221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развивать моторику рук у ребенка

Как развить мелкую моторику рук у дошкольников
статья на тему

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_razvit_melkuyu_motoriku_ruk_u_doshkolnikov.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить мелкую моторику рук у дошкольников

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1.Массаж ладошек Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2.Ладушки Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3.Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

4.Крупа
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

5.Баночкискрупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

6.Рисованиенапеске
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится

8.Завинчиваниекрышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

9.Застегивание,расстегиваниеишнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

10.Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

11.Рисованиеираскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

12.Собираниемозаикипаззлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

13.Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Мелкая моторика и речь. Развиваем ребёнка домашним хозяйством.

Процесс взросления и развития ребёнка связан со множеством особенностей и нюансов. Важно не просто обучить ребёнка каким-то знаниям и правилам поведения, отправить в детский сад, а потом в школу, но и с самого рождения обращать внимание на самые тонкие действия. Например, развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей – крайне важная часть образовательного процесса. Есть два вида моторики: крупная и мелкая. Первая отвечает за движение рук, ног, туловища, головы. Мелкая – это координация пальчиков. И именно развитие мелкой моторики необходимо для гармоничного развития речи. Ведь работа над координацией пальцев запускает необходимые процессы в мозгу ребёнка для развития речи. Чем больше он умеет делать руками, тем легче ему общаться и выражать свои мысли. Поэтому нужно уделять большое внимание такому качеству как развитие мелкой моторики рук у детей.

Зачем нужно развитие мелкой моторики?

Развитие речи детей посредством мелкой моторики давно известно. Научно доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, т.к. речевой и моторный центры головного мозга находятся очень близко друг к другу. При развитии мелких моторных навыков начинает активизироваться и речевой центр.

Помимо речи, мелкая моторика влияет ещё и на навыки мышления, воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Благодаря развитию мелкой моторики у ребёнка развивается наблюдательность, внимание, общая координация движений.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, всё просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители.

  • Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики. Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие).

  • До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

  • От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

  • От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений. Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

  • От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

  • Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством

Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?

Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:

  • снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;
  • вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
  • убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
  • закрутить отвёрткой шуруп;
  • перебрать различные крупы;
  • лепить манты, пельмени, печенье;
  • перебрать ягоды;
  • помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
  • развязать пакеты из магазина;
  • прополоть огород;
  • пересадить рассаду, которую не жалко;
  • собирать вместе с вами ягоды;
  • собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
  • открывать двери и почту ключиком;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
  • заплетать косы себе, маме, сестре;
  • вешать бельё, пользуясь прищепками;
  • комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
  • отвинчивать пробки;
  • точить карандаши точилкой;
  • найти край скотча и отклеить;
  • достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
  • аккуратно листать книжки;
  • чистить расчёску,
  • убирать катышки с одежды пальчиками;
  • нанизывать бусинки;
  • сортировать пуговички;
  • сматывать пряжу;
  • помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.

Игрушки для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью игрушек.

Как вы уже могли заметить, основную часть описанных выше упражнений можно выполнять и без особых материальных вложений, не обязательно покупать множество специальных игрушек, особенно совсем маленьким детям, которые могут с большим интересом складывать друг в друга обычные пластмассовые контейнеры и при этом игнорировать новомодную игрушку.

В качестве развивающих игрушек можно использовать подручные вещи, которые есть в каждом доме: банки, крышки, бутылки, коробки, природные материалы, даже некоторые продукты питания.

Для детей более раннего возраста можно приобрести кубики, крупный конструктор, пирамидку, рамки и вкладыши. Для детей постарше подойдут счётные палочки, паззлы и мозаика, шнуровка, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Можно отнести к этой категории счёт с помощью косточек абакуса. Это отлично разовьёт мелкую моторику ребёнка, а параллельно его творческие способности, память и скорость обработки информации.

Чтобы правильно и быстро считать на абакусе, дети используют специальную постановку пальцев для передвижения косточек на спицах этих счётов. Такие положение и движение рук похожи на работу клешни краба. Когда дети считают в уме и представляют абакус, эти движения пальцами помогают им визуализировать перемещение косточек.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Читать еще:  Мелкая моторика для развития речи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector