221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современная теория обучения и воспитания

Современные концепции обучения и воспитания

Концепция — это система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Концепция воспитания — система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на вос­питательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, крите­рии и показатели эффективности. Концепция обучения – это создание непротиворечивой, природосообразной полнофункциональной модели целенаправленного эффективного взаимодействия в процессе обучения психодидактической модели учения и функционально-дидактической модели преподавания, соответствующей современным тенденциям в профессиональном образовании России. Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; – дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых; – методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; – предметные методики по всем образовательным областям; – формы организации обучения; – система изучения успешности обучения и развития школьников. Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Концепция Л.В.Занкова. С конца 50-х годов научный коллек­тив по руководством Л.В.Занкова начал экспериментальное ис­следование по изучению объективных закономерностей и прин­ципов обучения. Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разра­ботки дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития.

принципы обучения по Занкову:

обучение на высоком уровне трудности;( харак-ся, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление)

— быстрый темп в изучении программного материала;( отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного. важно — непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями, когда не только обогащается ум школьника разносторонним содержанием, но и создаются благоприятные условия для глубокого осмысления получаемой информации)

— ведущая роль теоретических знаний;

— осознание школьниками процесса учения; . (По системе Л.В.Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяс­нил себе основания расположения материала, необходимость за­учивания определенных его элементов.)

целенаправ и систем работа по развитию все учащихся, включая и наиболее слабых.

Концепция В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина. В 60-е годы был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Основной задачей коллектива -установление роли и значения младшего школьного воз­раста в развитии ребенка.

Акцент: формир-е теорет. мышл-я ( словесно выраженное понимание чел-ком происхождения той или иной вещи, умение проследить условия этого происх-я, выяснить почему эти вещи приобретают ту или иную форму, воспроизвести в своей деят-ти пр. происх-я данной вещи)

Суть сис-мы Эл.-Дав: получение теор. знаниц в их философско-лог. понимании

Осн. принципы орг-и об-я:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8774 — | 7582 — или читать все.

Основные положения современной теории обучения и воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).

Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Читать еще:  Методы художественно эстетического воспитания

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:

принцип преемственности, систематичности и последовательности;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

принципы доступности и научности;

принцип связи теории с практикой;

Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.

Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.

Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.

Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.

При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

Принцип наглядности обучения. В соответствии с даннымпринципомобучениедолжноопиратьсянаиспользованиеразнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); уловно-изобразительной , символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образноеописание); д инамической (звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).

Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимостиотхарактерамыслительнойдеятельности учащихся выделяют три уровня познавательнойактивности:

Воспроизводящая активность — характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.

Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.

Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.

Принцип самостоятельности, в данном принципе Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности ипродуктивности .

Принцип доступности. Сущность принципа доступности заключается в необходимостисоотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальнымиособенностями.

Принцип научности. Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методовобучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представленияоб окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научногомировоззрения.

Принцип связи теории с практикой. Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

Принцип прочности. Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_polozheniya_sovremennoy_teorii_obucheniya_i_vospitaniyaitogovaya.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.

Основные положения современной теории обучения и воспитания.

Разрабатывает теорию обучения и образования одна из отраслей педагогической науки дидактика. Ее основоположником является чешский педагог Я.А.Каменский, он в своем трактате «Великая дидактика» высказал идею, что дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему» изложил основные идеи и выводы по теории обучения. В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом.

Результатом научных исследований дидактики являются теоретические основы организации воспитывающего и развивающего обучения и образования.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Обучение — это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

Закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

Характеристика классических принципов обучения: систематичности и последовательности ,наглядности обучения,сознательности и активности,самостоятельности,доступности,научности, связи теории с практикой,прочности(прочно то, что значимо, интересно для личности).

Совокупность обобщенных положений или система взглядов и понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а так же особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которых лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. Показателен также опыт педагогов-новаторов:(П. М. Эрдниев, Б.П.Эрдниев),(В.Ф.Шаталов, С. Д. Шевченко и др.);

-Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход,

-Теория поэтапного формирования умственных действий .

Теории обучения и воспитания

Надежда Прудникова
Теории обучения и воспитания

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является образовательный процесс.

Предметом исследования является закономерности образовательного процесса.

В педагогике существует три типа языка: научный, профессиональный и обыденный.

Категория – образование, обучение, воспитание.

Понятие – педагогический процесс, формирование личности, развитие личности, социализация, ребенок как субъект воспитания, технология и прочее.

Категории образования понимается как процесс, результат (содержательный и формальный, сеть образовательных учреждений, взаимосвязь образовательных учреждений (Процесс = обучение + воспитание).

Цель – конечный прогнозируемый результат.

Деятельностный компонент: методы, формы и средства обучения и воспитания.

Учитывая схему 1 и схему 2 расположим по-другому рассматриваемые компоненты:

Структура дидактической системы (рис. 1).

Методология – инструмент знания – практика.

Выделяют следующие уровни методологии:

4. Уровень конкретных методик.

Философский уровень предполагает философские учения: концепция экзистенциализм и бихевиоризм.

Теория экзистенциализма – «человек автор своей судьбы», свобода и ответственность. Данные философские идеи легли в основу личностно-ориентированного подхода согласно которому, чтобы человек стал автором своей судьбы, нужно чтобы он стал автором своего учения, следовательно, надо создавать условия для свободы выбора.

Теория бихевиоризма – «стимул – реакция». В основе формирующего подхода.

Общенаучный уровень – системный подход.

Конкретно-научный уровень – применим к определенной области знаний. Есть определенные законы и принципы обучения.

Уровень конкретных методик . Примером является исследования методики организации педагогического эксперимента.

Рассмотрим методы исследования в педагогике.

Метод исследования – это способ добывания новых знаний.

Эксперимент – научно-поставленный опыт.

Гипотеза – предположение, которое нужно подтвердить, либо опровергнуть.

I этап эксперимента – теоретический. Определяются методологические основания исследования (например, объект, предмет, цель и т. д.). Выдвигается гипотеза и дается теоретическое основание.

II этап эксперимента – экспериментальный. Опробация (проверка) гипотезы на практике: 1) констатирующего эксперимента; 2) формирующего эксперимента; 3) контрольного эксперимента. Контрольная и экспериментальная группа для него необходима «чистота» эксперимента.

III этап эксперимента – подведение итога. Закрепительный, аналитический, т. е. делаются выводы, и гипотеза либо подтверждается, либо опровергается.

Ранжирование – метод исследования, который определяет или устанавливает ранг.

Корреляция считается по формуле:

n – количество испытуемых

Педагогика взаимодействует с другими науками. При этом взаимодействии могут возникать новые отрасли педагогики. Таким образом, можно утверждать, что педагогика это наука.

Теории обучения

Дидактика – наука, которая отвечает на три основных вопроса:

Обучение – процесс взаимодействия ребенка и педагога, направленный на достижение цели обучения.

Выделяют внешнюю структуру обучения (Заглядовский В. И., она включает в себя три компонента:

Одна из структур – это целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулировочный компонент.

Изначально выделяют 2 смысла обучения: образ «ребенок – зерно» (саморазвитие, «ребенок – глина» (формирую ЗУН).

Формирование – вид развития личности под воздействием внешних факторов.

Саморазвитие – многоаспектный качественный процесс в самоизменении личности связанный с реализацией внутренней потребности к самосовершенствованию и направленный на самоизменения себя для продуктивной самореализации.

Процесс саморазвития спиралевидный и он бесконечный.

— Саморегуляция (постановка целей деятельности, сама деятельность, планирование и т. д.)

Одно из условий саморазвития – деятельность и свобода.

В дидактике выделяют традиционный классический подход – личностно-ориентированный.

На современном этапе в связи с внедрением в ООУ ФГОС выделяют системно-деятельностный подход.

Целевой компонент в процессе обучения

Традиционный подход Современный подход

Цель обучения ЗУН («навыковая школа») по ФГОС

метапредметные (универсальные предметные действия)

Выделяют систему цели на Федеральном уровне, региональном, муниципальном, на уровне общеобразовательной организации, детские группы.

знания умения, навыки

Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

Закономерности – объективные устойчивые связи между компонентами процесса.

Принципы – требования к организации педагогического процесса.

1. Взаимообусловленность – обучение воспитания, развития и деятельности учащихся.

2. Цель, содержание педагогического процесса являются социально обусловленными.

Пример принципов: закономерности помогают понять, как протекает процесс, а принципы как строить процесс.

1. Принцип научности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип теории и практики.

С позиции продуктивного обучения (эвристическая система обучения, А. В. Хуторской) – образ современного ученика.

1. Принцип личностного целеполагания ученика.

2. Принцип образовательной рефлексии ученика.

3. Принцип продуктивной деятельности ученика.

— способ «достижения цели обучения».

Рассмотрим методы обучения с позиции классической дидактики, традиционный подход.

Технология обучения – совокупность методов и приемов, которые приводят к гарантированному результату.

Гарантированный результат => система => алгоритм.

1. Концептуальная основа;

2. Целевой компонент;

3. Процессуальный компонент;

4. Диагностический компонент.

Формы обучения – внешнее очертание, или способ существования какого-либо содержания.

Основной организацией формой обучения является урок: традиционный.

В зависимости от дидактической цели выделяют несколько форм уроков:

1. Создание образовательной продукции ученика.

2. Использование учителя в открытых заданиях.

Открытые задания – задания, на которые нет однозначного ответа.

Средства обучения – инструментарий, которые использует педагог в учебном процессе для достижения цели обучения.

Диагностика форм обучения – контроль, оценка.

Виды диагностики форм обучения: текущий, промежуточный и итоговый.

Формы: экзамен, зачет, контрольная работа.

Методы: устный, письменный, машинный.

Философская теория познания – методологическая основа традиционной системы обучения.

Существует закон познания:

1 этап – чувственное восприятие, возникает представление. Далее живое созерцание.

2 этап – абстрактное мышление.

3 этап – применение на практике.

Этапы освоения знаний:

1 этап – Восприятие

2 этап – Осмысление

3 этап – Закрепление

4 этап – Применение

Концепции обучения и воспитания

Концепция развивающего обучения

Концепция воспитания Е. В. Бондаревская «Человек и культура» — личностно-ориентированная концепция.

Концепция – совокупность теоретических воззрений на какой-либо вопрос.

Воспитание – «процесс педагогической помощи ребенку становлению его субъективности, культурной идентификации, социализации и жизненном самоопределении».

В концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России указаны следующие ценности: труд, семья, творчество, человечество, искусство, литература.

Цель воспитания – воспитание человека культуры: свободная личность, гуманная личность, духовная личность, творческая личность, практическая личность (Е. В. Бондаревская).

Принципы воспитания (Е. В. Бондаревская):

1 принцип природосообразного воспитания;

2 принцип культуросообразного воспитания;

3 принцип веры в ребенка;

4 принцип гуманизма.

Содержание воспитания включает в себя аксиологический (добро, когнитивный (знания о) и деятельностный (виды деятельности) компонент.

1. Убеждение (формирование сознания) – инструмент воздействия – слово.

2. Упражнение – методы организации деятельности и формирование опыта поведения).

3. Стимулирование – поощрение, наказание.

Приемы воспитания – отдельное воздействие.

Формы воспитания по степени проявления активности воспитанника, например, мероприятие (меньше активности, дело, игра (больше активности).

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×