221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материал для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики
материал на тему

Мелкая моторика — тонкие движения пальцев рук. Взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевой функцией очевидна, поэтому для ребенка с речевыми нарушениями так полезны упражнения с мелкими деталями, бусинами, конструктором, а также пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
melkaya_motorika_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Мелкая моторика – одна из важнейших функций. Детям с плохо развитой ручной моторикой бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками. Они отказываются от лепки и аппликаций, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

С незрелостью пальцевого гнозиса связывают и нарушения счетных операций. При овладении счетом, особенно на начальных этапах, большую роль играют внешние действия с использованием движений пальцев рук, которые помогают овладеть десятичным счетом, связанным с количеством пальцев на правой и левой руках. У детей с нарушениями ручной моторики задерживается овладение счетом и счетными операциями. В связи с этим развитие мелкой моторики является важным условием профилактики и коррекции дискалькулии.

Развитие ручной моторики осуществляется в несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. формирование статической организации движений;
  3. формирование динамической координации движений.

Для занятий по формированию ручной моторки можно дать следующие рекомендации:

  1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет соответствовать возможностям ребенка.
  2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  3. Время выполнений упражнений должно быть оптимальным, иначе внимание и интерес ребенка быстро иссякает.
  4. Повторение инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения упражнений.

І ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сущность данного этапа заключается в подготовке детей к овладению ручным праксисом: создание благоприятной атмосферы, желания, заинтересованности.

Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики на подготовительном этапе можно предложить следующие игры:

  1. «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий сосуд и мелкие предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Ребенок должен держать сосуд левой рукой, а правой бросать в него предметы. Затем то же самое ребенок выполняет другой рукой.
  2. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
  3. «Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
  4. «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге геометрические фигуры.
  5. «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
  6. «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, домик, поезд, заборчик, машину и т. д.
  7. «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (игрушки) на расстоянии 5 см друг от друга. Понадобиться также какой-нибудь деревянный или пластмассовый кружок. Передвигая кружок одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
  8. «Шнуровка». Берется большая карточка, на которой имеются отверстия. При помощи шнурка выполняются следующие задания: провести нитку через все отверстия по краю карточки; протянуть шнурок в каждое второе отверстие; провести шнурок только через дырочки, обведенные красным цветом и т.д.
  9. «Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, счетную палочку, карандаш). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху буквы, цифры, предметы, геометрические фигуры. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.

ІІ ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Хорошую тренировку статических движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и т.д.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К статическим относятся упражнения с изображением пальцами различных фигурок.

Второй этап включает следующие упражнения:

  1. «Флажок». Соединить четыре пальца вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
  2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
  4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
  5. «Стул». Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
  6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулачок.
  7. «Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
  8. «Гнездо». Соединить круглые ладони.
  9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
  10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальцы правой руки левой ладони.
  11. «Крыша». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней.
  12. «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
  13. «Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
  14. «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
  15. «Болтливые человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
  16. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, кончики пальцев соединить.
  17. «Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнять им вращательные движения. Повторить другими пальцами.
  18. «Зайчик». Указательный и средний пальцы поднять вверх и развести в стороны, остальные прижать к ладони.
  19. « Гусь». Поставить локоть на стол. Четыре пальца соединить вместе и слегка округлить. Расположить их и большой палец параллельно столу.
  20. «Петушок». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы подняты вверх в полусогнутом положении один за другим.
  21. «Курочка». Большой и указательный пальцы соединить. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
  22. «Улитка». Кулак правой руки прижат к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы разведены и выпрямлены вперед.
  23. «Улитка в домике». Положение правой руки то же. Левая рука лежит на тыльной стороне правой руки.
  24. «Кошка». Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх.
  25. «Мышка». Положение пальцев то же. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному
  26. «Лиса». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

Еще одним занятием для развития статической организации движений пальцев рук является теневая игра, которая проводится в затемненной комнате.

Источник света освещает экран. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых падает тень. Теневая игра может сопровождаться короткими диалогами сценками.

Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Упражнения для теневых игр:

  1. «Орел». Руки повернуть ладонями от себя, большие пальцы наложить друг на друга. Остальные пальцы соединить и вытянуть в стороны.
  2. «Рыбка». Ладони соединить, все пальцы, кроме указательных и больших вытянуть вперед. Указательные пальцы – в замке, большие направлены вовнутрь ладоней.
  3. «Волк». Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь указательные пальцы, большие поднять вверх. Мизинцы соединить и отвести в сторону.
  4. «Лось». Локоть правой руки опирается на стол. Пальцы вытянуты и соединены. Тыльная сторона левой руки соприкасается с тыльной стороной правой руки. Пальцы левой руки полусогнуты и раздвинуты.

Также в теневых играх могут изображаться и другие предметы.

Примерные тексты теневых игр,

направленных на развитие мыслительной деятельности

и счетных операций.

Дети играют в теневой театр, изображают животных и одновременно решают математические задачки.

Юля приехала в деревню к бабушке. У бабушки жили собака, кошка, двое гусей, две курицы и петух. Сколько всего животных было у бабушки?

Скоро Новый год. Папа принес домой елку. Аня и Володя стали ее наряжать. Сначала Володя повесил маленький домик. Аня достала из коробки кораблик и рыбку и повесила их на елку. Володя прикрепил к ветке красный флажок. Потом Аня украсила елку фигурками животных: зайца, лисы, мышки . Володя добавил еще кошку и петушка. Сколько всего игрушек повесила Аня? Сколько Володя? Сколько всего игрушек ребята повесили на елку? Кто больше повесил игрушек? На сколько?

Проснулось солнышко и стало всех будить. Первый луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел : ку-ка-ре-ку! Второй луч упал на высокую скалу. Орел расправил крылья и полетел. Третий луч упал на зайчика . Передернул ушками зайчик и весело запрыгал по зеленому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Четвертый луч попал в улей. Выползла оса и полетела на поляну. Пятый луч попал в дом и добрался до постели маленького лентяя: светит ему прямо в глазки, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Кто проснулся третий по счету? Каким по счету проснулся орел? Кто проснулся после зайчика? И т.д.

ІІІ ФОРМИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Данный этап предполагает выполнение «подвижных» пальчиковых игр с речевым сопровождением и с сопровождением счета, а также задания на развитие предметно-практической деятельности.

Подвижные пальчиковые игры:

1. «Человечки». (Движения указательного и среднего пальцев по поверхности стола)

Побежали вдоль реки

Один, два, три, четыре!

Дети овощи лепили:

Лук, редиска, кабачок,

Огурец и чесночок.

(Сжимать – разжимать кулаки; соединять полусогнутые ладони обеих рук; все пальцы поочередно соединяются с большими пальцами обеих рук)

3. « Пальчики». (Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого)

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает.

4. «Дружные пальчики». ( Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху).

Этот пальчик маленький,

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

5. « Алые цветки ». (Ладони соединены в форме тюльпана. Пальцы медленно раскрываются, плавно покачиваются, затем они медленно закрываются). Кисти рук покачиваются.

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Упражнения на развитие предметно-практической деятельности

1. Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению следующие фигуры:

Квадрат, треугольник, кубик.

Ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое.

Мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка.

Беседка, снежинка, кораблик, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор.

2. «Сделай так же».

У логопеда – набор карточек с изображениями человечков в разных позах. У ребенка – палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.

3. «Нитяные узоры».

Для работы необходимы тонкие веревочки. Ребенок по карточке-образцу должен выложить узор, петли, завязать узелки.

Развитию мелкой моторики способствуют задания:

  1. Изготовление бус;
  2. Собирание мозаики;
  3. Лепка;
  4. Аппликация;
  5. Обведение трафаретов с их последующей штриховкой;
  6. Работа с дошкольными прописями.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек.

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Май-Шопе).

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Комплект из 6 тренажеров (на Алиэкспресс)

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия.

Наталья Нестеренко
Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия.

Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так или иначе касаются этой темы. Сегодня я хочу рассказать о предметно-развивающей среде для развития мелкой моторики малышей в нашей группе.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшается память и внимание,зрительное и слуховое восприятие,воспитывается усидчивость,формируются игровая и учебно-практическая деятельность. В нашей группе немало пособий для проведения пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок будет говорить. Поэтому в своей работе использую следующие игры,игрушки и пособия:

Есть и другие пособия, о которых я рассказывала в предыдущих своих материалах. И конечно же карандаши,пластилин и цветная бумага,которые незаменимы в развитии мелкой моторики.

Спасибо за внимание.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.

Использование нестандартного пособия для игры по развитию мелкой моторики Уже который раз я цитирую слова В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Да известно, что.

Изготовление пособия для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи Для работы потребуются материалы: широкий скотч, папка-уголок (прозрачная или разноцветная, цветной картон; инструменты: ножницы, линейка,.

Пособия для развития мелкой моторики Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Предметно-развивающая среда как средство развития ребёнка «Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия» (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Энциклопедический.

Проект «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ» , Проект «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ» Актуальность проекта. Все мы знаем,.

«Развивающая книжка для малышей». Развитие мелкой моторики у дошкольников Ребенок постепенно познает окружающий мир. Он учится сидеть, вставать, ходить, а также управлять своими руками: брать различные предметы,.

Развивающая игрушка для развития мелкой моторики Маленькие детки очень любят все обследовать своими ручками, им всегда хочется все и всегда потрогать и погладить. Вот я решила сшить такую.

Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на.

Развитие мелкой моторики: виды обучающих средств для дошкольников

Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук — чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель обязан знать, что детская мелкая моторика — это природная способность к выполнению ловких и четких движений кистями и пальцами.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Обучающие средства для мелкой моторики

Традиционные методы развития мелкой моторики рук детей

Всем родителям следует ознакомиться с общепринятыми техниками тренировки детской моторики.

Массаж рук

Несложная техника, способствующая более эффективному развитию моторики, это массаж детских ладоней и пальцев. Можно произвольно гладить, массировать и водить в разных направлениях своими пальцами по руке ребенка и сочетать эти действия с веселыми стишками. Например, рассказ про сороку-ворону.

Закрывание крышек

Прекрасная тренировка для кистей — завинчивать и наоборот развинчивать крышки, используя бутылки или банки разных форм и размеров. Вскоре руки станут ловкими. Эта увлекательная игра не наскучит.

самодельная игрушка из картонной коробки с отверстиями, куда вставлены верхние части пластиковых бутылок, для развивающей игры в завинчивание крышек (также хорошо использовать бутылки разных цветов с соответствующими крышками или бутылки с разным диаметром горлышка, чтобы каждую крышку можно было прикрутить только к определенному основанию, а к другим она не подходила по цвету или размеру)

Занятия лепкой

Лепить из пластилина поделки могут все дети. В зависимости от возраста и предпочтений берем тесто, пластилин или глину, для удобства используем доску. Например, слепите ежика, собаку или других простых животных. Также навыки лепки пригодятся при совместном изготовлении фигурок домашней выпечки. Ребенок будет в восторге от того, что помогает родителям, и одновременно разовьет кисти.

Классическая игра в Ладушки

Разные вариации веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком. Благодаря такому развлечению он быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики.

Аппликации

Стоит приобрести безопасные ножницы для детей, удобный клей-карандаш, картон и бумагу разных цветов. Несложно и интересно обучать ребенка созданию красивых композиций. Можно выстригать фигуры (квадраты, кружки) и наклеивать их в виде композиции, изготавливать снежинки. Помимо моторики аппликации развивают способность к творческому взгляду и пространственному мышлению.

Игры с бумагой

Для самых маленьких детей, от 7 месяцев, есть отличное занятие, которое может надолго увлечь и прекрасно развить способность владеть ручками. Упражнение может протекать как изучение свойств бумаги, ребенок может ее мять, рвать, бросать. При чтении книг после года пусть ребенок сам листает странички. Также можно изготавливать книжки своими руками. Разработать проект, заготовить детали и написать текст можно совместно, а завершать процесс будет ребенок — он сможет склеить детали по вашей инструкции.

Интеллектуальные игры с мелкими элементами

Обратите внимание на такую игру как пазлы и мозаики. Приобретайте такие товары в соответствии с возрастом. Обычно для детей младше 3 лет более крупные детали. Собирая пазлы и картины из мозаики регулярно, мы тренируем воображение.

Раскраски и рисование

У детей активно развивается фантазия и интеллект, когда они обводят в рабочих тетрадях контуры по пунктиру, раскрашивают, рисуют на доске. Кроме освоения раскрасок рекомендуем ознакомиться с прописями.

Бусы для игр

Отлично, если у мамы есть бусы из элементов разных цветов, форм, размера. Пусть малыш их перебирает время от времени, надевает на куклу или родителей.

Пуговки и шнуровки

Проверенная гимнастика для рук — это расстегивание, застегивание и вставка шнурков в отверстия. Застежки можно найти в одежде. Дети любят самостоятельно расстегивать молнии, учатся работать с пуговицами. Можно изготовить коврик с пуговками, куда можно пристегивать детали. В итоге, мы развиваем руки и приобретаем самостоятельность.

Миски-вкладки

В магазине можно приобрести набор мисок, которые вкладываются друг в друга. Играя с ними ребенок учится отличать большое от маленького.

Складывание горошка в банку

Берем горошинку пальчиками, кладем в банку, закрываем крышку. Наполнение тары горошинами не подходит для слишком активных детей.

Игра с крупой

В любых емкостях можно играть с крупами. Для совершенствования моторики и обострения тактильных возможностей. Можно насыпать несколько видов круп и предоставить их ребенку.

Игры с песком

Купите кинетический песок, рассыпьте его на горизонтальной поверхности. Любого ребенка легко завлечь такой игрой. Эта субстанция приятна на ощупь, не пахнет, не липнет к рукам, не пачкает стол. Если у вас имеется только обычные песок, то на нем можно порисовать.

Пальчиковые игры

Можно использовать пальчиковые игры из интернета или книжек, а также изобретать собственные вариации. Такие занятия, бесспорно тренируют моторику и развлекают ребенка.

Нетрадиционные техники совершенствования мелкой моторики

Также существуют непопулярные инновационные идеи тренировки детской моторики. Нестандартное оборудование для занятий можно купить в магазине или найти дома.

Рисование пальцами

Чтобы изобразительная деятельность принесла массу удовольствия и пользы, не используйте кисти. Базой может быть как альбом, так и мольберт. Панно может быть изображено на простыне, ватмане. У детей получаются удивительные картинки. Не жалейте детскую одежду, лучше обращайте внимание на творчество. Существуют специальные краски для пальчиков. Можно создавать ладонью радужные рисунки и дорожки, окрасив каждый палец в разный цвет.

Прищепки

Замечено, что детей забавляют бытовые прищепки. Дайте задание прикрепить их куда-либо.

поделки с бытовыми прищепками

Точечные рисунки

Дошкольники отлично осваивают технику рисования пальцами методом точек. Ставятся одна за другой точки, пока не получится нужный рисунок.

Аппликации кусками ткани

Оригинальные картины получаются, когда дети создают их при помощи мелких кусков ткани. Чтобы сделать инструмент для творчества, берем мешочек, куда собираем побольше разноцветных тканевых обрезков либо ниток. Для создания картины нужно приклеивать этот материал на бумагу в пределах определенных контуров.

аппликации посредством вклеивания в контуры на рисунке такого количества круглых или шарообразных элементов, какое число точек выпадет на игровом кубике

Мягкие книжки

Можно купить практичные и полезные мягкие книжки, где представлены различные фактуры. Такие развивающие материалы можно сшить и склеить самостоятельно.

Подушка

Если у вас есть склонность к рукоделию, изготовьте развивающую подушку, куда пришито много интересных для исследования тканевых предметов, пуговиц, бусин. Ребенок будет с удовольствием изучать ее.

Рисование набрызгом и мелками

Примените технику набрызга или порисуйте мелом. Главное, чтобы у ребенка было желание изобразить интересные для него объекты.

Рисунки-отпечатки

В этой технике все просто, используются совершенно любые краски и вместо кисти предметы для создания оттиска. В качестве основы можно взять листочки деревьев или кусок поролона.

Кляксы

Детям нравится выдувать краску через трубочку, образуя смешные кляксы. Из клякс можно создавать композиции или просто фантазировать на тему того, на что похожа клякса.

Трафарет

Трафареты можно купить или вырезать самостоятельно. Через трафареты рисуем все или только некоторые объекты будущей композиции.

Мячик

В продаже имеются небольшие мячики с рельефной поверхностью. Такие непременно должны быть у вас дома.

Сортеры

Детский сортер подбирается по возрасту и может выглядеть как куб, домик или машинка. Чаще вставляйте фигуры в соответствующие им отверстия.

По мере взросления ребенка, обязательно приобретайте наборы для мелкой моторики, которые созданы специально для детского творчества. Существуют комплекты для мальчиков и девочек с приложенной инструкцией. Творите вместе с детьми и результат доставит вам истинное удовольствие.

Читать еще:  Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector