221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание с точки зрения теории системного построения

Системное построение процесса воспитания

В концепции воспитания — целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4) развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;

5)формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Принципы воспитательного процесса.

а) личностный подход в воспитании: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, уважительные отношения между педагогами и детьми,

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

д природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся

е) культуросообразностъ воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, иI показывает их значение для содержания и организации воспитательного.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

— первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

— второй путь — формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

— третий путь — разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

— наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

— событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

— формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

— педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Требования к осуществлению воспитательной деятельности:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

В образовательном учреждении воспитательная система выполняет следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Выделяются две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа — критерии факта.

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

II группа — критерии качества.

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии

с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

Концепция системного построения воспитательного процесса

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР Концепция системного построения процесса воспитания

Системное построение процесса воспитания «Воспитание ? Воспитание… Воспитание!» В.А. Караковский , Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова

Воспитание- целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим воздействием. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Сущность воспитания – управление не личностью, а процессом ее развития.

Читать еще:  Современные теории воспитания

Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. В.А.Караковский Цели и задачи воспитания Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель-идеал, должен конкретизировать их применительно к своим условиям и возможностям. Усилия педагогов целесообразнее сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: 1) формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, творческой личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основные принципы воспитания: 1) личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к воспитаннику как субъекту; 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт; 3) средовой подход в воспитании: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов в соответствии с особенностями индивида, групп, классов, этнических сообществ; 5) природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся; 6) культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные традиции, его культуру; 7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса Основу содержания составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский из всего спектра человеческих ценностей выделяет восемь: ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ КУЛЬТУРА ТРУД ЗНАНИЯ ОТЕЧЕСТВО ЗЕМЛЯ МИР

Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». В.А.Караковский Понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Семья — единица общества, среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети — главный признак семьи. Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубину, прочность знаний, разнообразие знаний. Культура —задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами.

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Земля — общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин

Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: Первый путь — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; Второй путь — формирование отдельных целевых про­грамм, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; Третий путь — разработка совместно с детьми своеоб­разных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности. Четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями и воспитателями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности ноябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Человек Кто «Я» Семья Моя семья Труд Все профес-сии важны Знания КВН Культура Экскурсия Отечество Герои рядом Земля Конкурс плакатов Мир Диспут

Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы) Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: — наличие целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем; —интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; — формирование здорового образа жизни учебного заведения; — педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения; использование воспитательных возможностей окружающего социума; — реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, где отношения строятся на основе гуманистических ценностей.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо: использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности; — использовать такое педагогическое средство, как ключевое дело-«крупную дозу воспитания».

Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система должна выполнять следующие функции: 1) развивающую, направленную на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника.

Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: — моделирование строящейся воспитательной системы; организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: — создание комплексной программы воспитания, построенной на общечеловеческих ценностях; — формирование отдельных целевых программ; — разработка вместе с детьми общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении; — включение в планы воспитательной работы классных руководителей раздела, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Говоря о системе воспитательной работы в школе-интернате,надо осознавать, что сегодня поиск возможностей компенсации «белых пятен» в воспитании и социальной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, от рождения и до их гражданского становления — это длительный и постоянный образовательный и воспитательный процессы. Задача нашего учреждения не только в том, чтобы четко представлять модель выпускника ,но и в том, чтобы создать условия для развития и становления личности каждого воспитанника, взаимодействия личности и среды ,способные обеспечить ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен, и которую в полной мере может обеспечить школа-интернат.

Примерная модель выпускника школы-интерната • осознание себя как личности, индивидуальности ( как свои умственные, физические, так и психические возможности), • психо-эмоциональная устойчивость и гибкость, умение изменяться в изменяющихся обстоятельствах, • умение ставить цели, строить жизненнье планы и проявлять волю в их достижении, • способность быть ответственным и самостоятельным, • знание и умение отстаивать свои права и выполнять обязанности, • знание социальных отношений и умение в них действовать, широкий уровень интересов и способностей, позволяющий не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и других, • умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов, • психо-социальная идентичность, • овладение широким кругом бытовых навыков, экономическая компетентность, • уважительное отношение к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.

Читать еще:  Концепция свободного воспитания

Современное построение процесса воспитания

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя?

Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н.Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного — реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.

Профессиональное умение общаться с детьми – это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В.П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя.

А.И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:

А) формирование личности и управление ею;

Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе – к социализации.

Поэтому современный педагог – воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В.М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка.

Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов.

Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.

Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:

А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;

Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;

В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.

О.С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни.

Н.И. Диреклеева рекомендует шесть направлений: здоровье, взаимодействие, нравственность, интеллект, досуг, семья.

В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы.

Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие.

Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками.

Возвращаясь к трудам Н.И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная – недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю.П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы.

Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.

Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности.

Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.

В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:

Читать еще:  Методы обучения робототехнике

1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.

2. Системно-ролевая теория формирования личности.

3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.

4. Воспитание ребёнка как человека культуры.

5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.

6. Самовоспитание школьника.

7. Воспитание на основе потребности человека.

8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.

Концепция системного построения процесса воспитания.

Авторами данной концепции являются Людмила Ивановна Новикова, директор 825 школы Москвы, профессор Владимир Абрамович Караковский и Наталья Леонидовна Селиванова.

В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.

Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.

Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям:

1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.

2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.

3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.

4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:

Системное построение процесса воспитания.

1. Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание . Воспитание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

2. Понятие «воспитание» — как целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

3. Цель —всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачи воспитания

1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

2. формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

4. развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепциироль принципов воспитательного процесса:

а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации разви­тия и в ведущем виде деятельности школьника;

— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

— построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периоди­зации возрастов;

— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Механизм воспитания.

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одновременно являющиеся разработчиками теоретических и методических основ использования системного подхода в воспитании, понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

— наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы,| представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

— событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

— формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

— педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

6. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки-состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа — критерии факта

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector