Теория воспитания и развития личности
Базовые теории воспитания и развития личности. Разработайте целеполагание по воспитанию и развитию личности студентов.
Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.
Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.
По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.
Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.
Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.
В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).
Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.
Современные базовые теории воспитания и развития личности,как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.
Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:
— воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
— опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
— практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
— содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.
В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.
Неопозитивизм(«новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.
Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):
— отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
— гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
— создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.
Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.
Неотомизм– религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».
Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.
Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».
Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8783 — | 8313 —
или читать все.
Базовые теории воспитания и развития личности.
Единства в понимании воспитания для всех времен, культур и педагогов нет. Опираясь на известные психологические теории личности, выводят многочисленные теории воспитания. Они определяются тем, как понимается процесс воспитания, на какую модель личности воспитанника они ориентированы.
В соответствии с бихевиористским взглядом личность – это ее поведение, а значит формирование личности – это формирование ее поведения как системы реакций. Путь – подбор стимулов-воздействий, вызывающих определенное поведение. Воспитание, с бихевиористской точки зрения, – это подбор положительных и отрицательных санкций, закрепляющих те или иные особенности поведения школьников. При этом направленность собственной активности школьника для воспитания значения не имеет.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии, формирование личности – это развитие индивидуальной системы деятельности, в глубинах которых прячется развитие мотивационной сферы. Воспитание с этих позиций – включение школьников в деятельность на основе наличных потребностей и мотивов и перестройка мотивов в процессе свершения деятельности.
Психоаналитический подход к воспитанию – это гармонизация взаимодействия сознания и бессознательного. Основные средства – обращение в общении с воспитанником к его прошлому, детскому опыту, организация осознания школьником своих вытесненных из сознания проблем и отреагирование на них в культурных формах (игрой, рисованием…).
С позиций когнитивистской психологии, личность – это динамическая, изменяющаяся сложная структура сознания. Воспитание по-когнитивистски – работа с сознанием воспитанника как миром его знаний. Средством воспитания является убеждающее воздействие, переструктурирующее, перестраивающее сознание школьника.
Гуманистическая психология видит личность как развертывающийся в направлении самоактуализации, самореализации творческий личностный потенциал. Гуманистический подход в воспитании (Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков) – это отношение к ребенку как к главной ценности; признание способностей и прав ребенка на саморазвитие; признание приоритетности субъектно-субъектных отношений.
Личностно-ориентированный подход характерен для таких воспитательных систем, как школа С. Френе, школа М. Монтессори, Вальдорфская школа. Их суть – в каждом человеке заложены уникальные, неповторимые особенности. Задача воспитания – создать условия для роста, личностного саморазвития, развития «Я».
В последнее время в рамках личностно-ориентированного подхода разрабатывается ролевой подход (Н.М. Таланчук, И.А. Колесникова).
Средо-ориентированный подход рассматривает воспитание как процесс преобразования среды, создание благоприятных условий развития ребенка через окружающую его среду. Воспитание, с этой точки зрения, – работа со средой личности, обогащение, усложнение среды, а к воспитателю, как элементу среды, воспитанник обращается по мере собственной необходимости.
Теория «гештальтпсихология личности» акцентирует внимание на развитии Я как целостности, включающей в единстве физическое и социальное существование человека. Путь воспитания, с точки зрения гештальтподхода, – организация через общение и игровые ситуации внутренних диалогов личности, а также переживаний школьником своего Я.
В современном воспитании это направление можно назвать диалогово-деятельностным. Оно связано с такими теоретиками и практиками воспитания, как О.С. Газман, М.А. Щетинин, С.М. Юсфин.
С точки зрения диалогового воспитания, педагог строит безопасный диалог, в котором воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем они договариваются по определенным правилам о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились интересы обеих сторон, и начинают действовать.
В этой воспитательной концепции можно найти отголоски многих психологических идей и направлений (деятельностного подхода, гештальтпсихологии, гуманистической психологии), но ближе всего к воспитанию-диалогу психологическая позиция Карла Роджерса. По К. Роджерсу, каждый человек не ниже и не выше другого человека. Воспитатель своим доверительным общением может только помочь воспитаннику осознать свои интересы, проблемы и пути изменения, но не брать за него ответственность за «перевоспитание».
Названные идеи К. Роджерса не полностью отражают концепцию диалогового воспитания. Возможно, нужны новые направления развития психологических идей и оснований воспитательных теорий и концепций.
Культурологический подход рассматривает воспитание как процесс интериоризации личностью достижений культуры (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.).
Ценностный подход предполагает развитие общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Е.С. Климов и др.). Для В.А. Караковского такими ценностями являются – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Большинство существующих теорий воспитания с определенной долей условности можно разделить на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические.
Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развертывания внутренних сил человека. Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания» (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель). Сюда можно отнести представителей христианско-антропологического направления (Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский), американского педагога Д. Дьюи, основавшего педоцентризм, а также гуманистов-психологов К. Роджерса, А. Маслоу и других.
Сторонники социоцентрических теорий решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму (Я.Л. Морено, Ф. Скиннер и другие).
Каждое из двух названных направлений воспитания имеет как преимущества, так и недостатки. В антропоцентрических моделях воспитательной деятельности воспитанник выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности, но при этом могут быть проблемы с определением детьми своих истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные интересы, не ведущие к развитию личности.
В свою очередь социоцентрические модели воспитания имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности по времени и по содержанию; возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса; проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности. К ограничениям социоцентрических подходов относятся: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника и т.д.
Полипарадигмальный характер современной педагогики и образования требует интеграции антропоцентрического и социоцентрического подходов в воспитании. Такую концепцию называют личностно-социальной. Сущностью интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:
1) персонализированные (личностные) отношения, в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания зависит от их личностных особенностей и от вида отношений;
2) система социально ориентированных отношений, формой организации которых является коллектив, связанный с социумом разнообразными зависимостями.
Реальный процесс воспитания человека происходит целостно. Личностный подход и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений осуществляются одновременно, дополняя друг друга.
Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов
Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.
Концепции прошлого столетия
Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.
Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.
К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».
Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.
А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.
Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:
- общность цели;
- общность деятельности;
- поддержание тесной связи с обществом;
- соблюдение строгой дисциплины.
Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.
В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».
Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:
- прикладывание к груди сразу после появления на свет;
- кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
- совместный сон матери и ребенка;
- кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
- избегание искусственной стерильности дома;
- присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
- свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.
По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.
Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.
С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.
С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.
- Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
- Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
- Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
- Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.
Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».
Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:
- Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
- Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
- Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
- Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
- Любить не только своих, но и чужих детей.
Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Теория воспитания
Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.
Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
Технологический подход к воспитанию
Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
- повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
- ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
- перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.
Реферат: Базовые теории воспитания и развития личности
Название: Базовые теории воспитания и развития личности Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 22:18:53 19 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1234 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |