221madou.ru

Мама и Я
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психоаналитическая теория воспитания

Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории

Теории воспитания

Можно выделить три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких концепций выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология. Одна из теорий воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. В основе второй теории лежат концепции З.Фрейда, У.Макоауголла, Э.Кречмера и других, считающих, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Вторую теорию можно было бы обозначить как биогенную. В последующем появляется теория социогенная, в основе которой лежит идея о почти исключитель­ной социальной детерминированности личностных качествчеловека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при егожизни под влиянием социальных условий.

В настоящее время нет какой-то единой тео­рии, способной дать четкое представление о тео­рии воспитания, чаще всего мы имеем дело с тео­ретическими концепциями воспитания и разви­тия в рамках определенных психологических направлений. Можно выделить несколько кон­цепций воспитания и развития в педагогической психологии.

К психоаналитическим теориям следует отнес­ти теории психосексуального и психосоциального развития.

Концепция психосексуального развития З.Фрейда основывалась на прохождении детьми пяти стадий психосексуального развития. На каж­дой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источни­ком получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удо­вольствию и ограничениями, накладываемыми сна­чала родителями, а затем и «Суперэго».

Фрейд выделил следующие стадии психосек­суального развития.

На первой, оральной стадии, от рождения до 2 лет, эрогенной зоной является рот. Энергия мла­денца направлена на то, чтобы получить удовлет­ворение через рот (в основном, прием пищи и соса­ние каких-то предметов). Чрезмерное удовлетво­рение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то ос­нований. И наоборот, неудовлетворенность, неп­риятные ощущения в этот период могут обусло­вить формирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постоянно раздражены, агрессив­ны или саркастичны, склонны к перееданию, гры­зут ногти, много говорят, курят, любят жеватель­ную резинку, леденцы З.Фрейд сказал бы, что все они «застряли на оральной стадии развития».

На второй, анальной стадии, от 2 до 3 лет, главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета. Внима­ние ребенка сосредоточивается на анальной об­ласти, на выделениях и испражнениях. Дети, ус­пешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккурат­ностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приу­чение к туалету может обернуться тем, что ребе­нок «зациклится» на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, ес­ли родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негати­визму, анархичности и лидерству.

На третьей, фаллической стадии, от 4 до 5 лет, дети внимательно изучают свои половые органы, и глав­ным источником удовольствий для ребенка становит­ся пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляют­ся симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфлик­ты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчи­ков) и комплексом Электры (у девочек).

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом такие дети начинают копиро­вать образцы поведения, интонации речи, причес­ки, и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут «комплекс Электры» всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-раз­ному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

На четвертой, латентной стадии, от 6 до 12 лет, ли­бидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представите­лями того же пола, что и они, начинают не только ко­пировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

На пятой генитальной стадии от 12 до 18 лет, сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удо­вольствия становится половое сношение с предста­вителем противоположного пола.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личност­ные характеристики закладываются в пять-шесть лет, что и ограничивало представление об истин­ном становлении личности ребенка. В отличие от З.Фрейда, Э.Эриксон чаще употребляет понятие «социальное развитие», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.

Э.Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных уме­ний и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.

На каждой из восьми стадий человек испытыва­ет специфический кризис, суть которого составля­ет конфликт между противоположными состояни­ями сознания и психики.

Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему.

1. Конфликт между доверием и недоверием к ок­ружающему миру (с рождения до 1 года).

2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).

3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).

4. Конфликт между трудолюбием и чувством не­полноценности (6-11 лет).

5. Конфликт между пониманием принадлежнос­ти к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет).

6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).

7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возраст­ных проблемах (средняя взрослость).

8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).

Э.Эриксон полагал, что если эти конфликты раз­решаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с со­бой необходимость решать противоречия, свой­ственные не только для данной стадии, но и для пре­дыдущей. Однако это дается гораздо труднее.

Обратим внимание на линию аномального раз­вития личности. Она выглядит как проявление личностной патологии, между тем как это разви­тие может приобретать иные формы. Такой под­ход обусловлен тем, что на Э.Эриксона оказали огромное влияние психоанализ и клиническая практика в изучении аномалий в развитии лич­ности. Кроме того, на каждой из выделенных стадий развития Э.Эриксон описал лишь отдельные моменты, лишь некоторые личностные новообра­зования, характерные для определенного возрас­та. Без внимания, например, остаются усвоение и использование речи, слабо представлена линия нравственного развития. Но, несмотря на это, концепция представляет главное — значение пе­риода детства во всем процессе личностного раз­вития человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10282 — | 7952 — или читать все.

Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории

К психоаналитическим теориям следует отнес­ти теории психосексуального и психосоциального развития.

Читать еще:  Концепция воспитания детей

Концепция психосексуального развития З.Фрейда основывалась на прохождении детьми пяти стадий психосексуального развития. На каж­дой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источни­ком получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удо­вольствию и ограничениями, накладываемыми сна­чала родителями, а затем и «Суперэго».

Фрейд выделил следующие стадии психосек­суального развития.

На первой, оральной стадии, от рождения до 2 лет, эрогенной зоной является рот. Энергия мла­денца направлена на то, чтобы получить удовлет­ворение через рот (в основном, прием пищи и соса­ние каких-то предметов). Чрезмерное удовлетво­рение на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятельным без видимых на то ос­нований. И наоборот, неудовлетворенность, неп­риятные ощущения в этот период могут обусло­вить формирование очень зависимого взрослого. О людях, которые постоянно раздражены, агрессив­ны или саркастичны, склонны к перееданию, гры­зут ногти, много говорят, курят, любят жеватель­ную резинку, леденцы З.Фрейд сказал бы, что все они «застряли на оральной стадии развития».

На второй, анальной стадии, от 2 до 3 лет, главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета. Внима­ние ребенка сосредоточивается на анальной об­ласти, на выделениях и испражнениях. Дети, ус­пешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккурат­ностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приу­чение к туалету может обернуться тем, что ребе­нок «зациклится» на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, ес­ли родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негати­визму, анархичности и лидерству.

На третьей, фаллической стадии, от 4 до 5 лет, дети внимательно изучают свои половые органы, и глав­ным источником удовольствий для ребенка становит­ся пенис или клитор. Согласно Фрейду, в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляют­ся симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфлик­ты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчи­ков) и комплексом Электры (у девочек).

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом такие дети начинают копиро­вать образцы поведения, интонации речи, причес­ки, и т.п. родителей соответствующего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут «комплекс Электры» всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-раз­ному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

На четвертой, латентной стадии, от 6 до 12 лет, ли­бидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представите­лями того же пола, что и они, начинают не только ко­пировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

На пятой генитальной стадии от 12 до 18 лет, сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удо­вольствия становится половое сношение с предста­вителем противоположного пола.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личност­ные характеристики закладываются в пять-шесть лет, что и ограничивало представление об истин­ном становлении личности ребенка. В отличие от З.Фрейда, Э.Эриксон чаще употребляет понятие «социальное развитие», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.

Э.Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных уме­ний и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.

На каждой из восьми стадий человек испытыва­ет специфический кризис, суть которого составля­ет конфликт между противоположными состояни­ями сознания и психики.

Суть конфликтов и их периодизация сводятся к следующему.

1. Конфликт между доверием и недоверием к ок­ружающему миру (с рождения до 1 года).

2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).

3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).

4. Конфликт между трудолюбием и чувством не­полноценности (6-11 лет).

5. Конфликт между пониманием принадлежнос­ти к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет).

6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).

7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возраст­ных проблемах (средняя взрослость).

8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).

Э.Эриксон полагал, что если эти конфликты раз­решаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с со­бой необходимость решать противоречия, свой­ственные не только для данной стадии, но и для пре­дыдущей. Однако это дается гораздо труднее.

Обратим внимание на линию аномального раз­вития личности. Она выглядит как проявление личностной патологии, между тем как это разви­тие может приобретать иные формы. Такой под­ход обусловлен тем, что на Э.Эриксона оказали огромное влияние психоанализ и клиническая практика в изучении аномалий в развитии лич­ности. Кроме того, на каждой из выделенных стадий развития Э.Эриксон описал лишь отдельные моменты, лишь некоторые личностные новообра­зования, характерные для определенного возрас­та. Без внимания, например, остаются усвоение и использование речи, слабо представлена линия нравственного развития. Но, несмотря на это, концепция представляет главное — значение пе­риода детства во всем процессе личностного раз­вития человека.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 269 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

3. Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах.

Психоаналитический подход.

Еще в 20-х годах XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитание воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве позитивной воспитательной системы. Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

Психоаналитический подход имеет ряд позитивных моментов. Так, по мнению М.Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психологических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый, начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

Читать еще:  Методы трудового воспитания детей

Среди требований в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующий: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

Гуманистический подход.

Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х – начале 60-х г.г. XX в. в США. Она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы, от воспитательных и гибких до формализованных.

В бестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности ребенка. Его главная идея – признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желание и волю ребенка. При этом он подчеркивал роль родительского авторитета. Важнейшим методом воспитания Спок назвал метод терпения, который провозглашал возможность независимости в проявлениях ребенка.

По его мнению, подлинный гуманизм – сочетание любви и ответственности.

Бихевиористский подход.

Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучение появления новых форм поведения «у живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», позволило Дж.Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из непосредственных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из набора различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внимание, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка.

Р.Сире использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывания различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного влияния, стремления к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом т др.), а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

Родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, — социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Как происходит социализация, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Основной ответ – это результат научения.

Радикальный представитель бихевиоризма Б.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Разработанный им метод последовательных приближений, или формирования, основан на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения).

Воспитание: 8 основных концепций в психологии

Как вырастить ребенка счастливым, ориентируясь на научный подход? Каждый родитель представляет себе, что такое – воспитывать детей. И делает это каждый день в силу своего понимания и в силу необходимости. Попробуем систематизировать достижения психологической науки, сделавшей гигантский шаг в понимании человеческой психики за истекший век активных психологических исследований.

Наиболее практически значимые открытия ученых

    «Наблюдая, обучаюсь». Теория социального научения А. Бандуры – несомненно, важный вклад в развитие концепции воспитания. Работая с несколькими группами детей, психолог смоделировал ситуации проявления агрессии и насилия. Эксперимент убедительно доказал, что дети, ставшие свидетелями безнаказанной агрессии, сами стали более склонны проявлять ее. Это и понятно. Как сказано в предисловии к работе А. Бандуры, «если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах, пусть даже приблизительных» [1]. И тогда очевидно, что дети учатся многому, просто наблюдая за проявлениями своих родителей и других взрослых, бессознательно усваивая их модели реагирования на стрессы, стратегии совладания с эмоциями, способы разрешения конфликтов. Интересно, что контрольная группа детей, не наблюдавшая сцен насилия вообще, была более склонна к агрессии, чем те дети, которые стали свидетелями нормального, не агрессивного поведения. Это убедительный довод в пользу того, что человек от природы агрессивнее, чем индивид, обученный конструктивным моделям поведения. «Копирую с родителей». Собственный пример – основополагающий принцип воспитания. Природа устроена очень мудро: ребенок впитывает модели поведения взрослых. У него в психике четко работает механизм подражания взрослым – и это залог его выживания. В книге Л. Петрановской [2] увлекательно и интересно проиллюстрировано, сколь важно, просто жизненно необходимо ребенку учиться у взрослых главным навыкам жизни, без которых он пропадет: умываться, держать ложку, одеваться, осваивать предметный мир. Этот же механизм импринтинга есть и у животных (можно вспомнить эксперименты К. Лоренца). И таким важным умениям ребенок учится именно в первые годы жизни, когда мозг работает в усиленном режиме. Потом подражание проявляется и на более тонких уровнях. Поэтому не удивляйтесь, что ваши дети капризничают и психуют, если вы привыкли жаловаться на жизнь. Если вы склонны кричать в стрессовых ситуациях, то же будут делать и ваши дети. Если вы привыкли стоически переживать опасности и в вашей семье запрещено выражать негативные эмоции, дети будут замыкаться в себе или, наоборот, всячески провоцировать вас на это самое выражение. Родители и дети – это зеркала друг для друга. И нечего пенять на зеркало, как говорится в пословице… «Дай конфетку – сделаю». Теория оперантного научения Скиннера. Ученые-бихевиористы показывали значимость подкрепления в формировании ситуативного поведения, сводя на нет или преуменьшая наличие внутреннего императива – того, что психоаналитики называли Самостью. Известная формула бихевиоризма «стимул – реакция» стал надолго классикой американской психологии. Получив позитивное подкрепление, ребенок начинает демонстрировать желаемое для окружающих поведение, чтобы вновь его получить – ведь он еще не знает, «что такое хорошо, что такое плохо». При искажении взаимоотношений со взрослыми даже негативное подкрепление в виде ругани и замечаний воспринимается как стимул для не одобряемого поведения: по принципу «самое главное – что меня вообще заметили». Отсюда базовый вывод современного воспитания: «поощряем хорошее, игнорируем плохое» [3]. В обычной семейной практике, к сожалению, бывает наоборот. «Я не один». Теория привязанности. По степени значимости ее вполне можно было бы поставить на первое место. И оставить эту единственную позицию во всем списке выдающихся открытий. Все началось с работ Джона Боулби: он работал с социальными сиротами, в том числе с теми детьми, кого с родителями разлучила Вторая мировая война. Ученый пришел к выводу о том, что условия проживания не играют никакой роли для детей. Для них главное – наличие близких взрослых рядом. И это на уровне биологически заданной «программы, обеспечивающей эмоциональную связь между ребенком и взрослым, буквально «привязывающей» их друг к другу, чтобы ребенок не остался один и не пропал. Присутствие «своего» взрослого само по себе означает для ребенка защиту и покой, ребенку нужна мама как таковая, а не только ее грудь или руки, что-то для него делающие» [2]. Позже идеи привязанности разрабатывали ученица Дж. Боулби М. Эйнсворт, Г. Ньюфельд и Г. Мате, этих же идей придерживается ряд направлений современной детской психологии. Основная родительская функция – не просто организация пропитания и внешней заботы, это скорее функции как биологического вида. Есть более существенная – психологическая роль – это нахождение рядом, «открытый доступ», способность контейнировать детские эмоции, обеспечивая психологическую безопасность и базовую потребность в защите. Этой же природы явления регрессии, так хорошо знакомые психологам: если ребенок 4-5 лет напуган, он может непроизвольно сосать палец, символически возвращаясь к ощущению материнской груди во рту. Пятнадцатилетнему иногда нужно регрессировать до 5 лет – погрузившись в родительские молчаливые объятия, положив голову на уверенное и сильное плечо, чтобы пережить драму с ощущением понятости. «Меня любили и мне радовались – поэтому я успешен». Количество проведенного с детьми времени прямо пропорционально результату воспитания. В книге Л. Петрановской показана эволюция взаимоотношений детей и родителей: вначале ребенок буквально внутри матери, затем, родившись, часто на руках, затем мама водит его, поддерживает, обучая ходьбе, потом ребенок постоянно проверяет, на месте ли мама – это залог для радостного и активного освоения им мира (ни один ребенок до 3 лет не будет активен, пока не убедится, что мама – в поле досягаемости), затем более отстраненное психологическое сопровождение в младшей школе и подростковом возрасте, подростковый бунт и ниспровержение родителей с пьедестала (необходимое для развития молодого человека), и только потом, во взрослом состоянии – родительские импринты внутри и наличие «внутреннего родителя». Посмотрите на эту цепочку: родитель присутствует всегда как некий ориентир или точка отталкивания. Степень и качество его присутствия во многом обусловливают картину мира ребенка. Вспомним и теорию возрастных кризисов Э. Эриксона: на каждом этапе роль родителя четко обозначена, и она – основополагающая. Заложено базовое доверие к миру – есть стимул для дальнейшего развития – и так свои задачи на каждом этапе. Чтобы не сетовать на замкнутость и отдаленность от вас вашего подростка в будущем – будьте рядом с детьми, распознавайте и озвучивайте их эмоции, называйте свои, объясняйте, отвечайте на вопросы, читайте, гуляйте, шутите вместе – и все воздастся сторицей через много лет. «Легче учиться в группе». В 1922 Курт Левин открыл так называемый феномен поля. Теория бихевиоризма на этом фоне выглядела явным упрощением: взаимосвязи «стимул – реакция» выглядят сложнее, если дело происходит в группах людей, потому что влияние поля всегда больше, чем совокупность отдельных признаков (место и время действия, настрой окружающих, их взаимоотношения и т. п.). Двигателем проявления того или иного поведения выступает не конкретный раздражитель, но совокупность их восприятия индивидом. Поэтому люди всегда лучше обучаются в группах: реализуется потребность в конкуренции, в самоутверждении, активнее работает коллективный разум, стимулируются креативные идеи. «Посмотри, как это делаю я, сделай под моим наблюдением и продолжай сам». «Зона ближайшего развития» Л. Выготского. Чередование зон актуального и ближайшего развития и есть залог успеха в воспитании. Сколько родителей пытается все делать за детей! Психологами доказано, что гиперопека – это такая потребность родителя быть в своей роли, которая препятствует здоровому развитию личности. Следует постоянно помнить о родительской сверхзадаче – научить ребенка жить без нас в будущем. Каждый ребенок активен от природы – в нем заложен неистощимый интерес к миру. Этот интерес нельзя рубить на корню собственным «всезнайством» и «всеумением». Иногда самое сложное – выждать ту паузу, которая необходима ребенку, чтобы самому справиться с задачей. Поэтому нужно постоянно давать импульс к деятельности: вначале показывать новое действие, затем наблюдать и помогать, а потом доверять ребенку выполнение задачи самостоятельно. Его ощущение победы и обретения новой компетенции стоят того и повышают его самооценку [4, С. 96 — 104]. «Я сам»!Метод проектов Джона Дьюи как способ развивать волю на длительных интервалах времени и интеллектуальные навыки многоходового мышления. Напомним, что потребность быть компетентным начинает формироваться уже к 3 годам, а у современных детей – и намного ранее. И сегодня обучение детей в форме воспроизведения аксиом давно не работает и вызывает повсеместное сопротивление. Эффективное обучение – это обучение интерактивное, когда учащийся вовлечен в поисковую деятельность, когда заново открывает для себя новое, исследует явления и феномены в индивидуальном ритме и с учетом личностных особенностей, решает, где и как применить результаты проектной деятельности [5].
Читать еще:  Быстрый счет в уме обучение методика

Как видно, принципы воспитания достаточно просты, и при этом убедительно подкреплены научными наблюдениями и экспериментами. На каком-то уровне они нам интуитивно понятны. Главное – находить в себе достаточно ресурсов для того, чтобы мыслить в перспективе и быть мудрым родителем, умеющим не просто любить своего ребенка, но и вступать с ним в конструктивный диалог, и вмещать его эмоции, и быть надежным тылом, что бы ни случилось.

Литература:
  • 1. Бандура А. Теория социального научения. Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=176733&p=1. Дата доступа: 12.03.2018.
  • 2. Петрановская Л. Большая книга про вас и вашего ребенка. Электронный ресурс: Режим доступа: https://bookz.ru/authors/ludmila-petranovskaa/bol_6aa-_743/page-6-bol_6aa-_743.html. Дата доступа: 12.03.2018.
  • 3. Латта Н. Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума. Электронный ресурс: Режим доступа: http://nashydety.com/skachat-besplatno-najdzhel-latta-prezhde-chem-vash-rebenok-svedet-vas-s-uma/. Дата доступа: 09.03.2018.
  • 4. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96-104.
  • 5. Викторова В. В. История и особенности «метода проектов» Джона Дьюи. Электронный ресурс: Режим доступа: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui. Дата доступа: 12.03.2018.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector