221madou.ru

Мама и Я
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет задачи и методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания и рекомендации по их применению

Методы семейного воспитания – это длительное регулярное воздействие на детей, имеющее систематический характер. Они используются лишь с одной целью – адаптировать ребенка в социуме и научить вести себя в соответствии с принятыми нормами и правилами поведения в обществе, а также привить ему дисциплину.

Важно помнить, что дисциплина как метод семейного воспитания является наиболее простым способом выработать у малыша автоматические повседневные навыки, которые должны помочь ему в будущем.

Виды методов воспитания

Современные методы семейного воспитания существенно отличаются от тех, к которым прибегали родители прошлого века. Однако сегодня каждый взрослый вправе выбрать те методы, которые кажутся ему наиболее предпочтительными и наиболее эффективными в развитии его ребенка. Отметим, что главное ни в коем случае не превысить свои родительские полномочия и не испортить отношения с малышом.

Все имеющиеся на данный момент методы подразделяются на три вида:

  1. Психологическое воздействие, в т.ч. моральное.
  2. Физическое воздействие.
  3. Ограничения, наказания и лишения чего-либо.

Очень важно правильно выбрать задачи семейного воспитания для каждой конкретной ситуации, т.к. некорректно подобранный метод может повлиять на психическое и душевное состояние ребенка и ухудшить взаимоотношения членов семьи.

Так же необходимо учитывать и сочетание индивидуальных особенностей характера и темперамента ребенка.

Методы психологического и морального воздействия

Беседы

Это, пожалуй, самый гуманный метод взаимодействия с ребенком, требующий родительского терпения, понимания и мудрости. Его можно назвать основным способом установления контакта с ребенком при попытке воздействия в целях воспитания. При этом от взрослых требуется жесткий контроль за ситуацией и за своими эмоциями, ни в коем случае нельзя повышать голос, так как беседа — это прежде всего доверительный контакт.

Внушения

Внушение — это способ очень близкий к способу «беседа». От родителей обязательно требуется использовать уверенные интонации голоса при общении с ребенком (без нервозности) и четкие формулировки, чтобы точно суметь донести смысл слов до маленького человечка.

Подкрепления

Подкрепление еще можно назвать похвалой за каждое совершенное положительное действие. Похвала в сущности это одобрительная реакция родителей на хорошее поведение детей.

Дети испытывают психологическую потребность в одобрении своих поступков от окружающих. Желание получить поощрения от взрослых закрепляется на подсознательном уровне и в дальнейшем способствует правильному поведению детишек.

Физическое воздействие

Этот метод должен применяться в исключительных случаях, когда применение других способов не принесло результата или невозможно в конкретной ситуации. Однако метод физического воздействия не является гуманным, сила всегда будет на стороне родителей. Получив физическое наказание, ребенок может остро ощутить свою беспомощность, ненужность и зависимость от взрослых.

Ограничения, наказания и лишение чего-либо

Хорошие поступки должны поощряться взрослыми, а за плохие поступки должно последовать неминуемое наказание. Это может заключаться в ограничении потребления сладостей, доступа к телевизору или компьютеру на определенный период, лишение желаемых подарков и прочее.

Так у ребенка будет формироваться интуитивное понимание последствий собственного поведения и реакции взрослых на его проявления.

Важно помнить, что позитивные эмоции в процессе воспитания должны давлеть над негативными.

В связи с чем малыша рекомендуется часто хвалить и меньше наказывать. К сожалению, мало кто из родителей помнит об этом. Бытует мнение, что можно испортить свое чадо, если регулярно захваливать ребенка: хорошие поступки начинают воспринимаются как данность. Зачастую взрослые подвергают наказанию ребенка за неудовлетворительные отметки, принесенные им из школы, в то время как реальный успех ими не замечается или специально недооценивается.

Окружение — это важно!

В повседневной жизни маленького человечка окружает множество людей. Окружение бывает как внутренним, так и внешним. Внутреннее окружение составляют самые близкие люди — мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди. И все, что происходит внутри семьи, все наблюдения за поведением старших, становятся для детей примером и образцом для собственного поведения. В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно оценить правильность поведения взрослых, и поэтому он просто скопирует его, взяв за основу.

Очень важно следить за тем, чтобы внутрисемейная среда способствовала прививанию правильных ценностей маленькому человечку, поскольку влияние внутреннего окружения на малышей гораздо сильнее, чем внешнего. Пара фраз, которыми могут машинально между собой переброситься взрослые, обязательно запомнятся ребенку и повлияют на него значительнее, чем долгие поучения в воспитательных целях.

К внешнему окружению относятся друзья, одноклассники, знакомые сверстники. Родители ребенка должны обязательно знать тех, с кем общается их чадо, взяв ситуацию под ненавязчивый контроль. Малыш не должен чувствовать сильное давление взрослых, иначе это может привести к негативной реакции или бунту. Однако управление окружением своего ребенка должно стать одной из основных задач при его воспитании.

Родители должны участвовать в формировании окружения своего ребенка

Выслушивая и поддерживая своего ребенка, становясь его другом, давая мудрые советы, родители всегда смогут минимизировать негативное воздействие внешней среды и окружения на воспитательный процесс.

Простые правила воспитания

Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса:

  • родительский авторитет должен быть незыблемым. Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
  • личность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства.
  • родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях.
  • не нужно скупиться в применении поощрения.

Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.

Заключение

Исследования отношений в современной семье показывают, что родители с большим вниманием относятся к потребностям и интересам детей, они стали более демократичными, чем, скажем, сотню лет назад. Там, где отсутствует контроль за поведением ребенка, не признающего «да» и «нет», могут возникнуть сложности с его социальной адаптацией и выстраиванием коммуникации с окружающими.

Выбирая способ воспитания, родители должны обязательно учитывать ситуацию в целом: возраст ребенка, его характер, темперамент, сложившиеся традиции в семье. Зачастую взрослые склонны применять комбинацию методов, но важно помнить, что процесс воспитания не должен нанести вред или каким-то образом ранить хрупкую детскую душу. Воспитание станет эффективным только в том случае, если в семье проявляется безграничная и бескорыстная любовь к ребенку.

Билет 24 Предмет и задачи семейной педагогики как науки. Связь с другими науками

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка (А.Н.Ганичева, О.Л Зверева). Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.

Справедливо сказал о предназначении семейной педагогики С.Л.Соловейчик: она не предписывает, как жить, каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких – непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.

Семейная педагогика – относительно самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальную и прикладную функцию.

Ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский. В трудах классиков педагогики подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей.

Читать еще:  Концепция развития воспитания

Существенный вклад в теорию семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Он рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей.

Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи ( Е.П.Арнаутова, А.Я.Варга, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко), исследуются вопросы семейного воспитания (Л.В.Загик, В.П.Дуброва, В.М.Иванова, Д.О.Дзинтаре). Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котырло, Т.М.Коростелева, Маленкова Л.И., В.В.Чечет).

Как известно, каждая отрасль человеческих знаний выделялась в особую науку тогда, когда определялся только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет изучения – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка (Т.А.Куликова).

^ Семейное воспитание рассматривается как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи (стихийным влиянием) (по А.В.Мудрику). Семейное воспитание – неотъемлемая часть национальной системы воспитания.

Две ветви воспитания – в семье и общественных учреждениях — сложились в глубокой древности. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания.

задач семейной педагогики входит:

  • разработка теоретических проблем семейного воспитания;
  • изучение опыта семейного воспитания;
  • внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
  • исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
  • обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, семейного воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического семейного воспитания.

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной проблемой стали физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Билет 25 Источники и методы семейной педагогики

Методы семейной педагогики, как любой другой отрасли педагогической науки, делятся на 2 группы:

1)методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы (методы педагогического исследования), которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества.

^ Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С их помощью собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. С помощью этих методов происходит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений семейного воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи. Все многообразие исследовательских методов можно представить тремя группами:

  • методы изучения педагогического опыта (эмпирические методы),
  • методы теоретического исследования (теоретические методы),
  • математические методы.

Рассмотрим группу методов эмпирического познания педагогических явлений (эмпирических методов).

Для изучения опыта семейного воспитания используются, прежде всего, традиционно-педагогические методы такие, как наблюдение, беседа, педагогический консилиум, метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опыта работы, педагогический эксперимент и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

К этой группе методов относятся получившие в последние годы широкое распространение социологические методы: опросы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия.

Активно используются для изучения семьи психологические методы, которые углубляют и расширяют представления о современной семье. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Т.о., методы эмпирического познания служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов. Моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования. К ним относятся также методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков педагогики, общих и специальных работ по педагогике, периодической педагогической печати, художественной литературы.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большого объема данных. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и семейное воспитание, описать природу воспитания современными математическими средствами. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного фактического материала, но не подменять его.

Читать еще:  Метод развития монтессори

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в семейной педагогике. Следует, однако, сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон семейного воспитания. Для всестороннего же его изучения применяется совокупность рассмотренных методов исследования.

Семья служит объектом исследования многих наук, поэтому семейная педагогика связана с такими науками, как философия, социология, демография, психология, экономика, юриспруденция, педагогика, медицина, этнография, история и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи. В принципе, семейной педагогике могут пригодиться любые научные знания, она может взаимодействовать почти с любой научной дисциплиной. Однако с двумя из них ее отношения – особые. Это философия и психология. Философия – вообще прародительница всех наук, а психология по традиции и по существу – непременный и постоянный спутник педагогической науки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Влияние семейного воспитания на развитие детей

Основу современного воспитания малыша составляют два важных фактора. Это окружающий его мир предметов, а также мир взаимоотношений взрослых : их поведение, отношение к ребенку и друг к другу. Наблюдая за старшими и ориентируясь на них, ребенок узнает, что является хорошим, а что плохим, как нужно вести себя в определенной ситуации, какова должна быть реакция на события. Семейное воспитание заключается в обучении ребенка всему этому, а также развитию его воли, чтобы он смог сделать верный выбор, каким бы трудным он ни являлся.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не «малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем», а «малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады».

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания — личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей — это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них — по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

Совет
Демократичность и отношение «на равных» не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве — поэтому взрослые должны быть «большими», а дети «маленькими» при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Читать еще:  Вальдорфский метод обучения

Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей

Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений. То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, — все это становится нормой для малыша. Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.

В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.

Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители — это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.

Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям — это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь. Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах. Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.

Задачи и методы семейного воспитания.

Семейное воспитание

Давайте разберемся, что же такое семейное воспитание и его основные задачи и принципы. Семья- это важнейшая структура для формирования личности ребенка. Это место, где закладывается основы и передаются основные навыки.
Если члены семьи справляются со своими задачами, то в будущем общество получит ответственного, успешного, гуманистически настроенного индивида. Поэтому тема семейного воспитания ребенка и его значение сегодня становится основной.
Давайте посмотрим, какие функции возложены сегодня на семейное воспитание.

Зона ответственности, задачи семьи

1. В основы семейного воспитания в первую очередь входит задача создания максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка. Речь идет про удовлетворение базовых потребностей – еда, сон, безопасность.

2. Спецификой семейного воспитания, и одновременно – задачей, является возможность передачи опыта совместного проживания людей, которые не связаны кровными узами. Плюс – воспитание отношения к людям старшего поколения, потребность в передаче позитивной информации собственным детям.

4. Только в условиях правильного воспитания детей в семье формируются навыки самообслуживания, понимание потребности в помощи тем, кто в ней нуждается. Например, старшему поколению или родственникам с особыми потребностями.

Ребенок, получивший гармоничное семейное воспитание представляет собой гармоничную личность, обладающую собственным мнением, чувством ответственности, полезными навыками и знаниями. Чем больше будет таких людей, тем больше шансов на развитие получает конкретный социум. Поэтому семейное воспитание так важно, и именно оно оказывает существенное влияние на развитие ребенка.

При этом стоит помнить, что каждая семья – индивидуальна. Типизировать ее очень трудно, поэтому своеобразие особенностей семейного воспитания формирует многоликость и разность уже взрослых людей. Но! Чтобы хоть как-то унифицировать понятия воспитания, психиатром Личко был разработан инструментарий, по которому можно провести анализ типов структурных элементов общества (семья) и стилей семейного воспитания.

Критерии оценки семьи

1. Структура мини-коллектива. Например, рассматриваться может классическая семья, в которой в наличии оба родителя мужского и женского пола. При этом значительную часть в нашей стране занимают так называемые неполные семьи. Чаще всего детьми в них занимается мама, значительно реже – отец. При этом семья может быть развернутой, когда под одной крышей проживают представители 3-4 поколений. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция образования однополых семей, а также «ячейки общества», в которых роль одного из родителей возложена на отчима, мачеху или пару опекунов.

2. Функциональные особенности. В зависимости от национальной, религиозной принадлежности, образования или воспитания, полученного в собственных семьях, родители выстраивают функционал собственного партнерского союза, который впоследствии скопируют их дети.

3. Партнерство родителей. Распределение ролей между людьми старшего поколения, а также их готовность уделять время собственным детям очень важно. Потому что впоследствии дети будут бессознательно копировать существующую модель поведения, которая может не совпадать с «программой», по которой функционирует их вторая половинка.

4. Важным фактором оценки состояния семья является уровень конфликтности в ней. В большинстве случаев так называемые итальянские семьи больше склонны к разводам, а сами ссоры наносят психологические травмы детям-свидетелям.

5. Еще один важный фактор – эмоциональные связи, существующие между членами микро-коллектива. Например, считается правильным, когда мужчины могут выразить позитивные эмоции, продемонстрировать свою любовь. Раньше от мужчин требовали сдержанность и холодность, считая их исконно андрогинными характеристиками. Сегодня вредность «холодности» и неумение выражать свои эмоции доказана. Во-первых, не выплеснутый стресс загоняется внутрь человека, становясь причиной ранних инфарктов, инсультов. Во-вторых, те же дети перенимают губительную схему поведения старших представителей семьи.

Ну что, двигаемся дальше. Давайте попробуем исследовать, какие методы семейного воспитания детей существуют. Кроме того, посмотрим, обосновано ли их применение на детях разного возраста – грудного, дошкольного, школьного и подросткового.

Методы воспитания детей в семье

Конкретные методы воспитания детей в семье прямо зависят от стиля, которого придерживается данная «ячейка общества». Первой стили — типы семейного воспитания, классифицировала американский психотерапевт Диана Баумринд. В данной статье изложены основные стили семей. Важный момент! Принадлежность структурной единицы общества к одному из типов семейного воспитания прямо влияет на используемые ими методы, отношения между членами мини-коллектива, а также средства воздействия, которые позволяют себе применять взрослые по отношению к маленьким людям. Итак, существуют следующие типы семей.

2. Авторитетные или демократические.

3. Попустительские или либеральные.

Кроме того, существуют переходные формы между основными. Например, либерально-демократические или авторитарно-авторитетные.

Однако стоит поговорить и о тех типах, которые не вошли в данные 3 категории. Т.к все семьи разнообразны и стили поведения часто перемешаны. Были введены еще 2 типа:

1. Хаотический стиль;

В первом случае в семье вообще отсутствует линия определенная линия поведения. Сегодня в таких семьях могут разрешать все, а завтра в подобной ситуации ставить жесткие запреты. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, так как он нуждается в стабильности и четких ориентирах. Что в конечном итоге приводит к агрессии и нервному напряжению у ребенка (особо ярко выражается в подростковом возрасте).

При опекающем типе родители стремятся к слишком тесному контакту со своим ребенком. Постоянно решая все проблемы ребенка, они порождают у ребенка ощущение беспомощности. С этим же у ребенка возникает переоценка своей значимости. Зачастую такой внутренний конфликт приводит к комплексам.

Как видите, тенденции семейного воспитания сейчас полностью на стороне партнерского союза родителей с детьми, приправленные чувством уважения и ответственности за действия всех участникам миниатюрной ячейки общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector