221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория социального воспитания

Тема 4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Понятие о социальном воспитании в широком и узком смыслах.

2. Цель, задачи и содержание социального воспитания.

3. Субъекты социального воспитания. Понятие о социальном взаимодействии.

4. Принципы социального воспитания.

5. Методики социального воспитания.

Социальное воспитание – ведущая категория социальной педагогики, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

Социальное воспитание – это сложная комплексная система мер, взаимодействий, воздействий, отношений, в которой интегрируются все воспитательные силы и средства. Оно аккумулирует в себе влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурные, природные, экологические, географо-климатические, социально-бытовые, национальные), рассматривая индивида в контексте его ближайшего окружения.

Термин «социальное воспитание» употребляется в нескольких значениях. В широком социально-педагогическом смысле социальное воспитание – это:

а) педагогически ориентированная система общественно-государственной помощи и поддержки, необходимой подрастающему поколению для его вхождения в жизнь и нормального функционирования на всем ее протяжении;

б) процесс целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие подрастающего поколения всех общественных и государственных образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительно-спортивных, медико-психологических, правоохранительных, благотворительных и других организаций и учреждений, цель которых – обеспечить нормальное функционирование в обществе.

Определяя социальное воспитание в широком смысле слова мы отмечаем, что речь идет о поддержке всего подрастающего поколения всем государством и обществом.

В узком смысле под социальным воспитанием понимается:

а) помощь человеку в усвоении социальных норм поведения и отношений в обществе, в результате которой человек становится его полноправным членом;

б) целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности человека (ребенка), необходимых ему для успешной социализации.

Различные определения социального воспитания как ведущей категории социальной педагогики объединяет одно – акцент на социальной составляющей воспитания как многогранного общественного явления. Это воспитание всем обществом, его институтами.

Социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер, т.к. нацелено на развитие качеств личности, которые характеризуют индивида как члена общества.

Цель социального воспитания – формирование социально зрелой личности, т.е. личности, не просто усвоившей социальные нормы, ценности, но и реализующей их в социально одобряемых моделях поведения, успешно выполняющей социальные роли и функционирующей в обществе.

Задачи социального воспитания:

— передать позитивный социальный опыт подрастающему поколению;

— создать благоприятные условия для овладения молодым поколением позитивными социальными, духовными ценностями и установками;

— организовать позитивный социальный опыт самого подрастающего поколения.

Ценности социального воспитания находятся в прямой зависимости от социально-политической системы и идеологии того или иного общества. Социальное воспитание призвано опираться на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Отечество, Мир, Земля, Семья, Труд, Знания. В демократическом обществе базовыми являются следующие ценности:

— вера в ценность, достоинство каждого человека;

— права и свобода человека;

— толерантность во взаимодействии с окружающими;

— ответственность за себя, близких, общество и мир.

Содержание социального воспитания – это совокупность элементов социального опыта, которая передается молодому поколению в процессе социального воспитания, а также комплекс социально значимых качеств, формируемых у молодежи. Элементами социального опыта являются: социальные нормы, правила, традиции, ценности, стандартные в данном обществе модели поведения, навыки правомерного поведения. Качества личности: образованность, нравственность, ответственность, гражданственность, сознательность, созидательность, толерантность, мобильность, социальная активность.

Субъекты социального воспитания – агенты позитивной социализации молодого поколения (и конкретного ребенка), создающие условия для становления социального субъекта.

А) индивидуальные субъекты социального воспитания – конкретные люди, которые занимаются социальным воспитанием;

Б) групповые субъекты социального воспитания – коллективы (формальные или неформальные);

В) институциональные субъекты – институты социального воспитания и органы управления социальным воспитанием.

Все субъекты социального воспитания должны сотрудничать в процессе взаимодействия. Социальное взаимодействие – организация совместных действий индивидов, групп и организаций. Формами их взаимодействия являются сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего – от взаимодействия семьи, учебно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Принципы социального воспитания – общие руководящие идеи, положения, требующие последовательности действий; основные требования к содержанию, методам, организации социального воспитания.

Принципы социального воспитания:

1. Гуманистической направленности социального воспитания.

2. Природосообразности социального воспитания.

3. Культуросообразности социального воспитания.

4. Вариативности социального воспитания.

5. Центрации социального воспитания на развитии личности.

6. Коллективности социального воспитания.

7. Диалогичности социального воспитания.

8. Дополнительности социального воспитания.

9. Незавершимости социального воспитания.

Методики социального воспитания детей направлены на создание условий для их развития и духовно-нравственной ориентации в воспитательных организациях. Выделяются три из них:

1) организация социального опыта детей;

2) образование (систематическое обучение; просвещение; стимулирование самообразования);

3) индивидуальная помощь.

Тема 5. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

1. Семья как первичный институт социализации ребенка.

2. Функции семьи.

3. Цель, задачи и принципы семейного воспитания.

4. Социально-педагогическая типология семей.

5. Понятие о благополучной и неблагополучной семье.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.

Семья – первичный институт социализации ребенка, важнейший микрофактор его социализации, так как она являет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка от рождения. В семье ребенок овладевает первыми социальными нормами, моделями поведения, понятиями, представлениями, ценностными ориентациями в основных сферах социальных отношений.

Социализация ребенка в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье.

Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, социального контроля, экономическая, хозяйственно-бытовая, физического, умственного и физического развития.

Читать еще:  Японская методика обучения детей счету

Цель семейного воспитания – воспитать достойную человеческую личность. Задачи семейного воспитания: а) создать максимально благоприятные условия для личностного развития ребенка; б) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; в) осуществлять разностороннее воспитание ребенка; г) передать жизненный опыт и др.

Семейное воспитание должно осуществляться согласно следующим принципам:

— любовь к ребенку;

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— открытость и доверительность отношений с ребенком;

— вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи как ее равноправного члена;

— оптимистичность взаимоотношений с детьми;

— последовательность в своих требованиях;

— оказание посильной помощи ребенку.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность условий и факторов семьи, определяющих ее педагогические (воспитательные) возможности. Его характеризуют характер нравственно-психологической атмосферы и внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей; уровень образованности и общей культуры родителей; уровень заботы и заинтересованности родителей в воспитании детей; наличие семейных традиций и др.

Социально-педагогическая типология семей основана на следующих критериях:

1) по количеству детей: бездетная; малодетная; многодетная

2) по составу: полная; неполная; отдельная; простая; сложная; семья повторного брака

3) по структуре: с одной брачной парой; с одним из родителей супруга или другими родственниками; с двумя или более брачными парами с детьми или без них

4) по семейному стажу: молодожены; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилая супружеская пара

5) по географическому признаку: городская; сельская

6) по характеру лидерства в семье: демократическая; авторитарная

7) по семейному укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья, ставящая на первое место здоровье (порядок, комфорт, материальный достаток и др.)

8) по однородности состава (национальность, уровень образования, профессия, социальный статус): социально-гомогенная (однородная); гетерогенная (неоднородная)

9) по качеству отношений и атмосферы в семье: благополучная; неблагополучная; конфликтная; проблемная; нестабильная; с деформированными отношениями между родителями; с деформированными отношениями между родителями и детьми; дезорганизованная

10) по характеру проведения досуга: открытая; закрытая

11) по состоянию психического здоровья: здоровая; невротическая; виктимогенная; психически отягощенная

12) по особым условиям семейной жизни: внебрачная; материнская; дистантная

13) по характеру воспитательного потенциала: воспитательно сильная; воспитательно слабая; с алкогольной зависимостью; аморальная; асоциальная .

Благополучная семья – семья, в которой отмечается постоянный положительный эмоционально-психологический климат, родители успешно справляются с родительскими функциями, решают задачи воспитания и развития ребенка.

Неблагополучная семья – семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрыты дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Для педагогов душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия (неблагополучия).

К семьям с явной (открытой) формой неблагополучия относятся конфликтные, проблемные, воспитательно слабые, семьи с алкогольной зависимостью, асоциальные, аморальные, виктимогенные, психически отягощенные семьи.

|следующая лекция ==>
Тема 3. ВИКТИМОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДЯАГОГИКИ|ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 5479 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания

Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Цель социального воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Задачи социального воспитания:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно — образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Личность как субъект социального воспитания.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.

Принципы социального воспитания.

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.

1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

Читать еще:  Методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста

2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей.

Методы социального воспитания: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические, перевоспитание и самовоспитание, арт-терапии.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.

Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены :

— формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

— формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

— самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

— формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

— самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность :

— общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

— методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);

— методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)

— методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

— социально-педагогической помощи и поддержки — психолого-педагогической коррекции;

— реабилитации — исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:

— диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

— профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

— организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;

— формирования сознания личности;

— стимулирования деятельности и поведения индивида;

— организации познавательной, практической деятельности и поведения.

социально-экономические (денежная помощь;

— установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;

— патронаж, бытовое обслуживание и др.);

— организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоле­ние отклонений в поведении личности.

В перевоспитании используются следующие методы:

— метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что­бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

— метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

— метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

— метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств лич­ности.

Читать еще:  Автор концепции естественного воспитания

Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюде­ние, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при­чин поступка и настроения, решение проблем психического со­стояния ребенка.

Биографический метод — исследование жизненного пути вос­питанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, арттерапии:

— Арт-терапия — это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.

— Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9218 — | 7813 — или читать все.

Принципы социального воспитания

Принципы воспитания – это фундаментальные положения, на основании которых педагог организует воспитательный процесс.

Социальное воспитание – это специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, способностей и моделей поведения, принятых в том обществе, где растет и развивается личность.

Понятие социального воспитания

В процессе социального воспитания осуществляется включение ребенка в жизнь окружающего его общества.

На сегодняшний день существует несколько определений понятию «социальное воспитание»:

  • специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование у ребенка социально значимых качеств личности (трудолюбие, коммуникабельность, сила воли и т.д.);
  • процесс формирования нормативного и морального социального поведения;
  • организованный процесс, направленный на оказание помощи личности в социализации;
  • специально созданные условия по целенаправленному развитию духовно-ценностных ориентаций личности ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальное воспитание контролируется не только со стороны педагога, который его организовал, но и со стороны общества, которое «диктует» свои правила по воспитанию личности и предъявляемые к ней требования, как к члену социума. Социальное воспитание способствует развитию у ребенка позитивного отношения к обществу, формирует у него уважительное отношение к общественным ценностям.

Таким образом, социальное воспитание направлено на становление ребенка, посредством создания оптимальных условий для развития у него духовно-ценностной ориентации.

Большое значение в понимании социального воспитания является процесс социализации.

Социализация – это целенаправленный процесс по получению ребенком необходимого социального опыта для включения его в систему общественных отношений.

Социализация осуществляется посредством разнообразных социальных, социально-психологических, психолого-педагогических и психологических факторов. Каждый из данных факторов содержит в себе следующие компоненты:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • комплекс усилий общества и разнообразных социальных институтов, направленных на формирование и развитие личности ребенка;
  • влияние на личность ребенка среды и его ближайшего окружения;
  • активность личности ребенка, направленная на выборочное усвоение норм, ценностей, педагогического воздействия, саморегулирования поведения и самовоспитания.

Характеристика принципов социального воспитания

В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд принципов его организации:

  1. Принцип гуманизации процесса воспитания. Данный принцип ориентирован на гуманное отношение педагога к ребенку, как самостоятельной личности. В педагогическом процессе, согласно принципу гуманизации, все участники имеют равные права, взаимодействие между педагогом и ребенком основано на взаимном уважении и доверии. Педагог не навязывает своего мнения воспитанникам, его цель – это воспитание всестороннее развитой и полноценной личности, способной активно и плодотворно существовать в современном обществе.
  2. Принцип природосообразности. Данный принцип ориентирован на взаимосвязь естественных и социальных процессов, учет особенностей природного развития каждого ребенка. То есть, согласно принципу придосообразности педагогический процесс организуется согласно общим законам развития человека и природы. Воспитатель должен учитывать особенности каждого ребенка и исходя из этого, выстраивать процесс воспитания.
  3. Принцип культуросообразности. Предполагает организацию воспитательного процесса, основой которого является культура человечества и ее ценности. Воспитатель при организации педагогического процесса опирается на национальные традиции, культуру народа и общества, историю и т.д. Важным условием является то, что культурные традиции регионов не должны противоречить общечеловеческим ценностям.

Принцип вариативности. Данный принцип опирается на то, что в процессе воспитания необходимо создавать условия, согласно духовно-ценностным ориентациям, с учетом многонациональности страны. Необходимо учитывать следующие факторы:

  • общечеловеческие ценности;
  • этнические особенности народов;
  • индивидуальность и дифференцированность подходов воспитания, исходя из возможностей образовательной организации.

Принцип коллективности. Данный принцип предполагает, что процесс полноценного социального воспитания и социализации личности, развития и становления личности, возможно исключительно в рамках какого-либо коллектива. Невозможно привить ребенку опыт общения в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, отстаивать свою точку зрения и т.д. вне коллектива и общества.

  • Принцип централизации. Данный принцип направлен на разработку стратегии и тактики социального воспитания подрастающего поколения, а также на оказание помощи детям, в становлении и обогащении личного социального опыта. Данный принцип реализуется посредством создания специальных условий, направленных на развитие личности, исходя из ее приоритета перед коллективом или группой.
  • Принцип диалогичности – предусматривает полноценное социальное воспитание личности в рамках осуществления процесса взаимодействия со взрослыми, которые способны поделиться своим социальным опытом, привить общественные и бытовые ценности.
  • Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни.
  • Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
  • Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector