221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Скорочтение методика обучения для первоклассников

Как научить ребенка быстро читать

Здравствуйте, дорогие родители!

Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.

Основные показатели скорости чтения

В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.

Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.

В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.

Средние показатели для детей начальной школы

  • 1 класс – 30-40;
  • 2 класс – минимум 50-60;
  • 3 класс – 70-90;
  • 4 класс – 100-120 слов в минуту.

Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.

Показатель для взрослых

Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.

А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?

Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.

Возрастные особенности и трудности при чтении

Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»

Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.

Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.

Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.

  • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
  • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
  • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
  • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
  • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения

Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.

Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Дислексия

При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.

Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Нарушения слуха и зрения

Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).

Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

Правила совершенствования навыков чтения

Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

  • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

  • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.

Обеспечьте ему комфортные условия.

Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.

Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.

  • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

  • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!

Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!

Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

  • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!

Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

Развитие способностей психики и организма

Произвольное внимание

Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.

Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.

Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.

Поле зрения

Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.

Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.

Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.

Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.

Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.

Упражнения для быстрого чтения

  • Чтение на время

В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

  • Выделение главного в тексте

Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.

Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

  • «Буксир»

Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

Только теперь помогите своему ребенку!

Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

  • Восстановление деформированных предложений

Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

  • Соединение частей слова

Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

Памятка про зрительную гимнастику

Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

Читать еще:  Теория воспитания в доу

4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

Бонус

Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

Данная методика получила огромное распространение и множество наград.

Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!

Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!

Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!

Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

В заключении посмотрите водеоролик

Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?

Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!

Всем хорошего дня
С уважением,
Анастасия

Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

    Учим читать правильно

    Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

    Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

    Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

    Занятия в первом классе

    Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

    Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

    Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

    Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

    Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

    Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

    Упражнения

    Слоговая таблица скоростного чтения

    В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

    Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

    Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

    Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

    Хоровое произнесение текста

    Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

    Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

    Комплексная программа для чтения

    • многократное повторение написанного;
    • чтение в быстром ритме скороговорки;
    • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

    Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

    Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

    Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

    В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

    Варианты упражнений

    1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
    2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
    3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
    Ва – каре – гасолн – царь
    Ком – гонкни – летры – тух
    Редь – пасби – папе – це

    Как увеличить скорость чтения у первоклассника: учимся легко и эффективно

    Автор: Юрий Окунев

    Школа Юрия Окунева

    Здравствуйте, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

    В условиях современного прогресса значительно возросла нагрузка в школе. Чтобы учиться хорошо, наши дети теперь должны

    • МНОГО читать – раз;
    • БЫСТРО читать – два.

    Хорошо усваивает материал тот, кто быстро читает, – говорят ученые. А потому быстрый темп обучения берется уже в первом классе. Сегодня говорим о том, как увеличить скорость чтения у первоклассника. Научив ребенка быстро читать, мы поможем ему успеть в учебе и не стать «слабым звеном» в классе.

    Что такое эффективное чтение?

    Психологи подметили, что текст хорошо усваивается и понимается учениками тогда, когда он прочтен в темпе разговорной речи. А точнее – от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости мозг сосредотачивается и работает максимально эффективно.

    Если мы будем читать более медленно, то, дойдя до конца предложения, будем забывать, что было в начале. А при весьма быстром темпе, от 180 слов и выше, скорей всего «проглотим» половину фраз и не поймем сути.

    Именно к скорости, при которой чтение станет эффективным, мы и будем стремиться, занимаясь с первоклашкой.

    Преимущества эффективного (быстрого) чтения

    Освоив технику скорочтения, наш ребенок сможет:

    • Вовремя сделать уроки, не уставая при этом;
    • Прочитать кучу книг и журналов по интересам, следовательно, быть разносторонне развитым человеком;
    • В процессе быстрого чтения развить память и внимание, а также интеллектуальные способности;
    • Повысить успеваемость, так как дети, помногу читающие, обычно учатся хорошо;
    • Хорошая успеваемость способствует формированию морального облика ученика.

    Нормативы скорости чтения в первом классе сейчас составляют до 70 слов в минуту, к концу четвертого класса 110-120 слов.

    Почему школьник медленно читает?

    Не все дети достаточно быстро и хорошо читают. Достичь нужного темпа им часто мешают следующие причины:

    1. Плохая память и отсутствие внимания (читая текст, не могут уследить за нитью повествования);
    2. Отсутствие читательской практики;
    3. Низкий словарный запас;
    4. Нелюбовь к чтению;
    5. Ограниченность поля зрения;
    6. Регрессирующие движения глазами (взгляд возвращается к уже прочитанному);
    7. Несовершенность артикуляционного аппарата;
    8. Логопедические проблемы (дислексия).

    Проанализировав причины низкой скорости чтения школьника и выбрав метод устранения помехи, мы еще на шаг продвинемся к разрешению вопроса, как улучшить технику чтения своего чада.

    Устраняем все проблемы

    Развитие памяти и внимания

    Слабые показатели памяти сильно тормозят процесс чтения. Читая четвертое-пятое слово, ребенок может выкинуть из памяти первое и тогда смысл прочитанного уже не понять, приходится возвращаться к началу. При отсутствии внимания картина еще интереснее получается – текст прочитан, в голове пусто. А смысл читать?
    Безусловно, надо подтягивать показатели и внимания, и памяти, без этого не добиться хороших результатов.
    В моем блоге вы найдете статью, посвященную развитию памяти и внимания у младших школьников, в которой приводятся все упражнения и методики.

    Расширение словарного багажа

    Читайте, читайте и еще раз читайте. Это должно превратиться в маленькую семейную традицию. Через книги, разнообразные по тематике, ваше чадо почерпнет большое количество новых и незнакомых слов, научится различать разные оттенки речи. К тому же, у ребенка появится интерес и стремление к чтению.
    Разбирайте вместе значение новых слов, размышляйте над фразеологизмами.

    Увеличение поля зрения

    Ограниченное поле зрения часто мешает первокласснику быстро читать. Это выражается в том, что, читая одно слово, он не видит второго, следующего за ним. Как следствие, уходит время, чтобы «увидеть» следующее слово, затем распознать, а потом прочитать.

    Решить проблему помогут упражнения с таблицами Шульте, они описаны в моей статье «Скорочтение упражнения для детей».

    Убираем регрессию

    Регрессия – это возвратные движения глаз в процессе чтения. Делаем следующее. Кладем линейку на текст и закрываем каждое прочитанное слово. Прочитал – закрыли, прочитал – закрыли. И так до конца текста. Так повторяйте изо дня в день. В конце концов, ваш школьник привыкнет к правильному движению глаз, и назад возвращаться не будет.

    Подтягиваем артикуляцию

    Если ваш ученик говорит с запинкой на каждом слоге – это неизбежно скажется на скорости. Выход прост. Учите скороговорки и чистоговорки, стремясь четко произносить каждый звук и при этом не сбиваться.

    Боремся с дислексией

    Дислексия – это стойкое нарушение психического развития ребенка. Выражается в том, что ученику трудно запоминать даже простейшие стихи, последовательности из 3-4 цифр. Такой ребенок путает «право» и «лево», не может завязать шнурки сам, не знает, в каком порядке идут дни недели и так далее.
    Часто дислексия наблюдается у таких детей:
    • Левши;
    • Гиперактивные дети;
    • С задержкой речевого развития;
    • Кинестетики.
    Дислексию в состоянии исправить только специалист-дефектолог.

    Рекомендации к занятиям по скорочтению

    Как научить первоклассника быстро читать? Конечно же, систематическими занятиями. Применяя на практике описанные ниже рекомендации, вы можете значительно помочь своему малышу освоить технику скорочтения.

    Давайте по порядку:

    1. Литературные пятиминутки. Главный принцип любого образовательного процесса: лучше понемногу, но чаще. В течение дня несколько раз повторяем такое действие. Берем книгу (выбираем что-то интересное) и просим ребенка почитать 5 минут. Читаем не вслух, а про себя. Затем закрываем книгу и переключаемся на другие занятия.
    2. Трудные сочетания согласных. Первокласснику часто тяжело даются слова, где подряд стоит несколько согласных (например, СТРЕЛА, ИСКРА, ИНСТРУМЕНТ). Подчас такие слова выполняют роль якоря: дойдя до них, ребенок надолго застревает, пытаясь выговорить. Напишите на карточках сложные слова и разучивайте с малышом каждый день, пока не будет получаться.
    3. Щадящее чтение. Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, попробуйте применить такой метод. Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения. Отдых здесь играет роль разгрузки для ученика и позволяет настроиться на следующую серию предложений. Смотрите с ребенком диафильмы. В них короткие фразы сменяются яркими картинками, ребенок быстро переключается и не успевает уставать от чтения.
    4. Чтение на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, если хотите, чтобы ваш первоклассник быстро достиг успехов в скорочтении, читайте перед сном, хотя бы по пять минут.
    5. Форсированное чтение. Прибавляем к скорости чтения ученика число 30 и берем фрагмент текста, состоящий именно из такого количества слов. Например, если скорость фактическая равна 80 словам в минуту, то текст нужно взять на 110 слов. Как пройти тест на определение скорости чтения, можете посмотреть здесь ссылка на статью Как считать слова. Задача тренирующегося – прочитать отрывок ровно за минуту. Читаем вслух. Дается три попытки.
    6. Пересказ. Читаем текст и пытаемся его пересказывать. Начинать лучше с одного абзаца, постепенно увеличивая объем.

    В следующей статье мы подробно разберем с вами упражнения для развития навыков быстрого чтения у детей.

    Рекомендую также почитать книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» – в России это первая методика скорочтения для детей. Излагается все просто и ясно.

    Для профилактики логопедических нарушений на занятиях с первоклассниками советую использовать упражнения из Букваря Надежды Жуковой .

    На этом все на сегодня. Как всегда, жду ваших комментариев. Подписывайтесь на новости. Расскажите друзьям.

    Как научить быстро читать первоклассника

    Большинство родителей понимает, что недостаточно просто научить первоклассника читать. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок не только понимал, но и запоминал прочитанное, причем тратил на это как можно меньше времени. Скорость чтения напрямую влияет на успеваемость школьника – без этого он попросту не успеет прочесть все, что дает учитель. А список литературы, рекомендованной для внеклассных занятий, и вовсе останется нетронутым. Именно поэтому родителям нужно понять, как научить быстро читать первоклассника.

    Не совершайте этих ошибок

    К сожалению, во время домашнего обучения родители совершают множество ошибок, которые не позволяют ребенку повысить скорость чтения. Чаще всего это происходит в следующих ситуациях:

    ♦ Называют букву, а не звук. При заучивании букв родители произносят «название» буквы (например, «пэ» или «эм»). Как результат, во время чтения ребенок повторяет заученную информацию – и вместо «папа» получает «пэ-п-пэ-а». Важно учить азбуку правильно, без дополнительных призвуков: «К», «Н», «Р».

    ♦ Складывают слоги из отдельных букв. Конечно, ребенку гораздо легче прочитать отдельно «б» и «о». Однако на их последующую «склейку» уходит слишком много времени. Так что изначально надо тренировать малыша, чтобы он прочитывал согласную вместе с гласной – «бо».

    ♦ Долго читают тексты. Первоклассники еще очень неусидчивы, а потому не стоит заставлять новоиспеченного школьника проводить за чтением по 45 минут как в школе. Гораздо эффективнее прочитывать маленькие тексты (за 5-7 минут) и делать перерывы между упражнениями.

    От простого к сложному

    Как вы уже поняли, повысить скорость чтения можно за счет регулярных тренировок. Ребенок должен научиться воспринимать слова целиком, не разбивая их на слоги. Именно поэтому начинать следует с максимально коротких слов (например, «кот», «лес», «дом»). Постепенно их заменяют на более сложные («дерево», «озеро», «дорога»), а потом и вовсе выстраивают в словосочетания и фразы. Причем на этом этапе нужно использовать знакомые школьнику слова (например, из «кота» и «дороги» получится «кот на дороге»).
    Само упражнение на тренировку скорочтения довольно простое. На небольших листках бумаги выписывают по 1 слову – их то и предстоит читать ребенку. Причем желательно время от времени менять темп и количество букв.

    Упражнения для первоклашек

    Первый класс недаром считается наиболее сложным для ребенка – в этот период он адаптируется к непривычным условиям, учится дисциплине и коммуникации со сверстниками. Именно поэтому специалисты рекомендуют приступать к упражнениям для быстрого чтения лишь во втором полугодии, когда первые эмоции и впечатления немного улягутся, а у малыша появятся силы и энергия для дополнительных тренировок. Что касается методик, то чаще всего для этих целей используют:

    ♦ Автоматизированное чтение слогов
    Для этого упражнения необходимо обзавестись слоговой таблицей. На каждом занятии первоклассник должен прочитывать хотя бы 1-2 строчки, постепенно ускоряясь. Это позволит научиться читать слова «автоматически» и натренировать артикуляционный аппарат (тогда не будет проблем с дикцией). Более того, данный метод позволяет ребенку приобрести орфографические навыки и повысить уровень грамотности.

    Хоровое чтение
    Эта «разминка» помогает развить артикуляцию и подготовиться к более сложным заданиям. Для этого в начале каждого урока малыш должен прочитывать несколько фраз или скороговорок в среднем темпе (в параллель с родителями, учителями или одноклассниками).

    Комплекс заданий
    Это упражнение состоит из нескольких частей. Для начала ребенок самостоятельно прочитывает незнакомый текст – по истечению минуты останавливается и отмечает место, до которого успел дойти. После небольшого отдыха чтение повторяется (с самого начала) и снова прерывается через 1 минуту. В большинстве случаев ребенку удается прочитать гораздо больше – это его радует и мотивирует продолжать занятия. Оставшуюся часть текста можно прочитать вместе.

    Задание «Буксир»
    В этом упражнении роль «буксира» выполняет один из родителей, который задает не очень медленный, но и не слишком быстрый темп чтения и начинает вслух проговаривать текст. Через несколько предложений взрослый замолкает, но продолжает читать про себя. Еще через несколько фраз родитель снова произносит текст вслух. Это позволяет проверить, в каком темпе читал школьник и насколько он замедлился.

    Прыжок-остановка
    Упражнение предназначено для развития зрительной памяти и тренировки внимания, оно также учит быстро ориентироваться в тексте. Для этого школьник начинает читать книгу, но по команде родителя закрывает глаза и делает короткий перерыв на 15 секунд. После этого ребенку необходимо быстро найти в тексте то место, где он остановился, и продолжить чтение.

    Половинка
    Для этого упражнения-игры потребуется несколько листов А4. На них необходимо написать слова из 2-3 слогов (например, «собака», «мальчик», «чайник»), разрезать на карточки (например, на «маль» и «чик», «чай» и «ник») и перемешать. Ребенку остается лишь правильно подобрать подходящие слоги.

    Особенные упражнения

    Однако не стоит забывать, что скорость чтения напрямую зависит от умения ребенка концентрироваться, быстро ориентироваться в тексте, буквально «цепляться» взглядом за нужную строчку. Специальные упражнения помогут развить тот или иной навык (либо же избавиться от ненужных привычек).

    Расширяем поле зрения

    Для этих целей подойдет:

    Таблица Шульге.
    Представляет собой квадрат с красными и черными цифрами, которые напечатаны вразнобой. Ребенку необходимо максимально быстро выстроить всю цепочку от 1 до 25, выбрав один из цветов. Уже через несколько повторений школьник начнет видеть боковым зрением и сможет читать быстрее.

    Клиновидная таблица.
    Довольно необычное упражнение, в котором ребенку необходимо концентрироваться на верхних цифрах и проговаривать все числа вслух.

    Подавляем регрессию

    Из-за регрессии скорость чтения очень сильно падает, т.к. взгляд постоянно возвращается на прочитанную только что строку. Избавиться от столь нежелательного эффекта удается за счет:

    Использования указки. Для этих целей подойдет обычный карандаш, который будет двигаться только вперед – ребенок волей неволей будет следить за указателем и перестанет «отпрыгивать» назад.

    Использования закладки. Достаточно просто закрыть прочитанный текст небольшим кусочек бумаги – и малышу будет некуда возвращаться взглядом.

    Ежедневных «замеров». Чтобы мотивировать ребенка, нужно лишь каждый день высчитывать количество прочитанного текста. Стремясь улучшить свой результат, малыш будет стараться меньше повторять «пройденное».

    Подавляем артикуляцию

    жужжать в процессе чтения (очень шумная, но эффективная техника «Шмель»);

    барабанить пальцами или ручкой по столу (темп при этом постепенно увеличивают);

    читать под музыку (концентрируясь на понимании текста);

    плотно сомкнуть губы и зажать рот ладошкой.

    Задания для корректировки внимания и концентрации

    Скорость осознанного чтения также зависит от внимания и умения концентрироваться. Развить эти навыки помогут следующие упражнения:

    составление коротких слов из одного большого (например, «лес, тост, вред» из «представительство»);

    поиск отличий в парных конструкциях (например, в «киса-лиса», «тон-ток» и прочих);

    чтение текста, напечатанного разными шрифтами (это не должно отвлекать ребенка);

    поиск перепутанных слов и возвращение их на законное место (например, во фразе «елочке маленькой зимой холодно»);

    выделение главной мысли текста после прочтения (или спорных моментов);

    чтение одним глазом (правым и левым попеременно);

    отгадывание шарад и ребусов.

    Развитие антиципации

    У большинства взрослых этот навык развит довольно хорошо. Он проявляется в угадывании слова, исходя из смысла текста. Ребенку развить подобное умение поможет чтение текста: вверх тормашками (желательно сначала прочитать его в «нормальном» виде); закрытого по краям линейкой или бумагой (ребенок будет вынужден подставить слово, подходящее по смыслу); в котором закрыта верхняя часть строки (видна только половина буквы).

    Тренировка памяти

    Что касается памяти, то существует множество упражнений для ее тренировки. Причем можно задействовать любой понравившийся текст или случайные слова:

    Визуальный диктант. Ребенок прочитывает текст целиком, после чего все фразы закрывают листом бумаги (остается лишь одно предложение). Школьнику предстоит за 10 секунд запомнить его и написать по памяти.

    Цепочка. Ребенок прочитывает 3-5 слов, относящихся к одной теме (например, «дом, комната, кровать, сон»). После этого он должен воспроизвести их в нужном порядке устно и записать на листе бумаги. Со временем цепочку можно продлить до 10-12 слов.

    Ремонт слов. Ребенку предстоит прочитать незнакомый для него текст, в котором есть слова с «потерянными» буквами. Ему необходимо понять их значение и заполнить пробелы.

    Чтение в паре со взрослым

    Не стоит забывать, что первокласснику бывает очень сложно привыкнуть к ежедневным занятиям. Поддержать его в этот момент – первостепенная задача родителей. Не заставляйте школьника читать в одиночестве, а составьте ему компанию. Так, в паре можно проработать следующие упражнения:

    совместное чтение (взрослый читает вслух, ребенок – про себя);

    эстафета (по аналогии с первым упражнением, но роли время от времени меняются);

    хвостик (взрослый и ребенок читают один и тот же текст с отставанием в 3-4 слова – чужой голос сбивает с мысли и заставляет лучше концентрироваться на прочитанном).

    Книги, тренирующие скорочтение у детей

    К сожалению, не все родители обладают задатками «домашнего педагога». В таких случаях стоит воспользоваться специализированной литературой:

    «Скорочтение для детей» от Абдулова Г.
    Сборник заданий, предназначенных для развития памяти и концентрации внимания, а также повышения скорости чтения. Все упражнения дополняются правилами их выполнения, а в конце книги есть «Дневник успехов».

    «Скорочтение для детей» от Ахмадуллин Ш.
    Сборник теории и практических упражнений, направленных на повышение темпа чтения у школьников в возрасте 6-17 лет. Автор гарантирует, что первых результатов можно ожидать уже спустя 10 дней регулярных занятий (по 60 минут).

    «Обучение детей скорочтению» от Ахмадуллин Ш.
    Несколько пособий в наборе. Сюда входят специальные карточки, рабочие тетради, программа и дневник успеха.

    Таким образом, каждый родитель может помочь своему ребенку освоить навык беглого чтения. Все что нужно – это приложить немного усердия и регулярно выполнять вышеперечисленные упражнения. Уже через несколько недель первоклассник сможет бегло читать, повысит успеваемость в школе и начнет получать удовольствие от внеклассного чтения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector