221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логоритмические упражнения на развитие речевой моторики

Логоритмические упражнения и игры по развитию речевого дыхания.
материал по развитию речи на тему

Логоритмические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)

Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)

Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,
(распрямить кисть)

Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)

— Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)

— Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)

— Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

Правила проведения занятий

Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязятельно добьетесь успехов.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.
Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения для речевого дыхания

  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма.

Цель: развитие речевого дыхания.

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих .

Игры на развитие дыхательной гимнастики.

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т.

—У детей отмечается положительная динамика в развитии речи и в развитии мелкой моторики .—Значительно развились такие качества как внимание и память.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи,четкого соблюдения пауз,сохранения плавности речи и интонационной выразите.

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Мультики

В свободное время от занятий предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Логоритмика. Что это и для чего

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять —

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса

можно использовать такой прием:

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).

Спрыгни с веточки ко мне,

Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант:

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз).

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»).

Набирает поезд ход ( произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа),

Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

Логопедическая ритмика

Разделы: Логопедия

“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

Опираясь на работы физиологов о взаимозависимости общей и речевой моторики, о связи двигательных и речевых анализаторов (А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Е.М.Мастюкова, М.М.Кольцова) развиваю речь детей путём совершенствования общей моторики.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.

Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:

  • наиболее благоприятным является взаимодействие на занятии трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель.
  • занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;
  • все упражнения выполняются по подражанию;
  • игровая форма проведения занятий;
  • содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
  • упражнения направлены на согласование речи с движением;
  • занятия проводятся не реже двух раз в неделю;
  • продолжительность занятия 20-30 минут для детей 4-5 лет и до 40 минут для детей 6-7 лет
  • светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;
  • нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка;

Примерная структура построения логоритмического занятия

Упражнения на различные виды ходьбы, бега.

Развитие общей моторики – координация речи с движением.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Мимические, артикуляционные упражнения.

Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи.

Фоноритмика, голосовые упражнения.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.

Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация.

Логоритмическое занятие

Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений.

Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”.

обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”.

развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус.

коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание.

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе.

Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания.

Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки.

1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.

Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:

“лошадки” — ходьба, высоко поднимая ноги,

“козы” — ходьба на пятках,

“кошки” — ходьба на носках,

2. Упражнение на развитие дыхания.

Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза).

3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением.

Мы купили кошке
(руки вперёд ладонями вверх)
К празднику сапожки
(поставить ногу на пятку и повертеть носочком)
Причесали её усы,
(от щёк развести руки в стороны)
Сшили новые трусы.
(имитация шитья иголкой)
Только как их надевать?
(пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать!
(показать рукой хвостик за спиной)

4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”.

Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу.
(соединяются пальцы одноимённых рук).
Он не напился молока: мало-мало, мало-мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы)
Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур
(ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой).
Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(потирать кулачок о кулачок).
Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(сжимать и разжимать пальцы).
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(указательные пальцы движутся вокруг друг друга).

5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.

Дети выполняют под спокойную музыку.

СА-са-са – кисонька краса
(поглаживания ладонями шеи)
Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы,
(растирание кулачками крыльев носа).
Исы-исы-исы – молоко для кисы
(поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам)
Иса-иса-иса – бантиком играет киса
(растирание ладонями ушей).

6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.

  • “Кошечка лакает молоко”.
  • “Облизывается”.
  • “Коза жуёт траву”.
  • “Лошадки”.

Мимическое упражнение “Угостим кошечку”.

Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается.

7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”.

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” — дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” — смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.

8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?”

Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.).

9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”.

Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо.

Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Му-му-му, му-му-му молока кому.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу.

10. Упражнения на развитие чувства темпа.

А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”.

Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут.

Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро”

Детям показывается схема ————- (быстро), — — — — — — (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе.

11. Упражнение на развитие чувства ритма.

Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз.

  • Прохлопать – протопать (повторить за логопедом).
  • Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить.
  • Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”.

Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика.

13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Звучит спокойная музыка, дети берут коврики.

Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают ручки)
Они хлопали, играли.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Дети на спину легли
И как кошечки видят сны.
Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку.
Нам удобно лежать и слушать музыку…
(музыка звучит бодрее)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать.
Подняли руки вверх. Сели.
Повернулись влево-вправо.

Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных).

Итог. Оценка деятельности детей.

— Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики детей 5 6 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector