221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Японский счет соробан методика обучения

Соробан – японская методика ментального счета


Если ваш ребенок не может освоить решение математических задач и запомнить необходимые формулы, а подготовка домашних заданий превращается в кошмар, японская методика счета Соробан может стать спасением. Данный способ удивительным образом помогает развивать детское мышление.

Уникальная методика ментального счета позволяет даже тем ребятам, которые вовсе не имеют способностей к арифметике, уже спустя короткий отрезок времени научиться легко решать задачки, получая удовольствие от процесса.

Особенности ментального счета

Японская методика быстрого счета является уникальной системой развития малышей и преображения детского мышления. Этот метод позволяет одновременно задействовать оба полушария мозга, что обеспечивает даже ярким гуманитариям возможность быстро научиться решать различные примеры.

Обучение счету по японскому методу основывается на использовании специальных счетов, называемых соробан, – данное нетрадиционное устройство нечасто встречается в нашей стране. Это своеобразный калькулятор, демонстрирующий только однозначную систему численного представления, что гарантирует ясность и понятность системы.

Ребенка увлекает данная японская методика устного счета и сами счеты, что позволяет очень быстро освоить процесс, а основным достоинством способа можно назвать невероятно оперативное развитие мышления.

Основные принципы способа


Система ментальной арифметики по японскому методу предназначена не только для обучения учеников оперативному счету в уме, но также для общего развития их интеллектуальных навыков. Известен факт, что полушария человеческого мозга работают неравномерно, и ребенок 5-8 лет использует, в основном, правую часть, которая отвечает за творчество и эмоциональные образы.

Когда происходит обучение счету, повышается нагрузка на левую часть, идет развитие рациональности и логики, что планомерно снижает творческие способности. Японская методика счета в уме позволяет уравновесить работу мозга, обеспечивая полноценную развитость.

С помощью работы на счетах дети интеллектуально развиваются, начинают быстрее соображать и легко достигают успеха в любом обучении. Подобные результаты обеспечиваются главными принципами методики Соробан:

  • Ручная моторика путем тренинга. Головной мозг контролирует действия человека, но существует и обратный процесс, так что работа со специальными счетами при помощи пальцев обеих рук позволяет улучшать детское мышление.
  • Систематичность работы. Никто из нас не рождается лучшим, и чтобы добиться вершины в любом деле, необходимо регулярно тренироваться. По этому принципу работает и японская методика счета.
  • Визуализация. Обладая наглядными материалами, выраженными в счетных костях соробана, ребенку значительно проще понимать числа и понять смысл вычислений.

Что необходимо для обучения ментальному счету?

Соробан окажет помощь в обучении ребенка счету только в том случае, если обучение было начато своевременно, в возрасте порядка 4-8 лет. Родители должны запастись терпением и двигаться постепенно, ведь данная процедура нуждается в определенном времени. Также важными условиями успеха будут:

  • Обучение ребенка по методу «от простейшего к сложному». На первом этапе необходимо освоить счет до десяти, после чего обратный счет.
  • Малыша необходимо обучать счету с двух лет, но обучение числам и цифрам можно начать около четырех лет, когда кроха способен осознанно посчитать находящиеся в поле его зрения предметы.
  • Упражнения стоит проводить в непринужденной обстановке, но не в форме лекций. Лучше всего дети учатся посредством игрового процесса, что обеспечивает подключение эмоционального восприятия и рост эффективности обучения.
  • Сложность заданий следует постепенно увеличивать. Также обучите малыша отличиям между знаками «больше», «меньше», «равно».

При наличии данной начальной подготовки можно свободно отправлять ребенка в школу изучения японской ментальной арифметики соробан, где профессиональные преподаватели изучат личные особенности малыша, учтут его способности и навыки.

Чтобы освоить методику Соробан, можно обратиться в онлайн-школу японского языка Дарьи Мойнич. Узнать дополнительную информацию можно на нашем сайте.

Достоинства ментальной арифметики из Японии

Детки довольно быстро развивают свои навыки использования соробана, что оказывает невероятно благоприятное воздействие на развитие мышления. Обучающиеся счету на соробане малыши могут в мгновение ока осуществлять тяжелые вычисления в уме, при этом настоящие профессионалы методики способны выполнять их даже без соробана. Всего пары секунд будет достаточно для того, чтобы сложить 3-значные числа, а далее, когда навыки отточатся, ребенок сможет оперировать и 5-значными числами.

Некоторые родители полагают, что их чадо может запутаться при совмещении традиционной и японской арифметики, что приведет к падению успеваемости в школе. Тем не менее, практический опыт демонстрирует, что уже спустя несколько месяцев ребенок, занимающийся соробаном, начинает проявлять талант в точных науках и опережает своих сверстников в развитии.

Все упомянутые преимущества ментального счета являются только основой ключевого достоинства – ментальная арифметика позволяет раскрыть и питать интеллект ребенка, а также воспитать личность, привив малышу уверенность, самостоятельность, способность к достижению успеха в любых ситуациях.

Отличный старт в изучении японского языка вы можете получить, заполнив форму ниже ↓ После этого вам на почту придут 5 бесплатных уроков!

Ментальная арифметика и Школа устного счета “Соробан”

Устному счету (так правильно переводится словосочетание “mental arithmetic”) в азиатских странах обучали людей, для которых была выбрана финансовая стезя. Тогда он еще и не был устным. Считали на специальных счетах “соробан”. С течением времени, счетоводы стали отмечать, что для быстрых арифметических действий им не нужны реальные счеты — они могут их представить в воображении и произвести нужные вычисления.

Читать еще:  Гуманистическая теория воспитания

На следующем этапе развития ментальной арифметики (так устный счет называют в России) ученые заметили: люди, владеющие образным счетом, лучше развиты интеллектуально, показывают более высокие результаты в творчестве и физическом развитии. Все это являлось следствием развития мозга, он активно тренируется, считая в уме. А комплексное развитие мозга, несомненно, более важно, чем простое умение считать. В результате около 25 лет назад в Японии была разработана методика обучению ментальной арифметики, в которой ключевым обозначалось развитие мозга путем изучения устного счета. Таким образом, ментальной арифметике в ее сегодняшнем виде всего четверть века.

В данной методике закреплена четкая структура преподавания: многомесячное изучение теоретических законов и лишь затем практика. Этот подход приводит к тому, что успешным развитие по данной методике становится лишь у порядка 25% учеников — детей, которые изначально талантливы и мотивированы на успех. Для азиатских стран такой показатель более чем достаточен — именно в этих детях видится интеллектуальная элита, которая будет формировать будущее.

В постсоветском пространстве долгие годы мало что зависело от индивидуальности. Все решали “связи”. Однако постепенно мы приходим к пониманию того, что лидерами должны быть не “дети/внуки”, а люди, действительно знающие ту или иную сферу. И для того, чтобы стать таким квалифицированным специалистом, необходимо уметь оперировать огромным потоком информации, быстро решать сложные задачи, быть лидером. Поскольку развитие этих качеств обещает ментальная арифметика, в нашей стране она стала невероятно популярной. Но, конечно же, есть “но”. Те самые 25% успеха. Три четверти учеников не в состоянии овладеть навыками быстрого счета в объеме, достаточном для того, чтобы мозг раскрылся в полную силу. Отсюда разочарования родителей, нежелание детей и впустую растраченный семейный бюджет.

Можно ли исправить ситуацию?

Изменить методику, подстроив ее под индивидуальные особенности и потребности каждого ученика? Как оказалось, это вполне возможно. Усовершенствованием классической методики ментальной арифметики в 2012 году занялся украинский физик Юрий Новоселов, разрабатывая методику устного счета “Соробан”.

В 2013 году была открыта первая Школа устного счета “Соробан”. И за четыре года успешность новой системы подтверждена широким распространением сети школ в шести европейских странах. Это почти 20 тысяч учеников, показывающих выдающиеся достижения, выражающиеся не только в счете в уме и чтении стихотворения одновременно. Результативность методики — у 99% обучающихся. В чем же сохранилось сходство и имеются отличия между классической системой ментальной арифметики и методикой устного счета “Соробан”? Что сразу видит родитель: уже после первого занятия ребенок начинает считать в уме простые примеры. После первого! И этот успех является мощнейшей мотивацией к дальнейшему обучению. В классической ментальной арифметике к счету в уме переходят лишь спустя два-четыре месяца. До этого — запоминание правил и законов. Неподготовленному малышу сложно справляться с таким объемом информации. Отсюда — ребенок становится неуспешным.

Соробан (Происхождение) и Обучение Ментальному Счёту

Ментальная арифметика — это методика быстрого счёта с помощью устройства, напоминающего наши счеты, которые ещё совсем недавно активно использовались нашими работниками торговли. Те же спицы и косточки. Отличие в том, что располагаются спицы вертикально, а косточек на каждой спице пять. Называются эти счёты — соробан. У них большая история. В том виде, в котором их используем мы, они по сей день, уже много веков существуют в Японии. Счёт на соробане включен в обязательную школьную программу, а взрослые японцы с удовольствием участвуют в соревнованиях. В Японии счёт на соробане — сродни национальному виду спорта. Самим счётам много веков, а ментальная арифметика, как методика развития интеллекта, появилась сравнительно недавно, в нашей стране первые школы появились в 2013г. Сам счёт на соробане — это механический навык — такой же, как игра на музыкальном инструменте, собирание кубика Рубика, который с помощью тренировок можно развить до высокого уровня.

Почему арифметика ментальная

Потому, что, освоив счёт на соробане или абакусе, мы представляем его в воображении и считаем, двигая косточки в уме. Это уже другой процесс и он не каждому даётся легко. Секрет успеха один — терпение и труд. Ничего нового. И при упорных занятиях скорость счёта в уме, с использованием воображаемых счёт можно развить скорость до очень высокого уровня, так как двигать предметы в воображении можно гораздо быстрее, чем в реальности. Так же «про себя» мы читаем гораздо быстрее, чем вслух.

Для того, чтобы научиться считать на соробане, нужно знать правила, по которым осуществляется счёт. Таких правил, или формул 34. Каждое из них разбирается отдельно и закрепляется с помощью большого количества упражнений. Как мы уже поняли, секрет успеха в многократном механическом повторении, пока пальцы не запомнят движения, и не будут делать это сами. В этом процессе задействован моторно-мышечный канал памяти — самый стойкий. Все мы знаем принцип велосипеда: однажды научившись езде на нём, разучиться очень сложно. Наше тело запоминает ощущения, движения надолго. Многие действия ежедневно мы повторяем автоматически, не задумываясь. Из этого можно сделать вывод, что в ментальной арифметике мы не считаем, в привычном нам понятии. И это так и есть. За нас счёт осуществляет механическая память и образное мышление.

Читать еще:  Методики развития творческого воображения

Большое значение для осуществления счёта в воображении имеет распознавание положения косточек на соробане. Мы все, точнее, наш мозг, воспринимает изображение любого числа как количество. Мы знаем, что значок 2 — это количество, равное двум и не задумываемся об этом. С соробаном, особенно первое время, каждое число приходится распознавать, что очень помешает в быстром ментальном счёте. Поэтому, большое внимание уделяется занятиям с флеш-картами. Что это и как заниматься с ними, вы прочтёте ниже, а пока —

Ментальный счет обучение

И так- с чего начать? Для счёта нужен соробан или абакус. В настоящее время уже есть достаточно большой выбор — разных цветов, с различным количеством спиц. Но мы разделим соробаны и абакусы на две большие группы — ученические и учительские. Для того чтобы заниматься самостоятельно вам понадобится ученический. Он маленький и лежит на столе во время счёта. Количество разрядов будет иметь значение только тогда, когда мы займемся умножением и делением. Для сложения и вычитания достаточно трёх-четырёх разрядов. Поэтому, выбирайте те счёты, которые вам наиболее симпатичны. Чтобы заниматься с аудиторией понадобится учительский. Он большего размера, стоит вертикально и косточки у него фиксируются на спицах.

Так же нам понадобится комплект ментальных флеш-карт. Это карточки, на одной стороне которых изображено число, а на другой — положение косточек на соробане или абакусе, которое это число отображает.

Например: вот две стороны одной карточки

В комплекте должны быть все числа до 100, а дальше трёхзначные числа можно сделать вразброс.

Так же, для того, чтобы дети в игровой форме запоминали числа на соробане или абакусе, можно использовать и другие раздаточные материалы — математические пазлы и т п.

Любые другие игры, где используются числа, если заменить числа на изображение косточек, можно использовать на уроках.

Ну, и конечно вам понадобится карандаш, учебник и рабочая тетрадь с заданиями.

Все это вы можете найти у нас на сайте.

Мы дарим вам несколько бесплатных раздаточных листов Ментальной Арифметики и развивающие материалы.

Счет в уме: японский метод

Среди родителей все более популярными становятся курсы ментальной арифметики для детей. Это метод обучения быстрому счету в уме. Он строится на применении счет абакус, или по-японски соробан. Когда считают с помощью данного метода, в уме представляют эти счеты, передвигают бусины в нужном порядке и производят расчеты.Счеты абакус с 9 столбиками, как в онлайн-тренажерах. Фото semyatut.ru

Занятия по ментальной арифметике довольно дорогостоящи и не всем по карману, поэтому многие хотят научиться этому методу самостоятельно и в дальнейшем обучить своего ребенка. Число 13 на счетах. Фото semyatut.ru

Мастерим счеты
Первое, что вам понадобится для обучения, – это счеты абакус. У них на горизонтальных линиях по 5 бусин. При этом один столбец с одной бусиной в каждом ряду отделен от остальной вертикальной перегородкой, это если держать счеты вертикально, так как мы бы держали наши обычные счеты. Абакус обычно держат в горизонтальном положении и сверху располагается ряд с одной бусиной, внизу – столбцы по 4 бусины в каждом.
Купить такие счеты несложно, но можно их сделать и своими руками. Если у вас остались старые счеты, разберите их, уберите оттуда 5 бусин из каждого ряда. Отделите вертикальной перегородкой одну бусину в каждом ряду – и счеты готовы. Если нет старых счет или пока вы ждете, когда придут ваши новые счеты, стоит воспользоваться онлайн-тренажерами для тренировки и обучения.

Основы ментальной арифметики
Располагаем соробан. Перед нами столбики, у стандартных счет их 13. Мы будем использовать абакус с 9-ю столбиками. Начинаем с крайнего правого столбика: в этом столбце единицы. Здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. Наверху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число, кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и т. д. Чтобы нам показать цифру 5, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины вверху, а нижние внизу, – это ноль. Теперь разберем несколько цифр:
– чтобы составить цифру 7, нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5, и поднять две бусины снизу, т.е. мы к 5 прибавили 2, получилось 7.
– Цифра 9 – это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки.
Как только научились быстро набирать единицы, переходим к десяткам. Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73.
Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5, нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2, большим пальцем правой руки поднимаем две бусины из первого столбца. В столбце с десятками все тоже самое, только левой рукой.
Так как вся суть метода сводится к тому, чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научиться запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет.
После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры, расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям.

Читать еще:  Авторские концепции воспитания

Сложение
В качестве примера возьмем: 13+23. Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем 3 нижние бусины, во втором одну – нижнюю, получаем 13. Чтобы прибавить 23, в первом столбце, с единицами, добавляем три бусины, так как внизу осталась не задействована только одна бусина. Нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5. После этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6. Далее складываем десятки, для этого во втором столбце поднимаем две нижних бусины. В итоге у нас получилось число 36.
Теперь рассмотрим пример: 17+14. Сначала составим число 17. Далее переходим к сложению, прибавляем 4. Так как 7+4 равно 11, то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц. Далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого также поднимаем одну бусину снизу. Итого 17+14=31.

Вычитание
Для примера возьмем 83-56. При вычитании все действия нужно производить в обратном порядке и начинать нужно с десятков. Нам нужно у десятков убрать 5 бусин, для этого поднимаем верхнюю бусину. От единиц нужно отнять 6, так как у нас только 3 единицы, берем из второго столбца десятку, т. е. опускаем одну бусину. В единицах нужно из 13 вычесть 6, получается 7, выставляем эту цифру на счетах. В итоге 83-56=27.

Умножение
Перемножим 2 двухзначных числа: 13*22. Сначала перемножаем десятки обоих чисел 10*20=200, выставляем на абакусе 200. Потом единицы первого числа с десятками второго – 3*20=60. Далее десятки первого с единицами второго 10*2=20. Последние действие: перемножаем единицы обоих чисел 3*2=6. В итоге получилось 286.

Деление
Разделим 62 на 2. Для этого разделим счеты пополам или, например, на две части относительно точки на соробане. Справа мы выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа. Если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и т. д. Итак нам нужно 62/2, выставляем справа число 62. В левой части будем писать ответ, пишите его, начиная с крайнего левого столбца, чтобы, если вам попадется число, при делении которого появится остаток, для записи остатка были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 6, т. к. она кратна двойке и дает полное число без остатка, и это будет 3. Набираем тройку в крайнем левом столбце. А в правой части отнимаем 6 из столбца с десятками, остаётся 2. Делим 2 на 2, получается 1, набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 31.
Теперь разделим 864/4. Набираем в правой части счет 864. Сначала делим 8 на 4 получается 2, в крайнем левом столбце набираем 2. В правой части в столбце с сотнями убираем 8, остается 64. Делим 6 на 4, у нас получится число с остатком, поэтому нам надо умножить число 4 на такое число, чтобы оно было меньше 6 и самое ближайшее к нему. Нужно 4 умножить на 1, получится 4. Один вписываем во второй от левого края столбец, а из 6 вычитаем 4, справа получается число 24. Это число делится на 4 без остатка и получается 6. Шесть записываем в третий столбец от края, в итоге ответ 216.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector