221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мелкая моторика для развития речи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Дата публикации: 14.04.2014 2014-04-14

Статья просмотрена: 27247 раз

Библиографическое описание:

Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497. — URL https://moluch.ru/archive/64/10336/ (дата обращения: 23.03.2020).

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний— с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца— на работе сердца. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект— это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи— это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции— это три.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, необходимо ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Но играя с малышом в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нужно не забывать и об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно. Главное, что бы установился эмоциональный контакт у мамы, и у малыша.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

7. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.)

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект.

Необходимо развитие мелкой моторики в и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики:

— Хочешь? Тоже делай так:

То — ладонь, а то — кулак.

Руки положить на стол:

1. ладони прижать к столу;

2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»)

3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

Для усложнения — увеличить темп движения.

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Пальчик-мальчик, Где ты был?

С этим братцем — В лес ходил.

Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 1.

2. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. — 1999. — № 4.

3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М, 1994.

4. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.

6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — СПб.,1997.

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

8. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1967.

9. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — С.-Пб., 2000.

11. Толбакова А. К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 4; 1989. — № 10.

Читать еще:  Моторное развитие ребенка это

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник говорит плохо. — М., 1987.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижний Новгород, 1995.

14. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-мишутки. — М., 1993.

«Мелкая моторика помогает развивать речь»
консультация ( группа) на тему

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Раньше, дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst_vystupleniya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Мелкая моторика помогает развивать речь»

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связная речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием различного материала.

Средства развития мелкой моторики: — Пластилин — Бумага — Крупа, бусы, пуговицы — Природный материал — Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани — Куклы — Песок — Вода — Карандаши, счетные палочки картофельные печати и т.д.

Игры с пластилином: «Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики. Раскатываем колбаски и т.д.» Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции

Игры с бумагой «Бумагу» можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка.

Игры со счетными палочками, спичками и т.д. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, спички или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игра в кубики и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.

Игры с пуговицами отлично развивают: мелкую моторику и тактильное восприятие; зрительно-моторную координацию; точность движений и внимание; математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); эмоциональное и творческое развитие

Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым надоест уже через 5-10 минут, но при этом все равно данная игра принесет пользу малышу.

Дети могут рисовать в крупе или делать из неё аппликации

Игры с веревочками, шнурками, ленточками Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все — пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Необходимо соблюдать в ажные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников

Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох. Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно.

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.

Обязательно проводите такие игры с речевым сопровождением, используя стишки, рассказывая все, что делаете и для чего: для развития речи важны не только движения рук, но и активное речевое окружение, побуждающее малышей к ответной реакции.


Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Однако ребенок – даже если у него самые ловкие пальчики на свете – никогда не научится говорить, если с ним мало общаются, не побуждают к диалогу, пересказу, описанию, выплеску впечатлений. К тому же, нередко занятия на моторику входят в комплексы по коррекции речевых навыков у деток с отставанием. То есть применяются вместе с артикуляционными упражнениями, логоритмикой, занятиями с дефектологом, психологом, медикаментозным лечением. Поэтому возлагать надежды только на мелкие мышцы рук нельзя. Но и без них не обойтись. Как уже было сказано, они способствуют активизации многих мыслительных и умственных процессов, в том числе – речи.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Влияние развитие мелкой моторики на развитие речи

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. И Дом советов предлагает некоторые упражнения, а также расскажем в каком возрасте необходимо их проводить.

Развитие мелкой моторики у детей от 2-х месяцев до 1 года.

Развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать с грудного возраста. Именно в этом возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно объективно оценить. Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку.

Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с вами с большим удовольствием.

Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:

— потягивать пальчики малыша;

— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.

Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев:

— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик и крутим его.

Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев:

— упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;

— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в течение 2-3 минут.

Упражнения для мелкой моторики в 6-8 месяцев:

— выполняем ранее изученные упражнения и добавляем покатывание шарика в ладошках, например грецкого ореха.

Упражнения для мелкой моторики в 8-10 месяцев :

В этом возрасте с ребенком уже следует играть в игры нашего народного творчества – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых, вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра «Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника), если производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.

Упражнения для мелкой моторики в 10-12 месяцев :

В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития. Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстируется с помощью воды и мыла. А ребенок от этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать по телефону, толкать или катать игрушки и т.д.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.

В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может засунуть что-то в рот или в нос.

После года ребенку уже можно давать задания посложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Также есть, например, вот такой ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.

Очень полезное занятие для пальчиков – это доставание игрушек из бассейна с крупой. В качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька, мисочка, в которую насыпают горох, фасоль или перловку. А на дно бассейна кладутся небольшие игрушки, а детки их должны найти. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и заодно массажирует ручки ребенка.

По прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.

С ребенком где-то с 2,5 лет уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все показывать на себе. Например:

«Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.

«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивленье». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.

Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики рук. Само развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается подвижность и гибкость.

Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.

В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Например:

— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки – можно похлопывать кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую! »

— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже есть стишок:

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.

Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!

(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).

— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Потом такое же упражнение для другой руки

— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.

Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.

Развитие ребенка 5-6 лет

Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы, центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно заменяем на ручку. Цель занятий – научить ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять, по такому же принципу рисуем квадрат по точкам, потом ребенок учится рисовать этот же квадрат, только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради. Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до рисования под диктовку.

В конце хочется сказать, что если вы обнаружили у своего ребенка некое отставание в развитии, чем указано в статье, это не повод огорчаться и расстраиваться! Если проводить вышеописанные упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и речи.

Ну а Дом советов желает терпения и удачи в занятиях с детьми. Следующей нашей темой будет развитие речи с помощью проведения упражнений артикуляционной гимнастики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×