221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современная концепция гражданского воспитания в россии

Вопрос 16. Концепция воспитания в современной России

Утверждение принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедшего века.
Поворот наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.
В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, гуманизм. Эти базовые принципы , согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение , которое считается главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих возможностей. В 20 в. Идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманистических движений, организаций, проведений конференций и другую деятельность.
Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется целый ряд условий и источников. А именно:
— социально-экономические и культурные условия в стране;
— история отечественного образования и культуры;
— опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
—общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной.
Как уже сказано, цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание учёных и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия». И есть научные материалы , учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции. Так, в законе РФ « Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В Федеральном законе « Об утверждении Федеральной программы развития образования» есть также непрямые указания на цели воспитания в стране.
В педагогическом литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. В последнии годы наиболее серьёзный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге « Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Взгляд на воспитание, стоящий в данной книге, свидетельствует о стремлении оставить за воспитателем , за обществом, за теми, кто работает с детьми молодёжью, право руководить воспитательным процессом, не отдавая это дело средствам массовой информации.
Сегодня в России ещё не сложилась внятно сформулированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры- процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необходимо иметь более или менее чёткие представления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10551 — | 7758 — или читать все.

Концепция воспитания в современной России

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-куль­турными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедше­го века. Поворот к новой парадигме воспитания — гуманистической педаго­гике — наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.

В России происходит становление демократического общества с ориен­тацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гу­манизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, ко­торое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жиз­ни мира и общества» 1 . Ученые считают, что гуманизм — естественный ре­зультат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культур­ный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но особенный тол­чок гуманистическое понимание мира получило в эпоху Возрождения, дея­тели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

В XX в. идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманисти­ческих движений, организаций, проведение конференций, просветитель­скую, научную, социальную деятельность.

Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в Рос­сии имеется целый ряд условий и источников, а именно:

• социально-экономические и культурные условия в стране;

• история отечественного образования и культуры;

• опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных сис­тем и теорий;

• общее поступательное движение образования от принуждающей

школы к свободной.

В литературе обсуждается, обосновывается, провозглашается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия. С другой сто­роны, литература последнего десятилетия переполнена критикой тради­ционной российской/советской системы воспитания.

В чем суть выдвигаемого подхода к воспитанию, какова эта новая пара­дигма, концепция воспитания? (Поясним, парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход. Концепцией же воспитания в данном случае надо называть более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, со­держании, методах, средствах, формах.)

Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей со­ветской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.

Читать еще:  Гуманистическая концепция воспитания

Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формули­ровки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание усло­вий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию лич­ности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы разви­тия образования» (2000—2005 гг.) есть также непрямые указания на цели вос­питания в стране: система образования служит интересам «формирования гар­монично развитой, социально активной, творческой личности» 1 . Одной из за­дач системы образования является «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолю­бия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Роди­не, семье, окружающей природе» (там же, с. 18). К сожалению, набор целей в этих документах выглядит несколько расплывчато, как необязательный.

В педагогической литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспита­ния должны базироваться на принятых в обществе ценностях. (Ценности в этом случае — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего че­ловечества, отдельного человека.) Чаще всего при этом специалисты реша­ют проблему сочетания традиционных для России, в том числе советского периода, ценностей с общечеловеческими ценностями и либеральными ценностями развитого мира — гуманизм, права человека, демократия, сво­бодный рынок, индивидуальная свобода и пр. Приоритет тем или другим отдается в зависимости от научной, социальной позиции специалиста.

В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо счи­тает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и про­исходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.

Цель социализации и воспитания — «патриот России, ориентирован­ный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация чело­века есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распределе­ния благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, ка­чеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальны­ми методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности» 1 .

Обратим внимание, что здесь не видно безоговорочной, однозначной ори­ентации на гуманистическое воспитание, которое отстаивают односторонне, прозападно настроенные ученые, педагоги, психологи, политики и согласно которому целью воспитания должна быть «самоопределяющаяся личность». Взгляд на воспитание, стоящий за приведенным описанием целей, свидетель­ствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом, за теми, кто ра­ботает с детьми и молодежью, право руководить процессом воспитания, не от­давая это дело средствам массовой информации и стихии рынка, и брать на себя ответственность за него. Автор так и пишет об этом: «Такой подход, есте­ственно, предполагает, что мы — учителя, воспитатели, родители, органы управления и правопорядка, педагоги-исследователи — берем на себя ответ­ственность за воспитание, не прячась за очень удобной и «демократичной» фор­мулой саморазвертывания задатков, уже заложенных в ребенке с рождения» 2 .

Здесь видна полемика с современным вариантом свободного воспита­ния, с так называемой индивидоцентрированной социализацией. Это и сви­детельствует о том, что сегодня в России еще не сложилась внятно сформу­лированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры — процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необхо­димо иметь более или менее четкие представления.

Как нет определенности в целях воспитания для системы образования в современной России, так ее нет и в содержании и методах, формах организации процесса воспитания, т. е. все это есть для недавнего про­шлого, но время заставляет отвечать на старые и вечные вопросы по-но­вому. Поскольку есть потребность в решении этих вопросов, общество все же постепенно их находит, конечно, при этом опираясь на богатей­ший опыт мировой и отечественной практики воспитания и науки о вос­питании.

Читать еще:  Методика работы воспитателя в детском саду

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет слово «воспитание» в современной науке?

2. В чем состоит связь воспитания, образования и социализации?

3. Как можно охарактеризовать традиционную, называемую часто ав­торитарной педагогику?

4. В чем суть гуманистической педагогики?

5. Какова концепция воспитания в современной России?

Основная литература

1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже ты­сячелетий. М., 2000.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире М 1999.

3. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Гессен С. Щ Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. М., 1995.

2. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Педагог, соч. В 8 т. М., 1984. Т. 4.

3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

4. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ не­марксистских концепций. М., 1989.

5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию воспита­ния. М., 2001.

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 647 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

5.5 Современная отечественная концепция воспитания

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин » модель». В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика, и др. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание. Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, А.Луначарским, А.Макаренко и другими. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-ых годов. В настоящее время она претерпевает изменения, хотя многие ее положения сохраняют свое значение для современного образования. Целью коммунистического воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, гражданина-коллективиста, личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализмом, коммунистическим отношением к труду. Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в коллективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Система этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Средства воспитания составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр. Оценка концепции. 1.Политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологическую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов. 2. Коллектив превращался в средство подавления личности, формировал конформистов. 3. Цель и содержание воспитания формулировались надличностно, с позиций государства и производства, а не личности. 4. Использовались преимущественно авторитарные методы воспитания. Жесткая идеологизированная система воспитания не отражает, однако, богатство опыта и объективных открытий советской психологии и педагогики. Культурно-историческая школа С.Л.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистское воспитание А.Макаренко, гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 60-80 годов являются вкладом в мировую науку и сохраняют свое значение для современной российской школы. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения , семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации). Авторы концепции, не отвергая в основном традиционные для советской школы принципы воспитания, делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов («Вестник образования», 1991,8). Основное, что характеризует эту концепцию и отличает от модели недавнего прошлого, это: деидеологизация воспитания — освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания — определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями.. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Алексей Юрлов 3 лет назад Просмотров:

1 УДК : (470) У. А. Муллагалеева, студентка 3-го курса, бакалавр, Забайкальский государственный университет, г. Чита ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Анализируются основные положения Государственной концепции патриотического воспитания граждан в Российской Федерации. Ее проектно-программные ориентиры учитывают традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан. Ключевые слова: патриотическое воспитание граждан, государственная программа Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века является логическим продолжением ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Ее основные проектно-программные ориентиры учитывают сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования у них патриотического сознания. Новизна Программы заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии социального института со- Муллагалеева У. А.,

Читать еще:  Методика раннего развития ребенка по монтессори

2 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ временного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления ее позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а также придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества. Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения детей и молодежи. Программа опирается на конституционные принципы Российского государства и гражданского общества, предполагает участие в ее реализации всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений), научных и образовательных организаций, творческих союзов, религиозных конфессий, организаций и учреждений всех форм собственности. Настоящая программа исходит из утверждения значимости российского патриотизма для ее современных граждан как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества. Программа основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся 220

3 структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними. В этом контексте патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения населением страны российской гражданской идентичности, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы и ценности российского патриотизма составляют основу современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России навыков служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите. Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации представляет собой разноуровневое (федеральный, региональный, муниципальный и институциональный уровни) взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнерства и общественно-государственного управления. Субъектами патриотического воспитания в данной Программе выступают органы государственного управления, образовательные организации, учреждения культуры, молодежной политики, общественные организации. Объектами патриотического воспитания выступают различные возрастные категории населения Российской Федерации, учебные, производственные коллективы, творческие союзы, общественные организации и т. д. Содержание проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключается в том, что в условиях второго десятилетия XXI века дальнейшее развитие страны как системы и социального института должно способствовать консолидации российского общества, укреплению национальной безопасности и формированию российской гражданской 221

4 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ идентичности как коренным задачам государственной политики ближайших десятилетий. В ходе реализации государственных программ патриотического воспитания не в полной мере удалось достичь значимых результатов в информационной, научной, правовой сферах и в программно-реализационной деятельности. Решение многообразного спектра проблем строится на последовательной и целенаправленной государственной политике, ориентированной на укрепление национальной безопасности Российской Федерации; обеспечение устойчивого и поступательного развития страны; преодоление чуждых гражданину России индивидуалистических норм, стереотипов поступков и поведения; повышение значимости отечественных социокультурных ориентиров для поколений XXI века; преодоление факторов, ослабляющих социально значимые интересы личности, ее социальную ответственность, готовность к самореализации на благо общества и государства. Система программных мероприятий, направленных на решение данной проблемы, исходит из потребности каждого гражданина России в свободном выборе своего будущего в контексте целей развития и обеспечения национальной безопасности России. Система программных мероприятий направлена на интеграцию и консолидацию социального, культурного и воспитательного потенциала как регионов, так и страны в целом. Список литературы 1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование С Воробьева В. В., Чистова Т. М. От трагедии войны к культуре мира: из опыта гражданско-патриотической работы С Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс С

5 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» : утв. Постановлением Правительства РФ 795 от 5 октября 2010 г. // Российская газета октября. 5. Замостьянов А. Патриотическое воспитание подступы и попытки // Нар. образование С Кавторин В. В. Не будем спорить о патриотизме // Звезда С Калинина З. Н. Восхождение к истокам: Опыт реализации комплексной целевой программы гражданскопатриотического воспитания студентов / авт. -сост. З. Н. Калинина, М. А. Поздяева. 2-е изд. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector