221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развить мелкую моторику у школьника

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность ребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.

Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.

Руки и мозг неизменно связаны между собой. Все психологические процессы, происходящие в мозге, обязательно найдут отражение в жестах и движениях рук.

Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией как в пространстве, так и во времени.

Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.

На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть мелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.

Как правило, учителя и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • играми для развития пальцев рук;
  • прикладным трудом.

Подробнее о каждом методе воздействия на мелкую моторику детей младшего школьного возраста мы расскажем ниже.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — один из самых эффективных и доступных методов, позволяющих ускорить развитие мелкой моторики, а вместе с этим и речи, памяти и воображения.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам детей младшего школьного возраста стать более гибкими, ловкими и податливыми. Обычно дети такие занятия воспринимают как часть игры, в которой они с удовольствием принимают участие. В ходе выполнения гимнастики младшие школьники учатся быть внимательными и сконцентрированными. Выделяют несколько вариантов упражнений из раздела пальчиковой гимнастики.

  1. Ладони смыкаются таким образом, чтобы пальцы касались друг друга попарно и находились в разведенном состоянии, после чего ребенку предлагают их соединить, по очереди свести и развести, похлопать сначала разведенными, потом сведенными пальцами.
  2. Руки кладут на парту, оставляя кисть в приподнятом положении, после чего касаются поверхности парты каждым пальцем по очереди.
  3. Ладонь с прижатыми пальцами лежит на столе, после чего пальцы сгибают в кулак и выпрямляют.
  4. Ладонью касаются поверхности парты, после чего сжимают ее в кулак, поворачивают ребром.

На всю разминку в среднем уходит около двух минут. Достаточно проводить ее несколько раз в неделю, чтобы увидеть положительную динамику развития мелкой моторики.

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающих задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не только из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

О пользе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук будет особенно успешным в случае привлечения ребенка к изобразительной деятельности. В процессе малыш сможет не только поработать над ловкостью пальчиков, но и научиться различать цвета и оттенки, стать более восприимчивым.

Рисовать младший школьник может как кисточкой, так и пальчиками. Последний вариант особенно нравится детям, независимо от возраста. Так называемые пальчиковые картины могут быть самыми разнообразными пополнить коллекцию достижений малыша. Самые красивые и аккуратные работы дети могут презентовать друзьям и родным на праздники.

Развивать навыки рисования, а вместе с ними ловкость рук и воображение можно с помощью обычных карандашей, фломастеров и мелков. Отличный вариант — рисование с помощью веревочки. Младшим школьникам обычно особенно нравится такой нестандартный подход, поэтому они с удовольствием создают свои оригинальные картины. Суть рисования веревочкой заключается в следующем: используя контрастного цвета веревочку и бумагу с определенного цвета фоном, можно складывать на ней из веревочки разные фигуры.

Рукоделие — оригинальный метод развития пальцев рук

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста отлично влияет рукоделие. Естественно, что больше удовольствия от возможности вышивать, вязать, шить или работать с бисером получат девочки, однако не исключено, что подобная деятельность сможет увлечь и мальчиков, которых можно научить самым простым вещам: пришиванию пуговиц или штопанью дырок.

Так же как и в случае с занятиями, описанными выше, в ходе уроков по рукоделию нужно будет постоянно усложнять задания, построенные на тонких, ловких и четких действиях.

Игры с мячом

Работать над развитием мелкой моторики рук детей можно с помощью игр с небольшими мячами, имеющими разную форму, структуру, размер и цвет. Подбирать мячи можно в соответствии с возрастом и особенностями ребенка для развития не только ловкости рук, но и зрительной чувствительности, умения сравнивать, мышечного чувства.

Достаточно часто дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы с развитием мелкой моторики, не справляются с заданиями, подразумевающими использование мяча. Сложности возникают при выполнении даже простых действий, что вызывает чувство досады и разочарования у ребенка, и он отказывается продолжать работу.

Именно поэтому начинать занятия лучше с небольшого утяжеленного мешочка, который будет имитировать мяча. Когда ребенок научится управлять им каждой рукой поочередно, можно будет подключить к работе мяч.

Чтобы игры с мячом положительно влияли на развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста, необходимо заниматься с ними регулярно. Чтобы школьник не потерял интереса к упражнениям, необходимо будет наполнять их новыми оживляющими элементами, например хлопками, поворотами торса и пр.

Наиболее эффективные варианты игр с мячом для развития моторики:

  • подбросить маленький мяч вверх и поймать его одной рукой;
  • менять руки при подбросе мяча и улавливании его;
  • с жонглированием сначала двумя, а потом тремя мячами двумя руками;
  • с жонглированием двумя мячами одной рукой.

Чем чаще младшие школьники будут работать над такими упражнениями, тем заметнее станет их прогресс в отношении развития мелкой моторики рук.

Графические задания

Помимо вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у младших школьников, существуют еще и графические занятия, улучшающие координацию рук, внимание и зрительную память. Младшим школьникам работа над выполнением графических заданий также позволяет улучшить навыки письмом.

Выбрать можно из следующих упражнений.

  1. «Найди дорогу». Простой и доступный вариант игры. На бумаге рисуют машины и гаражи, при этом от каждой машины к гаражу идет своя дорога, спутываясь с дорогами от других машин. Задача ребенка – провести пальчиком по дороге от машины к гаражу, определив правильную.
  2. «Дорисуй-ка!» Ребенку предлагают незаконченный вариант картинки с образцом такой же, но законченной. Ему нужно будет дорисовать первую по образцу.
  3. «Точки-картинки». Младшему школьнику предлагают по точкам создавать различные рисунки и картины, соединяя их сплошной линией без отрыва руки.
  4. «Заштрихуй!». Детям предлагают заштриховать фигуры линиями, соблюдая границы. Штриховать можно разными линиями, начиная от вертикальных и заканчивая волнистыми по диагонали.

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

На развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игрушки. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.

Читать еще:  Моторное развитие это

Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детям необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.

Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с прокатыванием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.

В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде со способностью прибегать к взаимопомощи.

Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема
статья

Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_melkoy_motoriki_u_mladshih_shkolnikov_kak_psihologo-pedagogicheskaya_problema.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Для того чтоб рассматривать вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста более подробно, необходимо дать определение некоторым понятием.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем дошкольном возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет .

В психологических исследованиях п од термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторное качество. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев

Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А. Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему [4].

И. Кант считает, что мелкая моторика — это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг» [26].

В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как согласованные движения пальцев рук, как умение ребенка пользоваться этими движениями — держать ручку, ложку, завязывать обувь, рисовать, лепить, резать и т. д.

Отечественные специалисты в области педагогики Г.С. Коморова, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева определили мелкую моторику, как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.

Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе [23].

Приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия где «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы класса. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы которая дает школа.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцов [30].

Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий [16]. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.

Функции кисти рук по праву можно считать уникальными и универсальными. Кисть — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что человек не может выразить, на что не находит слов, может выразить через руки. Жест рукой, как слово, может успокоить, оскорбить, приласкать человека.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык. Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Сухомлинский В.А. писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [28].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. — М.: Просвящение, 2009. — 160 с.

2. Алексахин, Н. Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие / Н. Н. Алексахин. — М.: Агар, 2012. — 47 с.

3. Астапова, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — Питер.: СПб., 2001. — 256 с

4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн, О. Г. Газенко. — М: Наука, 1990. — 494 с.

5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. — М.: Академия, 2010. — 240 с.

6. Бехтерев, В. М. Избранные произведения (статьи и доклады) / В. М. Бехтерев. — М.: Гос. изд-во медицинской литературы, 1954. — 321 с.

7. Буре, Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. — М.: Просвящение, 2010. — — 96 с.

8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1998. — 345 с.

9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Юрайт, 2002. — 336 с.

10. Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, М. И. Нагибина. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 192с.

11. Зеленина, Е. Л. Играем, познаём, рисуем / Е. Л. Зеленина. — М.: Просвящение, 2011. — 64 с.

12. Зинченко, В. П. Психологический словарь. / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: АСТ, 2006. — 479 с.

13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 2009. — 176 с.

14. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. — М.: «Сов. Россия», 1973. — 58 с.

15. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973. — 228 с.

16. Кольцова, М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.

17. Комарова, Т. С. Учитесь рисовать и лепить / Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова. — М.: Логос, 2009. — 68с.

18. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика. — М.: «Академия», 2000. — 232 с.

19. Лепилов, К. М. Лепка в семье и в школе: Пособие для воспитателей и преподавателей / К. М. Лепилов. — СПб.: Нева, 2012. — 32с.

20. Монтессори, М. // Составитель М. В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори).: Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999. — 224 с.

21. Монтессори, М. Дети – другие. // К. Е. Сумнительного. — М.: ИД «Карапуз», 2004.

22. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.

23. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 400 с.

24. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений. Том 3. Книга 2. — М.: Академии Наук СССР, 1951. — 435 с.

25. Пименова, Е. Пальчиковые игры.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 224 с.

26. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. — М.: АСТ, 2010. — 72 с.

27. Смирнова, Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб. : Детство-пресс, 2013. — 144 с.

28. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский, О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М: Педагогика, 1979. — 560 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки.

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр.

Развитие мелкой моторики детей младшегошкольного возраста как средство развития речи. Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно уст.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн.

На сегодняшний день, приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойны, несмотря на .

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи

Дата публикации: 23.12.2019 2019-12-23

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Чумак З. Л., Шахматенко Ж. Г., Докучаева И. А. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/289/65598/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Ключевые слова: совершенствование моторики пальцев рук, психические процессы речи, мелкая моторика, техника письма, правильная координация движения тела, работы по развитию руки.

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». [1, с. 74].

Современная система образования и воспитания детей, требует изменения требований к содержанию и характеру начального образования. Это определяет необходимость совершенствования развития ребенка школьного возраста, важным направлением которого является целостное развитие личности. В начальной школе многие обучающиеся сталкиваются с трудностями чтения и письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики рук. На развитие речи влияет нарушение мелкой моторики.

По словам В.Г Беззубцева «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». [2, с. 68].

Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же задерживается речевое развитие, то и развитие движений пальцев отстаёт, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы и даже норма.

Дети 6–7 лет готовы к обучению в школе тогда, когда они умеют изобразить фигуру человека. С головой, туловищем, конечностями, изобразить все элементы лица: глаза, уши, нос. На голове волосы, шею, обозначить правильное количество пальцев на руках. При воспроизведении элементов букв и цифр должны уметь правильно ориентироваться на листе тетради, копировать буквы, их наклон, правильно делить фразы на слова, писать вертикальные и горизонтальные линии, обводить различные фигуры без отрыва руки, вычерчивать линии, согласно указанным направлениям, иметь достаточно быстрый темп работы, отсутствие напряжения и сжатости при выполнении различных заданий, связанных с письмом.

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильного положения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной деятельности школьников, а также определенной зрелости важных отделов коры головного мозга участвующих в работе формирования навыка письма.

Овладение письмом — это длительный, сложный процесс. Значительное количество современных шести семилетних детей испытывают большие трудности при обучении письму.

Говоря об этой проблеме Л.Н Блинова утверждает, «что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно — напряженного, тревожного состояния ребенка в школе». [3, с.116].

Прежде чем приступить к обучению писать букв, обучающихся нужно подготовить к этому сложному процессу. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: раскрашивание, рисование, вырезывание и наклеивание различных фигур на лист бумаги, лепка из пластилина, солёного теста фигур животных, обводка и штриховка геометрических фигур и изображений животных, фруктов, цветов и т. д. В современной начальной школе идёт длительная подготовка детей к письму, для этого выполняются целенаправленные, последовательные упражнения в игровой форме на всех уроках в течение до букварного и букварного периода.

− Упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводка и штриховка геометрических фигур.

− Работа в тетрадях в клетку. Отступ клеток по 2 слева направо и сверху вниз. Овладение строчкой в пробел в одну-две клетки. Рисование и закрашивание различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округленных линий.

− Обязательное знакомство с тетрадью в косую линейку для письма в первом классе. Обложка тетради, страницы, строчки на странице, линейки в строчке. Штриховка узоров, состоящих из различных линий. Овладение узкой и широкой строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

− Очень хорошим упражнением является письмо простым карандашом элементов букв: прямой короткой линией, длинной прямой линией, линией с закруглением внизу, так как карандаш легко скользит по листу тетради, если не верно выполнено задание его легко удалить и повторить задание заново.

− Повторение изученных элементов букв. Письмо новых букв: длинной линией с петлей внизу, линия с закруглением вверху и внизу.

− Повторение изученного материала. Закрепление письма новых элементов букв: прямых линий, овалов и полуовалов.

− Повторение изученного. Письмо овалов без соединительной линии.

− Письмо односложных, двухсложных простых слов и простых предложений.

Рисование кружков и обводка клеток в тетрадях, выделение прямой наклонной в право палочки. В последующие упражнения входят узор, в которых есть длинная палочка, флажки. Круги рисуют от середины линии на строчке справа налево, добавляются узоры, состоящие из овалов, полуовалов и петель.

По окончании учебного года проводится списывание заданного текста или диктант, включающий все изученные буквы и их элементы.

Примеры работы по развитию мелкой моторики пальцев, которые наиболее часто встречаются в практике работающих учителей:

1. Формирование правильного положения при держании ручки или карандаша во время письма: ручку, карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним. При этом положении ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает её слева, а указательный сверху. Верхний конец направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом ручка не падает, рука не испытывает дополнительной нагрузки, меньше устаёт.

Для развития правильности держания пишущей ручки используются пальчиковые игры, особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом, игровые упражнения типа «Покорми птиц», «Покрась забор».

2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такие упражнения подразумевают быстрое чередование силового напряжения и расслабления мышц руки.

При формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки можно использовать игры типа «Пазлы», «Лего», при работе со штампами помогают такие виды работ, как например, вязание, управление жёстком в игровой приставке.

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезывание по контуру заданной фигуры, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых журналов, картинок — это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивание, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, терпению, точности, настойчивости, внимательности.

Овладение письмом связано с развитием чувства ритма. Его развитию способствуют посещение детьми различных секций и студий танцев, в которых выполняются танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей точных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут считалки. Учителю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, повторяют за учителем слова и движения. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и интересным.

Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

По словам С. М. Вайнерман, «В процессе организации обучения необходимо учитывать столы, за которыми сидят дети, они должны соответствовать их росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7–10 см от линии края стола. При письме туловище ребенка должно быть в прямом положении, не сгибая его ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Голова несколько наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20–30 см от бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше). Ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни на полу или на подставке. Необходимо следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их чрезмерно вперед и не отставляли их в сторону». [5, с 24]

  1. В. А. Сухомлинский Родительская педагогика [текст] / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. — М.: Педагогика, 1981 — Т3–640с.
  2. В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
  3. Л.Н Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — БГПИ., 1996, -136 с.
  4. З. Н. Богатырева. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Педагогика, 1987, –184с.
  5. С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю.Р Силкин. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Владос, 2001
  6. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector