221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продуктивный метод обучения в доу

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.
статья на тему

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_obucheniya_delyat_po_dominiruyushchim_sredstvam_na_slovesnye.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Затем их группируют, а эта группировка зависит от существенных дидактических задач на:

1. методы приобретения новых знаний;

2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в которой за основные принципы берется характер учебно-познавательной деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого материала. Данная классификация охватывает пять способов:

1. объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

3. проблемного изложения;

4. частично-поисковый (либо эвристический);

Указанные способы разбивают на две группы:

1. репродуктивную (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности;

2. продуктивную (4 и 5 способы) различаются тем, что учащийся добывает субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности.

Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Либо информационно-рецептивный метод — отображает деятельность педагога и воспитанника. Он состоит в том, что обучающий сообщает предоставленные сведения различными способами, а обучаемые воспринимают, осмысливают и закрепляют в памяти данные сведения. Педагог сообщает информацию путем устных слов (рассказ, лекция, объяснение), печатных слов (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практических показов способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые в этот мо мент слушают, смотрят, манипулируют объектами и сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее бережливых методов передачи обобщенного и классифицированного опыта человечества.

Репродуктивный метод . Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создастся деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности. Педагог поручает задачи, а обучающийся их решает — разрешают похожие задачи, составляют планы и т.д. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу. Определено, что изучение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы данные слова встретились приблизительно 20 раз в течение назначенного времени. Одним словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.

Рассмотренные методы обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения . Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. При решении проблем выделяют четыре главных стадии:

1. основание проблемной ситуации;

2. разбор проблемного обстоятельства, формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных задач;

3. решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок;

4. проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация — это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор — острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор — неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.

Анализ проблемной ситуации — значительная стадия независимой познавательной деятельности. На данной стадии происходит определение того, что знакомо и незнакомо, связь между ними, характер неведомого и его отношение к известному. Все это дает разрешение сформулировать проблему и изобразить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача имеет различия от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что надлежит установить. Верная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач — это достаточно весомое вложение в решение проблемы. Не случайно говорят: «Правильно сформулировать проблему — значит наполовину ее решить». Далее нужно последовательно работать с каждой проблемной задачей по-отдельности. Выдвигаются догадки и гипотезы о вероятном решении проблемной задачи. Из большого числа предположений и гипотез выдвигаются несколько хорошо аргументированных предположений. После этого проблемные задачи решаются с помощью последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сравнение цели, условий задачи и обретенного итога. Значительный смысл имеет разбор всего пути проблемного поиска. Нужно возвратиться обратно и снова взглянуть, есть ли другие более четкие и ясные формулировки проблемы, более рациональные методы ее решения. Также существенным является проведением анализа ошибок и осмысление сути и причины неверных гипотез и догадок. Это позволяет проверить верность решения определенной проблемы и обрести ценный осмысленный опыт и знания, — все это есть главным приобретением обучаемого.

Обучение благодаря продуктивному способу называют проблемным обучением. В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

1. учит думать логично, научно и творчески;

2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4. делает учебный материал более доказательным;

5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6. способствует превращению знаний в убеждения;

7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8. формирует и развивает познавательные интересы;

9. формирует творческую личность.

Продуктивные способы не универсальны, не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Данный учебный материал надлежит доставлять репродуктивными способами. Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении неосуществимо. Для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа.

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н.

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов — усиление заботы о развивающей стороне обучения о формиро.

Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование интерактивного учебного оборудо.

Выступление на заседании РМО «Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО&quot.

Материал может быть использован для подготовки к выступлению на заседании МО, семинаре.

Приемы и методы обучения детей в детском саду

Главной целью обучения ребятни является приобретение знаний новым поколением, которое происходит в разных видах деятельности. Поскольку обучение является совместной деятельностью воспитателя и ребенка, то нужно организовать этот процесс так, чтобы малыш наиболее полно усвоил знания, умения и навыки. В этом помогут приемы и методы обучения.

Что такое метод и прием обучения?

Метод обучения — это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения — это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Наглядные методы

Название говорит само за себя — основным способом овладения информацией является зрение. Приемы и методы обучения заключаются в использовании иллюстраций и конкретных образов. Сюда относят:

  1. Иллюстрирование. Суть этого способа кроется в применении в обучении и воспитании детей предметов разной наглядности, а именно картин, картинок, плакатов и других средств обучения. Для развития детей дошкольного возраста очень часто используют картинки с растениями, животными, техникой, предметами быта и тому подобное. Нередко применяют изображения изучаемых объектов (фотографии, картины, объемные модели). С ребятами старшего дошкольного возраста работают с помощью схематических изображений (графики, схемы, таблицы, карты). Этот метод помогает формировать конкретные представления и точные понятия.
  2. Демонстрация. Смысл в применении приборов и проведении опытов. Эффективность этого метода заключается в том, что дошкольники сосредотачивают свое внимание только на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Перед учителем стоит задача создать максимально комфортные условия для рассмотрения предмета, выделить лишь главное, продумать понятный рассказ и задействовать детей к поиску нужной информации.
  3. Наблюдение. Суть заключается в восприятии реальности. Учебное заведение может организовать наблюдение как на занятии или экскурсии, так и свободное время. С помощью этого метода дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Словесные методы обучения

Словесные приемы и методы обучения заключаются в слове, устном рассказе воспитателя. К таким методам относятся:

  1. Объяснение. Заключается в детальном объяснении детям того, что они еще не способны понять сами.
  2. Инструктаж. Заключается в том, что детям объясняется задание, которое они должны выполнить. Также знакомят их с инструментами и материалами, что нужны для выполнения работы.
  3. Рассказ. Характеризуется поэтапным раскрытием темы. Делится на художественный, научный, научно-популярный, описательный. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используются только художественные и описательные рассказы.
  4. Беседа. Она является основным методом обучения и воспитания детей. Беседа предусматривает формирование диалога между педагогом и ребенком. Активность беседы зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Практические методы

Практические методы и приемы обучения дошкольников характеризуются взаимодействием педагога и детей, однако направлены на самостоятельную работу малышей. Сюда входят:

  1. Упражнения и игры. Их суть заключается в постоянном повторении отдельных действий, сопровождающихся контролем и корректировкой.
  2. Опыты. Их смысл в поиске задач детьми, направлены на расширение и закрепление знаний. Применяются на любых занятиях и в повседневной жизни.

Продуктивный метод обучения в доу

Автор: Нугуманова Алия Рустямовна

Организация: МБДОУ Чеганлинский детский сад

Населенный пункт: Оренбургская область, с.Чеганлы

Введение

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В дошкольном возрасте происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

Метод обучения, как одна из основных категорий дидактики, в том числе и дошкольной, — понятие весьма сложное и неоднозначное.

Проблема — в многогранности этого понятия. По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые стороны и направления работы, новые ориентиры. Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения и вследствие этого появлению других определений понятия «метод».

  1. История развития методов обучения

Так, в первобытном обществе и в древние времена методы наблюдения и повторения действий взрослых оказывались доминирующими (преобладающими) в процессе передачи подрастающему поколению накопленного взрослыми опыта. Обучение (в форме наблюдения и повторения) проходило в процессе непосредственного участия в жизни той социальной группы, к которой принадлежали сами обучаемые.

По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был просто вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объема культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения.

Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передавать объем знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Основой преподавания при таком обучении была передача педагогом готовой информации. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова. В обязанности детей входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. Впоследствии такое обучение получило название догматического, и наибольшего расцвета оно достигло в эпоху средневековья. Слово стало главным носителем информации, а обучение по книгам — одной из главных задач образования.

Однако человечество продолжало развиваться, и объем его культурного наследия неуклонно увеличивался.

Обеспечение наглядности учебного материала значительно способствовало эффективности процесса обучения, однако не настолько, чтобы снять все проблемы. Вопрос поиска путей повышения эффективности обучения оставался открытым. Основным направлением поисков в решении этой проблемы для дидактов стало усиление мотивации детей к учению. Необходимость поиска механизма повышения мотивации ребенка к учению обострилась еще и тем, что общекультурное развитие человечества (и в особенности внимание к гуманистическим принципам и идеалам) постепенно приводит к отказу от физического насилия со стороны педагога, от авторитарных средств стимулирования деятельности детей, к обращению к гуманным методам обучения. Насилие и окрик воспитателя постепенно уходят, и побудить ребенка учиться теперь может только одно — его заинтересованность в учебе и результатах. Именно поэтому на рубеже XIX-XX вв. особый интерес вызвала концепция учения через деятельность с использованием практических методов обучения.

Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И, несмотря на то, что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.

2. Понятие метода обучения

Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи .

Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Так, И.Ф. Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу педагога. Он дает следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы воспитателя и организации учебно-познавательной деятельности детей по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». Здесь, как мы видим, автор ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу воспитателя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ю. К. Бабанский дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Широкое распространение в дидактике получило также понятие «прием обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения.

2.1. Классификация и выбор методов обучения

Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы двадцатого века, дал Е.Я.Голант. Он предложил классификацию по уровню активности обучающихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности детей в познавательную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых обучающиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным — методы, организующие самостоятельную работу (работа с книгой, лабораторный метод).

Интересную организационную классификацию предложил Ю.К. Бабанский. Он впервые выделил особую группу методов — методы
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы обучения подразделяются на три большие группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Обучение здесь рассматривается как многогранный процесс управления образовательной деятельностью.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся
по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:

— методы приобретения новых знаний;

— методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

— методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

— словесные методы — на устное или печатное слово;

— наглядные методы — на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

-практические методы — на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, поэтому она получила широкое распространение, в том числе и в дошкольной дидактике.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться в образовательной деятельности. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Выбор метода обучения зависит от:

1. Общих целей образования, воспитания и развития и ведущих установок современной дидактики.

2. Особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы.

3. Особенностей конкретной методики преподавания (частной методики) и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов.

4. Цели, задачи, содержания материала конкретного уровня.

5. Времени, отведенного на изучение того или иного материала.

6. Возрастных особенностей детей, уровня реальных познавательных возможностей.

7. Уровня подготовленности детей (образованности, воспитанности, развития).

8. Материальной оснащенности образовательного учреждения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

9. Возможностей и особенностей педагога, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

2.2 Характеристика методов обучения детей дошкольного возраста

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления..

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

— распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

— за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

— репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

— показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

— показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

— показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

— демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Следующая группа методов обучения детей дошкольного возраста – это словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.

Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Самостоятельной группой методов обучения дошкольников являются игровые методы и приемы обучения.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).

И еще одна группа методов обучения детей дошкольного возраста – это практические методы и приемы обучения. К ним относятся упражнение, элементарные опыты, моделирование.

Заключение

Специфика применения методов обучения в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что дошкольное обучение является устным: дети усваивают всю информацию из объяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особые требования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долго сосредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное от второстепенного.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом. Воспитатель должен овладеть всем арсеналом существующих методов обучения и знать особенности их организации, а так же образовательное значение

Продуктивные методы

Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся

В группу продуктивных методов обучения входит метод проблемного изложения. Он предполагает постановку учителем учебной проблемы и раскрытие путей ее решения в процессе изложения учебного содержания.

Этот метод используется при необходимости изучения в курсе истории сложных проблем, которые учащиеся не могут освоить самостоятельно, для анализа методологических подходов к освещению истории, альтернативных оценок учеными процесса исторического развития и т.д. Например, учитель создает проблемную ситуацию, приводя в своем рассказе противоречивые исторические факты. Затем сам формулирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику их решений. Изложение учителя в данном случае является образцом использования приемов научного познания прошлого — доказательства, рассуждения (с постановкой риторических вопросов).

Учащихся воспринимают не только содержание исторической информации, но и логику рассуждений, способы аргументации учителя. Активизирует деятельность учащихся постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, затруднение, приведение попеременно фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые предположения. Это позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемом вопросе.

На практике метод проблемного изложения часто используется в сочетании с частично-поисковым методом.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения — способ обучения, предполагающий решение учебной проблемы учащимися под руководством учителя. Использование данного метода способствует самостоятельному усвоению знаний и способов действий; развитию творческого мышления учащихся (перенос знаний и умений в новую ситуацию. Проблема может касаться видения новой проблемы в традиционной ситуации, обнаружения новых признаков изучаемого объекта, потребовать от учеников преобразования известных способов деятельности и самостоятельное создание.

Этот метод применяется при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Эффективность применения метода зависит от уровня развития познавательных умений школьников. Он используется при рассмотрении таких проблем, которые только на отдельных этапах доступны для самостоятельного решения учениками (учащиеся не обладают знаниями или умениями для рассмотрения всей проблемы в целом).

При разработке частично-поискового метода учителю необходимо определить этапы решения проблемы, выделить те вопросы, которые будут изучаться приемами рассуждения, объяснения, эвристической беседы и др.

Определить задания учащимся для их самостоятельной деятельности. Часть их осуществляется по известному учащихся образцу (опирается на готовые знания), а часть — требует самостоятельного выбора (создания) способа деятельности или освоения новой информации, ближайшей к зоне развития ученика. Этот метод часто применяется во время семинаров, дискуссий, учебных конференций. Оценивание в процессе использования данного метода производится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска. Использование частично-поискового метода готовит учеников к исследовательской деятельности.

Исследовательский метод представляет собой способ познавательной деятельности учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Он позволяет приобщать школьников к способам исторического познания, способствует формированию творческого мышления, делает возможным самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, которым их заранее не обучали.

Используя данный метод, учитель организует самостоятельную работу учащихся по приобретению нового знания, предлагая им задания проблемного характера. Проблема, решаемая на основе применения данного метода, предполагает наличие у учеников минимального объема исторических знаний, достаточных чтобы служить ориентационной основой в их самостоятельной исследовательской деятельности. У учащихся должны быть сформированы базовые умения самостоятельного приобретения, осмысления и применения исторических знаний.

Проблемные ситуации могут возникать и в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.).

Метод сложный, он используется реже частично-поискового метода, его применениие встречается на лабораторных уроках, на семинарах. Он предполагает решение межпредметных (интегративных) учебных проблем, работу по написанию докладов, рефератов и т.д. Контроль и оценка результатов применения исследовательского метода проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

При использовании метода учитель применяет приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к ее решению, дает задания на аргументацию выводов и др.

Читать еще:  Концепция основ воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector