221madou.ru

Мама и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современная теория обучения и воспитания кратко

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. В условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии.

Объектом исследования является процесс обучения, а предметом организация процесса обучения. Выделяют закономерности и принципы, цель и задачи, содержание и методы, приемы и технологии, средства, организационные формы обучения.

Цель дидактики: описать, объяснить, моделировать процесс современного обучения и образования. Общая задача направлена на приобщение подрастающее поколение общечеловеческим ценностям. Специфические задачи определение объема и содержания научного знания, создать оптимальные условия в организации учебного процесса и пути их коррекции.

Дидактиктические знания носят системный, универсальный и нормативный характер.

Дидактика ставит три главных вопроса и отвечает на них.

Для чего обучать, чему обучать и каким образом (как) обучать.

Процесс обучения это последовательные действия учителя с учащимися, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний. Он имеет двухсторонний характер, единство деятельности преподавания и учения. Основной движущей силой является противоречия между возможностями и потребностями человека, а также между задачами, выдвигаемыми учащимся и наличным уровнем его развития и социального опыта.

И.Я.Лернер и В.В.Краевский выделили структурные элементы процесса обучения, такие как цель, содержание, единство преподавания и учения, мотивы субъекта обучения, механизмы процесса усвоения и результат обучения.

В обучении выделяют закономерности проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения проявление должного в образовательном процессе, правила это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному, стать реальностью. Кроме закономерностей обучение она имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

От социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе зависят внешние закономерности.

С целями, методами и формами обучения связаны внутренние закономерности.

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы — гуманизации, гуманитаризации, демократизации и др.

2. Общепедагогические принципы-: природосообразность, культуросообразность, личностной направленности педагогического процесса, учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:

принцип преемственности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, самостоятельности, доступности и научности, связи теории с практикой, прочности.

Основные теории обучения:

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения оформилась в XVII в. Дж. Локк предложил термин «ассоциация», а окончательно оформил в классно-урочной системе Я. А. Коменский.

Основные принципы этой теории, что механизмом любого акта учения является ассоциация, ее главный метод упражнение.

Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», характеризует деятельностный подход.

Проблемная ситуация это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями предъявляемые требованием образования.

Теория поэтапного формирования умственных действий касается структуры процесса усвоения знаний. Возможности учения повышаются, если учащиеся выполняет умственные действия поэтапно.

Теория учебной деятельности исходит из учения Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, через содержание усваиваемых знаний.

Метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Отдельная сторона метода является прием обучения, они могут входить в состав различных методов.

Существуют также различные классификации методов обучения, ориентируются на «золотое правило» дидактики (слово, наглядность, практика). Исходя из этого были выделены три группы методов: словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.); практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.).

Выбор методов , зависит от тех целей и задач обучения который ставит в своей деятельности преподаватель , от степени сложности, новизны и содержательности учебного материала . В работе с учащимися педагог учитывает возрастны е и индивидуальны е особенностей учащихся, услови я обучения в школе и свои профессиональны е возможност и .

К с овременным методам обучения относится:

деловые игры это создание ситуации выбора и принятия решения, близкие к реальным;

А.Эллисон и д.Фоутсон предложили метод погружения, их идея в том, что все знания конструируется субъектом познания и поэтому является сугубо личным явлением;

метод опережающего обучения, разработанный С.Н.Лысенко, его компонентом является комментируемое управление «Учить детей мыслить вслух», один из принципов уроков и элементов обратной связи;

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития читать

в его основе метода микрооткрытий разработанного Е.С.Синицыном лежит эвристическая беседа;

метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения.

Под организационной формой обучения понимают совместную деятельность педагога и ученика в процессе обучения.

Выделяют организационные формы обучения:

по количеству и составу учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные);

по месту проведения (школьные, внешкольные);

по продолжительности учебной работы( классные – урок, внеклассные).

Например, Дальтон-план и м етод проектов форма индивидуального обучения, приспособленная к возможностям и способностям каж дого ученика, преобладает самостоятельная учебная деятельность.

Коллективная система обучения это работа в парах и в микрогруппах.

Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе.

В этой системе предусмотрены и другие формы организации учебной работы такие как, экскурсии, консультации, семинары, различные формы внеклассной работы. Обучение в классном коллективе способствует формированию у учащихся опыта коллективной работы и общения, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Классно-урочная система остается самой массовой и устойчивой в современной школе.

Модель обучения отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества. Выделяют модель компьютерного, дистанционного , концентрированного и проектного обучения.

Цель технологии — обеспечить достижение высоких результатов (уровней обученности) каждым учеником.

Технология полного усвоения предполагает четкое фиксирование результатов, которые должны достигать ученики и понимание учителем и самими учащимися, что такое «полное усвоение».

Технология разноуровневого обучения (ТРО) создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального порога.

ТРИЗ — технология на основе теории решения изобретательских задач,

формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), анализ и поиск решения проблем.

Технологию модульного обучения, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули, построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Наиболее инновационные технологии, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении, метод проектов, дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ и другие.

Для обучения важно проводить диагностику процесса и результата. Диагностика включает контроль и проверку, оценивание и накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики развития. Таким образом, выявляется степень подготовки учащихся и реализации требований содержания образования.

Технические средства обучения, это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией. К ним относятся: персональные компьютеры, кинопроекторы, телевизионные комплексы и т. д. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Образование тесно связано с воспитанием подрастающего поколения. От него зависит успешность освоения новых знания и накопления жизненного опыта. Основные типы воспитательных систем:

Гуманистическая сиcreма базируется на развитие его природных задатков и способноcтeй, создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества.

Авторитарная система базируется на воспитание послушания, дисциплина ее главное педагогическое средство.

Результат деятельности в работе зависит от профессиональной компетентности педагога. В основе педагогического процесса находится единство обучения, воспитания и развития, а воспитательной системе базируется на диалоге культур. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Воспитание и обучение детей зависит от многих факторов, и они должны быть обязательно учтены в результате выстраивания воспитательного процесса.

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий на уроке. В нормативном компоненте они отражают образ действий для достижения поставленных задач. Опирается на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей.

Современные концепции обучения и воспитания

Концепция — это система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Концепция воспитания — система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на вос­питательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, крите­рии и показатели эффективности. Концепция обучения – это создание непротиворечивой, природосообразной полнофункциональной модели целенаправленного эффективного взаимодействия в процессе обучения психодидактической модели учения и функционально-дидактической модели преподавания, соответствующей современным тенденциям в профессиональном образовании России. Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; – дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых; – методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; – предметные методики по всем образовательным областям; – формы организации обучения; – система изучения успешности обучения и развития школьников. Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Читать еще:  Методика раннего развития марии монтессори скачать бесплатно

Концепция Л.В.Занкова. С конца 50-х годов научный коллек­тив по руководством Л.В.Занкова начал экспериментальное ис­следование по изучению объективных закономерностей и прин­ципов обучения. Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разра­ботки дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития.

принципы обучения по Занкову:

обучение на высоком уровне трудности;( харак-ся, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление)

— быстрый темп в изучении программного материала;( отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного. важно — непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями, когда не только обогащается ум школьника разносторонним содержанием, но и создаются благоприятные условия для глубокого осмысления получаемой информации)

— ведущая роль теоретических знаний;

— осознание школьниками процесса учения; . (По системе Л.В.Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяс­нил себе основания расположения материала, необходимость за­учивания определенных его элементов.)

целенаправ и систем работа по развитию все учащихся, включая и наиболее слабых.

Концепция В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина. В 60-е годы был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Основной задачей коллектива -установление роли и значения младшего школьного воз­раста в развитии ребенка.

Акцент: формир-е теорет. мышл-я ( словесно выраженное понимание чел-ком происхождения той или иной вещи, умение проследить условия этого происх-я, выяснить почему эти вещи приобретают ту или иную форму, воспроизвести в своей деят-ти пр. происх-я данной вещи)

Суть сис-мы Эл.-Дав: получение теор. знаниц в их философско-лог. понимании

Осн. принципы орг-и об-я:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10551 — | 7758 — или читать все.

основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_polozheniya_sovremennoy_teorii_obucheniya_i_vospitaniyaitogovaya.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Обучение — это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

Закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

Характеристика классических принципов обучения: систематичности и последовательности ,наглядности обучения,сознательности и активности,самостоятельности,доступности,научности, связи теории с практикой,прочности(прочно то, что значимо, интересно для личности).

Совокупность обобщенных положений или система взглядов и понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которых лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. Показателен также опыт педагогов-новаторов:(П. М. Эрдниев, Б.П.Эрдниев),(В.Ф.Шаталов, С. Д. Шевченко и др.);

-Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход,

-Теория поэтапного формирования умственных действий .

Основные положения современной теории обучения и воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).

Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:

принцип преемственности, систематичности и последовательности;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

принципы доступности и научности;

принцип связи теории с практикой;

Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.

Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.

Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.

Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.

При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

Принцип наглядности обучения. В соответствии с даннымпринципомобучениедолжноопиратьсянаиспользованиеразнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); уловно-изобразительной , символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образноеописание); д инамической (звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).

Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимостиотхарактерамыслительнойдеятельности учащихся выделяют три уровня познавательнойактивности:

Воспроизводящая активность — характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.

Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.

Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.

Принцип самостоятельности, в данном принципе Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности ипродуктивности .

Принцип доступности. Сущность принципа доступности заключается в необходимостисоотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальнымиособенностями.

Принцип научности. Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методовобучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представленияоб окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научногомировоззрения.

Принцип связи теории с практикой. Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

Принцип прочности. Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector