Моторное развитие недоношенного ребенка
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.
Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.
Особенности развития при недоношенности
К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:
- Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
- Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
- Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.
Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.
Внешний вид
Недоношенный младенец выглядит так:
- Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
- Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
- Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
- На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
- Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
- Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
- Шея и конечности карапуза короткие.
- Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
- Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
- Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
- На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
- Ребенок вялый и слабый.
Рост и вес в таблице
В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:
- 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
- 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
- 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
- 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.
Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:
Особенности психо-моторного развития недоношенных малышей на первом году жизни
Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста. Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).
Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.
Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.
· Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.
· Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
· Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.
· Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.
· Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.
· Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
· Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
· Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.
· Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.
· Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
· Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.
· Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.
· Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.
· Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
· Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
· Начинает произносить слова в 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.
· Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.
· Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
· Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.
· Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
· Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.
· Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.
· Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.
· Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.
· Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.
· Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.
· Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.
· Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
· Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.
· Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
· Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.
· Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Также хотим обратить ваше внимание на то, что:
1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.
2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.
3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.
4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.
Задержка моторного развития у недоношенных деток
Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто пришел в этот мир точно в «намеченный срок». Недавние исследования показали, что у детей, рожденных раньше срока, чаще наблюдаются проблемы с учебным процессом, возникают отставания в психоэмоциональном развитии. Самые важные отделы головного мозга наиболее активно развиваются на последних 5-6 неделях беременности. Поэтому недоношенные младенцы сразу же попадают в группу риска.
Опасность преждевременных родов
Количество недоношенных новорожденных растет, и медицина научилась их выхаживать на экстремально ранних сроках. Однако такие малыши очень уязвимы в плане дальнейшего развития. Увеличение среднего возраста будущих мам, развитие вспомогательных репродуктивных технологий привело к тому, что все чаще детки рождаются раньше того срока, который отвела на это природа.
Развитие моторики у малышей зависит от работы отделов мозга, которые отвечают за правильную позу, осанку, координацию движений. Малыш, родившийся раньше срока, начинает самостоятельно передвигаться только после того, как его опорно-двигательный аппарат сформировался. А поскольку он развивался в утробе недостаточное время, ему нужно оказать комплексную помощь, которая включает не только медикаментозное лечение, но и реабилитацию двигательной системы.
Особенности моторного развития недоношенных деток
Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики. Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание.
- С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
- В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
- С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
- После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.
Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.
Дети, рожденные от 24 недель
Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.
Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.
Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.
Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:
- Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
- Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
- Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.
Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.
Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.
Лечение ЗМР у недоношенных детей
Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.
Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» — в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.
Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.
Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.
Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:
- Терапия по методу Войта
- Методика Бобат
- Методика
- JKA-метод
- Занятия на платформе Галилео
- Микро-мануальная терапия
- Краниосакральная терапия
- Child’Space метод
Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.
В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.
Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.
Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.
Немного о торопыжках: особенности развития недоношенных детей
Считается, что нормальная беременность у женщины должна длиться 266 дней, или 38 недель от дня зачатия, или 40 недель от первого дня последней менструации. Однако согласно статистике от 5 до 10 процентов малышей торопятся родиться на свет и могут обрадовать родителей своим появлением на несколько недель раньше срока. Детей, родившихся между 28 и 37 неделями беременности, ростом от 36 до 46 сантиметров и с массой тела от 1000 до 2500 грамм, относят к недоношенным.
Недоношенный малыш требует особой заботы сразу после рождения. Чем раньше он появился на свет, тем больше времени он проведет в больнице под наблюдением врачей. Обычно у торопыжек наблюдаются проблемы с дыханием, и почти у всех — проблемы с нервной системой. Среди недоношенных детей высокий процент диагноза ДЦП.
Однако чем раньше будут приняты меры по реабилитации торопыжки, тем быстрее он войдет в нужный график, и часто к году недоношенные дети уже ничем не отличаются от доношенных сверстников, а кое-в чем могут их и превосходить.
В возрасте 1—4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.
В возрасте 3—6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).
В возрасте 4,5—6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.
В 5,5—7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, преждевременно родившиеся дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6—8 мес.
В возрасте 6—8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.
В возрасте 9—12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).
В возрасте 8—12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.
Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у детей появляются в возрасте с 6—6,5 до 10 мес, а навыки опрятности — с 9—12 мес.
Показатели | Возраст, мес | ||||
Здоровые доношенные дети | Ранние дети | ||||
Масса тела при рождении, г | |||||
до 3500 | до 1500 | до 1750 | до 2000 | до 2500 | |
Удерживает голову в горизонтальном положении, лежа на животе | 3—4 | 2,5—3 | 2—2,5 | 1—2 | |
Фиксирует взгляд | 1 | 2—3 | 2—2,5 | 1—2 | 1—1,5 |
Первая улыбка | 3—4 | 2—3 | 2—2,5 | 1—2 | |
Отвечает на улыбку и речь взрослого | 2 | 4—5 | 3,5—4,5 | 3—4 | 2—3 |
Удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери | 2—3 | 5—6 | 5 | 4 | 3—4 |
Гуление | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
Поворачивает голову на звук | 3 | 5—6 | 4—5,5 | 4—4,5 | 3—4 |
Комплекс оживления | 5,5—6 | 5—5,5 | 4—4,5 | 3—4 | |
Громко смеется | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
Захватывает подвешенную игрушку | 4 | 6 | 6 | 5 | 4,5 |
Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5—5,5 | 4,5 | |
Произносит отдельные слоги | 6—7 | 9,5—10 | 8,5—9 | 8—8,5 | 8 |
Ест с ложки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | |
Хорошо ползает | 10—11 | 10 | 9 | 8,5 | |
На вопрос «где?» находит предмет | 7 | 11,5—12 | 10,5—11,5 | 10—11 | 9—10 |
Долго занимается игрушками | 10 | 10 | 9 | 8,5 | |
Садится самостоятельно | 8 | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 |
Встает, придерживаясь за неподвижную опору | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 | |
Сам ест и держит хлеб | 9,5—10 | 9,5 | 9 | 8 | |
Действует с игрушками по-разному: размахивание, перекладывание, складывание | 8—9 11,5 | 11 | 10,5 | 9,5 — 10 | |
Сам садится и ложится; встает, держась за барьер | 8—9 | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 |
Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги | 8—10 | 9,5 | 8,5—9 | 8—8,5 | 8 |
Появляются навыки опрятности | 9 | 9,5—10 | 9,5 | 9 | 9 |
Повторяет слоги, произносимые взрослыми | 9—10 | 13—13,5 | 13 | 11—12 | 11—12 |
Переступает, придерживаясь за неподвижную опору | 9—10 | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 |
Стоит с поддержкой | 9—11 | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 |
Стоит самостоятельно | 11—11,5 | 11—11,5 | 11,5—12 | 12—13 | 9—11 |
Встает самостоятельно | 9—12 | 11—12 | 10—11 | 9—10 | 9 |
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого | 10 | 12,5—13 | 11—12 | 10—11 | 10 |
Влезает на невысокую поверхность, слезает с нее | 10 | 13—14 | 12—13 | 11—12 | 10—11 |
Имеет запас простейших слов и пользуется ими | 11—12 | Этот навык появляется у преждевременных детей после первого года жизни |
Источник: Физическое воспитание недоношенных детей.
В . Л . Страковская., Москва, 1990