221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моторное развитие недоношенного ребенка

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.

Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.

Особенности развития при недоношенности

К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:

  • Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
  • Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
  • Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.

Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность – 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Внешний вид

Недоношенный младенец выглядит так:

  • Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
  • Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
  • Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
  • На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
  • Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
  • Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
  • Шея и конечности карапуза короткие.
  • Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
  • Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
  • Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
  • На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
  • Ребенок вялый и слабый.

Рост и вес в таблице

В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:

  • 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
  • 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
  • 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
  • 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.

Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:

Особенности психо-моторного развития недоношенных малышей на первом году жизни

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста. Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

· Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

· Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

· Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

· Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

· Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

· Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

Читать еще:  Комплекс упражнений для развития мелкой моторики

· Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

· Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

· Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

· Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

· Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

· Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

· Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

· Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

· Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

· Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

· Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

· Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

· Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

· Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

· Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

· Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

· Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

· Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

· Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

· Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

· Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

· Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

· Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

· Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

· Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

· Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Задержка моторного развития у недоношенных деток

Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто пришел в этот мир точно в «намеченный срок». Недавние исследования показали, что у детей, рожденных раньше срока, чаще наблюдаются проблемы с учебным процессом, возникают отставания в психоэмоциональном развитии. Самые важные отделы головного мозга наиболее активно развиваются на последних 5-6 неделях беременности. Поэтому недоношенные младенцы сразу же попадают в группу риска.

Опасность преждевременных родов

Количество недоношенных новорожденных растет, и медицина научилась их выхаживать на экстремально ранних сроках. Однако такие малыши очень уязвимы в плане дальнейшего развития. Увеличение среднего возраста будущих мам, развитие вспомогательных репродуктивных технологий привело к тому, что все чаще детки рождаются раньше того срока, который отвела на это природа.

Развитие моторики у малышей зависит от работы отделов мозга, которые отвечают за правильную позу, осанку, координацию движений. Малыш, родившийся раньше срока, начинает самостоятельно передвигаться только после того, как его опорно-двигательный аппарат сформировался. А поскольку он развивался в утробе недостаточное время, ему нужно оказать комплексную помощь, которая включает не только медикаментозное лечение, но и реабилитацию двигательной системы.

Особенности моторного развития недоношенных деток

Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики. Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание.

  • С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
  • В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
  • С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
  • После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.
Читать еще:  Чем можно развивать мелкую моторику

Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

Лечение ЗМР у недоношенных детей

Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.

Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» — в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.

Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.

Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.

Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на платформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия
  • Child’Space метод

Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.

В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.

Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.

Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.

Немного о торопыжках: особенности развития недоношенных детей

Считается, что нормальная беременность у женщины должна длиться 266 дней, или 38 недель от дня зачатия, или 40 недель от первого дня последней менструации. Однако согласно статистике от 5 до 10 процентов малышей торопятся родиться на свет и могут обрадовать родителей своим появлением на несколько недель раньше срока. Детей, родившихся между 28 и 37 неделями беременности, ростом от 36 до 46 сантиметров и с массой тела от 1000 до 2500 грамм, относят к недоношенным.

Читать еще:  Оценка психомоторного развития ребенка

Недоношенный малыш требует особой заботы сразу после рождения. Чем раньше он появился на свет, тем больше времени он проведет в больнице под наблюдением врачей. Обычно у торопыжек наблюдаются проблемы с дыханием, и почти у всех — проблемы с нервной системой. Среди недоношенных детей высокий процент диагноза ДЦП.

Однако чем раньше будут приняты меры по реабилитации торопыжки, тем быстрее он войдет в нужный график, и часто к году недоношенные дети уже ничем не отличаются от доношенных сверстников, а кое-в чем могут их и превосходить.

В возрасте 1—4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.

В возрасте 3—6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).

В возрасте 4,5—6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.

В 5,5—7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, преждевременно родившиеся дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6—8 мес.

В возрасте 6—8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.

В возрасте 9—12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).

В возрасте 8—12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.

Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у детей появляются в возрасте с 6—6,5 до 10 мес, а навыки опрятности — с 9—12 мес.

ПоказателиВозраст, мес
Здоровые доношенные детиРанние дети
Масса тела при рождении, г
до 3500до 1500до 1750до 2000до 2500
Удерживает голову в горизонтальном положении, лежа на животе3—42,5—32—2,51—2
Фиксирует взгляд12—32—2,51—21—1,5
Первая улыбка3—42—32—2,51—2
Отвечает на улыбку и речь взрослого24—53,5—4,53—42—3
Удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери2—35—6543—4
Гуление665,54,5
Поворачивает голову на звук35—64—5,54—4,53—4
Комплекс оживления5,5—65—5,54—4,53—4
Громко смеется65,554,5
Захватывает подвешенную игрушку46654,5
Находит невидимый источник звука665—5,54,5
Произносит отдельные слоги6—79,5—108,5—98—8,58
Ест с ложки, снимает пищу губами7,576,56
Хорошо ползает10—111098,5
На вопрос «где?» находит предмет711,5—1210,5—11,510—119—10
Долго занимается игрушками101098,5
Садится самостоятельно811—1210—119—109
Встает, придерживаясь за неподвижную опору11—1210—119—109
Сам ест и держит хлеб9,5—109,598
Действует с игрушками по-разному: размахивание, перекладывание, складывание8—9 11,51110,59,5 — 10
Сам садится и ложится; встает, держась за барьер8—911—1210—119—109
Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги8—109,58,5—98—8,58
Появляются навыки опрятности99,5—109,599
Повторяет слоги, произносимые взрослыми9—1013—13,51311—1211—12
Переступает, придерживаясь за неподвижную опору9—1011—1210—119—109
Стоит с поддержкой9—1111—1210—119—109
Стоит самостоятельно11—11,511—11,511,5—1212—139—11
Встает самостоятельно9—1211—1210—119—109
Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого1012,5—1311—1210—1110
Влезает на невысокую поверхность, слезает с нее1013—1412—1311—1210—11
Имеет запас простейших слов и пользуется ими11—12Этот навык появляется у преждевременных детей после первого года жизни

Источник: Физическое воспитание недоношенных детей.
В . Л . Страковская., Москва, 1990

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector