221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория воспитания и развития личности

Базовые теории воспитания и развития личности. Разработайте целеполагание по воспитанию и развитию личности студентов.

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности,как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:

— воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;

— опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;

— практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;

— содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм(«новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

— отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;

— гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

— создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

Неотомизм– религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8783 — | 8313 — или читать все.

Базовые теории воспитания и развития личности.

Единства в понимании воспитания для всех времен, культур и педагогов нет. Опираясь на известные психологические теории личности, выводят многочисленные теории воспитания. Они определяются тем, как понимается процесс воспитания, на какую модель личности воспитанника они ориентированы.

В соответствии с бихевиористским взглядом личность – это ее поведение, а значит формирование личности – это формирование ее поведения как системы реакций. Путь – подбор стимулов-воздействий, вызывающих определенное поведение. Воспитание, с бихевиористской точки зрения, – это подбор положительных и отрицательных санкций, закрепляющих те или иные особенности поведения школьников. При этом направленность собственной активности школьника для воспитания значения не имеет.

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, формирование личности – это развитие индивидуальной системы деятельности, в глубинах которых прячется развитие мотивационной сферы. Воспитание с этих позиций – включение школьников в деятельность на основе наличных потребностей и мотивов и перестройка мотивов в процессе свершения деятельности.

Психоаналитический подход к воспитанию – это гармонизация взаимодействия сознания и бессознательного. Основные средства – обращение в общении с воспитанником к его прошлому, детскому опыту, организация осознания школьником своих вытесненных из сознания проблем и отреагирование на них в культурных формах (игрой, рисованием…).

С позиций когнитивистской психологии, личность – это динамическая, изменяющаяся сложная структура сознания. Воспитание по-когнитивистски – работа с сознанием воспитанника как миром его знаний. Средством воспитания является убеждающее воздействие, переструктурирующее, перестраивающее сознание школьника.

Гуманистическая психология видит личность как развертывающийся в направлении самоактуализации, самореализации творческий личностный потенциал. Гуманистический подход в воспитании (Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков) – это отношение к ребенку как к главной ценности; признание способностей и прав ребенка на саморазвитие; признание приоритетности субъектно-субъектных отношений.

Личностно-ориентированный подход характерен для таких воспитательных систем, как школа С. Френе, школа М. Монтессори, Вальдорфская школа. Их суть – в каждом человеке заложены уникальные, неповторимые особенности. Задача воспитания – создать условия для роста, личностного саморазвития, развития «Я».

В последнее время в рамках личностно-ориентированного подхода разрабатывается ролевой подход (Н.М. Таланчук, И.А. Колесникова).

Средо-ориентированный подход рассматривает воспитание как процесс преобразования среды, создание благоприятных условий развития ребенка через окружающую его среду. Воспитание, с этой точки зрения, – работа со средой личности, обогащение, усложнение среды, а к воспитателю, как элементу среды, воспитанник обращается по мере собственной необходимости.

Теория «гештальтпсихология личности» акцентирует внимание на развитии Я как целостности, включающей в единстве физическое и социальное существование человека. Путь воспитания, с точки зрения гештальтподхода, – организация через общение и игровые ситуации внутренних диалогов личности, а также переживаний школьником своего Я.

В современном воспитании это направление можно назвать диалогово-деятельностным. Оно связано с такими теоретиками и практиками воспитания, как О.С. Газман, М.А. Щетинин, С.М. Юсфин.

Читать еще:  Классические концепции воспитания

С точки зрения диалогового воспитания, педагог строит безопасный диалог, в котором воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем они договариваются по определенным правилам о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились интересы обеих сторон, и начинают действовать.

В этой воспитательной концепции можно найти отголоски многих психологических идей и направлений (деятельностного подхода, гештальтпсихологии, гуманистической психологии), но ближе всего к воспитанию-диалогу психологическая позиция Карла Роджерса. По К. Роджерсу, каждый человек не ниже и не выше другого человека. Воспитатель своим доверительным общением может только помочь воспитаннику осознать свои интересы, проблемы и пути изменения, но не брать за него ответственность за «перевоспитание».

Названные идеи К. Роджерса не полностью отражают концепцию диалогового воспитания. Возможно, нужны новые направления развития психологических идей и оснований воспитательных теорий и концепций.

Культурологический подход рассматривает воспитание как процесс интериоризации личностью достижений культуры (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.).

Ценностный подход предполагает развитие общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Е.С. Климов и др.). Для В.А. Караковского такими ценностями являются – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Большинство существующих теорий воспитания с определенной долей условности можно разделить на две большие группы: антропоцентрические и социоцентрические.

Для сторонников различных модификаций антропоцентрических концепций характерно понимание развития личности как развертывания внутренних сил человека. Здесь можно назвать представителей теории «свободного воспитания» (Ж.Ж. Руссо, К.Н. Вентцель). Сюда можно отнести представителей христианско-антропологического направления (Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, В.В. Зеньковский), американского педагога Д. Дьюи, основавшего педоцентризм, а также гуманистов-психологов К. Роджерса, А. Маслоу и других.

Сторонники социоцентрических теорий решающее значение в развитии личности придают внешним факторам, социуму (Я.Л. Морено, Ф. Скиннер и другие).

Каждое из двух названных направлений воспитания имеет как преимущества, так и недостатки. В антропоцентрических моделях воспитательной деятельности воспитанник выступает как творец своей жизни, развивает свои творческие способности, но при этом могут быть проблемы с определением детьми своих истинных потребностей, у них могут возникать асоциальные интересы, не ведущие к развитию личности.

В свою очередь социоцентрические модели воспитания имеют такие преимущества, как прогнозируемость результатов деятельности по времени и по содержанию; возможность высокой степени технологизации воспитательного процесса; проверяемости и контролируемости результатов воспитательной деятельности. К ограничениям социоцентрических подходов относятся: единообразие содержания и методов воспитания; жесткие рамки, в которые поставлены как педагог, так и воспитанник, что затрудняет свободное самовыражение, раскрытие всех особенностей воспитанника и т.д.

Полипарадигмальный характер современной педагогики и образования требует интеграции антропоцентрического и социоцентрического подходов в воспитании. Такую концепцию называют личностно-социальной. Сущностью интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:

1) персонализированные (личностные) отношения, в которых характер и интенсивность развития субъектов воспитания зависит от их личностных особенностей и от вида отношений;

2) система социально ориентированных отношений, формой организации которых является коллектив, связанный с социумом разнообразными зависимостями.

Реальный процесс воспитания человека происходит целостно. Личностный подход и включение субъектов воспитания в систему социальных отношений осуществляются одновременно, дополняя друг друга.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.
Читать еще:  Методика научить ребенка быстро считать

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Реферат: Базовые теории воспитания и развития личности

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ. 5
Педагогическая парадигма 5
Андрологическая парадигма 6
Акмеологическая парадигма 7
Коммуникативная парадигма 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. [6]
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место, в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. [1]
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Теории воспитания и развития личности в педагогике.
Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную.[8] Каждая из них находит свое применение в определенных условиях.
Педагогическая парадигма
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Не способствует формированию свободной творческой личности.
Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы!
Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство.
Что мы получим в результате такого воспитания?
Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.
Андрологическая парадигма
Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.
В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.
Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся в равных положениях.
Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога и взаимодействия.
Главное противоречие андрологической парадигмы в том, что для формирования какой-либо цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемому пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представить все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данном качестве.
Акмеологическая парадигма
Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.
Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях.
В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.
Коммуникативная парадигма
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование всех воспитуемых в одной группе, в одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития.
В результате их тесного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. Например, коммуникативная парадигма лежит в основе различных групповых психологических тренингов.
Очень важно, чтобы воспитатель, кроме общих знаний, был еще и коммуникабельным, гибким и корректным в общении. Для достижения цели данной воспитательной парадигмы необходимо, чтобы все участники такого воспитательного процесса были заинтересованы в нем.
Как это ни странно звучит, но на протяжении многих веков педагогика была если не исключительно, то преимущественно авторитарной.
Однако воспитанники ее парадигм вырастали очень разными — не только послушными, но и яркими, творческими и высоконравственными личностями. [5]
В качестве альтернативы, сегодня провозглашается гуманистическая педагогика. Она рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия поколений. Ее девиз — всемерное уважение между воспитателем и учеником, всяческое поощрение естественности, индивидуальности при минимуме руководства и давления.
Теория эта не нова, но осуществляется сравнительно недавно. Впрочем, некоторые результаты этого эксперимента уже вполне очевидны и позволяют, говоря научным языком, оценить достоверность гипотезы.
Так вот, эти результаты если и не так уж плачевны, то по крайней мере заставляют отказаться от умиления. Оказалось, что исключение из педагогической практики таких понятий, как — “авторитет”, “дисциплина”, “послушание” — привело к легко предсказуемому результату — размыванию всех и всяческих авторитетов, утрате дисциплины и тотальному непослушанию. Оказалось, что понятия “спонтанность” и “ответственность” так плохо совместимы, что приоритет одного приводит к утрате другого.
Возможно, вместо отказа от одних парадигм в пользу других нужно вести поиск на пути совмещения основных парадигм воспитания и отказа от тех изъянов, которые есть в любом подходе. Ибо рациональное зерно содержится в каждой парадигме, а извращения начинаются там, где положительные моменты того или иного подхода чрезмерно переоцениваются. Нельзя также недооценивать и полностью игнорировать альтернативные подходы.
Существует также точка зрения о необходимости соотнесения разных парадигм педагогического воспитания с периодами развития личности. Например, детский сад, школа, ПТУ – с педагогической, высшие учебные заведения – с андрологической, профессиональная деятельность – с коммуникативной. Такое жесткое закрепление кажется нецелесообразным, в частности, учитывая знание психологии, которая говорит о том, что школьник хорошо учится тогда, когда обучение дает ответы на вопросы поставленные им самим, а это никак не соотносится с педагогической концепцией воспитания. Более грамотным будет использование действий, связанных с этими парадигмами в зависимости от ситуативной цели воспитания. [7]
В отечественной педагогике в различные времена содержание воспитания менялось, приобретая то большую общественную, то
государственную, личностную направленность. Сегодня на первый план выходит проблема воспитания личности в школе, выработки
социально – значимых качеств. Школа – это социальный институт, призванный удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как и запросы общества и личности.
Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически – мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной
общественно-полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного
просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным
социальным опытом в общении и совместной деятельности с классным и учительским коллективом. При этом следует избегать
лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где
складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Группы сверстников оказывают
влияние на формирование личности учащихся, на их успеваемость.
Самоопределение, самореализация, самоутверждение школьника предполагает наличие ясно осознанных им целей, идеалов, а это возможно только при условии развития задатков в дошкольном детстве с помощью семьи и воспитателей.
Обеспечить всестороннее развитие ребенка могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Родители
являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в
младенческом возрасте и продолжают этот процесс в школьные годы. Для дальнейшего воспитания детей, развития индивидуальных
способностей в помощь семье действует сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений. Отношения между этими
учреждениями и родителями носят взаимодополняющий характер. Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в
дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не
можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и
детского сада. Необходимо воспитание и развитие дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе, иначе дети, идущие в
школу, не обладают всеми качествами необходимыми для дальнейшей самореализации. Это и физическое здоровье, без которого невозможна самореализация школьника и его самоутверждение среди сверстников. И психологическая подготовка: желание ребенка учиться, умение преодолевать
препятствия, управлять своим поведением, правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам, сформированность таких качеств
как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Только школьники обладающие всеми необходимыми качествами с
помощью учителей и родителей могут реализовать все свои задатки и реализовать себя как личность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Название: Базовые теории воспитания и развития личности
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 22:18:53 19 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1234 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать