221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные концепции воспитания таблица

3. Современные концепции воспитания

До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунис­тического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие извест­ные в отечественной и зарубежной науке концепции.

В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концеп­туальных подходов. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспи­тания.

Концепции призваны были ответить на три основных воп­роса: каковы цели воспитания на современном этапе разви­тия общества? каковы содержание и структура воспитатель­ного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руковод­ством А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся моло­дежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала де­тей; формирование чувства свободы, способности к объ­ективной самооценке; уважение к правилам, нормам совмест­ной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Идеи, предложенные авторами:

■ личностный подход — признание личности высшей со­циальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

■ природосообразность — учет половых и возрастных осо­бенностей учащихся;

■ культуросообразность — опора на национальные тради­ции народа;

■ гуманизация межличностных отношений;

■ опора на чувства воспитанников.

В рамках этой концепции выделены следующие подхо­ды: деятельностный; дихотомический; дифференциальный; средовой; системный.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наря­ду с идеальной целью — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную. Цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для разви­тия тех сторон личности, для которых есть наиболее бла­гоприятные субъективные и объективные возможности се­мьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее — оптимальное, нали­чие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культу­рой (т. е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вно­сить в ее развитие посильный вклад).

Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культу­ру чувств и общения. Культура — это достижение личнос­тью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечи­вать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, че­ловеческой деятельностью. Достижение гармонии — тако­ва суть психологического, нравственного, физического здо­ровья человека.

Особое внимание авторы уделяют формированию у ребен­ка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и саморе­абилитации.

Главное, что необходимо растущему человеку — это здоро- вье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитатель­ной цели.

Концепция воспитания Н.М. Ильинского предлагает в ка­честве цели формирование жизнеспособной, гуманистичес­ки ориентированной индивидуальности по отношению к об­ществу и самой себе.

Жизнеспособность — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только вы­жить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся услови­ях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном пла­не, чем родители. Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную ак­тивность личности (поколения), направленную на преобра­зование внешней природной и социальной среды и на фор­мирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколь­ко они могут взять на себя ответственность за его будущее 1 .

В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной инди­видуальности молодой человек должен обладать следующи­ми личностными и гражданскими качествами:

■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, соци­ально-политической обстановке, сохраняя свою мировоз­зренческую позицию, гуманистические идеалы и цен­ности;

■ обладать высокой социальной активностью, целе­устремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптималь­ные решения жизненных проблем в нестандартных си­туациях;

■ иметь потребность в жизненных достижениях и успе­хе, способности к самостоятельному принятию реше­ний, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

■ быть законопослушным, социально ответственным, об­ладать развитым чувством внутренней свободы и соб­ственного достоинства, способностью к объективной са­мооценке и конкуренции с другими;

■ иметь в разумной мере индивидуалистические установ­ки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занима­ющей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, со­циальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т. п. 2

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жиз­ни, т.е. через воспитание человека разумного, человека ци­вилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание». 3

Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука.

Сущность всех педагогических явлений и процессов со­ставляет системный синергетизм.

Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.

Источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а си­стемный синергетизм.

Педагогика есть наука о системном человековедении, ко­торая не линейно, а системно-синергетически изучает и объ­ясняет все педагогические и социально-педагогические яв­ления и процессы в их единстве и взаимообусловленности. Объективное научное познание всех педагогических яв­лений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности. 1

В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое соверша­ется синергетически.

Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, кото­рые необходимо выполнять каждому человеку, мера осво­ения и качество выполнения которых определяют его соци­альный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы со­циальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе синергетическо-го взаимодействия внешних и внутренних факторов и ус­ловий.

Автор подчеркивает, что воспитание есть не линейный, не однофакторный, даже не полифакторный процесс, а сис-темно-синергетический процесс. Исходя из этого, целью вос­питания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гар­монически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.

Читать еще:  Монтессори методика раннего развития от 1

Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру вза­имодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим обра­зом зависит качество воспитания. По его мнению, эта сис­тема есть синергетическая целостность. Ее движущей си­лой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим вза­имодействием педагога и учащихся» 2 .

Синергетическая теория воспитательного взаимодействия требует кардинальной перестройки всего педагогического дела. Поэтому Н. М. Таланчуком предлагалась системно-функ­циональная теория педагогической деятельности и синер­гетическая структура цикла педагогической деятельности. Объективная структура педагогического цикла — субъект-субъектная, и фазы педагогического цикла находятся в синергетическом взаимодействии. Автором определяются функции и методы каждой фазы 1 , которые представлены в табл.1.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Читать еще:  Концепция воспитания селевко

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Классические и современные концепции воспитания.

Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем.

К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С.Макаренко, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.

А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим;

2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами;

4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров;

5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей;

6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).

Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»:

Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей;

Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы);

Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания. Пустое общение. Оно пагубно для детей;

Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию).

В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности:

1) развитие учения о коллективе;

2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отншения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье;

3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка;

4) разработка основ школоведения;

5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания;

6) воспитание чувства ответственности у детей.

И.П. Иванов. Концептуальная идея:воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Формула системы: Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия – 1) включение каждого ребенка в совместную деятельность

2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу;

3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие);

4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя;

5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное).

Результат – какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека)

К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О.Газмана, Н.Е.Щурковой.

Концепция Е.В. Бондаревской.Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания:

Читать еще:  Концепция воспитания рф

Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение.

Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация (уважение к человеку) форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений.

Личность духовная. Развитие творческой индивидуальности. Условия для воспитания: побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей.

Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью).

Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания:создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность.

Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма.

Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции:

Человек – цель всей социальной политики государства;

Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества.

В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности.

Реализм в постановке цели воспитания м в подборе средств воспитания.

Цель воспитания – формирование базовой культуры личности.

Компоненты базовой культуры личности:

Культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация));

Интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков);

Культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка).

В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек.

Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное.

Современные концепции воспитания.
статья на тему

Современные концепции воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Современные концепции воспитания.19 КБ

Предварительный просмотр:

Современные концепции воспитания.

Отечественные концепции воспитания

Основные идеи, цель, задачи, механизмы ( принципы, методы, средства).

« Концепция воспитания учащейся молодёжи»

А.А.Бодалёв, Л.И. Новикова и др.

Основные идеи данной концепции: личностный подход в воспитании; воспитание как целенаправленное управление развитием личности ребёнка; учёт половозростных особенностей ребёнка; единство воспитания, обучения и развития; национальное своеобразие воспитания; организация жизнедеятельности ученика как основа воспитательного процесса; гуманизация межличностных отношений;дифференциация воспитания; средовой подход в воспитании и эстетизация среды. Основная задача воспитания: развитие умения самостоятельно мыслить и чувствовать; свободолюбие; развитие личной созидательной активности; приобщение к культурным ценностям; выявление и развитие природных задатков; формирование общечеловеческих нормгумманистической морали ( доброта, милосердие); воспитаниеуважения к закону, нормам коллективной жизни, положительного отношения к труду.

Концепция « Звено в бесконечной цепи».

Главная идея, основа всей концепции воспитания — воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников. Чем глубже человек улучшает окружающий мир, тем полнее и глубже развивается он сам. Условиями реализации этой идеи являются: включение каждого воспитанника как своего младшего товарища в современную деятельность на общую пользу и радость; проявление внутреннего, духовногоотношения к воспитаннику как младшему товарищу, развитие в единстве всех сторон личности человека ( позновательно-мировозренческой, эмоционально-волевой и действенной); влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников становились бы способами воздействия самих воспитателей на себя; использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия ( открытое и незаменимое, прямое и опосредованное).

«Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя ( классного воспитателя)».

Основная цель — дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру. На этой основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия ( желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности. Ценральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения. Базовая культура включает в себя также следующии компаненты: культуру семейных отношений, экономическую, политическую, правовую, интеллектуальную, нравственную, экологическую, художественную, физическую культуру, культуру общения.

Жизненное самоопределение — это выработка у школьников позиции творца, преобразователя самого себя. Цель педагогической работы — формирование способности у ребёнка культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

«Системно-ролевая теория формирования личности.»

Цель воспитания — формирование гармоничной личности, готовой способной выполнять систему социальных ролей: семейных, профессиональных, организаторских, коммуникативных, гражданских и др. Воспитанностть понимается автором как мера овладения ребёнком различнами социальными ролями. В основе концепции Н. М. Таланчука лежат следующие идеи: гомоцентрический подход, сотрудничество педагогов и учащихся, системность воспитательной деятельности педагога, соответствие воспитательного мастерства воспитательным функциям.

« Программа воспитания школьников»

Цель — воспитать личность, способную строить жизнь, достойную человека. Необходимо обеспечить формирование отношения к природе как общему миру, формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни, формирование представлений о человеке как субекте жизни и высшей ценности на земле, формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, формирование образа жизни, достойног человека, формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Подходы к воспитанию: максимальное расширение поля воспитательного процесса для всей сферы жизнедеятельности ребёнка: считать ребёнка субектом собственной жизни; приучить к самостоятельному выбору жизненного пути и ответственности за выбор; место борьбы с недостатками формировать достоинства, которые вытеснят недостатки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) .

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) .

Известно практически каждому человеку, что и обучение, и воспитание человека начинается в кругу семьи. Маленький человечек от самых близких ему людей усваивает первые знания, умения, навыки. Но младен.

Современные философы трактуют понятие « среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание ада.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА.

Педагогический проект направленный на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector