221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Этапы психомоторного и речевого развития ребенка

3.2.1. Период внутриутробного развития.Первые недели внут­риутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного моз­га. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные ком­плексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыха­ние, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

3.2.2. Первые три месяца постнатального развития.Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двига­тельные реакции уменьшение флексорнои гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зри­тельно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

3.2.3. От 3 до 6 месяцев.Сенсорные реакции: развитие зритель­ных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, про­тяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцирован­ный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций иг­рушками.

3.2.4. От 6 до 9 месяцев.Сенсорные реакции: устойчивый диф­ференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зритель­но-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцирован-ность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

3.2.5. От 9 до 12 месяцев.Сенсорные реакции: дифференциа­ция лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на чет­вереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими иг­рушками).

3.2.6. Второй год жизни.Сенсорные реакции: совершенствова­ние восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый ха­рактер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявле­ние интереса к детям, начало представления о схеме тела.

3.2.7. Третий год жизни.Сенсорные реакции: совершенствова­ние реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-кон­кретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоцио­нальных реакций.

3.2.8. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет).Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность вы­полнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразо­вой речи, увеличение активного словаря, формирование моноло­гической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятель­ность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребле­ния. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

3.2.9. Младшийшкольный возраст (от 7 до 11 лет).Двигатель­ные фикции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.

Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расши­рение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.

Психика: развитие зрительного и слухового внимания, па­мяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школь­ников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, тре­тьем году жизни.

2. Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.

3. Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значе­ние для выявления отклонений в развитии.

4. Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследо­вания детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психо­моторного развития ребенка.

2. Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.

3. Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями вклю­чения нервной системы.

4. Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.

5. Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.

6. Особенности психомоторного развития дошкольников и де­тей младшего школьного возраста.

7. Объяснить критические периоды развития ребенка и их зна­чение для психомоторного и речевого развития.

8. Значение экзогенных факторов для психомоторного разви­тия ребенка.

РАЗДЕЛ 4. НЕВРОПАТОЛОГИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; Нарушение авторского права страницы

Диагностика психомоторного и речевого развития детей по возрастным этапам

Ксения Маслова
Диагностика психомоторного и речевого развития детей по возрастным этапам

Психомоторное и речевое развитие здорового ребенка 1,5 — 2 лет:

Ходит самостоятельно, бегает, может ходить по лестнице вверх и вниз, бросает игрушки, поднимает. Чашку держит одной рукой, самостоятельно открывает и закрывает двери. Ребенок опрятен, даже при условии пользования памперсами с рождения. Участвует в процессе одевания и раздевания.

Легко подражает новым словам. Любит играть рядом с другими детьми. С удовольствием слушает чтение сказок. Нечетко, но называет персонажей. Различает крики домашних животных, имитирует их.

Появляются ролевые игры: ребенок «кормит» куклу, «прячет игрушку», разбирает и собирает пирамидку, матрешку, дифференцирует и знает по названию 3 — 4 цвета, производит выбор из 3 — 4 предметов.Дифференцирует формы: шар и кирпич.

Психомоторное и речевое развития ребенка 1,5 — 2 лет с нарушениями в развитии:

Не ходит. С детьми не играет. Шагать по лестнице, даже с поддержкой, не может. Чашку не удерживает, дверь открыть не может. Цвета не всегда различает, даже по аналогии. Сам сесть на стульчик не может. Сам из кружки не пьет. В процессе одевания-раздевания участия не принимает. Желания выражает криком, осмысленного лепета нет. Книжками не интересуется.

Психомоторное и речевое развитиездорового ребенка 3 лет:

Двигательная функция к этому времени уже значительно сформировалась. Он может

некоторое время стоять на одной ноге, прыгать, бросать и ловить мяч. Рисует линии, точки, закругляет линию, держа карандаш в одной руке, выполняет раскраску. Ест самостоятельно, но неопрятно. С небольшой помощью раздевается и одевается. Дифференцирует основные цвета спектра, доступно восприятие контуров знакомых предметов, может соотнести предмет и слово. Правильно определяются направления в пространстве (вверх, вниз вперед, назад). Начинает ориентироваться в схеме тела и выполняет движения по инструкции («дай правую руку»).Формируются временные представления: понимает чередование режимных моментов, различает день и ночь. Понимает и выполняет многосложные инструкции («пойди на кухню, возьми со стола свою ложку и принеси»). Появляется способность к примитивным суждениям и умозаключениям, но они поверхностны. Речь состоит из отдельных фраз, но они не всегда оформлены грамматически правильно.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики у детей 10 месяцев

Психомоторное и речевое развитие ребенка 3 лет с нарушениями в развитии:

Ходит с посторонней помощью, координация движений недостаточна (ребенок бросает мяч и тут же падает). Сам не ест, рисует только хаотичные линии. Сам не одевается и не раздевается.

Восприятие фрагментарно, слито в общих чертах, отмечается недифференцированность восприятия (мяч-шарик). Не различает отдельные предметы на картинке, путает их названия. Основные направления в пространстве не определяет, не ориентируется в схеме тела, не выполняет движения по словесной инструкции. У ребенка не формируются временные представления (не вычленяет чередования режимных моментов) Запоминание и воспроизведение по зрительному образцу является ведущим. При запоминании новых слов не всегда связывает их со смыслом. Стихи и рассказы или не запоминает, или запоминает плохо, даже при неоднократном повторении. Уровень обобщения низкий. Речь состоит из отдельных лепетных слов.

Психомоторное и речевое развитиездорового ребенка 4 лет:

У здорового ребенка значительно развита моторика. Он свободно ходит, много бегает, умеет выполнять движения в заданном ритме. Самостоятельно одевается, раздевается, ест. Учится ходить на лыжах. Конструирует из кубиков, делает поделки из песка, работает с крупной мозаикой; с книжками – раскрасками справляется без помощи. Знает основные цвета и формы. Ребенок различает пространственные направления (направо, налево, под, над, к). Умеет правильно держать карандаш, рисует красками. Может рисовать по заданию.

Пользуется фразовой, грамматически правильно оформленной речью. Отмечается неправильное произношение шипящих и сонорных (р,л) звуков. Любит слушать чтение книг, запоминает и показывает страницы, которые ему надо почитать. При воспроизведении рассказа или сказки не

передает смысл прочитанного, а пытается пересказать дословно. Появляются попытки опираться на смысловые связи между предметами, стремится понять связи, появляются вопросы «Зачем? «Почему?». Развиваются количественные представления (много-мало,1-2-3).

Психомоторное и речевое развитие ребенка 4 лет с нарушениями в развитии:

Двигательные возможности резко ограничены. Самостоятельно не одевается, ест с помощью взрослых. Ручные действия значительно отстают в своем развитии. Ребенок путает основные цвета и формы, путает понятия «право-лево», отстает формирование временных представлений. У ребенка отмечается резкое отставание пассивного и активного словаря. В экспрессивной речи преобладают глаголы. Фразы короткие, не всегда правильно оформленные. Лучше развита механическая память. Вопросы появляются значительно позже. У ребенка несовершенны восприятие, представления, память, способность к счету и обобщению.

Психомоторное и речевое развитиездорового ребенка 5 лет:

У здорового ребенка наблюдаются координированные движения рук и ног с соблюдением правильной осанки. Он может кататься на 2-3 колесном велосипеде, учится кататься на коньках.

У него сформировано цветовое восприятие, различает и знает названия всех цветов спектра. Сравнивает предметы по протяженности, раскладывает их по порядку. Узнает и называет предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, дифференцирует плоские и объемные предметы. Правильно соотносит местоположение предмета относительно другого в пространстве и словесно может это определить. Конструирование идет по собственному замыслу. Развиваетсяконструктивный праксис: правильно выполняет прямое копирование деталей и целого образца из 3-4 элементов, в рисунке передает круглую, овальную и треугольную формы, умеет работать с красками. Временные понятия «вчера, сегодня, завтра» дифференцирует правильно. Расширяется объем памяти, нарастает точность и прочность запоминания. Ребенок начинает группировать, обобщать, выделять «лишний предмет», хотя еще не может объяснить причину исключения. Понимает сюжет на картинке, перечисляет действия персонажей. Формируется понимание причинно-следственных связей.Формируются количественные представления: называет числительные по порядку до 5, выполняет счетные операции в пределах 5.

Психомоторное и речевое развитие ребенка 5 лет с нарушениями в развитии:

Ребенок с отклонениями в развитии твердо знает 4-5 цветов. Понятия протяженности не сформированы, появляется лишь дифференциация угольных и округлых фигур. Конструирование идет только по инструкции. Возможно прямое копирование (2-3 детали) Отмечается задержка в развитии преднамеренного запоминания. У ребенка затруднено выделение существенных связей, не может исключать. Счет и счетные операции в пределах 2-3. Может составить картину из 2 частей.

Методы речевого развития детей раннего возраста К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное.

Особенности речевого развития детей раннего возраста Симонова О. В. воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка» город Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: данная статья предназначена.

Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: Исследование грамматического строя языка. Цель: Определить уровень сформированности.

Диагностика уровня речевого развития детей. Исследование лексического строя речи детей старшей группы Диагностика уровня речевого развития детей. Тема:Исследование лексического строя у детей старшей группы. 1 Исследование активного словаря.

Книга из фетра для речевого развития и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Это необычные игрушки, которые развивают память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Особенности и нормы речевого развития у 2–3-летних детей Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость.

Особенности речевого развития детей с аутизмом Составитель: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Шикина О. Н. ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и.

Диагностика физического развития дошкольников Рабочая программа по физическому развитию ПРИЛОЖЕНИЕ №8 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Младшая группа (от 3 до 4 лет) К концу.

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.

Родительское собрание «Путешествие по возрастным особенностям детей 4–5 лет» Родительское собрание «Путешествие по возрастным особенностям детей 4–5 лет» Цель: — расширение контакта между педагогами и родителями;.

Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
Читать еще:  Развитие моторной сферы у детей с ффнр

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст

Область развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитие

Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речь

Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитие

Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
Игры

Копирует часто повторяемые действия взрослых
Движения

Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речь

Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитие

Различает предметы по размеру с разницей в 3 см
Игры

Может строить башенки, домики из кубиков
Движения

Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
Навыки

Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речь

Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речь

Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитие

Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
Игры

Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
Движения

Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
Навыки

Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector