221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Уровень психомоторного развития у детей раннего возраста

На психомоторное развитие малышей до трех лет оказывают влияние многочисленные факторы:

  • наследственность;
  • пол;
  • социальные условия;
  • режим питания и прогулок;
  • состояние здоровья и пр.

Процесс развития напрямую связан с созреванием мозга малышей, с укреплением их связи с окружающим миром. В каждом отдельном случае психомоторное развитие в раннем возрасте протекает по индивидуальному графику, поэтому оценивать его также нужно только в индивидуальном порядке, по результатам динамических наблюдений.

Задержки психомоторного развития могут быть несущественными, а могут быть более чем заметными, касаться одной или нескольких функций, проявляться с неврологическими нарушениями и без них.

Оценивать уровень развития детей раннего возраста в этом направлении могут только специалисты и только на основании проведенных обследований.

Между тем, чтобы не упустить момент, когда нужно будет проконсультироваться с доктором, родители должны понимать, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе и какие условия для нормального протекания процесса они должны обеспечить.

Особенно аккуратными нужно быть, оценивая уровень психомоторного развития у детей, появившихся на свет раньше срока или с сильным недобором массы. В этом случае нужно равняться не на общие нормы и показатели, а обращать внимание на соответствие параметров развития малыша степени его недоношенности. Заметный прогресс в этом направлении — это уже прогностический признак.

Оценивать психомоторное развитие ребят раннего возраста нужно только в дифференцированном порядке, с обязательным учетом речи, познавательных функций, тонкой моторики, восприятия и зрительной координации.

Этапы социально-эмоционального развития

Обязательной оценке подвергается социально-эмоциональная сфера психики малышей. В раннем возрасте социально-эмоциональная сфера развивается под сильным влиянием окружающего мира и взрослых, которые создают условия для развития ребенка. Социально-эмоциональное развитие протекает в три основных этапа.

  1. На первом этапе, до 5 месяцев, отмечается развитие недифференцированных привязанностей к взрослым, которые чаще всего находятся возле ребенка. Он радуется их обществу, улыбается, реагирует на обращение, ищет возможности тактильного контакта.
  2. На втором этапе, до года, отмечается развитие привязанностей специфического характера, когда ребенок выделяет кого-то одного из взрослых, не желая с ним расставаться ни на минуту. К концу первого года дети не просто с удовольствием общаются с «фаворитом», но и отказываются от общения с другими людьми, испытывая страх и недоверие к незнакомцам.
  3. На третьем этапе у малышей раннего возраста развиваются многочисленные привязанности. Как правило, в этот период ребенок доверяет и с удовольствием общается не только с мамой или папой, но и с бабушками, дедушками и другими родственниками.

Ниже рассмотрим, что собой представляет психомоторное развитие детей раннего возраста на каждом этапе этого периода, начиная с рождения.

Навыки крохи с первого дня жизни до 6 месяцев

С первых месяцев жизни психомоторное развитие ребенка проявляется улыбкой и желанием общаться – это также называют «синдромом оживления», возникающим в ответ на общение со взрослыми.

Дети до трех месяцев уже пробуют осваивать начальные речевые навыки, произносят короткие слоги, гулят, выражают интонациями настроение. Нормально развивающиеся малыши к концу этого периода уже достаточно уверенно держат голову как в вертикальном положении, так и в положении на животе, поворачиваются на бок, смотрят на лица, склоненные над ними, и игрушки, следят за движущимися предметами, поворачивают голову на источник звука.

С четырех месяцев психомоторное развитие малыша проявляется следующими достижениями:

  • кроха поворачивается на живот из положения на спине и обратно;
  • упирается ладонями на прямых руках в поверхность опоры, лежа на животе;
  • упирается ногами в поверхность при удерживании под мышки;
  • при поддерживании за туловище пружинит ногами на опоре;
  • ищет источник звука;
  • интересуется игрушками и тянется к ним руками;
  • перекладывает игрушки в разные руки;
  • гулит долго и нараспев;
  • смеется в ответ на дружелюбное обращение к нему;
  • узнает близких и проявляет активность при их приближении.

Ближе к концу 6 месяцев многие дети начинают осваивать навыки сидения – это значительно упрощает им задачу по поиску и «добыче» игрушек, чем они с удовольствием и занимаются в часы бодрствования.

В этот период лучшие способы ускорить психомоторное развитие детей — постоянное общение, массаж тела и конечностей, совместные «прогулки» с крохой на руках, способствующие укреплению эмоциональной связи с родителями.

Навыки малыша с 7 до 9 месяцев

Психомоторное развитие ребенка в этот период могут охарактеризовать следующие навыки:

  • ребенок садится, если его потянуть за руки;
  • сидит без поддержки, тянется за игрушками, раскачивается, пробует ползать;
  • стоит, удерживаясь за опору, пробует переступать вдоль нее;
  • достает игрушки, изменяя положение тела;
  • использует пинцетный захват для игр с мелкими предметами;
  • складывает пирамидку;
  • стучит, бросает игрушки, наблюдает за эффектом падения;
  • ест с ложки и пьет из чашки;
  • опасается незнакомых, доверяет близким;
  • рассматривает новых людей до того, как наладить контакт;
  • лепечет, окрашивая лепет интонациями;
  • машет головой в знак отрицания и кивает, соглашаясь;
  • отзывается на имя;
  • специально бросает игрушки и наблюдает за тем, как взрослые их поднимают.

В этот период малыши учатся самостоятельно себя развлекать с помощью игрушек, не всегда нуждаясь в обществе взрослых.

Основные навыки малыша с 10 до 18 месяцев

С 10 месяцев и до 1,5 лет малыш успеет освоить еще целый набор полезных навыков, упрощающих жизнь ему и родителям:

  • кроха научится ползать и ходить;
  • изучит назначение большинства знакомых ему предметов;
  • научится не только раскидывать, но и собирать игрушки;
  • будет уверенно пить из чашки и есть ложкой самостоятельно;
  • сможет выполнять простые просьбы;
  • с удовольствием будет слушать, когда ему читают или поют песни;
  • просто сможет налаживать контакт с новыми людьми;
  • будет копировать манеру поведения взрослых;
  • с удовольствием будет играть с другими детьми, проявляя положительные эмоции;
  • сможет показать свою любовь родителям, будет искренне радоваться похвале;
  • научится танцевать и петь;
  • сможет голосом и интонациями объяснить основные желания;
  • научится понимать запреты;
  • сможет различать формы и основные цвета предметов, ориентироваться в их размерах;
  • будет пытаться использовать в речи простые слова и пр.

Родителям малышей в этот период стоит обратить внимание на задержки в росте и наборе массы, сильно бросающиеся в глаза, а также на нежелание крохи общаться даже с близкими людьми, на резкие или слабые реакции при внешних изменениях окружающего мира, на неспособность использовать указательный жест, равнодушное отношение к чужим без специального их выделения.

Все эти моменты могут указывать на то, что психомоторное развитие протекает с нарушениями. Диагностика в раннем возрасте и своевременная коррекционная работа с ребенком сможет помочь решить проблему задержки психомоторного развития в большинстве случаев.

Как развивается кроха с 1,5 до 2,5 лет?

Начиная с полутора лет, малыш порадует родителей новыми достижениями. Он научится:

  • прыгать, бегать, преодолевать простые препятствия;
  • частично самостоятельно раздеваться и одеваться;
  • понимать смысл сказок и рассказов с картинками;
  • давать ответы на простые вопросы;
  • строить башни из кубиков;
  • говорить простыми предложениями.

Ближе к двум годам малыш сможет:

  • уверенно и аккуратно есть ложкой;
  • преодолевать препятствия высотой до 20 см;
  • использовать местоимения и задавать вопросы;
  • различать понятия прошедшего, настоящего и будущего времени;
  • называть основные формы предметов, перечислять цвета;
  • конструировать и давать названия своим «творениям» и пр.

Кроме того, в этом возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, таким образом познавая окружающий мир, изучая поведение и взаимоотношения взрослых.

Родителям в этом возрасте стоит обратить внимание, если ребенок ходит на носках неуверенно и покачиваясь, не проявляет живого интереса к окружающей действительности, любит одиночество, не играет игрушками, не пытается копировать действия взрослых, не знает своего имени, проявляет бурную реакцию в ответ на запрет. Все эти факторы являются основанием для того, чтобы проконсультироваться с педиатром, который сможет проанализировать психомоторное развитие малыша и дать рекомендации.

Навыки детей с 2,5 до 3 лет

В заключительной стадии раннего возраста малыши умеют:

  • преодолевать препятствия до 30 см высотой;
  • одеваться и раздеваться без помощи;
  • пользоваться салфетками и носовым платком;
  • использовать предметы-заместители в играх;
  • рисовать и лепить и т.д.

Родителям, отслеживающим психомоторное развитие детей в раннем возрасте, нужно обратить внимание на серьезные отклонения от общих норм роста и веса, неспособность малыша преодолевать препятствия и постоянные падения, отсутствие интереса к играм, сложности в речевом отношении и проблемы с самообладанием, а также непонимание и нежелание выполнять простые просьбы.

Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста
статья (младшая группа)

В статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_4.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Станилеско, И.В. Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста [Текст] / И.В. Станилеско // сборник научных работ Всероссийской научно-практической конференции «Современные условия организации дефектологической помощи: междисциплинарный подход»

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТ А

Станилеско Ирина Васильевна, магистрант

Научный руководитель: к. пед. н, заведующий кафедры логопедии и коммуникативных технологий Тверская О. Н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста.

Ключевые слова: психомоторное развитие, недоношенный ребенок, ранний возраст.

На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, невынашивания. Увеличение числа недоношенных детей, а также относительно неблагоприятный прогноз их развития в дальнейшем побудили нас обратить внимание на эту категорию детей. Рождение недоношенного ребенка, процесс его раннего выхаживания и оздоровления – серьезная проблема, интенсивно изучаемая в медицинской практике. Вместе с тем, преждевременное, досрочное рождение ребенка и его раннее развитие – исключительно важная проблема с психологической точки зрения.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и в законодательно оформленном приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687н недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 37 недель и менее с массой тела 2500г и менее и длинной тела 45 см и менее [1].

Выделяют ряд причин невынашивания беременности. К социально-экономическим факторам относят профессиональные вредности; уровень образования родителей (чем ниже уровень образования, как матери, так и отца, тем выше вероятность рождения недоношенного ребенка); отношение женщины к беременности; вредные привычки родителей. Социально-биологические факторы: возраст матери (первородящие моложе 17 лет и старше 30 лет) и отца (моложе 17 лет); субклиническая инфекция и бактериальное носительство; предшествующие аборты; неполноценное питание во время беременности. К клиническим факторам относят экстрагенитальные заболевания; антифосфолипидный синдром; хронические заболевания мочеполовой системы; оперативные вмешательства во время беременности; психологические и физические травмы и другие патологические состояния и гестоз продолжительностью более 4 недель. Также экстракорпоральное оплодотворение или многоплодная беременность может привести к рождению недоношенных детей [10].

Недоношенные дети представляют собой гетерогенную группу. По данным Г.Л.Чухутовой 12-27% детей, родившихся с массой тела менее килограмма, имеют тяжелые неврологические нарушения, при этом оставшиеся 70% детей могут благополучно развиваться [9].

В исследовании Дж.Унгере и М.Сигман недоношенные дети по шкалам Гезелла и Касати-Лезин проявили отставание в показателях сенсомоторного и личностно-социального развития в возрасте 13,5 мес., а в 22 мес. – задержку речевого развития. Но к трем годам часть этих отставаний была преодолена [12].

В исследовании Н.Р.Ботерашвили частота поражений ЦНС изменяется от 3,8% до 8,5% в зависимости от степени недоношенности. Исследование 112 недоношенных детей раннего возраста Л.З.Кунькиной показало, что у 3,6% детей была выявлена задержка нервно-психического развития, у 6,2% детей обнаружена нервная реакция, проявляющаяся в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза, и у 2,1% детей – эпилептические припадки [2].

В работе Л.И.Мазур, М.В.Дмитриевой, В.А.Жирнова говорится о том, что недоношенные дети имеют двигательные нарушения, которые проявляются в виде изменений мышечного тонуса. В проведенном исследовании ими было выявлено, что для 11,76% детей характерен гипертонус мышц, а для остальных 88,24% – гипотонус [6].

Анализ исследования закономерностей развития моторной функции у недоношенных детей И.А.Деева, К.В.Куликовой, О.С.Кобяковой и др., со ссылкой на зарубежных авторов, показал, что детский церебральный паралич наблюдался у 14,6% детей, рожденных на сроке гестации менее 28 недель 6,2% – на сроке гестации 28-31недель 0,7% – на сроке гестации 32-36 недель [3].

Исследования, проведенные М.Ю.Васильевой, показали, что у недоношенных детей позднее осуществляется формирование мышечного контроля позы: в 4,5 месяца они способны устойчиво удерживать голову лежа на животе, к 8 месяцам могут сидеть, к 12 месяцам – самостоятельно вставать, в 14,5 месяцев начинают ходить. На втором году жизни у недоношенных детей отмечается задержка развития моторных навыков: бег, прыжки, поднимание по лестнице [7].

Также у недоношенных детей могут наблюдаться дефекты развития функций органов чувств, которые преимущественно представлены зрительными и слуховыми нарушениями.

При обследовании детей, рожденных с массой тела до 1250г, А.Янус-Кукульской и С.Лис было выявлено, что у 39% недоношенных наблюдаются следующие нарушения зрения: отслоение сетчатки, косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, ретинопатия [2]. Самым распространенным офтальмологическим заболеванием является ретинопатия. Популярность этого отклонения у недоношенных детей со сроком гестации менее 32 недель составляет 20-40%, со сроком гестации 32-36 недель – 8% [3].

Д.Е.Жайсакова, М.Б.Калтаева, опираясь на данные исследований зарубежных ученых, отмечают, что частота развития серьезных нарушений слуха в группе новорожденных, родившихся массой тела менее 2000г, составляет 15,5% на 1000, а в группе глубоконедоношенных младенцев составляет 4-5% [4].

Вопросами исследования психического развития недоношенных детей занимались М.Ю.Васильева, А.С.Батуев, М.Э.Бернадская, С.Я.Волгина, Л.В.Грачева, А.С.Емельянова и др. Авторы отмечают, что у детей, родившихся с низкой массой тела и без наличия грубых сенсорных нарушений, в возрасте 1 года наблюдалось отставание развития экспрессивной речи в 8,3% случаев, в 2 года – в 28% случаев и в 3 года – в 21% случаев. А нарушения развития импрессивной речи отмечалось только у двухлетних детей в 5,7% случаев [5].

В своей работе Д.И. Чернего, исследуя особенности психического развития недоношенных детей, указывает на то, что в возрасте 8 месяцев при исследовании нового предмета младенцы дольше удерживают его в руках, осуществляя ладонное захватывание предмета, и не могут переложить его из одной руки в другую. Это свидетельствует о том, что низкий уровень манипуляций с предметами снижает их исследовательскую активность, что может стать причиной задержки когнитивного развития.

В течение второго и третьего года жизни дети, рожденные с низкой массой тела, в игровой деятельности чаще совершают простые действия с предметами, не отличающиеся своим разнообразием, их игра в меньшей степени носит символический характер. В ситуации игры у недоношенных детей в 2 года наблюдаются проблемы с саморегуляцией. Также, при обследовании группы недоношенных детей в возрасте 2-х и 4-х лет был обнаружен более низкий уровень исследовательской компетентности, математических навыков и знания цветов в сравнении с доношенными детьми [7].

По мнению Д.Н.Чернова, у недоношенных детей в возрасте 2-3-х лет чаще возникает задержка речевого развития. Дети имеют низкие оценки понимания языка и активной речи: в 1,8 раз уменьшен объем словаря, высказывания содержат короткие и морфосинтаксические незрелые предложения, относящиеся к бытовым ситуациям. В речи преобладают лепетные слова и звукоподражания [8].

Однако Л.Г.Чухутова отмечает, что недоношенному ребенку без органических поражений ЦНС присуща повышенная обучаемость. Она предполагает, что это связано с некоторыми аспектами преждевременного рождения, которое не только нарушает естественное развитие мозга, но и стимулирует его развитие. После рождения ребенок получает раннюю сенсорную стимуляцию, которая ускоряет процессы созревания мозга и предотвращает естественную гибель нейронов, которая происходит в срок с 24 недели внутриутробного развития до 4 месяца после рождения [9].

Е.С.Щербатюк в своей работе со ссылкой на исследование О.В.Лебедевой темпов психомоторного развития глубоконедоношенных детей указывает на медленное нарастание навыков в первые 5–6 месяцев фактического возраста (3–4 месяца скорригированного возраста) и значительном их нарастании в последующие 7–8 месяцев фактического возраста, то есть к 12–14 месяцам скорригированного возраста, когда развитие детей было приближенно к развитию доношенных сверстников [11].

Таким образом, категория детей рождённых раньше срока, по мнению многих исследователей, относится к группе «высокого риска». Дальнейшее психомоторное развитие недоношенных детей зависит от следующих факторов: наличие или отсутствие пренатальных вредностей и от условий внешней среды (рациональная организация среды, правильный уход, воспитание и др.).

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-27122011-n-1687n/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Баркун Г. К Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей // Охрана материнства и детства. – 2012. – №2 (20). – С.76 – 80

3. Деев И. А. Особенности физического и нервно-психического развития детей с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении в различные возрастные периоды жизни // Педиатрическая фармакология. – 2016. –Т.13 № 5. – С.448 – 451

4. Жайсакова Д. Е. Нарушение слуховой функции у недоношенных детей в пренатальном и перинатальном периодах развития с отрицательным дефицитом неврологического статуса // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2016. –№ 4. – С.116 – 120

5. Иванова Н. Б. Специфика психического развития недоношенных детей, воспитывающихся в семье // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева.– 2009.– С.18 – 20

6. Мазур Л. И. Особенности клинико-неврологического статуса детей, родившихся недоношенными // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –№ 6. – С.243

7. Чернего Д. И. Особенности психического развития недоношенных детей в домах ребенка: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / Д.И. Чернего; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2015. – 24 с.

8. Чернов Д. Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть1) // Современная зарубежная психология. – 2014. –Т 3. № 3. – С.65 – 78

9. Чехутова Г. Л. Недоношенность как фактор нарушенного развития ребенка // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т.3 № 1. – С.72 – 86

10. Шабалов Н. П. Неонатология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – Т.1. – 704 с.

11. Щербатюк Е. С. Особенности состояния здоровья и проблемы реабилитации детей раннего возраста, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2017. –Т 13.№ 2. – С. 245 – 251

12. Ungerer J. A. Developmental lags in preterm infants from one to three years of age // Child Development. 1983. V. 54. P. 1217 – 1228.

Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст

Область развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитие

Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речь

Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитие

Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
Игры

Копирует часто повторяемые действия взрослых
Движения

Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речь

Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитие

Различает предметы по размеру с разницей в 3 см
Игры

Может строить башенки, домики из кубиков
Движения

Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
Навыки

Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речь

Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речь

Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитие

Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
Игры

Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
Движения

Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
Навыки

Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Читать еще:  Слоговые таблицы для обучения чтению для дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector