221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников

Конспекты занятий по эмоциональному воспитанию детей с нарушениями интеллекта на тему «Когда нам весело»

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.

Предлагаю конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения интеллекта.

Занятие 1. “Путешествие на полянку веселого настроения” (25 мин.)

Цель:

  • тренировка радостных эмоций;
  • развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом;
  • расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость;
  • развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

Оборудование: игрушка медвежонок, кассета с веселой музыкой, цветные воздушные шары, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, изображение мордочки медвежонка, у которого можно нарисовать “выражение” (радость, печаль, вина и т.д.) стулья поставлены для игры в “Поезд”.

Дети под веселую музыку въезжают на поезде на полянку и рассаживаются по кругу на ковре.

Педагог: “Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами были в прошлый раз? Кто вместе с нами путешествовал? (ответы детей). Правильно, мы были в стране Радости вместе с медвежонком Топтыжкиным. А какое настроение бывает у жителей этой удивительной страны? (ответы детей). Давайте подарим друг другу улыбку (дети выполняют задание)”. А сегодня мы с вами приехали на полянку веселого настроения.

Упражнение “Моя улыбка похожа на ….” (3 мин.)

Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. После ответов педагог, как итог, перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.

Упражнение “Вспоминалки” (3 мин.)

Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за последние несколько дней (имеется в виду время между предыдущим и нынешним занятием).

Упражнение “Разноцветные шары” (5 мин.)

Шары разных цветов надуваются заранее (цвета должны повторяться), и накрываются материей.

Воспитатель: “Сегодня с нами вместе приехал медвежонок Топтыжка (достает игрушку, дети здороваются с Топтыжкой)”.

Медвежонок: “Здравствуйте, ребята. Когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся. Подумайте, какого цвета бывает ваше веселое настроение?”

После ответов детей педагог говорит о том, что Топтыжка приготовил для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настроения.

Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.

Топтыжка: “Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец”.

Шарики возвращаются на место, в свое царство.

Игра “На полянке” (5 мин.)

Топтыжка: “А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?”.

После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка.

Рисунок “Мой цветок” (5 мин.)

Детям предлагается нарисовать увиденный на полянке цветок.

Заключение (2 мин.)

Рисунки детей кладутся в середину круга. Паровозик восхищается получившейся полянкой и просит каждого ребенка немного рассказать о своем цветке и о том, что понравилось на сегодняшнем занятии.

Занятие 2. “Мы сегодня не грустим” (25 мин.)

Цель: закрепить умение выражать эмоцию “грусть”; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии; развитие активного словаря эмоциональных состояний

Оборудование: игрушка медвежонок, пиктограмма “грусть”, несколько картинок сказочных героев с грустным настроением, пиктограмма “радость”, наборы картинок с разными настроениями героев, магнитофон, запись песни “Про улыбку”.

Разминка “Как можно по-другому назвать?” (5 мин.)

Педагог вместе с детьми здороваются с медвежонком. Он показывает ребятам сначала пиктограмму “грусть”, затем несколько картинок сказочных героев с грустным настроением. Задание состоит в том, чтобы дети по кругу назвали как можно больше слов, отображающих настроение одного из сказочных героев. После выполнения задания медвежонок Топтыжка просит детей назвать несколько ситуаций, которые портят человеку настроение.

Игра “Сравни лицо” (5 мин.)

Медвежонок предлагает детям разделиться на 2 команды. Каждой команде дается пиктограммы “радость” и “грусть” и наборы картинок с разными настроениями героев (на картинках не обязательно должны быть изображены только радостные и грустные лица). Задача каждой команды как можно быстрее найти нужные настроения и положить их на соответствующие пиктограммы.

Игра “Грустный паучок” (5 мин.)

Медвежонок говорит детям о том, что к ним в гости пришел Паучок, у него сегодня очень плохое настроение. Он просит ребят помочь ему развеселиться. Из группы выбирается один ребенок, который будет изображать Паучка. Он садится на стул. Задача детей по очереди постараться рассмешить гостя. Тот, кому это удается, садится на место Паучка.

Этюд “Кролик и Еж” (7 мин.)

Топтыжка предлагает детям сесть на стульчики и послушать стихотворение Натальи Павловой:

Плохое настроение
У Кролика с утра.
И потому у Кролика
Не роется нора.

Не радуют цветочки,
Морковь растет не густо,
Редиска очень горькая,
И не хрустит капуста.

Обижен Кролик на весь свет,
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет

Увидев это, мудрый Еж
Ему сказал: “Грустишь? Ну что ж,
Берусь тебе помочь.
На солнце яркое взгляни
И грусть ненужную гони
Скорей отсюда прочь.

Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернуться,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, зайчик, дуться!”

Затем ребята отвечают на вопросы: какое настроение было у Кролика? Почему? Каким кажется всё вокруг тому, у кого плохое настроение? Хорошо ли обижаться на весь свет? Что Ёж посоветовал Кролику?

Затем дети разбиваются на пары и проигрывают это стихотворение, меняясь ролями. В конце медвежонок обязательно хвалит ребят.

Упражнение “Дружба начинается с улыбки” (3 мин.)

Медвежонок начинает упражнение с вывода из предыдущего этюда: “Вот видите, что на свете может сделать улыбка и дружба! Давайте постараемся поменьше грустить, ведь даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход. А теперь встанем в круг, улыбнемся друг другу и споем песню “Про улыбку”.

Звучит запись песни, и дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют песню.

Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

Любовь Ивачева
Конспект занятия «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

1 занятие. Вводное 35 мин.

Приветствие. Психолог и дети представляются. (Имя и фамилия) (1 мин.)

Медитативная часть занятия.

1. Дыхательное упражнение (1 м.)

Дети сидят. Психолог объясняет упражнение

-Когда поезд въезжает в туннель, то становится темно, а когда поезд подходит к станции, то становится светло.

— Вдохнуть — закрыть глаза (поезд въехал в туннель). Выдох — открыть глаза (поезд подошел к станции). Продолжить дыхание, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. (10 раз)

— Открыть глаза и поморгать.

Читать еще:  Знание теоретических концепций воспитания относится к

2. Упражнение «Солнечный зайчик». (2 мин.)

-Дети, наблюдали в жизни солнечного зайчика. Какой он? Как он себя ведет? Что вы к нему чувствуете? Давайте представим, что к нам в эту комнату заглянул солнечный зайчик.

— Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Ой! Какой он яркий! Хочется закрыть глаза от его света. Закройте их. И не открывайте. Погладьте ладонями солнечного зайчика на своих глазах.

— Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

— Он побежал дальше по лицу (нежно погладь зайчика ладонями по тем местам своего тела, где он пробегает)

— Солнечный зайчик побежал по лбу, по носу, по ротику,

по щёчкам, по подбородку, по голове, шее, рукам, ногам.

— Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.

— Он забрался на живот — погладь животик.

— Отлично! Мы подружились с Солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.

— Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)

3. Физкультминутка (2 мин.)

Дети встали, повторяют движения и слова.

Руки в стороны поставим.

Правой левую достанем. Стоя ноги врозь, руки в сторону.

Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.

А потом — наоборот,

Будет вправо поворот. Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке

Раз — хлопок, два — хлопок,

Повернись ещё разок! Делая хлопки, повернуться вокруг себя.

Раз — два — три — четыре,

Плечи выше, руки — шире! Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны.

Опускаем руки вниз

И на корточки садись!

Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.

(Повторить несколько раз)

Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры. Психолог стоит в круге, который образовали дети,и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат

5. Игра «Я очень хороший» (30 сек.)

Цель — способствовать повышению самооценки детей.

Психолог предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов.Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

6. Игра «Хочу быть счастливым» (2-3 мин)

Цель — способствовать развитию самоуважения детей.

Психолог рассказывает детям сказку:

«Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым,и поэтому часто спрашивал у своей мамы:

— Мам! Я стану счастливым?

— Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, — отвечала мама.

— А кто знает? — допытывался котенок.

— Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, — отвечала мама улыбаясь.

И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем.Залез он самую высокую березу в их дворе и закричал:

— Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял,но запомнил на всю жизнь:

— Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»

После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка

— Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

а группа громко отвечает:

«Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».

Психолог подводит итоги медитативной части

— Дети! Я вам раздам заготовки смайликов, а вы с помощью выражения рта нарисуете свое настроение. (рефлексия. 1 мин.) Иметь заготовки смайликов без прорисованного рта и цветные карандаши или фломастеры.

Дети отражают свое настроение –рисуют смайлики и сдают.

2. Практическая часть занятия (15 мин)

Психолог: Сегодня мы поговорим об эмоциях. Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильной. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице. (картинки эмоций).

— Какие еще эмоции вам известны? (Дети называют)

(Психолог демонстрирует иные эмоции радость, удивление, и другие). Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать других людей и самих себя.

Останавливается на эмоции «Удивление»

— Что может следовать за «Удивлением»?

-Творческий порыв, (т. е. «Вдохновение»на деятельность:

на рисунок, песню, танец и т. д.

-Злость, обиду, печаль.

Удивление – самая быстрая эмоция.

Игра. 1. «Я удивлюсь, если…» (1-2 мин)

По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».

Например: «Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом». «Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна». «Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».

(Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, – она смешит, развивает фантазию и приближает к пониманию ребенком того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».)

Сейчас мы сможем узнать как «Удивление» превращается в другое что-то через «Историю про маленькую собачку Тусю», а вы, слушая её, определите, какие эмоции пережила Туся и другие герои «Истории». Кроме Радости вы найдёте и другие. После прочтения мы обсудим, на следующих занятиях и проиграем и проиграем эти эмоции.

История маленькой собачки Туси (Пролог) (10 мин.)

В одно зелёно-голубое солнечное утро, собачка Туся, спрыгнув с крыльца, окунулась с головой в жёлтый ковёр одуванчиков, который раскинулся между деревьями возле её дома. Через мгновение Туся выныривала из их объятий, чихая от сладко-горького аромата цветов. Такая игра Тусю забавляла. (Радость – карточка)

— Эх! Кого бы пригласить в игру?- Туся поднялась на задние лапки в поисках друга.

Соседский котенка Мяу нежился на солнце, уютно устроившись на подоконнике своего дома.

Туся завиляла хвостом и направилась к нему. Мяу, узнав в Тусе того злодея, который в клочья разодрал его любимую игрушку — бабушкин клубок ниток — так выгнул спину и вздыбил шерсть, да еще и враждебно зашипел, что Туся, как от кипятка отскочила от него. А Мяу тут же оказался на дереве. (Удивление – карточка)

Туся проследила взглядом за карабкающимся к верхушке дерева котёнком, гавкнула на Мяу,что означало: (Злость – карточка)

— Да и не очень-то нужна мне твоя дружба! – и продолжила своё купание в цветах, но тот азарт от игры куда-то пропал.

Туся повела носом, и её увлёк манящий к себе аромат сирени, росшей в сквере. Она потрусила по тропинке, вдруг резко прыгнула, пытаясь поймать бабочку, дерзко летящую над самой Тусиной головой.

Но только Туся хотела щёлкнуть зубами и захватить бабочку в плен своей собачьей пасти, как в неё — бабах – врезалось что-то мягкое. Туся от удара промахнулась, сделав холостой щёлк зубами и перед собой увидела Щенка, который дрожал всем щенячьим тельцем от страха перед Тусей. Собаки замерли друг перед другом, как «замороженные» Дедом Морозом. (Удивление)

Читать еще:  На уровне определяются концептуальные основы воспитания

Туся же быстро сообразила, что нашла себе друга для игры. Она так энергично завиляла хвостом, что часть ее тельца прямо заходила из стороны в сторону,предлагая:

— Щенок!Давай дружить! (Радость)

Но Щенок при виде Туси поджал свои ушки, хвостик – завитушку и помчался со всех лап к своему хозяину мальчику Саше (Страх). Саша взял Щенка к себе на руки, нежно погладил его,успокоив словами:

— Я не позволю тебя обижать этой злой собаке Тусе! – напомнив, каким злым лаем Туся вчера прогнала Щенка со двора.

Туся несколько раз гавкнула в сторону Щенка,что на собачьем языке означало: (Злость)

— Да и не очень-то я хотела с тобой дружить! — и гордо продолжила свой путь по скверу.

Гулять в одиночестве Тусе всё-таки было грустно. (Грусть)

Туся погонялась за своим хвостом, погавкала на сороку, протрещавшую что-то про Тусю, и растянулась в тени берёзы, совсем-совсем заскучав.

И тут ей повезло – из-за дома вышли девочки. (Радость)

Туся помчалась им навстречу. Всем своим видом она показывала как она рада девочкам! Выражение ее мордочки было умильным-умильным, а хвостик так мотался из стороны в сторону, что даже в глазах рябило!

Девочки гладили её мягкую шёрстку, трепали за ушки и бегали с Тусей наперегонки. Наигравшись, сели на скамейку в сквере под дубом.

У Маши в кармане нашелся мелок. Она начертила на асфальте «классики». Рассчитавшись, девочки увлеклись игрой. Туся покрутилась между девочками, надеясь вновь оказаться в центре внимания, но Аня строго приказала ей не мешать.

Туся притихла и вначале послушно наблюдала за девочками, потом муравьями, сновавшими в траве, положив свою мордочку на вытянутые лапки.

Но когда девочки начали играть в магазин, Туся проворно запрыгнула на скамейку, схватила в зубы сосновую шишку и убежала, призывая всем своим озорным видом поиграть в её любимую игру – догонялки.

— Туся! Верни наш товар! Туся! Ты мешаешь нам играть! – кричали девочки. (Злость)

Туся же весело лаяла, раскидывала все предметы, аккуратно разложенные на скамейке для игры в магазин.

— Туся! Так не играют! Так только портят игру! – кричала Тусе Маша.

— Девочки! Пойдемте в наш двор! – предложила Кира, поняв, что с Тусей играть совсем не интересно.

И девочки ушли. Туся вновь осталась одна. Опустив голову и уши, Туся вяло бродила по скверу. (печаль)

Цвета утра, аромат цветов и трав, пение птиц, сладость на языке потускнели.

1. Когда Туся испытывала удивление? В какие чувства оно превращалось?

2. Что чувствовал Мяу по отношению к Тусе?

3. Что чувствовал Щенок, Саша, девочки?

4. Что вы чувствуете к Тусе? Почему?

5. С кем Туся хотела поиграть, т. е. дружить? Почему не получилась дружба у Туси м Мяу, со Щенком, с девочками?

6. Сможет Туся найти друзей?

5. Что ей надо изменить в себе, чтобы стать другом?

6. Давайте отправим Тусю в «Мастерскую Дружбы»

На следующем занятии вместе с Тусей мы отправимся в «Мастерскую Дружбы»

Дети, пришло время прощаться. Сегодня мы выучим ритуал прощания.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. (дети встают в круг)

Давайте выучим стихи Самуила Маршака

Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Важнейшее условье! (Соединенные руки поднимают вверх.)

Досуговое занятие на формирование эмоционального интеллекта у детей раннего возраста «Эмоции» Досуговое занятие «ЭМОЦИИ» Цели занятия: • Сформировать понятие об эмоциях: радости, грусти и злости, показать их схематическое изображение.

Фотоотчет о создании социального и эмоционального развития интеллекта в младшей группе в 2018 году В адаптационный период в младшей группе большое внимание уделяется взаимоотношениям, умению выражать себя. В сентябре устроили праздник.

История маленькой собачки Туси. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников История маленькой собачки Туси пролог В одно зелёно-голубое солнечное утро, собачка Туся, спрыгнув с крыльца, окунулась с головой в жёлтый.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Конспект занятия по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта «Мебель» Конспект занятия по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта 3 год, III квартал Тема: «Мебель» Цели : 1. Актуализировать имеющиеся.

Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников» Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое? В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.

Конспекты занятий по эмоциональному воспитанию детей с нарушениями интеллекта на тему «Когда нам весело»

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.

Предлагаю конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения интеллекта.

Занятие 1. “Путешествие на полянку веселого настроения” (25 мин.)

Цель:

  • тренировка радостных эмоций;
  • развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом;
  • расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость;
  • развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

Оборудование: игрушка медвежонок, кассета с веселой музыкой, цветные воздушные шары, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, изображение мордочки медвежонка, у которого можно нарисовать “выражение” (радость, печаль, вина и т.д.) стулья поставлены для игры в “Поезд”.

Дети под веселую музыку въезжают на поезде на полянку и рассаживаются по кругу на ковре.

Педагог: “Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами были в прошлый раз? Кто вместе с нами путешествовал? (ответы детей). Правильно, мы были в стране Радости вместе с медвежонком Топтыжкиным. А какое настроение бывает у жителей этой удивительной страны? (ответы детей). Давайте подарим друг другу улыбку (дети выполняют задание)”. А сегодня мы с вами приехали на полянку веселого настроения.

Упражнение “Моя улыбка похожа на ….” (3 мин.)

Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. После ответов педагог, как итог, перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.

Упражнение “Вспоминалки” (3 мин.)

Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за последние несколько дней (имеется в виду время между предыдущим и нынешним занятием).

Упражнение “Разноцветные шары” (5 мин.)

Читать еще:  Методы и приемы обучения продуктивной деятельности

Шары разных цветов надуваются заранее (цвета должны повторяться), и накрываются материей.

Воспитатель: “Сегодня с нами вместе приехал медвежонок Топтыжка (достает игрушку, дети здороваются с Топтыжкой)”.

Медвежонок: “Здравствуйте, ребята. Когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся. Подумайте, какого цвета бывает ваше веселое настроение?”

После ответов детей педагог говорит о том, что Топтыжка приготовил для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настроения.

Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.

Топтыжка: “Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец”.

Шарики возвращаются на место, в свое царство.

Игра “На полянке” (5 мин.)

Топтыжка: “А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?”.

После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка.

Рисунок “Мой цветок” (5 мин.)

Детям предлагается нарисовать увиденный на полянке цветок.

Заключение (2 мин.)

Рисунки детей кладутся в середину круга. Паровозик восхищается получившейся полянкой и просит каждого ребенка немного рассказать о своем цветке и о том, что понравилось на сегодняшнем занятии.

Занятие 2. “Мы сегодня не грустим” (25 мин.)

Цель: закрепить умение выражать эмоцию “грусть”; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии; развитие активного словаря эмоциональных состояний

Оборудование: игрушка медвежонок, пиктограмма “грусть”, несколько картинок сказочных героев с грустным настроением, пиктограмма “радость”, наборы картинок с разными настроениями героев, магнитофон, запись песни “Про улыбку”.

Разминка “Как можно по-другому назвать?” (5 мин.)

Педагог вместе с детьми здороваются с медвежонком. Он показывает ребятам сначала пиктограмму “грусть”, затем несколько картинок сказочных героев с грустным настроением. Задание состоит в том, чтобы дети по кругу назвали как можно больше слов, отображающих настроение одного из сказочных героев. После выполнения задания медвежонок Топтыжка просит детей назвать несколько ситуаций, которые портят человеку настроение.

Игра “Сравни лицо” (5 мин.)

Медвежонок предлагает детям разделиться на 2 команды. Каждой команде дается пиктограммы “радость” и “грусть” и наборы картинок с разными настроениями героев (на картинках не обязательно должны быть изображены только радостные и грустные лица). Задача каждой команды как можно быстрее найти нужные настроения и положить их на соответствующие пиктограммы.

Игра “Грустный паучок” (5 мин.)

Медвежонок говорит детям о том, что к ним в гости пришел Паучок, у него сегодня очень плохое настроение. Он просит ребят помочь ему развеселиться. Из группы выбирается один ребенок, который будет изображать Паучка. Он садится на стул. Задача детей по очереди постараться рассмешить гостя. Тот, кому это удается, садится на место Паучка.

Этюд “Кролик и Еж” (7 мин.)

Топтыжка предлагает детям сесть на стульчики и послушать стихотворение Натальи Павловой:

Плохое настроение
У Кролика с утра.
И потому у Кролика
Не роется нора.

Не радуют цветочки,
Морковь растет не густо,
Редиска очень горькая,
И не хрустит капуста.

Обижен Кролик на весь свет,
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет

Увидев это, мудрый Еж
Ему сказал: “Грустишь? Ну что ж,
Берусь тебе помочь.
На солнце яркое взгляни
И грусть ненужную гони
Скорей отсюда прочь.

Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернуться,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, зайчик, дуться!”

Затем ребята отвечают на вопросы: какое настроение было у Кролика? Почему? Каким кажется всё вокруг тому, у кого плохое настроение? Хорошо ли обижаться на весь свет? Что Ёж посоветовал Кролику?

Затем дети разбиваются на пары и проигрывают это стихотворение, меняясь ролями. В конце медвежонок обязательно хвалит ребят.

Упражнение “Дружба начинается с улыбки” (3 мин.)

Медвежонок начинает упражнение с вывода из предыдущего этюда: “Вот видите, что на свете может сделать улыбка и дружба! Давайте постараемся поменьше грустить, ведь даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход. А теперь встанем в круг, улыбнемся друг другу и споем песню “Про улыбку”.

Звучит запись песни, и дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют песню.

Занятия по развитию эмоционального интеллекта EQ

Есть мнение ряда современных психологов, педагогов и ученых, что большего успеха как в карьере, так и в личной жизни в ближайшем будущем (в 2030-2050 гг.) добьются люди с высоким эмоциональным интеллектом (EQ – с англ. Emotional quotient), а не с высоким рациональным интеллектом (IQ)…

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.
Понимая свои эмоции и эмоции других, умея грамотно, уместно и своевременно их выражать, используя эмоции, как помощников в различных ситуациях, ребенок становится более общительным, уверенным в себе, уравновешенным, может четко донести свои мысли и поделиться своими чувствами. Доверяя себе, тому, что он чувствует, ребенок научается смело отстаивать свою позицию, проявлять себя, принимать просьбы близких, может реально оценить свою готовность взяться за ту или иную работу, взять на себя ответственность.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Актуальность для дошкольного возраста

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

На занятиях Ваш ребенок получает:

  1. Введение ребенка в мир человеческих эмоций: ребенок учится распознавать свои эмоции и чувства, понимать эмоции других людей (сверстников и взрослых);
  2. Формирование навыков здорового общения с детьми и взрослыми и умения правильно выражать свои эмоции, то есть так, чтобы их понимали окружающие;
  3. Развитие эмоциональной саморегуляции: способности управлять своими эмоциями, использовать их на благо себе и окружающим;
  4. Помощь в осознании ребенком своих положительных качеств. Формирование положительных эмоций.
  5. Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, выявление и развитие лидерских качеств. Развитие самоуважения детей.
  6. Научение «легального» проявления непослушания (социально приемлемым способом избавляться от накопившегося напряжения, страхов, агрессии и т.д.)
  7. Возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации (учиться реагировать в новой обстановке, в безопасной атмосфере поддержки и принятия).

Методы, используемые на занятиях:

  • игровая терапия;
  • арт-терапия;
  • пластилиновая терапия;
  • глино-терапия;
  • песочная терапия;
  • сказкотерапия;
  • музыкотерапия;
  • метафорические ассоциативные карты;
  • социальные игры Гюнтера Хорна (настольные);
  • психологические игры и упражнения.

Возраст: группа с 4 до 7 лет.
Количество занятий: 2 раза в неделю.
Тип занятий: групповые
Специалист по развитию эмоционального интеллекта: Юлия Калашникова (узнать подробнее)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector