221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прогрессивные концепции межнационального воспитания

Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Генезис прогрессивных идей межнационального воспитания в истории педагогической мысли (У-1 вв. до н.э., V — первая половина XX века)
1.1 Истоки зарождения идей общечеловеческого и национального в воспитании детей
1.2 Особенности патриотического и гражданского воспитания в античной педагогической мысли
1.3 Возникновение национального воспитания вУ-ХУПвв
1.4 Принципы преемственности и взаимосвязи общечеловеческого, национального, межнационального, планетарного воспитания в педагогической системе Я.А. Коменского, его международные проекты «Об исправлении дел человеческих»
1.5 Национальное и гражданское воспитание в XVIII веке
1.6 Особенности национального и межнационального воспитания в
XIX — в первой половине XX века
Выводы к первой главе
ГЛАВА II. Генезис прогрессивных идей межнационального воспитания в отечественной педагогике (IX — XX вв.)
2.1 Развитие общечеловеческих основ, гражданского и национального воспитания в русской педагогике с IX по XVII в
2.2 Воспитание «сына Отечества» в XVIII и в первой половине XIX веков как идеал патриотического и национального воспитания
2.3 Становление теории и практики патриотического и межнационального воспитания в педагогике второй половины XIX и начала XX в
2.4 Тенденция развития космизма, его понимание и оценка в межнациональном, общечеловеческом и планетарном воспитании

2.5 Проблема двуязычия в системе национального и межнационального воспитания и обучения в наследии русской педагогики
Ф Выводы ко второй главе
ГЛАВА III. Двуязычие как одно из ведущих средств межнационального воспитания детей
3.1 Исследование особенностей двуязычия в зарубежной педагогике
до XVII века
3.2 Принципы и порядок изучения родного и иностранных языков в педагогике Я.А. Коменского
3.3 Развитие двуязычия в XVII — XIX вв
Выводы к третьей главе
ГЛАВА IV. Прогрессивные тенденции и закономерности развития национального и интернационального воспитания в отечественной педагогике конца XX века
4.1 Ретроспективный анализ развития теории и практики патриотического и интернационального воспитания детей
* 4.2 Народная педагогика в системе средств национального воспита-
ния, гармонизации межнациональных отношений, приобщения к общечеловеческим ценностям
4.3 Развитие национального воспитания и двуязычия в условиях современного межнационального общения
4.4 Историко-педагогический анализ проблемы национального и интернационального воспитания детей дошкольного возраста в советской и современной педагогике
Выводы к четвертой главе
ГЛАВА V. Реализация концепции межнационального воспитания детей дошкольного возраста
5.1 Обоснование педагогических условий организации и проведения первого этапа экспериментальной работы (1968-1971)
5.2 Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента,

направленного на выяснение результатов воспитания дружбы между детьми разных национальностей
Ф 5.3 Организация воспитательно-образовательного процесса, направ-
ленного на воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей в старшей и в подготовительной группах
5.4 Результаты первого этапа исследования
5.5 Обоснование педагогических условий, организации и проведения второго этапа опытно-поисковой работы (1972-1992)
5.6 Организация и проведение третьего этапа опытно-поисковой работы по национальному и межнациональному воспитанию дошкольников (1992-2002)
Выводы к пятой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

и образования эти два направления взаимодействуют и занимают равное положение (рис.З).

— национальное воспитание
— межнациональное воспитание
— степень взаимодействия между этими двумя направлениями
Рис.З.
В ХУ1-ХУН веках национальная система воспитания видоизменяется под действием экономики и политического положения в стране. Так, например, в национально угнетенной Чехии наибольшее значение уделяется воспитанию высоконравственного, образованного гражданина, патриота своей страны, гражданина мира. За основу воспитания берется народная педагогика, родной язык, религия и наука. В этот период появились разные точки зрения на рассматриваемые нами вопросы. В независимой Англии уделяется внимание воспитанию предпринимателя, умеющего трудиться, дельца. Идеал человека и воспитательные цели узко ограничены интересами своего класса. Патриотическое воспитание направлялось на укрепление господства пришедшей к власти буржуазии.
Системе национального воспитания всегда сопутствовало такое явление как двуязычие. Двуязычие рассматривалось не только как средство изучения языков, это более сложное и многогранное явление, которое включает в себя изучение истории, культуры, традиций как своего, так и другого народа, уважительное отношение к ним. Оно необходимо было для налаживания деловых, торговых, культурных контактов с народами других государств, с соседними народами и создавало предпосылки необходимости организации межнационального воспитания.
Во все периоды развития педагогической мысли, в том числе в теории и практике национального воспитания, сильны были патриотические и граждан-

Прогрессивные концепции межнационального воспитания

Богомолова Мария Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, профессор кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, основатель научной школы «Национальное, патриотическое и межнациональное воспитание подрастающего поколения».

Богомолова М.И. защитила в 2003 году докторскую диссертацию на тему «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей».

Кандидатские диссертации, защищённые под научным руководством Богомоловой М.И.:

1. Бабынина Т.Ф. «Формирование личности ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой» — Екатеринбург, 2001 г. Специальность: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования.

2. Хабибуллина И.З. «Положительные стимулы раннего пробуждения самосознания у дошкольников – Екатеринбург, 2004 г. Специальность: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования.

3. Бакланов П.А. «Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка» — Ульяновск, 2006 г. Специальность: 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования.

4. Хасритдинова Р.М. «Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве» — Екатеринбург, 2006.

5. Выгодчикова Н.Н. «Поликультурное образование младших школьников в процессе изучения иностранного языка». – Ульяновск – 2008 г. Специальность: 13.00.01 – общая педагогика.

Общее количество опубликованных научных работ – 150. Наиболее значимые из них:

1. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников /М.И. Богомолова.// Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988.- 112 с.

2. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе./ Богомолова М.И. //Учебно-методическое пособие. – Набережные Челны, 1995.- 40 с.

3. Богомолова М.И. Цель воспитания как педагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики. / Богомолова М.И. .// Учебное пособие. – Набережные Челны: «Камаз», 1995.- 77 с.

4. Богомолова М.И. Индивидуальный подход к детям в историческом развитии./Богомолова М.И.// Учебное пособие. – Набережные Челны: — 1996, 75 с.

5. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей. / Богомолова М.И. //Учебно-методическое пособие. – Тольятти , 2008.- 71 с.

1. Богомолова М.И. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1997.- 145 с. (в соавторстве).

2. Богомолова М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений — Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1998.- 440 с.

3. Богомолова М.И Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России. Книга I. — Казань: Казанский государственный педагогический университет, 1999.- 304 с.

4. Богомолова М.И Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России. Книга II. Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2000.- 424 с.

5. Богомолова М.И Концепции развития и воспитания ребёнка в истории педагогических учений. — Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2001.- 405 с.

6. Богомолова М.И Сенсорное развитие детей в педагогической системе воспитания Марии Монтессори. – Ульяновск: изд. «Вектор-С», 2008.- 195 с.

Читать еще:  Метод обучения монтессори

7. Богомолова М.И. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста. — Ульяновск: изд. «Вектор-С», 2008.- 94с.

Богомолова М.И. является членом диссертационного Совета УлГПУ, участие в работе эксперта, оппонента, научного руководителя, научным консультантом ДОУ № 160 «Дубравушка» г. Тольятти. Принимала активное участие в работе Всероссийских, региональных конференций, семинаров, олимпиад.

— «Отличник народного просвещения», удостоверение №327040 г. Москва. Решение № 278 от 18.12.1987 г.

— Медаль «Ветеран труда». Ульяновский областной Совет от 3 марта 1987 г.

— Юбилейная медаль «60 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг. от имени Президента РФ А.№6930698, г. Ульяновск, 2005.- 31 марта.

— Почетная грамота Министерства народного просвещения РСФСР, 1986 г.

— выигран грант «Развитие через образование», г. Тольятти, 2004 г. В результате полученной финансовой поддержки было издано методическое пособие «Воспитание без наказания». – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2005, 141 стр.

— В 2008 г. приняла участие в гранте РГНФ, представлен проект монографии «Концептуальные основы сенсорного воспитания и развития в зарубежной и отечественной педагогике: исторический аспект», объём 210 с.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.
Читать еще:  Методика обучения детей цифрам

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 1714 раз

Библиографическое описание:

Оборина Е. В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1903/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Живи с другими так, чтобы

твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями» Пифагор

Сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте.

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо проанализировать теоретические концепции, раскрывающие сущность и факторы данного феномена.

Терминологическая неопределённость дефиниции межнациональная толерантность в условиях полипарадигмального образовательного пространства приводит к необходимости обращения к понятиям: народ, нация, этнос, как основополагающим единицам. Отсутствие единого воззрения на данные понятия вносят определенные трудности в исследование многочисленных проблем, связанных с этнической направленностью. На это указывает Н.В. Исакова: «При отсутствии общеупотребительного (по крайней мере, по ключевым вопросам) определения этноса, когда каждая версия правомерна (в рамках авторской конструкции), неизбежен (длящийся не одно десятилетие) спор о типологии этнических общностей» [1, 90].

Л.В. Коломийченко, Е.В. Новикова опираясь на работы Л.Н. Гумилева, И.И. Кушнера, Н.И. Чебоксарова, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.Б. Иорданского, З.В. Сикевич, В.Н. Гурова, Л.В. Любимовой и других раскрывают следующие понятия: «народ», «нация», «этнос».

В их исследовании народ рассматривается как исторически сложившаяся на определённой территории группа людей, имеющих общие обряды, традиции, сходство языка. Проживая в определённых природно-климатических условиях, люди разных народностей занимались сходными, доминирующими видами труда, ремесел, проповедовали, как правило, общую религию, и изъяснялись на понятном, похожем, доступном друг для друга языке, образуя единую общность (славянская, тюркская, финно-угорская и другие языковые группы) [2, 8].

По мере исторического развития, дифференцирования отдельных элементов материальных и духовных ценностей, народности разделились на относительно малые автономные группы, образуя нации. В традиционном понимании нация представляет собой исторически выделившуюся из народности группу людей, обладавшую многочисленными специфическими элементами культуры (искусство, костюм, жилище, кухня и т.д.), важнейшим из которых является язык.

С возникновением государств, определением территориальных границ происходит объединение людей разных национальностей в этнические группы. В большинстве исследований этнос рассматривается как исторически сложившаяся группа людей разных национальностей, объединённых государственной принадлежностью, государственным языком и общностью модальных ценностей (ритуалы, праздники, мировоззрение). По мнению авторов, разведение этих понятий позволяет более точно определить смысловые характеристики национальной, межнациональной, этнической и межэтнической толерантности. [2, 8].

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу” [3]. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма). В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором — это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов. Такое определение этого понятия очень близко педагогике. [3].

Читать еще:  Методика развития связной речи

В современной отечественной педагогике Б.З. Вульфовым дана следующая трактовка толерантности: «Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [4].

По мнению М. Маковского, межнациональная толерантность — это отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности» [5].

В.В. Сафонова, пытаясь раскрыть сущность понятия «межнациональная толерантность», предлагает следующую формулировку: «системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм, а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности к другим инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.)» [6].

В определении Е.А. Ильинской по отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира [7].

Л.В. Коломийченко, Е.В. Новикова межнациональную толерантность, рассматривают как интегративное личностное образование, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей [2, 8].

Выделяя основные факторы развития личности, опираясь на высказывания педагогов, исследователей культуры детства М. Мид, Ю.А. Бромлея, Г.Н. Волкова, Г. Д. Дмитриева, И.С. Кона и др. можно говорить о том, что никто не рождается ни добрым, ни злым, ни просвещенным, ни счастливым. Согласно теории «культурного детерминизма» Ф. Боаса индивидуальный характер и социально типичный для данного общества тип личности формируется исключительно воспитанием. [8, 20].

По определению М.И. Богомоловой, межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и воспитуемых с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним. [9, 121].

Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.

Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.

Исакова Н.Б. Культура и человек в этическом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов. — Новосибирск: Изд. МОУ ГЦРО, 2001.- с. 90.

Коломийченко Л.В., Новикова Е.В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста». — Пермь ПГПУ, 2010. — с 79.

Тишков В. А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997. — с. 259.

Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6. — с. 12-16.

Мацковский М. «Толерантность как объект социологического исследования ». «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» выпуск 3 — 4, www.tolerance.ru

Сафонова В. В. «Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций». — Воронеж: Истоки, 1996. — с. 237.

Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И.Герцена». — № 102. — СПб., 2009. — с. 187-190.

Захарова Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина ХIХ — н. ХХI вв.): автореф. дис.- канд. пед. наук. — Ульяновск, 2011. — с. 47.

Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис.- докт. Пед. наук. Набережные Челны. 2003. — с. 44.

Похожие статьи

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов.

В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа. На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей.

Воспитание толерантности у старших дошкольников

дошкольный возраст, ребенок, этап воспитания толерантности, воспитание толерантности, обобщенное отношение, огромная роль, отношение, поведение.

Основы формирования межэтнической толерантности у детей.

национальная идентичность, этническая толерантность, старший дошкольный возраст, поликультурное воспитание.

Для более полного понимания специфики формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста необходимо.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

старший дошкольный возраст, художественное творчество, ребенок, дошкольный возраст, толерантное отношение, коммуникация, познание, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность.

Толерантность как основа межнационального согласия и мира.

Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней. Межнациональная толерантность (между гражданами различных государств).

Особенности этнической толерантности подростков

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

этническая толерантность, Кавказ, отношение, семья, межнациональная семья, межэтническое взаимодействие, общество.

Направления формирования этнической толерантности.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков. В научной литературе встречаются три вида толерантности.

Особенности формирования этнической толерантности.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного.

ребенок, отношение, национальность, формирование толерантности, современное общество, дошкольный возраст, внутренний мир, дошкольное

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов. ребенок, формирование толерантности, старший дошкольный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×