221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные методики воспитания детей

Современная методика воспитания детей

Современные дети имеют интеллектуальное развитие выше, чем буквально прошлое поколение. Это выражается в способности быстрее понимать компьютер, но при этом физическая подготовка у них на порядок хуже. В итоге дети перестанут стоять за себя, а мытье посуды будет для них настоящей каторгой. Также в этом случае страдает и психическое состояние ребенка, ведь нередко могут возникать необоснованные вспышки гнева и капризов.

Связаны такие изменения с перестройкой структуры времени ребенка и характера воздействующих раздражителей. Примером послужит тот факт, что ребенок, имея свободные четыре часа, половину из них предпочтет провести в интернете, а именно в одной из многочисленных социальных сетей. Остальное же время проводится у телевизора, получая информацию из пускаемых рекламных роликов.

При этом книгу в руках можно увидеть максимум 10 минут в сутки, хотя, к радости, есть и приятные исключения.

Многие ошибочно считают, что дети от родителей перенимают только все положительные черты, но это не так. Ребенку проще запомнить негативные привычки родителя и повторить что-то плохое. У детей больше развита зрительная память, чем слуховая, поэтому нужно родителям следить за собственным поведением и корректировать все недостатки. Поэтому, если родитель имеет вредные привычки, а ребенок их перенимает, то ругать нужно в первую очередь себя. Важно помнить, что девочки всегда берут пример с мамы, а мальчики с отца.

Нормально ли если ребенок капризничает?

Очень часто ребенок может проявлять пугающие стороны своего характера. Например, он может ломать, резать, ложиться на землю и прочее. Это нормально. Ни в коем случае не стоит наказывать за это ребенка, как и обращать внимание на капризы. Подобные выходки это всего лишь попытки привлечь к своей особе внимание. Со временем капризы такого характера пройдут сами собой.

Рычаги давления на родителей

Малыши это – настоящие хитрецы, которые быстро схватывают, что разрешают родители и к кому лучше подходить с различными просьбами. В ходе таких манипуляций может вспыхнуть скандал у родителей. Для того чтобы такого не было, родители должны всегда стоять по одну сторону баррикад.

Полезные советы
– ни в коем случае не стоит ребенку навязывать то занятие, которое не по душе ни одному родителю. То есть если ни папа, ни мама не играет на пианино, не стоит этого требовать от малыша;

– необходимо сократить время, проведенное перед телевизором и компьютером, как для родителей, так и ребенка;

– необходимо иметь общие интересы между ребенком и мамой с папой;

– для одного ребенка в семье не подойдет в качестве спутника животное, всегда лучшим решением станет брат или сестра.

Противопоказания
– ни в коем случае не стоит повышать голос на ребенка. Подобное действие может вызвать ответную реакцию;

– убрать любое проявление обмана в семье. За этим особенно должны следить родители, ведь невыполненное обещание может пошатнуть веру ребенка, и он сам начнет увиливать от ответственности.

Обучение и воспитание детей – методики развития детей дошкольного возраста

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Читать еще:  Нравственное воспитание цели задачи условия методы

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

Методики воспитания детей

Выбрать методики воспитания детей в наши дни не просто. Информации о них так много и она настолько противоречива, что родители теряются и не знают, какой педагогической системе отдать предпочтение.

— Ваша Катенька умница, прекрасно читает – очень развитая девочка!

— Ваня решил сложную задачу правильно, еще и разными способами!

Как приятно бывает родителям слышать лестные отзывы о детях! Но для того чтобы педагоги и окружающие смогли оценить по достоинству интеллект вашего ребенка, его таланты и способности, вам придется потрудиться.

Выбираем методики воспитания детей

За последнее время разработано множество методик раннего развития детей, в каждой есть несомненные достоинства и особенности, которые принимаются не всеми.

Вот несколько примеров, активно обсуждаемых педагогами и родителями.

Автор методикиОсновные идеиДостоинстваОсобенности
Глен Доман
  • Каждый малыш – потенциальный гений
  • Ключ к раскрытию потенциала – в развитии
  • Лучший возраст для применения – до 3 лет, в этот период мозг ребенка восприимчив к новому
  • У детей в это время высокая мотивация к познанию: обучение происходит «само собой»
  • Отлично развивает память (при правильном применении методики она может стать «фотографической»)
  • Расширяет кругозор: ребенок хорошо ориентируется в различных областях знаний
  • За счет физических упражнений стимулируется развитие мозга
  • Не придается значения ролевым играм, песням, сказкам, развивающим эмоции
  • Не предусматривает раннего эстетического развития
  • Не предлагает заданий на творческое мышление, стимулирование фантазии
Мария Монтессори
  • С момента рождения ребенок – полноценная личность
  • Соревновательность в воспитании вредна, поскольку в ее основе сравнение одного ребенка с другим
  • Ключевое слово – «сам»: приучение ребенка к самоорганизации, самообразованию, самостоятельности
  • Дети сами решают, чем им заняться в первую очередь, а что оставить «на потом», сколько времени и старания уделять тому или иному занятию
  • Большое внимание уделено сенсорике как способу познания мира: через нее развивается речь и мышление
  • За счет предоставления большей свободы формируется самодостаточность, уверенность в собственных силах, умение принимать решения
  • Отсутствует давление на личность ребенка, принуждение, что способствует проявлению индивидуальности
  • Сложности в групповом общении, так как отсутствуют игры, совместное творчество
  • Возможны проблемы в школе из-за неумения взаимодействовать с коллективом
Рудольф Штайнер (Вальдорфская педагогика)
  • Ребенок изначально талантлив, и цель взрослых – создать условия для раскрытия этого таланта
  • Мир познается чувствами
  • Игрушки должны быть «несовершенными», стимулировать фантазию детей
  • Никаких «благ цивилизации»: компьютера, телевизора, радио – только предметы для творчества
  • Формирование эмоционального интеллекта: дети хорошо чувствуют людей и мир вокруг
  • Развитие гуманитарных способностей
  • Развитие речи, мышления, доброжелательного отношения к людям
  • Приоритет гуманитарного образования
  • Больше внимания формированию трудовых навыков, чем интеллектуальным способностям
  • Искусственное отчуждение детей от изобретений науки и техники
Сесиль Лупан
  • Ребенка надо «зажечь», пробудив в нем заложенные от рождения таланты и способности
  • Нужно не просто дать ребенку информацию, а подвести его к ее анализу и осмыслению
  • Не нужно стесняться выразить любовь к ребенку
  • В детей необходимо верить (не случайно программная книга С. Лупан так и называется «Поверь в свое дитя»)
  • Учитывает максимально потребности ребенка за счет индивидуального подхода
  • Формирует доверительные отношения между детьми и взрослыми
  • Ориентация на совместный поиск путей решения задач
  • У ребенка складывается адекватная самооценка: его не принуждают к сверхдостижениям, а стараются заинтересовать и ненавязчиво помочь
  • Дети уверены в себе, у них отсутствуют комплексы
  • С. Лупан много внимания уделяет плаванию детей в раннем возрасте, считая это занятие ключевым в развитии ребенка. Это мнение разделяют не все родители

Педагоги, разработавшие методики воспитания детей, отразили в них свои взгляды на их развитие. Возможно, вы разделите предложенные ими принципы или создадите собственные, как известные во всем мире супруги Никитины, главное – понимать, что и с какой целью вы делаете.Именно от ваших осознанных и последовательных шагов в воспитании будет зависеть, насколько развитой и гармоничной личностью вырастет ваш ребенок.

Характеристика средств и методов для воспитания дошкольников

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей – очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение – одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие – главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры – средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания – описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой – важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×