221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные концепции воспитания дошкольников

Тема 4. Современные концепции дошкольного образования

Результативность педагогической деятельности отдельных воспитателей, результативность деятельности ДОУ в целом находит отражение в успешности реализации основных целей, задач обучения, воспитания и развития детей. Целевой компонент дошкольного образования определяется разными концепциями.

Концепция — это система взглядов на явление. Педагогическая концепция — система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей.

В 1989 году научно- исследовательским коллективом «Школа» была разработана Концепция дошкольного воспитания. Концепция определяла детство «как этап подготовки к будущей жизни», акцентировала внимание на отношении к детству как самоценному времени жизни, предлагала следующие пути обновления дошкольного образования: охрана и укрепление здоровья (физического и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров и условий финансирования дошкольного воспитания, перестройка системы управления.

Концепция подчеркивала необходимость реализации специфических возрастных возможностей детей дошкольного возраста, использование доступных для детей видов деятельности. Для гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми в Концепции предлагалось использовать личностно-ориентированную модель, когда воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе!»; ребёнок рассматривается как полноправный партнер в условиях сотрудничества, что предполагает расширение степеней его свободы.

Для охраны и укрепления здоровья в Концепции предлагалось организовать поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей, введение в штатное расписание ДОУ преподавателя физкультуры. Для перестройки содержания педагогической работы с детьми в Концепции делался акцент на базисе личностной культуры ребенка, включающем ориентировку ребенка в природе, предметах, явлениях общественной жизни, собственной жизни.

Воспитание дошкольников предполагало в Концепции формирование ценностных основ отношения к действительности. Обучение дошкольников трактовалось в Концепции как формирование культуры познания, культуры чувств, деятельно-практического отношения к миру. Условием единства воспитания и обучения в Концепции провозглашается общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения, насыщение жизни детей яркими событиями, использование комплекса разных видов искусств.

В организации жизни ребенка ведущее место отводится игре. Для этого игра должна быть свободной от навязанной взрослыми тематики и регламентации действий. На занятиях прямое обучение не должно быть преобладающей формой организации; необходимо использовать на занятиях дидактическую игру, чтобы занятия представляли синтез игры и познавательной деятельности. В Концепции указывалось на необходимость выделять личное время в регламенте жизни детей.

Кроме того, освещались рекомендации по построению развивающей среды в ДОУ. В Концепции подчёркивалось, что взаимодействии детского сада, семьи и школы должно строиться на основе доверительного делового контакта. Концепция акцентировала внимание на дифференцированной подготовке специалистов для дошкольного воспитания; предлагалось, чтобы в каждой группе дошкольников один педагог имел высшую квалификацию педагога — психолога, другой — квалификацию воспитателя; указывалось на необходимость организации центров психолого-педагогического консультирования для воспитателей и родителей. Для перестройки системы управления и структуры дошкольных учреждений Концепция ориентировала на необходимость организации советов ДОУ, различных фондов дошкольного воспитания, разработки программ для дошкольных учреждений и создание разных видов дошкольных учреждений.

Концепция целостного развития личности (А. Петровский) предполагает учет в педагогической работе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей; учет не биологического возраста, а истинного возраста. Считается, что дошкольный возраст характеризуется неравномерностью развития. Педагогическая Концепция целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта детской деятельности разработана М. В. Крулехт. Целостное развитие ребенка, по мнению М. В. Крулехт, – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности. Индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность. При определении содержания образовательных программ, разработке педагогических технологий необходимо исходить из физиологических, психологических, познавательных особенностей детей, ориентироваться на «зону ближайшего развития», естественное вызревание перспективных новообразований. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, развертывающей перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта в целях развития индивидуальности. Суть Концепции заключается в том, что модель целостного развития как субъекта детской деятельности включает: развитие индивидуальных особенностей, развитие самостоятельности или личностных качеств, освоение позиции субъекта детской деятельности, развитие индивидуальности как сущностного ядра личности.

Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002 г.). В данной Концепции цели и задачи дошкольного образования определяются следующим образом:

— воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, поддержка индивидуальности;

— обеспечение эмоционального благополучия детей;

— развитие любознательности, инициативности, творчества;

— развитие компетентности в сфере общения между людьми.

Концепция раннего детского возраста (Павлова Л. Н., 2002 г.) состоит их трех частей. В первой части говорится о принципах воспитания детей данного возраста, среди которых выделяются принцип гуманизации целей и задач воспитания, т.е. осуществление воспитания демократизированными методами. В педагогике раннего детства все принципы имеют особую выраженность: предельно бережное отношение к здоровью детей, обеспечение чувства защищенности, гармоничное единение ребенка с культурой своего народа, гармоничные взаимоотношения взрослого и ребенка, гармоничное единение между содержанием, целями, задачами и средствами воспитания. Во второй части Концепции характеризуется гипотеза движущих сил развития и воспитания, утверждается, что в раннем возрасте вместе с активностью самовыражения у детей наблюдается активность эвристического поведения. В третьей части Концепции характеризуются современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. В частности, говорится о том, что детские учреждения должны стать центрами педагогической культуры семьи. Характеризуется проект программы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста, целью, которой является создание многофункциональной государственной системы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста. В программе определяются основные направления работы: комплексные научные исследования в области педагогики раннего детства, разработка нормативных и инструктивных документов, организация экспериментальных площадок. Программа называется «Я и мама». Программа предполагает, что каждое дошкольное учреждение организует консультативную помощь родителям, беременным женщинам, молодым матерям. Предлагается ходатайствовать о введении ставки социального работника в штат ДОУ. Консультативные центры должны оказывать действенную консультативную помощь матери и ребенку по вопросам рациональной организации ухода за младенцем, воспитания ребенка в первые месяцы жизни, ранней коррекции развития и воспитания. Также предполагается организация групп неполного дня для пребывания младенцев в ДОУ с целью помощи матери, централизованное обеспечение продуктами питания, выездной торговли детскими товарами, обеспечение культурной программы семьи. Таким образом, Концепция и программа предполагают на основе интеграции семейного и общественного воспитания создание многофункциональной системы общественно-семейного взаимодействия.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федерального государственного образовательного стандарта.

Концептуальные положения ФГОС определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования.

ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ:

— замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

— увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;

Читать еще:  Современные концепции целей воспитания

— изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

— изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое концепция?

2. Назовите основные концепции дошкольного образования.

3. В чем заключается суть основных концепций, таких как Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), Концепция раннего детского возраста (2002 г)?

Современная концепция дошкольного воспитания: новые подходы

17 Дек 2011, Автор: admin

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448, в российском образовательном пространстве были «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступало школьным инновациям.

Вместе с тем это движение долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок. Расширяющийся рынок образовательных продуктов и услуг формировался стихийно – зачастую в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы.

Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития. В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепциядошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому вКонцепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепциянепрерывного образования (дошкольное и начальное звено)) вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования –Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).

Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее – ФГОС НОО), что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Федеральные государственные требования – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования (обновления содержания образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования).

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

· замена учебного блока на блоки образо­вательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

· увеличение объема совместной дея­тельности взрослого и детей, в которую входит не толь­ко образовательная деятельность, осуще­ствляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная дея­тельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;

· изменение содержания понятия «сов­местная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

· изменение объема и содержания по­нятия «непосредственно образовательная деятельность».

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Теоретико-методологическую основу ФГТ составили: гуманитарный и системно-деятельностный подходы. Гуманитарный подход в качестве основной профессионально-педагогической ценности выдвигает конкретного человека, – как высшее достижение мира, – его внутреннее пространство, специфику индивидуального процесса познания, множественность прочтений одной и той же личности.

Как отмечается в Докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке, главной задачей на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать «создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов». Современное образование оказалось перед лицом целого комплекса проблем, связанных с экологией детства, в связи с чем возникла необходимость решения проблем осуществления безопасного образования, которому естественно присущи любовь и уважение к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности.

Мировоззренческое значение идей гуманитаристики в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, ее приоритета перед государством. Таким образом, дошкольное образование представляет собой важнейший атрибут человеческого бытия, а не функцию общества.

Гуманитарность в контексте ФГТ рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность. В связи с чем, в концепции ФГТ системообразующим является системно-деятельностный подход.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, «процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребен­ка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствую­щим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность». Так, ФГТ в соответствии с теоретико-методологическими основами системно-деятельностного подхода выделяют основные виды деятельности, которые являются основными формами практики для ребенка дошкольного возраста.

Читать еще:  Личность в концепции гуманистического воспитания

Это коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудо­вая, музыкально-художественная деятельность, а также чтение (восприятие) художественной литературы. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является детская игра.

Реализация вышеобозначенных концептуальных основ ФГТ возможна за счет системных обновлений: содержания дошкольного образования, технологий, используемых в ходе обучения, системы оценивания качества результатов дошкольного образования, обновления структуры образования в целом, введения новой системы оплаты труда руководящих и педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, внедрения государственно-общественной модели управления дошкольным образованием и создания открытой информационной среды дошкольного образовательного учреждения.

Содержание образования, по нашему мнению, является стержневым системным обновлением в модернизации региональной системы дошкольного образования.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Дошкольное воспитание и образование

Образование – это один из древнейших социальных институтов, который вызван нуждами общества воссоздавать и передавать знание, умение, навыки, готовить новые поколения для жизни, готовить субъектов социального действия для решения экономических, социальных, культурных проблем, которые стоят перед человечеством. В современном мире образование – сложное и разнообразное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработка знаний и социального опыта.

Цель воспитания есть единой для всех звеньев системы образования, которое обеспечивает полноценное всестороннее развитие личности от рождения и на протяжении всей жизни.

Воспитание дошкольников – довольно продолжительный период развития ребенка, имеющий сложные этапы. Задача воспитания на каждом этапе этого периода имеет свою специфику. В младенческом и раннем возрасте важно формировать качества, которые предопределяют развитие сугубо человеческих свойств и способностей, но в дошкольном возрасте задача усложняется, когда формируются качества, которые определяют дальнейшее развитие ребенка.

Воспитание детей дошкольного возраста оказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Концепция дошкольного воспитания предусматривает широкие возможности, выделяя такие его задачи:

1. Пробудить в ребенке духовное начало, развить это начало как доминирующее в структуре личности.

2. Формировать личность в контексте родной культуры и речи как эмоциональной природной среды ребенка.

3. Сформировать творческую индивидуальность, которая живёт активно, интересно, согласно возрастным и физиологическим нуждам, готовая физически и психически к дальнейшим требованиям семьи, школы, жизни.

4. Прививать ребенку бескорыстие как высшую ценность культуры, а также элементы экономической осведомленности и деловитости.

В дошкольном воспитании и развитии ребенка ведущая роль принадлежит взрослым. Ребенок является социальным существом. Потребность в сотрудничестве со взрослыми возникает еще в раннем детстве, когда они целиком обеспечивают все жизненные нужды ребенка. Он вводит его в окружающий мир, удовлетворяет одну из главных нужд психического развития – появление новых впечатлений, поднимает глубинные связи взрослого мира и мира детей, углубляет разрыв между ними.

От педагога, который стремится положительно влиять на ребенка, требуется много знаний, творчества и терпение. Воспитатель должен быть не только с хорошими манерами, но и способным к самосовершенствованию. Для детей дошкольного возраста важным есть особая связь именно с педагогом. И не только потому, что в этом возрасте ребенок зависим от взрослого, а и потому, что у него еще нет прочных и развитых взаимоотношений с детьми.

Задача воспитателей заключается в том, чтобы научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок ощущал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничестве.

Итак, общей целью воспитания детей дошкольного возраста есть всестороннее развитие ребенка, формирование базиса его личностной культуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Современные концепции воспитания

«Концепция» обозначает систему взглядов на что-либо, основную мысль которой определяют цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Соответственно концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Основные виды современных концепций воспитания

В наше время можно выделить достаточно много концепций воспитания. Перечислим некоторые из них:

    1. Система построения процесса воспитания. Ее авторы — В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Согласно ей личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором — это создание необходимых условий для целенаправленного,
      протекающего под контролем всестороннего развития человека как личности и как индивидуальности.
    2. Системно (социально) — ролевая концепция развития личности. Автором является казанский профессор Н.И. Таланчук. Он определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу). Он говорит о том, что лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли в обществе, человек развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.
    3. Формирование образа жизни, достойной Человека. Автор — Н.Е. Щуркова. По ее мнению целью воспитания является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. И человек в свою очередь становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Н.Е.Щуркова считала, что жизнь достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
    4. Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности. Автором этой концепции является ростовская ученая Е.В. Бондаревская. Воспитание она определяет как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации и социализации. При этом под словом «помощь» она имеет в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставлять свободу, чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной духовной жизни.
    5. Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития. Разработана эта концепция была членом-корреспондентом Российской академии образования О.С. Газманом. Цель воспитания он определял так — необходимо дать каждому ребенку базовое образование и культуру, на основе которых предоставить условия для развития всех сторон личности. При помощь и поддержка должны быть оказаны семьей, ближайшим окружением и педагогами.
    6. Концепция творческой самодеятельности личности. Ее авторами являются В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев, которые предполагают саморазвитие личности учащегося в условиях взаимодействия школы и семьи. Они считают, что воспитание — это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
    7. Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Авторы этой концепции — А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. Этот подход к воспитанию является наиболее популярным в настоящее время. Согласно ему роль учителя — это роль старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку, школьник и педагог должны взаимодействовать и сотрудничать.
Читать еще:  Методы обучения скорочтению детей

  1. Концепция самоопределения личности. Ее разработал ученый А.Н. Тубельский, который предполагал личностное, жизненное и профессиональное самоопределение ученика в условиях школы. Он говорил о том, что учащемуся необходимо предоставлять свободу
    выбора, внутреннюю свободу с целью подготовить его к жизни и к труду.
  2. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся. Автор этой теории К.В. Гавриловец. Он считал, что конструирование своего «Я» — это главное в воспитании.
  3. Концепция воспитания на основе потребностей человека. Разработал ее ученый из Ижевска В.П. Созонов. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он определял воспитание как деятельность педагога, направленную на создание психолого-педагогических условий для формирования базовых потребностей учащегося: в творческой деятельности, в сфере здоровья, безопасности и самореализации.

Существует еще целый ряд довольно известных концепций воспитания, перечислять их можно довольно долго. Но, как Вы понимаете, любая из них так и может остаться замыслом ученых, если не будет применена и воплощена на деле в практике школы, которая, как известно, применяет методы и принципы гуманистического воспитания (это как раз то, что объединяет все вышеперечисленные концепции). Они ориентируются на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, заключающим в себе наиболее важные проявления духовности.

Современные концепции дошкольного образования

8.1. Концепция – это система взглядов на явление, педагогическая концепция – система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей. Конц в пед– это основополагзамысел, идея пед теории, указывающая способ построения образ процесса. На основе той или иной концепции создают целостную педагогическую систему, технологии обучения и воспитания, методики.

Ø Д.Б. Эльконина. природа детства в контексте конкретно-исторусл, кот определяют разв, закономерн, своеобр и характер изменений детства, необх условие для приобретения личностью чел способов удовлетворганич, соц, дух потребн, овладение человечкультуры. Д.И. Фельдштейна. особ явлен соц мира. Функционально д-во —состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству буд общества.

Содержательно д—постоянного физ роста, накопления психических новообр, освоения соц пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя идр.

Сущностно д-во биологич закономерности (возраст изменен)подчиняются, регулир-сясоциальным.

Ø Ш.А. Амонашвили. детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей.

Ø В концепции В.Т. Кудрявцева особ место детства в социокультурной сист. задачи, кот решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание.

Ø Концепция целостного развития личности А. Петровского учет в возраст, индивид и личнособ детей; учет не биолог,а истинного возраста (неравномерностью развитиядошк).

Ø Концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт. Целостное развитие ребенка – это единство индивид особ, личн качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Ø Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002) цели и задачи дошкобр:воспнравствчлка, охрана и укреплфиз и психичздоровья детей, поддержка индивид;обеспечэмоцблагопол детей;развлюбозн, инициат, творч;

компетентности в сфере общ м/ду люд.

Ø Концепция детства В.В. Зеньковского.игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

8.2. Зарубежные.Р.Штайнер.Вальдорфская педагогика.- воспбез вмешательства в естест развитие ребенка;- своб игра, — рисование — пение;- эвритмию (драматизация сказок), особую систему движений, связанную с языком и музыкой;- прогулки.звучит «живая» музыка.

Ø М. Монтессори. Теория самовоспитания и самообучения.свободный выбор деятел и средств

Ø Ж. Пиаже.Операциональная концепция.развитие осуществляется по его собственным законам независимо от обуч и восп.

Ø Дж. Дьюи. Концепция дидактического прагматизма.«обучения посредством делания», «обучения для приспособления к жизни», давала знания, не оторванные от жизни.

Ø С.Френе. педагогика взаимодействия и коммуникации, воспитание жизнью, для жизни в труде.по семейному принципу. До обеда организуются интеллектуальные занятия, после обеда – ручной труд, используются печатные машинки (на уровне Интернета).С.Судзуки.система массового раннего музыкального воспитания (с двухлетнего возраста). развитие психических функций ребенка и прежде всего способностей (таланта). метод постижения. М.Ибука. М. Ибука – «Японская ассоциация раннего развития» и расширил применение метода Судзуки. Ибука считает, что первые три года жизни – это решающие годы в развитии человека: после трех лет заниматься развитием ребенка уже поздно.

ВЕД.принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.).

Соврем.концепций ДО, охватывающих локальные направления развития ребенка.

В наст. вр.проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОО успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).

Правового воспитания в дошк(Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).

Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой). Проблема патриотизма реализуется в прогр: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова).

Ø Концепция социального развития (С.А. Козлова).

Ø Концепция познавательного развития дошкольника (Л.М. Кларина).

(«Природа», «Рукотворный мир», «Другие люди», «Я сам»).

Концепция о признании авторитетной роли семьи (Т.А. Куликова).

Т.А. Куликова освещает вопрос о домашнем и социальном педагоге, их роли в оказании помощи родителям в воспитании детей. Кроме того, автор дает рекомендации по воспитанию будущего семьянина уже в дошкольном возрасте, о специфике воспитания дошкольников в зависимости от пола.

Ø Концепция гражданско-патриотического воспитания (Э.К. Суслова). Э

Ø Концепция развития детской самостоятельности и активности (Г.Н. Година).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8783 — | 8313 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector