221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность гуманистической концепции воспитания

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Личность – человек, как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностями выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

В соответствии с аксиологическим подходом гуманизм как социально ценностный комплекс идей требует создания условий для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ, направленных на человека. Гуманность воспитывается как качество личности, как развитие комплекса личностных качеств, обусловливающих отношение людей друг к другу, к обществу, природе, самому себе.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Сегодня гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, ценностями которой являлись идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это – социальный заказ педагогики в советский период.

Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать личность обучаемого субъектом организованного педагогического взаимодействия. Человек, его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете – вот, что должно интересовать все социальные науки и педагогику как прикладную философию. Человек – мера всех вещей, ради человека существует сама воспитательно-образовательная система.

Вместе с утверждением личностно ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов на креативную (творческую), ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если у человека появляется интерес к своему «Я», потребности в самопознании, в самоопределении, самореализации, в личностной саморегуляции.

В гуманистической, личностно ориентированной педагогике человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своего жизненного пути, субъект собственной деятельности. Здесь два паритетных начала: воспитатель и воспитанник. Безусловно, их равенство в этом процессе определяется уровнем знаний, опыта, но каждая из сторон имеет право на безусловное уважение, ошибки, собственную позицию. Весь процесс построен на осознаваемом и принимаемом обеими сторонами ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Субъектность позиции, как педагога, так и воспитателя диалектична. Воспитанник чаще всего выступает объектом целенаправленного воздействия, но в абсолютной позиции воспринимающего бывает крайне редко, так как все, что делает педагог, воспитанник принимает или не принимает, поддается этому воздействию или сопротивляется, идет на взаимодействие или создает смысловую психологическую защиту, а значит, выступает как субъект этого процесса. Более того, и воспитатель является субъектом воздействия воспитанников, так как во взаимодействии ни одна сторона не остается неизменной.

Объектом в такой парадигме выступают цели, содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания, которые тоже оказывают влияние и на педагога и на воспитанника.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития. Востребованы не только такие качества, как практичность, интеллектуальная развитость, но и высокая культура, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Личностные параметры становятся перспективной линией гуманистического воспитания. Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Гуманистические концепции воспитания

Гуманистические концепции возникали как альтернативные авторитарной педагогике. В гуманистически направленных теориях главной ценностью признавался ребенок и его развитие.К XIX веку Российская педагогическая мысль имела четкие позиции: воспитание личности — это ее формирование в процессе учения и труда. В главном теоретическом произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский считал, что главным врожденным свойством человека является стремление к деятельности, а потому душа деятельна, активна и может подниматься над миром и собой в процессе труда.

Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса. »

П.Ф. Лесгафт отмечал, что здоровье человека определяется хорошо организованным и педагогически оформленным трудом, который лежит между умственным и физическим развитием человека Трудовое воспитание надо осуществлять с детства. Знаток ранней детской психологии Е.Н. Водолазова писала, что труд надо постоянно разнообразить, чередовать с игрой, умственным напряжением, отдыхом самого различного типа, соблюдать при этом правила гигиены, учитывать особенности детского организма. Знаменитый педагог В.П. Вахтеров в книге «Основы новой педагогики» выразил смысл главного закона воспитания: деятельная природа обучения – практическая направленность всей жизнедеятельности ребенка. Все, что есть в ребенке положительного от природы или приобретенного в воспитании должно быть развито. К концу XIX и XX века началось движение под общим заглавием: «Новое воспитание», которое включало как альтернативу вместе со свободным воспитанием также практико- ориентированное обучение типа Абботсхольской школы Г. Литца, личностной педагогики Р. Гильдебранта и Э. Линде.

Читать еще:  Методы развития внимания у детей дошкольного возраста

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Затем появилась книга Э. Кей «Век ребенка» (1902 г.), началось развитие педагогики свободного воспитания в Германии (Х. Шарельман, Ф. Гансберг, М. Пауль, Э. и О. Цурхелен), в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой), а так же во Франции, Италии.

Расцвет свободного воспитания связан с двумя факторами: новыми данными о возможностях развития ребенка в психологии и педагогике и протестом против казарменной, унижающей ребенка образовательной системы, утвердившейся во многих странах.

Первая в Италии женщина-доктор медицины, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори писала о необходимости создания новой педагогики и реформирования школы: «Для того, чтобы могла народиться научная педагогика, необходимо, чтобы школа давала простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Прогрессивная педагогическая мысль, начиная с Витторино де Фельтре и до Руссо, ставила в центр педагогической системы личность ребенка. Л.Н. Толстой на практике реализовал эту концепцию, что послужило главным аргументом в развитии идей свободного воспитания.

Конец XX века вывел философию на новый уровень: в центре миросозерцания цивилизации становится человек со всеми его гранями, возможностями и способностями. Работами Н. А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского и др. провозглашена великая истина:

Человек — вершина и ось развития цивилизации. Он — результат и создатель культуры, К концу XX века работами ученых советского периода (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.Г. Громцева, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Т.И. Михайлов и др.) создана общая теория самовоспитания и самообразования. В ее основе заложена Я- концепция человека.

Составными частями Я-концепции в истории педагогической мысли выступали:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

А. Философское развитие идеи Я: «самость» Гегеля, «супер — Я» Ницше, типы человека Юнга К.Г. Человек рассматривается как творец цивилизации, как объект и субъект истории, создатель собственной жизни.

Б. Философия жизни человека: Тейар де Шарден, Э.Фромм, Э. Эриксон, К. Лоренц. Человек рассматривается как продукт саморазвития природного потенциала, приобретенного опыта, собственной активности. Человек сам творит свою историю и себя в ней (К. Маркс).

В. Психология личности: Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др. Человек исследуется как объект и субъект социального развития, как объект и субъект деятельности и воспитания.

Г. Психология саморазвития, самопознания, самовоспитания: Р Бернс, А. Адлер, З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Олпорт. Человек рассматривается как самоисследователь, как система самоосозвающая, самоактуализирующаяся, самореализующаяся и самосовершенствующаяся.

С 70-х годов XX века в России стала интенсивно развиваться педагогика сотрудничества, представленная выдающимися педагогами-новаторами:

Ш.А. Амонашвили, И.П. Ивановым, Ю.П. Азаровым (доктора педагогических наук, известные ученые), творческими педагогами-практиками Т.И. Гончаровой, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, А.Б. Резником, В.Ф. Шаталовыми др П.П. Блонский, С.Т Шацкий – мыслители, творческие новаторы-практики 20-х годов утверждали:«Учитель — лишь сотрудник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка. В школе ребенок не учится, а лишь упражняется в самостоятельных занятиях» (П.П. Блонский).

При этом надо создать такую воспитательную систему, при которой школьник мог бы ориентироваться в происходящих в обществе переменах, самостоятельно готовить себя к жизненному самоопределению, изучать жизнь и найти себя в ней. (В.А. Караковский, А.Б. Резник, А.Н. Тубельский о школе жизненного самоопределения).

В педагогике сотрудничества воплощается связь идей самоопределения, самоуважения, саморегуляции и самосовершенствования, творчества и самотворчества. В.Ф. Шаталов позволяет ученику самому регламентировать свой день и свою работу; у И.П. Волкова дети сами создают, заполняют творческие книжки и анализируют свой творческий рост; у С.Н. Лысенковой вами дети обучаются умению управлять коллективной учебной деятельностью всего класса; в школе самоопределения А.Н. Тубельского вся учебная работа служит обучению осмысливать результаты своей деятельности, развивается способность анализировать свою работу.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Понятие «личность» является не только понятием, отражаю­щим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А.Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

Читать еще:  Основные методы развития внимания

В многообразных действиях и деятельностях личности прояв­ляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

А.Швейцер (1875 — 1965) — немецко-французский мыслитель, про­тестантский теолог, врач, музыко­вед, органист. Исходный принцип его мировоззрения — «преклонение перед жизнью как основа нравст­венного обновления человечества».

Благодаря этим отношениям происходит создание новых цен­ностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совмест­ной жизни и др.). Для различе­ния признаваемых (субъектив­но-объективных) и фактичес­ких (объективных) ценностей употребляется категория по­требность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества свя­зана с историей возникновения, развития и усложнения потреб­ностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей нахо­дится в зависимости от совокупности условий развития конкрет­ного общества.

В отечественной науке потребности рассматриваются в каче­стве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтьев). Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление зна­ния о данной потребности со знанием реального мира, что со­действует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность — реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.

Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на­ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребно­стей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъ­ектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность яв­ляется не только процессом изменения и создания нового объ­екта, но и процессом изменения человеческой личности.

Переход от потребности к формулированию цели не соверша­ется сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потреб­ности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и пове­дения людей. Система ценностей в этой связи может рассматри­ваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны — со стороны ее «самости». Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентации, а также обу­словливает определение жизненных перспектив.

Личность, деятельность которой определяется только потреб­ностями, не может быть свободной и созидающей новые ценно­сти. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценно­стей и стремление к их реализации. В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего ис­торический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентации, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему опре­делиться в культурных параметрах деятельности. Меру возмож­ного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловли­вают именно ценностные ориентации.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они заверша­ют многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентации как нравственного идеа­ла приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жерт­вуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет посту­пать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нрав­ственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение та­кого уровня развития личности, который соответствует гумани­стической сущности человека.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических тради­ций, и прежде всего в образовании.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гумани­стическую направленность личности в том случае, если она, яв­ляясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманисти­ческий образ жизни, готовность принимать на себя ответствен­ность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабаты­вать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гу­манную личность.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 423 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Гуманистическая концепция воспитания

Сущность и целевое назначение гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это воспитание, которое основывается на идеях гуманизма. Гуманизм – это особая мировоззренческая позиция, при которой личность признается высшей ценностью, составляющей основу жизни на земле.

Организация гуманистического воспитания и его продуктивность определяются гуманистическими позициями педагога, его компетентностью в этом вопросе, характеризующей его взгляды и отношение к личности, как к особой ценности. Это представляется достаточно трудоемким процессом и сложным в практической реализации. Для его осуществления требуется кардинальная перестройка мировоззрения педагога, управленческого состава учебного заведения, всей образовательной системы и государства в целом.

Читать еще:  Гуманистическая теория воспитания

Организуя гуманистическое воспитание, требуется сформировать гуманную направленность взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, воспитание должно носить гуманный характер, что предполагает усиление государственной и общественной заботы по отношению к образовательным структурам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепции гуманистического воспитания рассматривают развитие личности, как процесс взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходящих в осмысленной и чувственной ее области, отождествляющих степень ее гармонии ее самостоятельности и общественности. Создание условий для достижения этой гармонии в развитии является стратегическим направлением гуманистической концепции воспитания.

Самостоятельность личности проявляется в ее внутреннем психическом и физическом развитии, отражая индивидуальность ее развития. Это обуславливает развитие личности от простого способа ее жизнедеятельности до становления сложных состояний психического характера, осуществляемых посредством развития процессов самопознания, самоорганизации и саморегуляции.

Общественность личности характеризует ее внешнее развитие, а именно формирование навыков, способов общественного взаимодействия, выработку линии поведения, принятие социальных норм, усвоение социальных ценностей и соответствующий им уровень развития основных нравственных и духовных свойств личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Целевое назначение гуманистического воспитания характеризуется двусторонней направленностью т.е. оно призвано сформировать разносторонне и гармонично развитую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, посредством сохранения гармонии с внутренним устройством и общественными нормами. Это целевое назначение характеризует сбор гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и ее будущему развитию. Это открывает возможности осмысления личности, в качестве исключительного природного феномена, признавая авторитет ее субъектности, на развитие которой нацелен весь процесс жизнедеятельности.

Исходя из целевого назначения воспитания, открываются возможности формирования нового взгляда на воздействие личности на свою жизнь, свои права и свободы, несение ответственности за свое поведение, деятельность, поступки, выбор, раскрытие природных задатков, а также стороннее, социальное воздействие общества на личность и ее перспективное развитие.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Принципы гуманистического воспитания и современные тенденции его развития

Современный этап общественного развития определяет ориентацию функционирования образовательной системы на реализацию концепции гуманистического воспитания.

В первую очередь, ее реализация связана с построением воспитательных программ на основе ориентирования на личностное развитие. Все направления воспитания – общекультурное, социальное, нравственное, профессиональное должны быть гармоничными, чтобы обеспечить свободное и творческое становление личности, и выполнение ею культурно-гуманистической функции.

Еще одной современной тенденцией является направленность на развитие личности в гармонии с культурными ценностями. Такое развитие и его эффективность зависит от степени освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи, при построении учебно-воспитательных программ применяется культурологический подход к отбору их содержания. Для этого, в приоритете стоит повышение статуса гуманитарных дисциплин, их постоянное обновление, совершенствование и развитие, отвечающее условиям социального развития. Планирование образовательных программ и построение методических концепций работы должно осуществляться на основе учета культурного наследия, обычаев и традиций народа, единства общечеловеческой культуры.

Основными принципами гуманистического воспитания являются:

  1. Принцип непрерывности общего и профессионального личностного развития. Он относится к ведущим принципам гуманистической концепции воспитания, подчиняя себе все остальные принципы и направления развития. Гуманизация образовательного процесса является фактором гармоничного развития личности.
  2. Принцип единства реализации деятельностного и личностного подходов в воспитании. В учебно-воспитательном процессе учащийся рассматривается в качестве ведущего субъекта. Каждый учащийся должен воспринимать себя и окружающих людей, как личности, являющиеся ведущими ценностями общества.
  3. Принцип диалогического подхода. Для реализации гармоничного развития личности требуется построения равноправных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.
  4. Принцип индивидуально-творческого подхода. Мотивация учащихся к учебной и иным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату.
  5. Принцип профессионально-этической взаимной ответственности. Учащиеся развиваются и у них складывается готовность к принятию на себя ответственности за общественное развитие, судьбы людей, положение страны на мировой арене. Это предполагает соблюдение основных моральных норм, следование этическим принципам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector