221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные методы воспитания

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Метод(от греч. methodos – буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных педагогов может включать различные приемы. Методы и методические приемы могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы педагога, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствамивоспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели.

Крайне трудно классифицировать средства, можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогами средств, приняв за основание классификации канал психологического влияния на человека (безусловно, на практике используются эти группы в единстве, но какой-то канал всегда доминирует при восприятии):

аудиальные (лат. «ауди» – «слух») – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы,…

визуальные (лат. «виз» – «видеть», «зрение») – предмет, изображение, художественный образ, видео-, кино-, фотозапись,…

кинестетические (греч. «кине» – «движение» и «эсте» – «чутье», «ощущение») – ритмические движения, жесты, позы, тактильные прикосновения,…

Принципиально, что средства нейтральны к воспитательному влиянию. Они, как оружие, могут служить и добру, и злу. Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом, определяя форму воспитательного действия.

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие классификаций методов по разным основаниям, в соответствии с различными педагогическими целями и задачами. Важно отметить, что не существует единой универсальной классификации методов.

Принимая во внимание, что каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, мы будем рассматривать методы воспитания как часть системы общих методов осуществления целостного педагогического процесса.

Таким образом, получается четыре группы методов воспитания:

методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, лекция, диспут, внушение, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, поручение, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, педагогическое требование, общественное мнение);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание и др.);

методы контроля и самоконтроля деятельности и поведения (наблюдение, беседа, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности, поручение, создание ситуаций).

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном единстве: решающее значение здесь имеет гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он может утратить свое назначение.

Дадим краткую характеристику основных методов каждой группы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7395 — или читать все.

Современные методы обучения и воспитания
статья на тему

Современные методы обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
rahimullina-_statya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова», г.Казань

Данная тема очень актуальна в наше время. Если мы оглядимся во круг, то с легкостью поймём что воспитывает абсолютно все: люди, явления, даже вещи, но прежде всего воспитывают — люди. На самом первом месте – воспитывают родители и педагоги. Со всем сложным миром, окружающей действительности ребенок входит в множество отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, данный «хаос» создают определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя.

Очень широко в детском саду используют ИКТ, дошкольникам очень нравиться данный метод обучения, информация усваивается быстрее, и больший процент информации запоминается. Каждый режимный момент в детском саду, идёт на обучения и воспитания личности ребёнка.

Так же большое влияние в развитии каждого человека, приходиться на школьное образование, человек получает соответствующее воспитания, школьное образование способствует полноценному развитию личности человека,, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

Главной целью в средней общеобразовательной школы, является – способствовать эмоциональному, физическому , нравственному, и конечно умственному развитию личности. Дли достижения данной цели, педагоги так же используют различные методы обучения.

Пользуясь различными источниками, давайте рассмотрим, что же такое метод обучения.

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками.

Методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Современный педагог постоянно должен совершенствоваться , использовать новые методы и приёмы в обучении детей. От усилий не только учителя, но и от самого ученика, на прямую зависят, успех осуществления метода и степень его эффективности. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Методы должны быть используемы в совокупности, если использовать только один метод обучения, то выполнить задачи и цели обучения не удастся. В современной школе используется такие методы как: традиционно — словесные, игровые и развивающие, компьютерные, дистанционные.

К словесным методам относят: рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Если педагог использует данную группу методов, то он не должен забывать о темпе и тоне изложенного материала. Темп не должен быть слишком быстрым, если темп очень быстрый, то это приводит к затруднению восприятию и пониманию материала. Если же наоборот, темп речи педагога слишком медленный, то ученики теряют интерес к излагаемому материалу, и попросту перестают его воспринимать. Так же слишком громкий или же наоборот слишком тихое и монотонное изложение, отрицательно влияют на усвоение материала.

Метод изложения — это связное сообщение излагаемое учителем, данный метод используется, привведение новой информации для учеников, так повторение уже изученного знакомого материала. Таким образом, учитель закрепляет уже изученный материал, и подводит итоги.

Так же излагать учебный материал можно в виде объяснения или же описания.

Со всеми данными методами, можно использовать ИКТ, Школьникам так же нравиться данное внедрение.

Изложение материала может быть в форме рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании выразительных средств.

Рассказ — это образное, эмоциональное и живое изложение материала. Используется он в основном при изложении гуманитарных предметов.

Так же как и в дошкольных учреждениях, в школах очень распространены дидактические игры, считается что игры относяться к виду учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс.

Дидактическая игра стимулирует в школьнике, как и в дошкольнике, его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является деятельность человека. За последнее время многие учителя накопили огромный запас разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным предметам.

Сейчас же , всё чаще применяют компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер.

Ещё с дошкольного возраста игра в жизни ребёнка является ведущим видом деятельности, дети воспринимают игру как жизнь, действительность, которую создаёт сам ребёнок. В связи с этим игра для ребенка более доступна, чем окружающий мир, с точки зрения ее понимания, в дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир через игру, обучается а так же воспитывается. Нередко для детей важен сам процесс игры, а не результат.

Игра помогает развитию способностей ребёнка, так же облегчает вхождение детей в сложный мир различных человеческих отношений, но и снимает психологическое напряжение, сюжетно — ролевые, дидактические, подвижные игры и т.д. Таким образом, мы понимаем что игра способствует развитию личности ребёнка.

Широкое распространение получил проблемный метод обучения. В основе проблемы всегда лежит противоречие. Противоречие воспринимается в качестве категории диалектики. Проблемные ситуации, в которых ребёнок ищет правильный ответ, правильный выход из сложившейся ситуации.

Данный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника. Дошкольники и школьники активно проявляют интерес к данному методу. От мастерства учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет.

Учитель должен преподнести до детей определённый материал, так чтобы активизировалась мыслительная работа всего класса, что бы дети усвоили и поняли полученную информацию. Цель учителя — заинтересовать школьника к поиску верного решения поставленной проблемы. Побудить к решению проблемы.

В современных школах, широко стали использовать компьютерное и программированное обучение. Данное обучение необходимо для создания технологии обучения, которая способна постоянно контролировать процесс усвоения знаний детьми. Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы, пунктов:

1. материал изложенный учителем, усваивается не полностьюа отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги;

2.после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль учителем над его усвоением;

3.необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала, предыдущий материал он усвоил.

4.если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает, или же напоминает пройдённый материал.

Существует так же дистанционная форма обучения ,которая тесно связанна с развитием информационных технологий и телекоммуникаций.

Данная технология очень удобна, человек находящийся в любой точке мира может учиться, при использовании современных информационных технологий.

В состав таких технологий входят трансляции учебных программ потеле — и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции. Через электронную почту и Интернет у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информации.

Какая цель обучения- такие и методы, любой метод обучения выбирается в зависимости с целью.

Современная дидактика от ученика требует не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Сам педагог выбирает метод обучения, в зависимости с поставленной целью, не забывая о таких правилах как: степень наглядности , научности и конечно же доступности.

Современные методы обучения и воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

Современные методы обучения и воспитания

Шерер Надежда Викторовна

Что такое дошкольное образование? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши — они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых – создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

На современном этапе развития общества возникли определенные проблемы в воспитании и обучении современных детей , социальной защите детства. Педагогические работники должны адаптироваться к новым ситуациям, к изменениям в области развития современных детей . При работе в детском коллективе важно учитывать психологические возрастные и индивидуальные качества и свойства личности ребёнка. Данные выводы актуальны и в наше время. Простая подача информации неэффективна. Мышление современных детей развивается более эффективно в проектной деятельности, участия в конкурсах, днях города. Более эффективно в таких случаях происходит адаптация детей к реалиям современной жизни .

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста . Главным результатом современного обучения является то , что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности. К основным задачам новых методов воспитания можно отнести:

Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка; Воспитание нравственности и культуры;

Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.);

Развитие учебно-познавательных навыков;

Формирование общечеловеческих ценностей;

Развитие в соответствии с интересами и способностями.

Содержание методов воспитания основывается на учебной литературе, научных источниках, методических и дидактических материалах.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов , форм , средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами . Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД) . Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ . НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ».

Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-спектакль, занятие-викторина, занятие-игра); игровые технологии (игры-поручения, игры-логические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-беседы). Так, на занятиях по математике я провожу устный счет, использую при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры : «Собери букет» , «Математическая рыбалка» , «Кто быстрее?» , «Собери грибы» .

Работа в детском саду ведется по следующим направлениям :

o Социально-коммуникативное развитие

o Познавательно развитие

o Речевое развитие

o Физическое развитие

o Художественно-эстетическое развитие.

Изменение качества образования , обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы .

Обновление содержания и повышение эффективности образования требует от педагогов :

Применение новых современных форм работы с детьми ;

Интегрированной образовательной деятельности ;

Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно -практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);

Игровые обучающие ситуации;

Творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок.

Одним из важных условий повышения эффективности образования является новое информационно -ресурсное обеспечение образовательного процесса – это любые образовательные материалы и средства , совокупность технологических средств , информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде .

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации , воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

ИКТ в работе современного педагога – это:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов , группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация) .

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Power Point (пауэр поинт) для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний .

Используем мы в своей работе и метод проектов . Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогический технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов .

Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов ? Причин несколько :

1. Необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. Актуальность приобретения коммуникативных навыков;

3. Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами , собирать необходимую информацию , уметь анализировать.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Современные методы воспитания

Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями.

Особенности современных методов обучения и воспитания

Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.

Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.

К основным задачам новых методов воспитания можно отнести:

  • Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка;
  • Воспитание нравственности и культуры;
  • Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.);
  • Развитие учебно-познавательных навыков;
  • Формирование общечеловеческих ценностей;
  • Развитие в соответствии с интересами и способностями.

Содержание методов воспитания основывается на учебной литературе, научных источниках, методических и дидактических материалах.

Характеристика современных методов воспитания

В современной педагогике выделяют четыре новых метода воспитания: методика Г. Домана, Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, метод Л. Береславского.

Наибольшее применение Вальдорфская педагогическая система нашла в дошкольных учебных заведениях. В основе метода заложено воспитание действиями и практикой, а не словами и теорией. Ребенок до 7 лет рассматривается как подражатель, который берет пример с родителей, педагогов и воспитателей. Взрослые должны показывать только положительные примеры. Развитие по методу Вальдорфской педагогики происходит за счет тренировки мелкой моторики с помощью лепки, рукоделия и игры с мелкими предметами.

Современные методы воспитания по Г.Доману и Л. Береславскому схожи по многим позициям. Согласно этим методикам, воспитание должно начинаться с самого раннего возраста, чтобы не упустить момент и не довести до серьезных проблем. Развитие моторики следует начинать уже с 2 лет, учить ребенка различать цвета и оттенки, геометрические фигуры и величины. Данные методики подразумевают постоянное выполнение упражнений на внимательность, развитие логического мышления и расширение представлений об окружающем мире.

Метод Домана направлен на интенсивное развитие мышления и интеллектуальной способности у детей до 7 лет. В основе метода лежит использование специальных карточек со словами и буквами, которые нужно запомнить и повторить. Занятия должны носить кратковременный, но регулярный характер. В процессе обучения следует тренировать память, обучать быстрому чтению и закреплять стремления к знаниям похвалой.

Наиболее известным современным методом воспитания и обучения является система Монтессори, разработанная итальянским педагогом, предназначенная для развития трудовых навыков. Занятия с ребенком следует начинать с простых домашних дел (поливание цветов, вытирание пыли, раскладывание вещей и игрушек по местам, мытье посуды и т.д.). Воспитание по методике Монтессори осуществляется с помощью абстрактных заданий, логических упражнений и развития восприятия.

Классификация современных методов обучения и воспитания в отечественной педагогике:

  • Методы, направленные на формирование сознания, убеждений, взглядов и устной речи (беседа, диалог, рассказ, лекция, диспут, семинар, рассуждение и т.д.);
  • Методы педагогического внушения, в которых используются образные, эмоциональные и психологические приемы для создания положительной атмосферы обучения и воспитания;
  • Методы формирования поведения и трудовая деятельность (приучение, режим, требования, поручения и т.д.);
  • Методы повторения и закрепления знаний с помощью заданий, упражнений и задач;
  • Методы поощрения и стимулирования (соревнования, турниры, конкурсы, игра и т.д.;
  • Методы контроля, самоопределения и самооценки, которые направлены на развитие аналитического и логического мышления, рефлексии и самоидентификации (анкетирование, тестирование, анализ и т.д.).

Эти современные методы воспитания эффективно использовать в целостной системе, чтобы сформировать полноценную личность, способную логично и осмысленно действовать в различных ситуациях, принимать решения и контролировать себя.

Читать еще:  Развитие памяти по методикам мнемотехники
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector