является полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания. Они формулируются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Но общечеловеческие нравственные ценности являются неизменными. Они связаны с понятиями о добре и зле, порядочности, гуманности и любви к природе. К таким не приходящим нормам относятся духовность, свобода, ответственность личности, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброта. Духовность выражается в постоянном стремлении человека к нравственному самосовершенствованию. Свобода определяется стремлением к внутренней и внешней независимости человека, но с учетом соответствующих прав за любой другой личностью. Спутник свободы –ответственность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цель современного воспитания заключается в том, чтобы сделать ребят высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Теория воспитания (стр. 1 из 2)

Теория воспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он «относится» к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.

1. Цель воспитания

Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

Таким образом, воспитание — процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого — развитие личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:

— вариативность и неопределенность;

Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.

Читать еще:  Методика обучения глена домана

Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на три типа:

1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;

2) с высокой избирательной чувствительностью;

3) с низким уровнем восприимчивости к любым воздействиям.

Воспитание как целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:

— наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;

— наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;

-трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;

-вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

Цель воспитания — результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.

Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.

В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих

ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.

История педагогики — это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.

Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:

-зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;

-единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:

— признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;

— связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

Итак, воспитание — длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

2. Понятие о содержании воспитания

Содержание воспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят

прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

В Российских школах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни», «Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

3. Результаты воспитательного процесса

Результаты воспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика.

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Содержание воспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

— реализм целей воспитания;

— совместная деятельность детей и взрослых;

Тест 2 по «Теории и методика воспитания»

Тест 2 по «Теории и методика воспитания»

1. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:
а) наказание;

б) создание воспитывающих ситуаций;

в) педагогическое требование;
г) соревнование;

2. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся:
а) поручение;

б) создание воспитывающих ситуаций;

в) поощрение;
г) педагогическое требование;

3. Методом формирования сознания является:
а) убеждение;

д) поощрение;
е) поручение;

4. Идеальная цель воспитания определяется как:
а) обучение и развитие личности воспитанника;

б) формирование жизнеспособной личности;

в) социализация человека;

г) воспитание всесторонне развитой личности.

5. Основой современной теории воспитания можно считать:
а) личность воспитателя;

г) личность ребенка.

6. Отметьте наиболее важный критерий оценки результативности воспитательной работы:
а) систематическое и последовательное совершенствование личности ребенка;
б) уровень воспитанности детей;
в) разнообразие применяемых педагогом видов и форм деятельности детей.

7. К какой группе методов относятся поручения, упражнения, игровые ситуации:
а) методы формирования сознания;

б) организации деятельности воспитанников;
в) стимулирования положительного поведения.

8. Внешнее выражение процесса воспитания – это:
а) форма воспитания;

б) метод воспитания;

в) методика воспитания;

г) прием воспитания.

9. к ложным относил такие родительские авторитеты, как авторитеты:
а) подкупа, доброты, подавления;

б) сотрудничества, взаимопомощи;
в) доверия, взаимной ответственности;

г) педантизма, чванства, родства.

10. Система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира, называется:
а) характером;

Читать еще:  Современные методики воспитания детей

11. Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны называется:
а) интернационализм;

г) менталитет нации.

12. К основным направлениям воспитания не относят ________________ воспитание.
а) семейное;

13. Что такое коллектив? Это:
а) высокоорганизованная группа;

б) среда, в которой формируется демократическая культура личности;

в) социальная общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака;

г) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;

д) совокупность людей в обществе.

14. Признаки, характеризующие развитие коллектива на второй стадии:
а) воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга, не проявляют интереса к поведению членов коллектива;

б) выбранный актив в состоянии руководить большинством, оказывать влияние на жизнь в коллективе;

в) большинство членов коллектива поддерживают требования воспитателя;

г) цели коллектива признаются большинством учащихся;

д) все вопросы жизни коллектива решаются на общем собрании.

15. Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью ________________ подхода:
а) личностного;

16. Признание личности в качестве абсолютной ценности – это принцип:
а) приоритетности общечеловеческих ценностей;
б) демократизации;

17. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей, называется:
а) идеалами;

в) ценностными ориентациями;

18. Видами педагогического требования являются:
а) намек;

в) ограничение в правах в коллективе;

г) изменение отношения к ученику;

19. Создание среды развития личности, способствующий обеспечению единства народной культуры и достижений мировой цивилизации, – это принцип:
а) культуросообразности;

20. Принцип гуманизации образования реализуется через:
а) усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;
б) установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

в) гуманитаризацию образовательного процесса.

21. Гуманитаризация – это:
а) проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин;

б) увеличение количества часов на изучение естественно-научных дисциплин;
в) увеличение количества дисциплин гуманитарного цикла;
г) принцип отбора содержания образования.

22. Гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что:
а) педагоги хорошо знают свой предмет и добросовестно передают знания ученикам;
б) формируя их научное мировоззрение;

в) человек есть самоценность;
г) в природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации;

д) главное в любой личности – устремленность в будущее;
е) внешний мир, внешние воздействия в большей степени влияют на поведение человека, чем внутренний феноменальный мир.

23. Воспитательный процесс, основанный на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания естественного развития ребенка, ориентированный на самореализацию личности, обозначается термином:
а) гуманистическая педагогика; б) гуманизм; в) гуманитаризм.

24. Демократическим воспитанием можно назвать, когда:
а) воспитанник выступает как субъект воспитания;

б) воспитанник выступает как объект воспитания;

в) воспитанник выступает как объект, так и субъект;
г) воспитанник выступает как профессионал.

25. Критерии воспитанности – это:
а) личностные качества, которыми обладает человек;

б) показатели уровня сформированности различных качеств личности;

в) уровень воспитанности и образованности человека;

г) анализ поведения человека.

26. Отличительной особенностью личностного подхода в воспитании является:
а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;
б) учет возрастных особенностей воспитанников;
в) изучение личности воспитанника и организация воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников;
г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания;
д) построение воспитательного процесса на основе учета направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций с опорой на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Предмет и задачи современной теории воспитания

Цель и идеал в современной педагогике

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сегодня принято считать, что в настоящее время отечественная педагогика находится в сложном противоречивом состоянии, так как она утратила старую методологическую основу, как не отвечающую современным требованиям. Это лишило ее былой стабильности и уверенности в правильности ставящихся целей воспитания, в выборе метода познания истины в исследовании педагогических процессов. Она, пытаясь выйти из сложившейся ситуации полной неопределенности, стремится найти более твердые основания для своего дальнейшего развития.

В связи с этим учеными предпринимаются попытки возродить утраченные или не развитые в свое время педагогические идеи, заключенные в трудах известных отечественных мыслителей – А.Н. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева и других. Их понимание смысла жизни и творческие поиски путей возрождения культуры и духовности русского народа, возрождения лучших черт интеллигенции – позволило современным ученым искать у них основания для развития отечественной педагогики.

Отечественные ученые вносили и вносят свой посильный вклад в развитие отечественной педагогики, опираясь на наработанное ранее, в том числе и в советский период. Среди них можно назвать имена педагогов, которые известны в нашей стране и за рубежом и в менее широких кругах: Ю.П. Азаров, Л.В. Занков, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, А.О. Пинт и др.

В настоящее время проводятся педагогические исследования, разрабатываются различные педагогические проблемы, формируются концепции воспитания, различные подходы к решению учебно-воспитательных задач применительно к различным социальным учреждениям, в том числе и культурно-досуговым, и источниками развития современной педагогики являются педагогические идеи, развивавшиеся предшествующими поколениями ученых — педагогов, философов, историков.

Проблема цели и идеала тесно связана с проблемой формирования мировоззрения.

Современная отечественная педагогика решает проблемы формирования мировоззрения, идеалов, собственного суждения личности в тесной взаимосвязи с проблемой цели воспитания; отстаивает и развивает общечеловеческие и национальные ценности, определяет пути духовно-творческого развития личности человека.В этом контексте проблема формирования мировоззрения не менее актуальна в настоящее время. В связи с мировоззренческим вакуумом, образовавшемся в нашем обществе, люди вообще стараются не вводить в контекст своего разговора понятие «мировоззрение», так как оно, как правило, раньше употреблялось в сочетании со словами «коммунистическое» и «буржуазное». Вместе с тем, учитывая, что мировоззрение — это ничто иное как система взглядов на мир, на общество и природу, человека и человеческое мышление, оно влияет на выбор идеалов и убеждений, определяющих поведение людей.

Следовательно, мировоззрение помогает нам правильно понимать сущность социальной и деловой активности личности, осознавать свою принадлежность к определенной социальной общности, к определенному этносу. Человек с правильно сформированным мировоззрением понимает и разделяет нравственно-эстетические нормы и культурные ценности своего народа, традиционно утверждавшиеся и те, которые складываются в современном обществе. Религиозные и естественнонаучные взгляды на происхождение и развитие Вселенной, жизни на земле также зависят от сформированного у человека мировоззрения.

Мировоззрение правильнее понимать как знание, превратившееся в убеждение и диктующее поведение, как результат отношения к миру. В этом случае, не трудно установить связь между мировоззрением и целью, целью и результатом воспитания и обучения. Для примера рассмотрим позицию великого русского педагога К.Д.Ушинского который давал свою модель соотношения цели и результата в педагогике, имеющего непосредственное отношение к формированию мировоззрения у учащихся. Целью воспитания и обучения, по его мнению, является выбор рода деятельности, которая стала бы целью жизни человека, а цель жизни человека зависит от мировоззрения, от уровня его притязаний, от идеалов, принятых за основу собственного поведения и деятельности. Принято считать, что те или иные идеи, помогают в выборе цели, выбрав такую цель, люди подчиняют ее достижению все свои поступки и действия.

Читать еще:  Игры на развитие интеллекта дошкольников

Достаточно мощным средством формирования мировоззрения являются литература и средства массовой информации. Литература, например, воздействует одновременно на разум и чувства человека, оставляет в сознании определенный след. Историческая литература дает яркое представление о жизни, культуре, быте, отношении к просвещению людей той или иной эпохи, народа, страны. При чтении литературного произведения у нас складываются этические и эстетические идеалы, а в подростковом и юношеском возрасте нередко возникает потребность подражать не только положительным, но и отрицательным героям произведения. На этом основании формируется собственное суждение и убежденность в истине, духовность, интеллигентность, культура. Здесь особо следует сказать о духовности.

Духовность, ее развитие у россиян можно рассматривать с разных позиций: как одно из оснований новой формирующейся государственно-патриотической идеологии и системы ценностей для большинства нации; как возвращение верующих в лоно церкви и следование религиозным догматам; как ориентация на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями и т.д. Так как на этот счет есть различные взгляды, можно сказать, что данное явление проблематично для настоящего времени.

Рассмотрим некоторые их подходов к решению проблемы духовности. В истории отечественной религиозной философии духовность всегда была тесно связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что «вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере». (Булгаков С.Н. Сочинения, тт. 1-2. М., 1993)

Российские ученые, сделавшие большой вклад в развитие отечественной педагогики, также обращались к проблеме развития духовности как стержневому качеству, формирующему мировоззрение у подрастающего поколения. К ним, как мы помним, относится прежде всего К.Д.Ушинский, рассматривавший это явление в своих работах.

Итак, основываясь на различных взглядах относительно решения проблемы духовности, духовного развития человека, можно сделать вывод, что это явление следует рассматривать значительно шире, чем просто релизиозное чувство веры, то есть не как иррациональный подход, как некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

Современная отечественная педагогика, решая проблемы формирования мировоззрения, поиска идеалов, обращает особое внимание на развитие собственного суждения человека в тесной взаимосвязи с проблемой цели воспитания; отстаивает и развивает общечеловеческие и национальные ценности, определяет пути духовно-творческого развития личности человека и другие важные проблемы.

Проблема формирования мировоззрения остается дискуссионной по сей день. В связи с мировоззренческим вакуумом, образовавшемся в нашем обществе, люди вообще стараются не вводить в контекст своего разговора понятие «мировоззрение», так как оно, как правило, раньше употреблялось в сочетании со словами «коммунистическое» и «буржуазное». Вместе с тем общеизвестно, что мировоззрение – это ничто иное, как система взглядов на мир, на общество и природу, человека и человеческое мышление. Это совокупность идеалов и убеждений, определяющих поведение людей.

Следовательно, мировоззрение помогает каждому человеку правильно понимать сущность социальной и деловой активности личности, осознавать свою принадлежность к определенной социальной общности, к определенному этносу. Человек с правильно сформированным мировоззрением понимает и разделяет нравственно-эстетические нормы и культурные ценности своего народа, традиционно утверждавшиеся и те, которые складываются в современном обществе. Религиозные и естественнонаучные взгляды на происхождение и развитие Вселенной, жизни на земле также зависят от сформированного у человека мировоззрения.

Мировоззрение принято понимать и как знание, превратившееся в убеждение и диктующее его поведение, поэтому не трудно установить связь между мировоззрением и целью воспитания и обучения.

Термин «теория» (греч.) – высшая форма научного мышления, система понятий, категорий, законов, отражающих существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Она предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и их объяснение, осмысление их во всей системе данной науки. Теория по своей сути выходит за пределы фактов и практики, на базе которых она возникает. Она освещает путь новой практике и поискам новых фактов и закономерностей. Одним из существенных признаков теории как высшей формы научного знания является ее системность, т.е. такое качество, которое свидетельствует о том что данная совокупность знаний приведена в порядок на основании определенных научных принципов. В процессе овладения научными теориями должна вырабатываться привычка не принимать ничего на веру, умение доказывать истинность того или иного теоретического положения, опровергать ложные утверждения, искать причины, закономерности явлений раскрывать их сущность. ( ПЭ. М. : изд-во «Сов. энциклопедия», 1968, т.4. с. 243-244)

Теория воспитания, представляя собой раздел педагогики высшей школы, характеризует процесс духовно-творческого развития личности будущего специалиста. Как система ведущих научных идей, объясняющих и раскрывающих закономерности и принципы, специфику воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки, она предлагает пути решения конкретных задач достижения цели воспитания, оперирует только ей присущими педагогическими категориями, специфическими методами исследования педагогических явлений.

Предметом теории воспитания высшей школы можно считать процесс развития личности будущего специалиста для социально-культурной сферы, ее социально важных качеств. Этот процесс направлен на создание и расширение круга отношений человека к окружающему миру, к культуре общества и каждого отдельного человека. Чем шире, разнообразнее и глубже отношение личности будущего специалиста к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. На этой основе происходит выстраивание внутренней и гражданской позиции личности, складывается его отношение к окружающему миру, культуре и самому себе. Можно признать, что теория воспитания выстраивается на ведущих научных идеях, раскрывающих общие закономерности и принципы духовно-творческого развития личности.

Задачи теориивоспитания: исследовать воспитательный процесс, его содержание; определить, какие технологии воспитания наиболее эффективны; предположить будут ли традиционные и нетрадиционные методы, приемы, формы и средства воспитания оптимальны на практике в тех или иных условиях, временных рамках и применительно к тому или иному человеку; проектировать, в каком взаимодействии с воспитанием находятся самосовершенствование, самовоспитание и перевоспитание; проверить, как решалась и решается проблема влияния коллектива на личность и личности на коллектив и другие не менее важные проблемы, актуальные для мировой и отечественной педагогики высшей школы.

В круг ее задачвходит также изучение актуальных проблем: что включает в себя воспитательный процесс, то есть каково его содержание; какие технологии воспитания наиболее эффективны; будут ли традиционные и нетрадиционные методы, приемы, формы и средства воспитания оптимальны в тех или иных условиях, временных рамках и применительно к тому или иному человеку; в каком взаимодействии с воспитанием находятся самосовершенствование, самовоспитание и перевоспитание; как решалась и решается проблема корпоративно-управленческого влияния на личность и другие не менее важные проблемы, актуальные для мировой и отечественной педагогики высшей школы.

1.3.Теории воспитания: сравнительный анализ

В отечественной педагогике до последней трети ХХ века господствовала одна педагогическая теория — теория коммунистического воспитания. За рубежом сосуществовали несколько теорий воспитания, осуждаемые отечественными учеными. Опираясь на источники, рассмотрим некоторые из ведущих зарубежных теорий.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 1287 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector