221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умкд теория воспитания

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Министерство образования и науки РФ

Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Декан факультета __________

_____________ И. О.Ф.

«______»____________ 20__ г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

Специальность: 03100 «педагогика и психология (050706 по ОКСО)

Статус дисциплины: ДПП. Ф.19 (код по УП)

Одобрено: кафедра педагогики

Протокол №_____ от ____ ________ 20__ г.

Зав. кафедрой: кандидат психологических наук, доцент

(уч. степень, звание, И. О.Ф.)

УМКД «Теория и методика воспитания» составлен на основе ГОС ВПО по специальности 03100 «педагогика и психология (050706 по ОКСО), утвержденного 31 января 2005 г.

УМКД «Теория и методика воспитания» предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов

(И. О.Ф., должность, ученая степень, звание)

(И. О.Ф., должность, ученая степень, звание)

(И. О.Ф., должность, ученая степень, звание)

1. Пояснительная записка

2. Объем и виды учебной работы

3. Тематический план

4. Тематика лекционного курса

5. Требования к усвоению дисциплины

6. Содержание разделов дисциплины

7. Учебно-методическое обеспечение

8. Самостоятельная работа студентов

9. Семинарские занятия

10. Вопросы к экзамену

11. Примеры билетов к экзамену по курсу «Теория и методика воспитания»

Раздел «Пояснительная записка»

Программа по «Теории и методике воспитания» отражает требования государственного образовательного стандарта к подготовке педагогов-психологов в высших учебных заведениях. Данный курс является базовым в структуре дисциплин педагогического блока.

Общая цель курса : развитие педагогической компетенции студентов.

В процессе изучения курса студент решит следующие задачи:

— овладеет основными педагогическими понятиями, закономерностями, принципами, теоретическими положениями;

— научится выделять из окружающей действительности педагогические факты, явления, события, описывать их на языке педагогической науки; объяснять и прогнозировать их развитие, опираясь на закономерности педагогической науки;

— приобретёт умения исследовательской работы, профессиональной рефлексии;

— овладеет алгоритмом решения педагогических задач;

— приобретёт умение самостоятельной работы с литературой;

— овладеет первоначальными умениями анализа реальных педагогических

ситуаций, общения с детьми и учителями.

Курс направлен на формирование у студентов чёткого представления о социальной и педагогических сторонах сложного педагогического явления, каким является воспитание.

Проблемы воспитания, его содержание, формы и методы в современной школе, результаты и показатели эффективности – основные вопросы курса.

Изучение будет проходить в рамках различных форм организации обучения, основными являются: лекции, семинары, самостоятельная работа, педагогическая практика, зачёт, экзамен.

Фундаментальные теоретические положения курса раскрываются в лекциях, обсуждаются на семинарах. Воспитательными умениями студенты овладевают в ходе решения педагогических задач, выполнения заданий практического характера на семинарах и педагогической практике.

Раздел «Теория и методика воспитания. Лекции.» опирается на существующие педагогические теории научные и философские подходы в воспитании и построении воспитательных систем и основу содержания учебной дисциплины различные дидактические концепции: от традиционно-классических до инновационных.

Адаптация, осмысление, расширение знаниевой базы предполагается за счёт раздела «Семинарские занятия», тематика и задания которых опираются на узловые понятия методики воспитания, такие как содержание процесса воспитания, построение процесса воспитания и освоение инновационных воспитательных концепций.

Раздел «Самостоятельная работа студентов» включен с целью расширения объёма знаний, умений и навыков, с возможностью структурного усложнения, с формирования отношения к процессу познания.

Вопросы и задания предусматривают виды деятельности характеризующиеся как самостоятельные творческие, продуктивные, учебно-исследовательские, так и репродуктивно воспроизводящие, позволяющие студентам делать самостоятельный выбор в организации процесса познания. Выполненные задания могут быть представлены на проверку в виде рефератов, решений педагогических ситуаций, схематично-графических отчётов и т. п.

Контроль за формируемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками предлагается провести в форме зачёта и экзамена. Для этого разработаны вопросы для подготовки к зачёту и экзамену или в другой сфере с этой целью включены тесты для проверки знаний и комплекс проблемных педагогических ситуаций.

Принципы отбора содержания:

— принцип научности, требует отражения воспитания как развивающейся системы;

— принцип практикоориентированности предполагает отбор содержания, направленного на решение практических задач;

— принцип культуросообразности ориентирует на отбор научных знаний, помогающих решению задач в конкретных социокультурных условиях;

— принцип целостности предполагает обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий;

— принцип гуманитаразации и интеграции знаний в сфере познания человека (педагогика, психология, философия, этика, история и др.).

Программа ориентирована на:

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— обеспечение межпредметных связей;

— учёт реальных учебных возможностей студентов.

Курс изучается в течение двух семестров. Формы контроля: зачёт, проверочная работа, экзамен.

В процессе работы над материалами курса могут использоваться разнообразные формы работы: лекции, семинары, компьютерные технологии, диагностики, встречи с неординарно работающими учителями, психотренинги, рганизация самостоятельной и самообразовательной работы студентов.

Требования к знаниям и умениям по курсу

— знанием об объекте, предмете, методологии и структуре воспитьательного процесса;

— системой знаний о сущности, закономерностях, принципах, содержании, формах и методах целостного воспитательного процесса (воспитание личности);

— знанием основных дидактических воспитательных технологий;

— знанием сущности процесса воспитания детей, закономерностях, принципах и методах их осуществления;

— знаниями об основных направлениях исследований по методике воспитания;

— базовыми понятиями данного курса.

— планировать, конструировать и анализировать воспитательный процесс ;

— осуществлять психолого-педагогическую диагностику и проектировать педагогическую ситуацию;

— рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства воспитания;

— творчески решать педагогические задачи;

— изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт;

— обновлять и реализовывать в воспитательном процессе свои представления о методических основах воспитания и современных концепциях, теориях обучения;

Основы современной теории воспитания

Воспитание с точки зрения педагогической науки имеет два основных ракурса:

  • социальный, который предполагает передачу опыта, накопленного предыдущими поколениями;
  • педагогический, который рассматривается как процесс комплексного формирования личности, проводимый при помощи системы средств воздействия на подопечного.

Воспитание не является какой-то шаблонной деятельностью. Оно подчиняется запросам общества. В настоящее время на первый план в воспитании выходит привитие таких понятий как гражданственность и общечеловеческие ценности, следование законам и моральным нормам.

В современном обществе воспитание предполагает привитие гуманизма и социокультурных ценностей. Особое значение придается использованию современных технологий, налаживанию диалога с подопечными, работе на перспективу, развитию эмоциональной сферы у представителей подрастающего поколения.

Если обобщить все написанное выше, то можно дать понятию «Воспитание» следующее определение.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на воспитуемого, находящегося в условиях организованной системы, с целью формирования его личности посредством налаживания взаимодействия подопечного и воспитателя в процессе реализации общих целей.

Основываясь на этом определении можно выделить следующие компоненты воспитания:

  • цель: процесс формирования личности является целенаправленным;
  • наличие воспитательной системы;
  • наличие обратной связи во взаимодействии педагога и учащегося;
  • отождествление воспитания и воспитательного процесса.

Наибольшее распространение на сегодняшний день получит личностно-деятельностный подход к воспитанию как наиболее перспективный. В его основе лежит общение как основа межличностных отношений, активная социализация личности.

Эффективное взаимодействие воспитанников с педагогами в деле достижения общих целей позволяет подопечным реализовать свои лучшие качества, выработать самостоятельность в принятии решений, получить необходимый опыт взаимодействия с людьми разных возрастов.

Читать еще:  Концепция воспитания россия

Важной частью любого воспитательного процесса в педагогике является цель воспитания. Дадим определение этому понятию.

Цель воспитания – это формирование всесторонне развитий, гармоничной личности.

Другими важными особенностями эффективного воспитательного процесса являются:

  • целенаправленность (достижение цели возможно только в случае эффективной работы по получению промежуточных результатов);
  • единство целей всех участников воспитательного процесса;
  • непрерывность процесса;
  • учет положительных и отрицательных факторов, воздействующих на формирующуюся личность;
  • подвижность и адаптивность (изменение применяемых методов воспитательного воздействия в зависимости от стихийных факторов, воздействующих на формирующуюся личность);
  • комплексность (единство содержания и задач применяемых методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей подопечного);
  • сотрудничество как основа взаимодействия педагога и воспитанника;
  • противоречивость как движущая сила воспитания.

В воспитательном процессе не последнее место занимает личность педагога. Совокупность личных и профессиональных качеств воспитателя во многом определяет результат воспитания. Взрослый человек является в первую очередь носителем ценностных ориентиров и мастерства.

Самовоспитание в воспитательном процессе

Роль самостоятельной работы по формированию собственной личности огромна.

Самовоспитание – это целенаправленная, осознанная деятельность человека, целью которой является развитие собственной личности, повышение уровня образования, совершенствование положительных качеств, выявление и устранение недостатков.

К числу значимых компонентов самовоспитания можно отнести:

  • познание себя, своих особенностей и потребностей;
  • оценка себя и своих достижений;
  • честность отчетов о проделанной работе и ее результатах;
  • высокий уровень самоконтроля.

Повысить результативность процесса самовоспитания помогает использование таких приемов как:

  • приказ, отданный себе;
  • ободрение и одобрение своей личности, своих качеств и своего поведения;
  • выбор значимых способов поощрения и наказания себя;
  • самовнушение.

Самовоспитание позволяет человеку достичь гораздо лучших результатов, сделать его личность более интересной, социально адаптированной, устойчивой к деструктивным влияниям.

Перевоспитание

Результативность воспитательного процесса определяется всеми категориями педагогики, к которым относятся обучение, воспитание и самовоспитание. Все эти категории связаны воедино в едином воспитательном процессе. Все эти категории важны и в деле перевоспитания.

Перевоспитание – это комплекс воздействий на воспитуемого, целью которых является устранение сформированных в процессе развития отрицательных и привитие положительных личностных качеств индивидууму.

Перевоспитать подопечного гораздо сложнее, чем сразу направить развитие личности в правильно направлении. Это процесс требует затрат времени и сил, требует от педагога особого терпения и такта.

Чем более устойчивыми являются отрицательные черты, тем сложнее человек поддается перевоспитанию. В связи с этим Макаренко писал, что воспитательный процесс лучше сразу построить таким образом, чтобы в последующем ничего не пришлось переделывать.

Основным значимым фактором, который определяет эффективность перевоспитания, является внутренняя потребность человека исправлении, изменении образа жизни, круга общения, поведения и привычек. Также имеют значение:

  • расположенность и доверие воспитуемого по отношению к воспитателю;
  • выявление причин, которые порождают проблемы;
  • создание новой системы ценностных ориентиров;
  • обрисовывание будущих перспектив;
  • комплексное воздействие на личность, ее сознание, волю и чувства.

Современные теории воспитания

На современном этапе развития педагогической науки разработаны и используются многочисленные теории и концепции воспитания, педагогами широко используются различные формы, методы и методики воспитания, которые могут быть объединены в целостные воспитательные системы.

Разобраться во всем многообразии концепций без целостного понимания воспитательного процесса и значения вклада в его эффективность отдельных элементов непросто. На помощь приходит такой раздел педагогики как теория воспитания.

Теория воспитания – это научное направление, которое раскрывает сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его отдельные структурные элементы, рассматривает различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В основе современной теории воспитания находятся разработки, сделанные еще в 19 веке педагогом К.Д. Ушинским. В 20 веке разработкой вопросов теории воспитания занимался А.С. Макаренко.

Современные концепции воспитания используют новейшие достижение психотерапии и психологии, популярные философские учения:

  • когнитивная теория;
  • бихевиористическая (поведенческая) теория;
  • социоэнергетическая теория и проч.

Цель современных концепций воспитания – активная социализация человека. Внешние заданные нормативы не исключают гармоничного и всестороннего развития личности. Эта концепция никак не противоречит ряду направлений педагогики, которые в центр научной картины мира ставят человека. Гуманистическая теория воспитания, предполагающая полное культурное развитие человека, его саморазвитие и самовоспитание не исключает необходимости жизни личности в социуме.

Новые тенденции в развитии общества формируют новые требования к личности человека. В связи с этим цели воспитания не являются постоянными и со временем претерпевают изменения. Неизменными остаются нравственные ценности, такие как духовность, человечность и доброта.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания.

Основным проявлением духовности является стремление человека к самопознанию и совершенствованию. Свобода личности должна в обязательном порядке учитывать право на свободу и неприкосновенность границ личности другого человека. Только в этом случае подрастающее поколение сможет стать духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Лекция 1. Радел 3. Теория и технология воспитания

Радел 3. Теория и технология воспитания

Сущность процесса воспитания. Понятие цели воспитания.

1. Сущность процесса воспитания. Движущие силы процесса воспитания.

2. Понятие цели воспитания.

1. Сущность процесса воспитания. Движущие силы процесса воспитания.

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Данное понятие употребляется в широком социальном смысле как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

2. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.

3. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

4. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

5. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.

6. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

7. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Читать еще:  Теория воспитания как наука

8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Движущие силы процесса воспитания – борьба противоречий. Выделяют противоречия:

ü внешние — проявляются в несоответствии и расхождении между существующими нормати­вами и поведением людей.

ü внутренние — про­тиворечия между притязаниями школьника и его воз­можностями, между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность развивается.

2. Понятие цели воспитания.

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.

Цель воспитания – это заранее определенные, прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни в личном развитии и формировании.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель выражает общую устремленность воспитания. В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их систем воспитания. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Цель воспитания объективно характеризуется социальной обусловленностью и как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи.

В настоящее время процесс воспитания предусматривает решение следующих задач:

ü целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

ü формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

ü приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

ü воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

ü развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

ü организацию познавательной деятельности студентов, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

ü организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

ü развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

История педагогики – это длительная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания.

— античный мир: цель воспитания – воспитание добродетелей

— Коменский: воспитание должно быть направлено на познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу.

— Локк: цель воспитания – сформировать джентельмена

— Гельвеций: основа воспитания – стремление к благу общества

— Руссо: цель воспитания – подчиняться общечеловеческим ценностям

— Песталоцци: цель воспитания – развить способности и дарования человека, постоянно их совершенствовать

-И. Кант: цель воспитания – готовить воспитанника к завтрашнему дню

— Гербарт: цель воспитания – всестороннее развитие интересов человека, направленное на его гармоничное формирование

— К.Д. Ушинский: главная задача воспитания – нравственное влияние.

В настоящее время идеальная цель воспитания трактуется как всесторонне развитая гармоничная личность.

С точки зрения задач образование имеет 2 значения:

— подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

— гармоничное развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижения единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения.

Реальная цель воспитания определяется как цель, которая может быть осуществлена в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальная цель изменяется в зависимости от целого ряда условий.

Реальная цель в современной школе:

— способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

— формировать гуманистические отношения

— обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 449 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

Читать еще:  Методы обучения продуктивным видам деятельности дошкольников

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector