221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пальчиковый массаж развитие мелкой моторики рук

Игровой массаж самомассаж и пальчиковая гимнастика.
картотека на тему

Подборка игровых упражнений используемых на музыкальных занятиях и рекомендованных для занятий с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Подборка игровых упражнений используемых на музыкальных занятиях и рекомендованных для занятий с детьми дома.34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой массаж самомассаж и пальчиковая гимнастика.

на занятиях и дома

Лепим, лепим ушки – слышим хорошо

Нарисуем глазки – видим далеко

Носик мы погладим – дышим глубоко

Стало нам Тепло!

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Игровой массаж «На саночках»

(1) Подмели метлищей, стал двор чище

(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,

(4) И на кручу санки покатили сами.

(5) Побежали дети скоро, скоро

(6) Притащили саночки на гору.

(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,

(8) А на горку сани потащили сами.

(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

1 сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами

2 «поскрести» ребром ладони

3 одним движением по спине «отодвигаем снег»

2 хлопка по спинке под музыку

4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх

5 — пройти указательными и средними пальцами

6 — провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх

7 — провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз

8 — пройти пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд потянем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем за щёчки.

Мы здоровые опять!

Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок

Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок

Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш

Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш

Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру

А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну

И тебя я обниму!

Игровой самомассаж. « Здравствуйте!»

ладошки! (вытягивают руки, ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (с хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! («пружинка»)

Топ, топ, топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (с раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (с раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (с раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (с раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Привет! (приветственно машут рукой над головой)

Самомассаж – распевка. «Доброе утро!»

Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Игровой массаж. «Наступили холода»

Да-да-да, наступили холода. (потереть ладошки)

Да-да-да, превратилась в лёд вода. (пальцами по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду, подскользнусь я на льду (указ.пальцами помас-ать крылья носа)

Ду-ду-ду, я на лыжах иду. (растереть уши)

Ды-ды-ды, на снегу есть следы. (растирать лоб ребром руки)

Ди-ди-ди, ну-ка заяц погоди. (погрозить)

Игровой массаж в парах «Капуста»

(например, на спинке партнера).

Мы капусту рубим, рубим – рубящие движения ребрами ладоней

Мы морковку трем, трем – движения костяшками пальцев

Мы капусту солим, солим – точечные прикосновения пальцами

Мы капусту жмем, жмем — прожимание мышц пальцами

Сок капустный пьем, пьем – поглаживающие движения.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные движения.

Дождь! Дождь! Надо нам – хлопают ладонями по спине.
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек. – поколачивают кулачками.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! – постукивают пальчиками.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже – поглаживают спину ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили – пощипали, (Нажимаем руками на спинку, будто ходим, потом пощипывая)

Походили – поклевали. (Нажимаем руками на спинку, будто ходим, потом щепоткой пальцев делаем движения поклевывания)

Посидели-посидели (кладем ладони на спинку малыша и собираем их в кулак, при этом проводя пальцами по спинке)

И обратно улетели. (разотрем спинку)

Прилетят в конце недели (похлопываем)

Наши милые тетери. (пощипываем)

Мы тетерок будем ждать – (растираем)

Дадим им крошек поклевать.

(Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки)

Рельсы, рельсы. (проводим линии вдоль позвоночника как ресы, сначала одну, потом другую)

Шпалы, шпалы. (проводим шпалы, поперечные линии направо и налево)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спинедвигая вперед, приэтом чуть двигая назад)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим щепотками пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (пощипать спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Прошёл слон, («идём» по спине кулаками как ногами слона)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок.( идём тремя пальцами, сложенными вместе)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем — стол ладонями)

Стул, (стул — четырьмя пальцами)

Печатную машинку. (печатную машинку — пальцами)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке, Дзинь – точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал, Помял, Разгладил, Сложил,

Отправил. (нажимаем ладошкой, мнем, гладим, щиплем)

(«кладем письмо» за шиворот и целуем)

Пальчиковая игра «Кот на печи» М.Ю.Картуштна

Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.

Кот на печи с тучат кулачком о кулачок

Кошка на лавке показывают как шьют иголкой

Малые котята поднимают согнутые в локтях

На печке сидят руки на уровне груди, опустив

На печке сидят качают головой кисти вниз, вправо-влево

Да, на котика глядят приставляют к глазам указат. Все на котика глядят и большие пальцы («очки»)

Да, сухарики едят. Щелкают зубками

Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки — движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять «Идут» по столу указательны и средним пальчиками

Бабу снежную лепили «Лепят» комочек двумя

Птичек крошками кормили «Крошат» хлебушек всеми пальчиками

С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли Отряхиваю ладошки

Съели суп и спать легли

Движения воображаемой ложкой; руки под щечку

Пальчиковая игра «Дятел»

Цель : Учить детей передавать чёткий ритм

Как из леса слышен звук:

«Так-так» и «Тук-тук»

Это кто ж там силы тратит?

Ну, конечно, это дятел.

Вот сейчас жучка достанет,

И опять стучать он станет,

И опять польётся звук:

«Так-так» и «Тук-тук»

Пальчиковая игра «Разминка»

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, — хлопают в ладоши
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
похлопаем в ладошки, похлопаем немножко,
похлопаем в ладошки. очень хорошо!
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, – стучат пальчик о пальчик
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут
у маленьких ребят.
и пальчики попляшут, и пальчики попляшут, — фонарики
а девочки и мальчики все ровненько сидят.

Тук-тук- молотком,
мы построим птичий дом.
туктук- молотком,
поселяйтесь птички в нем. — стучат кулачком о кулачок
Бум-бум, барабан, — попеременно стучат кулачками по коленям
что за шум и та-ра-рам?
бум-бум, барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, — имитируют игру на дудочке
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
ду-ду-ду, ду-ду-ду,
вот какая дудка.
Поехали потихонечку, — попеременно ударяют ладошками по коленям
поехали потихонечку,и быстренько, и быстренько,и быстренько, и быстренько,
и приехали!

Пальчиковая игра на песню «Ёжик»

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

2. В лес ребята приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

Пальчиковая игра «Сороконожки»

Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались – (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

Пальчиковая игра «Раз – цветочек»

Два — цветочек… (поочередно показывают ладони с растопыренными пальцами)

Ёжики, ёжики… (сжимают и разжимают ладони)

Наточили, наточили (скользящие движения ладонью о ладонь)

Ножнички, ножнички. (скрещивают перед собой руки)

Побежали, побежали («бегают» пальцами по ладони другой руки)

Зайчики, зайчики! (показывают «заячьи ушки» над головой)

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно…

(«дирижируют» указательными пальцами)

«Девочки!» (слово выкрикивают только девочки)

«Мальчики!» (кричат только мальчики)

Самомассаж с предметами

«С гладким мячиком»

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

На музыку Бурениной «Игра с погремушками»

— Ах, как весело сегодня, веселимся от души.

Лепим, лепим мы умело, лепим, лепим мы снежки.

— Раз – положим, два – поднимем, повторим ещё разок.

Раз – положим, два – поднимем, чтоб никто не уволок.

— Потихоньку постучали, тише-тише, не шуми,

Постучали, поиграли, ах какие молодцы.

— Где же где, снежки не видно, спрятали за спинку мы.

Где же где, снежки не видно, ах какие шалуны.

— Снова мы в снежки играем, мы ладошки согреваем.

Покатай ещё разок, получился колобок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация является наглядным дополнением к докладу и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему.

Самомассаж в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающий! Попробуйте не пожа.

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра.

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.Задачи:стремиться устано.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость о.

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию здоровьесберегающих технологий (игровой массажа, подвижные игры.

Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец)

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,— скажу тебе: «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

«Когда роли исполняют дети». Пальчиковый театр как средство развития детей В наше время каждый педагог знает о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковый театр представляет не только эту.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв. категория. Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица:.

Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Массаж рук ребенка

Массаж кистей рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Массаж рук очень полезен для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, логика. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Массаж кистей рук и пальцев для детей

Массаж рук карандашами

Могут применяться разные карандаши: трёхгранный и шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:

  • перекатывать между ладонями;
  • катать по тыльной стороне руки;
  • раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
  • удерживать одним пальцем руки;
  • раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).

Игры с прищепками

Прикреплять прищепки на верёвку или специальную дощечку. Как только малыш освоит это движение, то можно подключить развитие логического и математического мышления. Например, прикреплять прищепки в определённой последовательности по цветам, нужное количество и т.д.

Массаж с помощью грецких орехов

С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей.

  • прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
  • кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
  • прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
  • скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
  • прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
  • раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
  • удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж пуговицами

Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:

  • проведите ладонями по поверхности пуговиц;
  • зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в пуговичное «море» и поплавайте в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
  • захватите «щепотку» пуговиц и отпустите.

Упражнения с массажным мячом (с пупырышками)

  • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
  • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
  • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
  • Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
  • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
  • Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
  • Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз и с левой, и с правой рукой.

Игры с крупами

Ещё эту игру можно назвать «Золушка». На подносе смешать два вида круп, например рис и гречку. Ребёнку необходимо разобрать крупу на две кучки. Если с мелкими крупами работать ещё трудно, то можно начать с разделения гороха и фасоли. Это отличное упражнение для развития мелкой моторики рук.

Весёлые стихи и массаж

Массаж хорошо выполнять, используя весёлые игры, некоторые из них подойдут даже годовалым детям.

Сорока-белобока

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил,

Тебе нет ничего»

Ладушки-хлопушки

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки,

Звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Домик

Это домик. (обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша. (соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше. (поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)

Прятки

В прятки пальчики играются, открываются, (подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закрываются. (соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

Зайчики

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок.

Раз зайка, два зайка, три зайка,

Четыре зайка, пять… (пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать. (стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали

И устали.

Сели отдыхать. (согните пальцы в кулак.)

Здравствуй, пальчик

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,

Вот и встретились с тобой.

Ручки греем

Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Добываем огонь

Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Колобки

Имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём.

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).

Точилка

Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Пила

Ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Данные упражнения будут очень интересны и полезны ребёнку, так как это не просто игра, а самый настоящий массаж рук ребёнка, который позволит развить мелкую моторику и укрепить мускулатуру кисти. В дальнейшем это благотворно скажется на речи ребёнка , его почерке и в целом на мышлении.

Ещё много весёлых стихов для детского массажа можно посмотреть здесь.

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.

Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

Противопоказания к массажу рук

Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.

В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

Методы выполнения ручного массажа

Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста — своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

Для новорожденных детей

Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

Для детей от 9 месяцев

В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

Для детей старше года

Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

Массаж-игра

Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.

Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

Как часто следует делать массаж

Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

Читать еще:  Развитие моторики 2 года
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×